параметров, влияющих на стоимость непроизводственного актива. С помощью этих коэффициентов получим математическую модель для определения влияния на цену за 1 м2. Таким образом сможем понять, с какой силой каждый фактор влияет на цену. Как цена зависит от этих коэффициентов. Новая составляющая модели будет выглядеть таким образом: Х= а*0*у(1) Где X - цена 1 м2 ,
а - коэффициент ценности для производства, Р - коэффициент экономической доступности, у - коэффициент уникальности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 5 апреля 2001 г.: по состоянию на 08.03.2015] // СЗ РФ. 04.06.2011. № 23. Ст. 2291.
2. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-Ф3 (последняя редакция): [принят Гос. Думой 22 июня 2016 г.]
3. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков (утв. распоряжением Минимущества РФ от 10 апреля 2003 г. № 1102-р).
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ Никулина Ю.Н.1, Шуршина Е.А.2
'Никулина Юлия Николаевна — доцент; 2Шуршина Екатерина Андреевна — магистрант, кафедра управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье анализируется текущее положение молодежи на региональном рынке труда. Исследуются причины поведения молодежи при выборе места работы. Изучаются наиболее важные мероприятия, способствующие трудоустройству выпускников. Проводится анализ выдвигаемых работодателем требований. Приводятся ключевые характеристики положения рынка труда. Отслеживается динамика регистрируемой безработицы в Оренбургской области. Отмечается значимость проведения профориентационной работы в высших учебных заведениях. Приводится обзор текущей ситуации на рынке труда молодежи Оренбургской области и результаты проведенного исследования среди организаций среднего и высшего образования региона. Ключевые слова: молодежь, рынок труда, молодые специалисты, высшее учебное заведение, выпускники, трудоустройство.
Вопрос о безработице молодежи в настоящее время стоит крайне остро. Несмотря на то, что данный факт обусловлен многими обстоятельствами (добровольный отказ от работы, возможность существовать на иждивенческих условиях, способность к самозанятости и тд.), важно осознавать значимость проблемы, не оставлять данный вопрос без внимания, находить пути решения. Трудоустройство выпускников вузов должно выступать первостепенной задачей не только для Центров занятости в конкретном регионе, но и быть в интересах самих вузов, ориентированность которых в равной степени необходима на теоретическую и практическую сторону образования.
Необходимость анализа положения молодежи на региональном рынке продиктована двумя ключевыми обстоятельствами. Во-первых, подрастающее поколение - это третья часть населения РФ, от образованности которой будет зависеть развитие страны. В настоящее время не такое малое количество эрудированных, умных и перспективных выпускников не находят дальнейшее применение своих навыков и умений, полученных в вузе на практике, не развиваются в выбранном направлении, после чего им приходится уходить в другие профессии, переквалифицироваться, работать на себя и т.д. А молодые люди, как известно, в настоящее время существенным образом влияют на политические, экономические и социальные структуры общества [1]. Во-вторых, молодежь во всем мире представляет собой одну из самых уязвимых
групп на рынке труда, тем более в России. В настоящее время в социально -экономических системах основное бремя безработицы несёт на себе молодёжь.
Таким образом, еще не выпустившись из стен образовательной организации, студенты прогнозируют вероятные проблемы с трудоустройством. Данный факт имеет место в любом регионе России. Очевидно, что это должно волновать не только студентов, но и вуз, и регион, и страну в целом. Важно органично интегрировать систему трудоустройства выпускников вузов в институциональную структуру регионального рынка труда.
В Оренбургской области было проведено исследование среди образовательных организаций среднего и высшего образования, которое было направлено на выяснение наиболее острых «болевых точек» в вузовской профориентации: набор абитуриентов, отсев студентов на первых курсах, трудоустройство выпускников - словом, на прояснение вопроса: что важно для повышения конкурентоспособности вуза, на что направлено основное внимание и какие есть ресурсы для повышения эффективности этой работы. Один из вопросов анкеты звучал: «Что важно для трудоустройства выпускников?»
