УДК 796.966-053.6 DOI 10.14526/00_1111_02
ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ХОККЕИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
И.Р. Газимов - аспирант Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма, г. Набережные Челны
THE IMPORTANCE OF THE FACTORS INFLUENCING TEACHING AND HOCKEY PLAYERS' TECHNIQUES EFFECTIVENESS AT A HEALTH -IMPROVING STAGE
I.R. Gazimov - post-graduate student Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism",
Naberezhnye Chelny
e-mail: 030889030889@mail.ru
Ключевые слова: анкетирование тренеров, спортивно-оздоровительный этап, техническая подготовка, юные хоккеисты
Аннотация. Стремительный рост уровня спортивного мастерства в детско-юношеском хоккее заставляет всех тренеров детальнее изучать процесс подготовки юных хоккеистов на всех этапах подготовки и изыскивать возможности его дальнейшего совершенствования. Значимость видов подготовок на различных этапах подготовки юных хоккеистов постепенно меняется, что обусловлено возрастом занимающихся, их мастерством, направленностью и условиями учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельностью. В исследованиях по технической подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе выделены лишь аспекты ее содержания, но не определены факторы, влияющие на эффективность обучения техническим приемам и их выполнение, не определена их значимость. Поэтому целью нашего исследования была определена значимость факторов, влияющих на эффективность обучения и выполнения технических приемов хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе.
Материал. В статье обобщены результаты анкетирования тренерского состава регионов России, принимающих участие в Первенстве России по хоккею с шайбой. Представлены результаты заключений тренеров различных регионов России о факторах, влияющих на эффективность обучения техническим приемам хоккеистов и их выполнение на спортивно-оздоровительном этапе.
Методы. Анализ научной литературы, анкетирование спортсменов и тренеров, методы математической статистики.
Результат. По результатам анкетирования спортсменов и тренеров 4 регионов России выявлены ведущие факторы, влияющие на эффективность обучения техническим приемам и их выполнение в подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе: «Обучаемость (тренируемость)», «Талант (одаренность, задатки)», «Мышление
ребенка»; приведены данные об эффективности подготовки хоккеистов по уровням мастерства.
Заключение. Проведенное исследование, ориентируясь на ведущие факторы, влияющие на эффективность обучения техническим приемам и их выполнение в подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе, дает возможность эффективно построить учебно-тренировочный процесс.
Keywords: trainers' questionnaire survey, health-improving stage, technical training, young hockey players.
Annotation. Impetuous increase of sportsmanship level in hockey among children and teenagers makes all trainers study thoroughly the process of young hockey players training at all stages of training, it is especially important at a health-improving stage and find the opportunities for its further development. The importance of the kinds of training changes at different stages of young hockey players' training and it is connected with the age of the players, their mastership, an educational-training process and a competitive activity conditions. In the research works on technical training of hockey players at health-improving level only the aspects of its content are defined, but the factors, influencing the effectiveness of techniques teaching, their fulfillment and importance, are nor determined. That is why the aim of our research work is the importance of the factors, influencing the effectiveness of techniques teaching and their fulfillment by the hockey players at health-improving level.
Material. The survey results among the trainers of the Russian regions who took part in Russian Ice hockey Championship are summarized. The results of the trainers' findings on the factors, influencing the effectiveness of teaching techniques and their fulfillment at health-improving level are presented.
Research methods: scientific literature analysis, survey among the sportsmen and trainers, the methods of mathematical statistics.
Results. According to the results of the survey among the sportsmen and the trainers from 4 regions of Russia, the leading factors are revealed, influencing the effectiveness of teaching techniques and their fulfillment at health-improving level: "Learning capability (training ability)", "Talent (natural gifts, inclinations)", "A child's mentality"; the data on the effectiveness of hockey players training according to the levels of sportsmanship are presented.
Conclusion. On the basis of the carried out research work, taking into consideration the leading factors, influencing the effectiveness of teaching techniques and their fulfillment during hockey players training at health-improving level, it is possible to organize an effective educational-training process.
Введение. Стремительный рост уровня спортивного мастерства в детско-юношеском хоккее заставляет всех тренеров детальнее изучать процесс подготовки юных хоккеистов на всех этапах подготовки, в особенности это касается одного из самых важных этапов - спортивно-оздоровительного, и изыскивать возможности для его дальнейшего совершенствования.
