А.В. Калинин*
АНАЛИЗ РЫНКА ПЛАТНОГО ТВ ЗА 2012-2013 ГГ.
Калинин А.В. Анализ рынка платного ТВ за 2012-2013 гг. - Статья .
В данной статье рассматривается аналитика тенденций на рынке платного телевидения в России за 2012-2013 гг. Рассматриваются слияния и поглощения компаний на рынке, вывод и использование новых технологий для увеличения абонентской базы и выручки с одного абонента, аналитика абонентской базы крупных операторов рынка, операционные показатели топ-10 компаний по предоставлению услуг платного телевидения . В статье рассматриваются данные от крупнейших операторов о том, какие пакеты пользуются наибольшим спросом, о развитии цифрового телевидения, телевидения высокой четкости, о постепенном снижении доли аналогового ТВ. Рассматривается вопрос перспективы развития цифрового телевидения по технологиям DVB-C, IPTV, OTT
Ключевые слова: аналитика рынка в России, телевидение в России, платное телевидение,
2012, 2013.
Kalinin A.V. The analysis of pay-TV market in Russia in 2012-2013. - Article .
This article deals with the analysis of trends in pay-TV market in Russia in 2012-2013. Amalgamations and merges of companies in the market, introduction and application of new technologies to increase the base of subscribers and revenue per subscriber, the analysis of subscriber base of major market operators, operation indices of top 10 companies which provide pay-TV services are examined in the article. The article deals also with the data received from the largest operators on the packages that are in demand, on the development of digital television, high definition television, on a gradual decrease in the proportion of analog TV The prospects for the development of digital television technology DVB-C, IPTV, OTT are considered .
* Калинин Александр Вячеславович - аспирант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва, Россия .
Keywords: the analysis of the market in Russia, TV in Russia, pay-TV, 2012, 2013.
Калінін О.В. Аналіз ринку платного ТБ за 2012-2013 рр. - Стаття .
У даній статті розглядається аналітика тенденцій на ринку платного телебачення в Росії за 2012-2013 рр. Розглядаються злиття та поглинання компаній на ринку, виведення і використання нових технологій для збільшення абонентської бази та виручки з одного абонента, аналітика абонентської бази великих операторів ринку, операційні показники топ-10 компаній з надання послуг платного телебачення У статті розглядаються дані від найбільших операторів про те, які пакети користуються найбільшим попитом, про розвиток цифрового телебачення, телебачення високої чіткості, про поступове зниження частки аналогового ТБ . Розглядаються перспективи розвитку цифрового телебачення за технологіями DVB-C, IPTV, OTT.
Ключові слова: аналітика ринку в Росії, телебачення в Росії, платне телебачення, 2012,
2013.
В последние годы на рынке платного ТВ наблюдается тенденция к слияниям и поглощениям крупными операторами более мелких. Наиболее сильно это заметно в Центральном и Северо-западном регионах России.
В сфере платного неэфирного телевидения 2012 год прошел в ожидании поглощения ОАО «Ростелеком», владеющего оператором «Национальные кабельные сети» (марки «Твое ТО», «Оп-Нте», «КабтеЬ»), ОАО «Центральный телеграф», владеющего оператором под маркой «QWERTY». На тот момент и «Ростелеком», и «Центральный телеграф» контролировались ОАО «Связинвест», которое, в свою очередь, на 75 % принадлежит Росимуществу, а на 25 % самому «Ростелекому» Сделка состоялась и к «Ростелекому» перешло около 80 % акций «Центрального Телеграфа» [1].
В 2012 году на рынке пяти крупнейших операторов кабельного и спутникового телевидения менялся только формальный состав участников . ОАО «Комстар-ОТС» (марка МТС) больше не существует как самостоятельная организация - дочернее предприятие полностью присоединено к материнскому ОАО «Мобильные телесистемы» еще в 2011 году, по той же схеме прекратило существование ООО «Платформа Эйч Ди» - произошло слияние с ЗАО «Национальная спутниковая компания» (марка «Триколор ТВ») .
Согласно ежегодному отраслевому докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [2, с . 35] в 2012 году происходили следующие изменения на рынке платного ТВ: появилась отчетность ООО «ДалГеоКом» (марка «Радуга ТВ»), тем не менее финансовая ситуация на рынке не стала более понятной Причин этому было несколько: из открытых источников Росстата пропали отчеты ЗАО «Национальная спутниковая компания» (марка «Триколор ТВ»), Отсутствие лидера пятерки крупнейших операторов спутникового телевидения сделало не совсем понятными тенденции развития рынка и расстановку сил между основными игроками рынка Появилась еще одна проблема, дело в том, что в 2012 году ОАО «Комстар-ОТС» присоединилось к ОАО «Мобильные телесистемы» (марка МТС), а в Топ-5 операторов кабельного телевидения вошло ОАО «Вымпел-Коммуникации» (марка «Билайн»), выручка и прибыль «Мобильных телесистем» и «Вымпел-Коммуникаций» составляет десятки миллиардов рублей, но при этом неизвестна доля, которую составляют услуги в сфере платного телевидения, а сколько сотовая телефонная связь и мобильный Интернет. Такое положение дел достаточно интересно выглядит на графиках (см рис 1, 2 и рис. 3, 4).
Таблица.