совершенствование механизма практики системаная работа на протяжении всего периода учебы в вузе
практики, экскурсии, видеопрезентации тестирование и оценка компетенций, карьерное консультирование
связи с предприятиями, где могут работать выпускники
связи с выпускниками (потенциальными работодателями) сформировать у выпускника позицию какой я, чего хочу, чем могу быть полезен консультации по подготовке к собеседованию, составление
резюме, технике трудоустройства и т.п. презентовать каждого выпускника так, чтобы работодатели поняли, что ему можно поручить и в чем на него... дни карьеры (для встречи студентов и представителей предприятий
Специальный центр, который ведет мониторинг и орг. работу постоянно
0 20 40 60 80 100
Рис. 1. Наиболее важные мероприятия, содействующие трудоустройству выпускников
Наибольшее количество респондентов 77 - 67% указали, что самое важное для трудоустройства -это налаженные связи с предприятиями, где работают или могут работать выпускники вуза, и где может проходить у них практика (рисунок 1). В этом случае велика вероятность трудоустройства по специальности, полученной в вузе. Около половины профессий, которые получают молодые люди в учебных заведениях всех типов, остаются не востребованными на рынке труда, ввиду чего немало молодых специалистов, закончивших обучение, меняют собственную профессию, так и не работая по приобретенной специальности [2] .
Несмотря на актуальность вышеуказанных проблем, вынужденной незанятости молодежи уделяется немного внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственной документации. Этому свидетельствует статистика по регионам, которая позволяет сделать вывод о том, что среди безработных граждан доля выпускников школ, колледжей, средних специальных учебных заведений, вузов составляет двадцать три процента, из них не смогли найти работу после окончания учебного заведения двадцать процентов мужчин и двадцать четыре процента женщин.
В этом аспекте чрезвычайно важна роль вузов и их деятельности на рынке труда. Исследование, осуществленное специалистами Оренбургского государственного университета, которые занимаются проблемой формирования эффективной системы оценки работы вузов, позволило определить две ключевые группы их деятельности:
- потребители образовательных услуг, органы управления образованием различных уровней;
- центры занятости, биржи труда, кадровые агентства.
Системная оценка работы вуза, предлагаемая, например, специалистами Оренбургского государственного университета, сводится к процедуре, в процессе которой на базе мнений студентов, преподавателей и по отчетным сведениям вузов оцениваются определенные формы их деятельности: организационно-управленческая, образовательная, научная, воспитательная, кадровое и материально-техническое обеспечение [3].
В исследовании, проводимым среди образовательных организаций Оренбургской области, был включен вопрос: «Что важно для работодателей ваших выпускников?»
10,60%
33,60%
54% .
и Профессиональные знания и навыки, а личностные качества - это важно, но вторично
^'Лидерский потенциал, самомотивация ("горящие глаза"), а конкретным навыкам они готовы учить
^ Чтобы человек по складу личности подходил к должности и культуре организации
и Важно все!
м Требования к сочетанию Иа^кИ^ и значительно различаются в зависимости от вакансии
0
Рис. 2. Важные качества выпускников для работодателей
Из рисунка 2 видно, что 54 % опрошенных ответили, что профессиональные навыки и качества -то, что остается по сей день в приоритете для работодателя, лидерский потенциал и самомотивация во вторую очередь, а конкретным навыкам по определенным типам профессий можно обучить.
Важно отметить, что в настоящее время региональный рынок образовательных услуг в России значительно расширился: выросло число вузов, специальностей и направлений подготовки студентов. Подобные тенденции особенно очевидны в Оренбургской области.
Так, на начало 2017/2018 учебного года в Оренбургской области подготовку специалистов осуществляют 5 образовательных организаций среднего профессионального образования и 17 филиалов. В них обучались 10,0 тыс.студентов. Осуществляли подготовку специалистов со средним профессиональным образованием 44 профессиональные образовательные организации, в которых обучались 37,9 тыс. студентов. В 2018 году подготовлено 8,5 тыс.специалистов со средним профессиональным образованием. На начало 2018/19 учебного года действовало 5 образовательных организаций высшего образования и 15 филиалов, в которых обучались 53,3 тыс.студентов. В 2018 году выпущено 14,7 тыс. бакалавров, специалистов, магистров. Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального и высшего образования в 2018 году составил 18,8%. Модернизация образования вносит значительные изменения в приоритеты, структуру и содержание образовательных институтов. Вводятся новые образовательные стандарты, создается новая система оценки качества образования [4].
Исходя из приведенных данных, можно утверждать, что рост числа филиалов вузов способствует расширению возможностей получения высшего образования на платной основе. Кроме того, ужесточаются требования рынка к качеству обучения и уровню квалификации выпускников. Ввиду этого целесообразно сделать вывод о том, что молодёжь, готовясь к поступлению в какое-либо образовательное учреждение гораздо серьёзнее, чем раньше, задумывается о своей будущей (после его окончания) конкурентоспособности на рынке труда.