Значимость видов подготовок на различных этапах подготовки юных хоккеистов постепенно меняется, что обусловлено возрастом занимающихся, их мастерством, направленностью и условиями учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельностью. На спортивно-оздоровительном этапе (СОЭ) техническая подготовка (ТП) является ведущей: из 5 видов подготовок (физической, технической, психологической, теоретической, технико-тактической) ей по программам подготовки юных хоккеистов [5; 16] отводится до 70,3% времени в годичном макроцикле. Однако результаты обзора научно-методической литературы показывают, что проведенные исследования касаются в основном высококвалифицированных хоккеистов [3; 4; 6; 8; 11; 15], а в исследованиях по технической подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе [1; 5; 10; 11; 16] выделены лишь аспекты ее содержания. Поэтому они не претендуют на окончательный вариант: в частности, не определены факторы, влияющие на эффективность обучения и выполнения технических приемов и не определена их значимость.
На основании вышеизложенного нами сформулирована цель исследования -определить значимость факторов, влияющих на эффективность обучения и выполнения технических приемов хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе.
Методика исследования. Источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации служили сведения, полученные методом анкетирования, которое предполагало строго продуманную постановку вопросов ( к респондентам) [2; 13; 14].
В анкете предусматривался определенный порядок сочетания основных содержательных и функционально вспомогательных вопросов. Результаты исследования обрабатывались методами, принятыми в педагогических исследованиях [2; 13; 14].
Анкетирование проводилось в группах ведущих экспертов-тренеров (п=18), работающих в спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР) по хоккею с шайбой регионов «Поволжье», «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Центр». Большинство тренеров имеют опыт работы с хоккеистами на спортивно-оздоровительном этапе и являются ведущими специалистами в их подготовке. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Значимость факторов, влияющих на эффективность обучения и выполнения технических приемов в подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе, по результатам анкетирования тренерского состава (п=36) СДЮШОР регионов «Поволжье», «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Центр», М±а
#№ Факторы СДЮШ ЮР
Поволжье (n=9) Урал-Западная Сибирь (п=9) Центр (n=10) Сибирь-Дальний Восток (п=8)
1 Обучаемость (тренируемость) 2,4±1,6 4,8±4,2 3,7±1,9 2,5±1,1
2 Уровень развития физических качеств 8,1±3,4 7,0±4,5 8,2±4,0 8,6±5,1
3 Уровень развития психических качеств 11,9±5,0 16,2±2,9 16,5±3,2 17,5±2,7
4 Талант (одаренность, задатки) 4,3±3,8 2,2±1,7 2,1±2,5 2,5±1,5
5 Трудолюбие 4,7±3,3 5,8±3,5 5,6±5,3 4,4±4,3
6 Условия для подготовки 14,6±5,5 19,0±3,8 17,1±5,3 18,4±3,5
7 Квалификация тренера 6,0±3,5 9,3±4,7 6,6±2,9 6,1±4,2
8 Научно-методическое обеспечение подготовки 13,9±7,0 17,8±4,1 15,5±5,9 16,1±2,2
9 Антропометрические показатели 12,1±7,5 12,1±5,6 10,4±6,2 11,8±5,4
10 Тип нервной системы 13,9±4,3 12,1±3,6 10,8±3,6 10,6±4,4
11 Информация о родителях 18,4±4,2 19,7±2,2 18,7±3,2 19,9±1,9
12 Техника выполнения двигательных действий на льду 10,8±4,8 7,3±4,2 7,8±3,6 7,3±1,9
13 Техника выполнения двигательных действий вне льда 12,8±6,4 8,2±4,3 8,7±3,7 8,8±2,7
14 Мышление ребенка 4,7±2,8 4,3±2,6 4,8±2,7 5,4±4,6
15 Режим дня 13,6±7,0 14,7±5,3 17,1±5,1 16,4±2,8
16 Прогресс в обучении и выполнении технических приемов 12,7±5,1 7,8±3,8 9,2±3,3 8,4±1,6
17 Перспективность игрока на основе наблюдений за выполняемыми действиями 13,6±3,4 8,4±3,3 10,8±3,5 9,4±1,8
18 Эффективность применения психолого-педагогических и медико-биологических средств восстановления работоспособности игроков 15,8±6,3 15,1±3,9 14,6±4,2 17,0±4,8