Проблема конкурентной молодежи на рынке труда достаточно актуальна. Ужесточаются требования, которые предъявляют работодатели, растут притязания выпускников. В подобной ситуации возникает вопрос о возрождении и развитии системы трудоустройства выпускников вузов, но пока они самостоятельно ищут работу. В связи с этим, актуально помимо регулярного увеличения
46
количества учебных площадок, уделять внимание качеству функционирования государственных центров занятости, частных кадровых агентств, бирж труда, работа которых существенным образом зависит от их осведомленности о текущих вакансиях, о качестве предлагаемой рабочей силы, о направлениях, объемах, стоимости подготовки специалистов учебными заведениями и т.д. На практике сбор подобных данных сталкивается как с разнообразными сложностями: нежелание предприятий давать информацию о вакансиях, о потребностях в повышении квалификации своих собственных сотрудников на базе учебных заведений, отсутствие данных о качестве подготовки специалистов в каком-либо учебном заведении и пр.
Ключевыми характеристиками положения на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения, а также его структура.
Например, по данным Портала Правительства Оренбургской области регистрируемая безработица (из которых преимущественно молодежь) выросла по сравнению с прошлым годом на 0,3 % . (Рисунок 3). Уровень официальной безработицы на 01.03.2019 г. составил 1,7%. Что говорит о том, что молодые люди до сих пор не устроены официально и представляют собой безработный слой населения.
Динамика регистрируемой безработицы, чел.
14586
14616
16795 15045
14225
15128 13313
14565
13704
12632
12263 12201
12009
13704
12736
11700
на на на на на на на на на на на на на 01.01 01.02 01.03 01.04 01.05 01.06 01.07 01.08 01.09 01.10 01.11 01.12 31.12
2018 год
2019 год
Рис. 3. Динамика регистрируемой безработицы, в Оренбургской области
Однако статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, особенно в его молодежном сегменте. Молодежь все реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах, особенно если это не приносит никаких результатов в поиске подходящей вакансии.
Сейчас безработица среди молодежи имеет достаточно застойный характер. Более 50% молодёжи, трудящейся в организациях государственного сектора, работает по совместительству, примерно 25% -подрабатывает в разнообразных альтернативных формах занятости. Молодежь интенсивно занимается предпринимательством: примерно 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30-летнего возраста. Собственное дело имеют примерно 3% от общей численности молодёжи [5].
Таким образом, практика показывает, что если сейчас тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не поменяются, то в недалеком будущем будет увеличиваться безработица среди неквалифицированного населения, и, главным образом, среди молодежи -выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или необходимой квалификации. Ввиду этого нужна рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием региональной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.
Из приведенного выше исследования можно отметить, насколько важна профориентация студентов в вузах:
да, надо чтобы студенты лучше понимали себя и свои перспективы
у да, особенно на этапе набора в магистратуру
у да, чтобы сократить отсев студентов
у едва ли, пусть просто учатся нормально
нет
-' Профориентирование по промышленным/аграрным предприятиям региона
Рис. 4. Оценка важности профориентации студентов
Сами студенты, выпускники и абитуриенты, являющиеся респондентами этого опросника отвечают в большинстве своем (86%) о том, что профориентация важна, на нее нельзя не возлагать надежд, ведь студенты должны понимать лучше себя и свои перспективы.
Также положительным явлением выступает тот факт, что сейчас все больше молодежи считает получение полноценного образования обязательным условием реализации соответствующего социального статуса и более высокого материального положения, установленной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение является ключевым компонентом инфраструктуры рынка труда, поддерживающего качественно сбалансированный спрос и предложение труда, существенным образом влияет на эффективность мер по проведению молодежной политики занятости. Ввиду этого при сокращении подготовки квалифицированных кадров в средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы постепенно растет.
Таким образом, несмотря на наличие некой положительной динамики в заданном вопросе, такой, как рост предпринимательского дела и возможность «разветвления» секторов экономики, проблема безработицы молодежи и выпускников вузов не теряет своей актуальности, о чем говорит статистика занятости. Это также подтверждает отношение безработного слоя молодежи к «самозанятому». На наш взгляд, важно осознавать, что данная проблема не может решаться только на рынке труда, где компетентными органами выступают кадровые агентства и биржи труда. Очевиден факт необходимости интеграции в данную структуру региональных вузов, в задачи которых будет входить практическая ориентированность обучения и подготовка «минимально возможной» площадки для реализации полученного образования.