19 Результаты комплексного контроля 20,0±2,9 21,7±1,8 20,9±3,3 20,4±5,9
20 Психологическая подготовленность игрока 18,2±5,1 16,3±5,3 17,7±4,1 17,1±4,6
21 Мотивация ребенка в занятиях 12,3±5,7 12,7±4,6 12,3±5,3 12,4±4,0
22 Мотивация родителей к занятиям 18,9±5,9 19,2±4,7 18,3±4,0 19,1±5,5
23 Темперамент ребенка 13,4±4,5 15,2±5,6 19,2±3,0 17,5±3,8
24 Темперамент родителей ребенка 21,9±3,4 23,0±1,0 23,4±0,8 22,6±1,4
Примечание: СДЮШОР - специализированная детко-юношеская школа олимпийского резерва; п - количество тренеров; М - среднестатистическое значение; а - стандартное отклонение
Результаты исследования и их интерпретация. Как видно из таблицы 1, на основании обзора и анализа литературных источников выявлены и систематизированы по общим признакам 24 фактора, влияющих на эффективность обучения и выполнения технических приемов хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе: обучаемость (тренируемость); уровень развития физических качеств; уровень развития психических качеств; талант (одаренность, задатки); трудолюбие; условия для подготовки; квалификация тренера; научно-методическое обеспечение подготовки; антропометрические показатели; тип нервной системы; информация о родителях; техника выполнения двигательных действий на льду; техника выполнения двигательных действий вне льда; мышление; режим дня; прогресс в обучении и выполнении технических приемов; перспективность игрока на основе наблюдений за выполняемыми действиями; эффективность применения психолого-педагогических и медико-биологических средств восстановления работоспособности игроков; результаты комплексного контроля; психологическая подготовленность игрока; мотивация ребенка в занятиях; мотивация родителей к занятиям; темперамент ребенка; темперамент родителей ребенка.
Также из таблицы 1 можно увидеть, что в регионе «Поволжье» ведущим фактором тренерский состав считает «Обучаемость (тренируемость)» (ранговый показатель 2,4±1,6). Это связано с тем, что именно способность ребенка обучаться, правильно и вовремя выполнять задания и команды тренера способствует эффективности обучения.
На второе и третье места тренерский состав определил факторы «Талант (одаренность, задатки)» (ранговый показатель 4,3±3,8) и «Мышление ребенка» (ранговый показатель 4,7±2,8). Это связано с тем, что талант ребенка и его мышление способствуют его прогрессу в обучении.
В регионе «Урал-Западная Сибирь»» ведущим фактором тренерский состав считает фактор «Талант (одаренность, задатки)» (ранговый показатель 2,2±1,7). Это связано с высоким уровнем развития способностей, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Второй и третий по значимости факторы - «Мышление ребенка» (ранговый показатель 4,3±2,6) и «Обучаемость (тренируемость)» (ранговый показатель 4,8±4,2). Это связано с тем, что высокая обучаемость способствует более интенсивному мышлению, а высокий уровень мышления обычно свидетельствует о наличии хорошей обучаемости.
В регионе «Центр»» лидирует фактор «Талант (одаренность, задатки)» (ранговый показатель 2,1±2,5). Это свидетельствует, что генетически обусловленные особенности являются определяющими при реализации потенциала индивида.
Второй и третий по значимости факторы - «Обучаемость (тренируемость)» (ранговый показатель 3,7±1,9) и «Мышление ребенка» (ранговый показатель 4,8±2,7). Последствием этих факторов является успешность освоения учебного материала, быстрый темп накопления знаний и навыков.
В регионе «Сибирь-Дальний Восток»» доминируют факторы «Обучаемость (тренируемость)» (ранговый показатель 2,5±1,1), «Талант (одаренность, задатки)» (ранговый показатель 2,5±1,5). Это связано с тем, что обучаемость и талант определяют темп развития в процессе обучения.
Второй и третий по значимости факторы - «Трудолюбие» (ранговый показатель 4,4±4,3) и «Мышление ребенка» (ранговый показатель 5,4±4,6). Это связано с тем, что осознанные действия через труд могут привести к успеху в обучении.
В этом плане необходимо отметить, что наилучшие показатели эффективности подготовки воспитанников СДЮШОР по уровням мастерства (количество воспитанников, выступающих или выступавших в различные годы на следующих уровнях: Национальная хоккейная лига, сборная страны, Континентальная хоккейная лига, Высшая хоккейная лига, Молодежная хоккейная лига (уровень «А» и «Б»); за промежуток эффективности работы тренеров региона были взяты следующие показатели - с какого года работают тренеры в СДЮШОР и до 2014 г. включительно)) отмечаются в регионах «Поволжье» и «Урал-Западная Сибирь» - соответственно, 40 и 96 воспитанников (табл. 2). Следовательно, на заключения тренеров данных регионов необходимо обратить особое внимание при выборе средств и факторов в подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе.
Таблица 2
Эффективность подготовки воспитанников СДЮШОР регионов «Поволжье», «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Центр» по уровню мастерства (по результатам анкетирования тренерского состава), количество воспитанников
#№ Уровни мастерства СДЮШОР
Поволжье (n=9) Урал-Западная Сибирь (п=9) Центр (n=10) Сибирь-Дальний Восток (п=8)
1 НХЛ, сборная страны, КХЛ ВХЛ, МХЛ А, МХЛ Б 40 96 25 26
Примечание: п - количество опрошенных тренеров; НХЛ - Национальная хоккейная лига; КХЛ - Континентальная хоккейная лига; ВХЛ - Высшая хоккейная лига; МХЛ -Молодежна хоккейная лига (уровень «А» и «Б»)
Таким образом, на основании проведенного исследования можно констатировать, что представления о значимости факторов отличаются у тренеров регионов, но имеются и определенные предпочтения, что связано как с условиями в подготовке юных хоккеистов, так и квалификацией самих тренеров.
Выводы. 1. На спортивно-оздоровительном этапе техническая подготовка является ведущей: из 5 видов подготовок ей по программам подготовки для юных хоккеистов отводится до 70,3% времени в годичном макроцикле.
2. Выявлены и систематизированы по общим признакам 24 фактора, влияющих на эффективность обучения и выполнения технических приемов хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе: обучаемость (тренируемость); уровень развития физических качеств; уровень развития психических качеств; талант (одаренность, задатки); трудолюбие; условия для подготовки; квалификация тренера; научно-методическое обеспечение подготовки; антропометрические показатели; тип нервной системы; информация о родителях; техника выполнения двигательных действий на льду; техника выполнения двигательных действий вне льда; мышление; режим дня; прогресс в обучении и выполнении технических приемов; перспективность игрока на основе наблюдений за выполняемыми действиями; эффективность применения психолого-педагогических и медико-биологических средств восстановления работоспособности игроков; результаты комплексного контроля; психологическая подготовленность игрока; мотивация ребенка в занятиях; мотивация родителей к занятиям; темперамент ребенка; темперамент родителей ребенка.
3. Определены ведущие факторы, влияющие на эффективность обучения и выполнения технических приемов хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе, среди тренерского состава 4 регионов России:
- в регионе «Поволжье»: «Обучаемость (тренируемость)», «Талант (одаренность, задатки)», «Мышление ребенка»;
- в регионе «Урал-Западная Сибирь»: «Талант (одаренность, задатки)», «Мышление ребенка», «Обучаемость (тренируемость)»;
- «Сибирь-Дальний Восток»: «Обучаемость (тренируемость)», «Талант (одаренность, задатки)», «Трудолюбие», «Мышление ребенка»;
- в регионе «Центр»: «Талант (одаренность, задатки)», «Обучаемость (тренируемость)», «Мышление ребенка».
4. Ориентация на ведущие факторы, влияющие на эффективность обучения и выполнения технических приемов хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе, позволяет тренерам эффективно обучать юных хоккеистов техническим приемам и управлять учебно-тренировочным процессом.
Литература
1. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 64 с.
2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. - М. : Академия, 2002. - 264 с.
3. Ишматов, Р.Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации : учеб.-метод. пособие / Р.Г. Ишматов. - СПб. : Академия хоккея, 2006. - 45 с.
4. Карпов, В.Е. Диагностика и коррекция психического состояния хоккеистов высшей квалификации : учеб. пособие / В.Е. Карпов. - Челябинск : ЮУрГУ, 2002. - 58 с.
5. Никонов, Ю.В. Хоккей: программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.В. Никонов. - Минск : Министерство спорта и туризма, 2001. - 94 с.
6. Никонов, Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю.В.Никонов. - Мн. : Асар, 2003. - 352 с.
7. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М. : Астрель, 2002. -
864 с.