1. Дмитриева Л.В., Никулина Ю.Н., Лисина А.Н., Жура С.Е., Заболоцкая В.В., Старкова Н.О., Кротова В.В., Щербакова Д.С., Мирюшкина Ю.В., Кононенко А.Ф., Тодосейчук А.С., Прусакова Т.В. Инновации и предпринимательство в современной России; под общ. ред. Н.В. Клочковой. Иваново: Научная мысль, 2012. 196 с.
2. Никулина Ю.Н. Оценка уровня конкурентоспособности: взгляд молодых специалистов // Экономика труда. 2015. Т.2. No 1.-С. 51-60.
3. Проскурин А.Д. Социальное партнерство университета и предприятий региона / А.Д. Проскурин, Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина//Высшее образование в России. 2012. -№ 7. С. 78-83.
4. Никулина Ю.Н. Концептуальные основы реализации профориентационной работы в регионе / Ю.Н. Никулина//Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2016. Т. 5. № 3.С. 6-14.
5. КулешоваЕ. Реакция рынка труда на притязания молодежи. // Служба кадров. 2016. №9. с. 47-51.
6. Климова Н.В. Проблема молодежной занятости в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Научный журнал КубГАУ. 2016. №120 (06). С. 4-10.
Список литературы
7. Климова Н.В., Шубич А.В. Проблема безработицы молодежи в России. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Развитие экономики и менеджмента в современном мире». // Воронеж: Инновационный центр развития образования и науки. 2014. с.338-340.
8. Пескова О.С. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как следствие развития экономики знаний // Вестник СГУТиКД. 2014. №2. с. 84-86.
СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Репин А.Е.
Репин Алексей Евгеньевич — магистрант, кафедра финансов и менеджмента, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в настоящее время на внутреннем рынке моторного топлива Российской Федерации складывается тенденция к долговременному и устойчивому росту розничных цен на бензин и дизельное топливо. Множество экспертов считают, что это может быть связанно с влиянием крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые задают цены на рынке и вынуждают независимых поставщиков следовать их ценовой политике. В данной статье проанализирован состав и структура рынка моторного топлива центрального федерального округа, определен тип рыночной структуры.
Ключевые слова: рынок моторного топлива, вертикально-интегрированная нефтяная компания, сети АЗС, рыночная структура.
УДК:338.1: 339.7
На сегодняшний день розничный рынок нефтепродуктов в России включает множество хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют на рынке в равных условиях, в соответствии со своими возможностями и правовыми нормами. На первый взгляд, сложившаяся система вполне соответствует рынку совершенной конкуренции, однако на деле таковой не является. В частности, структура рынка моторного топлива в Центральном федеральном округе состоит из большого количества поставщиков, однако, большую его долю, примерно на 40%, занимают крупные нефтяные компании.
Участниками данного рынка являются:
1. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК): ПАО «Роснефть» (включая «ТНК»), ПАО «Газпром» (включая «Газпром нефть»), ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Татнефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Башнефть».
2. Зарубежные нефтяные компании и международные сети АЗС: «Shell», «ARIS», «BP» и др.
3. Межрегиональные сети АЗС, не связанные с добычей: «Липецкая топливная компания», «Астра», «М10 Ойл», «MMK Petrol», «PLUS», «Калина Ойл» и др.
4. Региональные сети АЗС, например, в Москве и Московской области: «ТД Нефтьмагистраль», «Транс -АЗС», «Трасса».
5. Точечные АЗС и прочие региональные поставщики моторного топлива.
Всего в РФ около 22 тыс. автозаправочных станций, из которых 16 тыс. принадлежит ВИНК, а также 3500 операторов АЗС на внутреннем рынке и 700 участников экспортно--импортных операций [3, с. 138].
Таким образом, сегодня можно выделить два основных сегмента рынка АЗС как в Центральном федеральном округе, так и в РФ в целом: сети АЗС крупных нефтяных компаний (ВИНК) и сети АЗС независимых поставщиков моторного топлива.
Независимые топливные компании находятся в самых последних звеньях цепочки поступления нефтепродуктов на рынок. Наибольшее их влияние - это реализация на внутреннем рынке конечной переработки, которую они также закупают у нефтяников или переработки собственных НПЗ, если это возможно. Логистика, хранение и содержание АЗС для данной группы компаний также обходится дороже, так как они часто прибегают к услугам сторонних организаций по транспортировке топлива.
Исследование финансовой отчетности компаний показало, доли рынка основных поставщиков моторного топлива в ЦФО по состоянию на 2018 год распределяются следующим образом: сети АЗС