8. Петрушкина, Н.П. Комплексный контроль в системе управления подготовкой высококвалифицированных хоккеистов : учеб. пособие / Н.П. Петрушкина, Е.Ф. Сурина-Марышева, В.А. Пономарев. - Челябинск : УралГУФК, 2007. - 68 с.
9. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, общая теория и ее практические применения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
10. Пономарев, А.В. Планирование физической подготовки хоккеистов в возрастном аспекте : учебно-методическое пособие / А.В. Пономарев. - Челябинск : УралГАФК, 2000. - 61 с.
11. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник / В.П.Савин. - М. : Академия, 2003. - 400 с.
12. Селуянов, В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре : учеб. пособие / В.Н.Селуянов, М.П.Шестаков, И.П.Космина. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 184 с.
13. Скалкова, Я. Методология и методы педагогических исследований / Я.Скалкова и др. - М. : Педагогика, 1989. - 224 с.
14. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология : учебник / Ю.И.Смирнов, М.М.Полевщиков. - М. : Академия, 2000. - 232 с.
15. Сурина-Марышева, Е.Ф. Комплексный контроль в системе управления подготовкой хоккеистов : учеб.-метод. пособие / Е.Ф. Сурина-Марышева, С.П. Завитаев. - Челябинск : УралГУФК, 2009. - 44 с.
16. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев и др. - М. : Советский спорт, 2006. - 101 с.
Bibliography
1. Bystrov, V.A. The basis of young hockey players' training / V.A. Bystrov. - Moscow: Terra-Sport, 2000.
- 64p.
2. Zheleznyak, Y.D. The basis of a scientific-methodical activity in physical culture and sport: a manual / Y.D. Zheleznyak, P.K. Petrov. - Moscow: Academy, 2002. - 264 p.
3. Ishmatov, R.G. Highly qualified hockey players' training process planning: a manual / R.G. Ishmatov. -Saint-Petersburg: Hockey Academy, 2006. - 45 p.
4. Karpov, V.E. Highly qualified hockey players' psychical state diagnostics and correction: a manual / V.E. Karpov. - Chelyabinsk: Southern Ural State University, 2002. - 58 p.
5. Nikonov, Y.V. Hockey: a program for sport school for children and teenagers, special schools of the Olympic reserve for children and teenagers / Y.V. Nikonov. - Minsk: the Ministry of sport and tourism, 2001. - 94 p.
6. Nikonov, Y.V. Highly qualified hockey players' training / Y.V. Nikonov. - Minsk: Asar, 2003. - 352 p.
7. Ozolin, N.G. A trainer's handbook: how to win / N.G. Ozolin. - Moscow: Astrel', 2002. - 864 p.
8. Petrushkina, N.P. A complex control in the system of the training process management of highly qualified hockey players: a manual / N.P. Petrushkina, E.F. Surina-Marysheva, V.A. Ponomarev. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2007. - 68 p.
9. Platonov, V.N. The system of sportsmen's training in the Olympic sport, a general theory and its practical application / V.N. Platonov. - Kiev: the Olympic literature, 2004. - 808 p.
10. Ponomarev, A.V. Hockey players' training planning in an age aspect: a manual / A.V. Ponomarev. -Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2000. - 61 p.
11. Savin, V.P. Theory and methodology of hockey: a textbook / V.P.Savin. - Moscow: Academy, 2003. -
400 p.
12. Seluyanov, V.N. The basis of a scientific- methodical work in physical culture: a manual / V.N. Seluyanov, M.P. Shestakov, I.P. Kosmina. - Moscow: SportAcademPress, 2001. - 184 p.
13. Skalkova, Y. Methodology and the methods of pedagogical research works / Y.Skalkova and others -Moscow: Pedagogics, 1989. - 224 p.
14. Smirnov, Y.I. Sport metrology: a manual / Y.I.Smirnov, M.M. Polevschikov. - Moscow: Academy, 2000. - 232 p.
15. Surina-Marysheva, E.F. A complex control in the system of the training process management of hockey players: a manual / E.F. Surina-Mrysheva, S.P. Zavitaev. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2009. - 44 p.
16. Hockey: a program of sport training for schools for children and teenagers, special schools of the Olympic reserve for children and teenagers/ V.P. Savin, G.G. Udilov, Y.V. Korolev and others - Moscow: Soviet sport, 2006. - 101 p.
Статья поступила в редакцию: 16.05.2014 г.