Операционные показатели Топ-10 предприятий-операторов платного телевидения России (по состоянию на январь 2012 года, РСБУ) [2, с. 35]
Предприятие Выручка (млн . руб.) Прирост(%) Прибыль/убыток (млн руб ) Прирост(%)
ОАО «Национальные кабельные сети» 5 853,37 36 1 128,72 -21
ОАО «Мобильные телесистемы» 246 965,17 14 65 316,46 -1
ЗАО «Акадо-Столица» 4 822,65 -10 -40,92 42
ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» 8 685,91 319 -1 975,97 -344
ОАО «Вымпел-Коммуникации» 261 098,26 24 71 292,34 -4
ЗАО «Национальная спутниковая компания» Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных
ОАО «НТВ-Плюс» 8 867,99 7 -338,95 24
ООО «Орион экспресс» 750,91 49 -214,65 14
ООО «ДалГеоКом» 541,65 Нет данных -12,7 Нет данных
ООО «Рикор ТВ» 233,34 6 3,82 -18
Согласно данной таблице можно сделать следующие выводы: ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» являлся самым активно развивающимся, но и самым нестабильным участником сегмента платного ТВ, т. к . выручка и убытки компании за год увеличились более чем на 300 % Операторы «Национальные кабельные сети», «НТВ Плюс», «Орион экспресс» смогли улучшить свои финансовые показатели, необходимо сказать, что «НТВ
Плюс» и «Орион экспресс» по-прежнему терпят убытки На самом деле, прибыль в данной сфере была зафиксирована только у двух участников: «Национальные кабельные сети» и ООО «Рикор ТВ» (марка «Активное ТВ») Самой же сложной представляется ситуация в «Акадо-Столица», т. к . это единственная компания, потерявшее в выручке при сохраняющемся убытке
Рис. 1. Выручка операторов платного телевидения России (по состоянию на январь 2012 года, млн. руб., РСБУ) [2, с. 37].
Рис. 2. Выручка операторов платного телевидения России с учетом «ВымпелКом» и «Мобильные телесистемы» (по состоянию на январь 2012 года, млн. руб., РСБУ) [2, с. 37].
Рис. 3. Прибыль/убыток операторов платного телевидения России (по состоянию на январь 2012 года, млн. руб., РСБУ) [2, с. 38].
Рис. 4. Прибыль/убыток операторов платного телевидения России с учетом «ВымпелКом» и «Мобильные телесистемы» (по состоянию на январь 2012 года, млн. руб., РСБУ) [2, с. 38].
В 2013 в сегменте кабельного ТВ в целом его доля на рынке платного телевидения начала немного снижаться и к концу года составила порядка 56% . Все же не стоит говорить об упадке сектора Дело в том, что с экстенсивного роста кабельное ТВ перешло на интенсивный Компании по-прежнему в своих стратегиях опираются на увеличение базы абонентов, в дополнение они стали принимать все больше мер по удержанию текущих подписчиков, за счет улучшения или увеличения числа различных сервисов, доступных каналов и качества обслуживания
По подсчетам Telecom Daily на 15 декабря 2013 года в России насчитывалось 33,9 млн. абонентов (в эту цифру не включены как минимум неплатящие абоненты «Триколор ТВ»), порядка 14 млн. из которых приходились на четырех крупнейших операторов кабельного ТВ в России — «Ростелеком» (7 095 000 абонентов), «МТС» (2 987 000 абонентов), «ЭР-Телеком» (2 610 000 абонентов) и «Акадо» (1 114 000 абонентов) [3].
Журнал «Кабельщик» постарался уточнить эти цифры у самих операторов [3] «Ростелеком» смог лишь сообщить данные
по итогам 3-го квартала 2013 года База оператора составила в районе 7 млн абонентов Необходимо сказать, что эта цифра складывается из абонентов услуги 1РТУ (1,8 млн.) и обычного кабельного ТВ (5,2 млн. ). По общей базе «Ростелеком» показал рост в 10 % абонентской базы по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, а по услуге 1РТО рост составил 49 % .
Что касается других игроков рынка, то согласно данным кабельщика есть следующая информация от МТС: «В 2013 году абонентская база оператора сильно не изменилась и по-прежнему составляет около 3 млн домохозяйств Связано это с тем, что, на наш взгляд, мы достигли предела экстенсивного роста Дело в том, что у нас проникновение самое высокое по рынку (даже если сравнивать всех спутниковых и кабельных операторов) — оно составляет около 35 % от пройденных домохозяйств . То есть каждая третья квартира в нашей зоне подключена к нашей услуге И поэтому мы не видим потенциала для дальнейшего серьезного роста», - сообщил Дмитрий Багдасарян, директор по фиксированному бизнесу и телевидению компании МТС .
Что касается «Эр-Телекома», то «Кабельщик» пишет следующее: В 2013 году абонентская база «Эр-Телеком» по услуге платного ТВ выросла на 9 % Это меньше прошлогоднего показателя компании (34 %) . В 2012 году значительный темп прироста был связан с запуском 15 новых городов в 2011 году Согласно своему пресс-релизу, к декабрю 2013 года оператор подключил свыше 2,51 млн абонентов А за 10 лет количество телезрителей, подписчиков услуги выросло в 125 раз [4]
Как указывалось выше, темпы роста абонентской базы начинают немного снижаться О тенденции снижения темпов роста по всему рынку платного ТВ, говорят уже практически все аналитики Да и сами игроки рынка подтверждают эти слова. Журнал «Кабельщик» взял несколько интервью у руководителей крупнейших компаний.
«Потребители становятся все более требовательными к качеству и дополнительным возможностям телепросмотра Поэтому наблюдается естественное замедление темпов роста кабельного ТВ, особенно на аналоговых технологиях. Вместе с тем сегмент 1РТУ растет темпами значительно выше рыночных, и, по сути, является драйвером рынка», — отметил Андрей Голованов, исполнительный директор — директор по управлению медийными активами ОАО «Ростелеком»
«Замедление темпов прироста на российском рынке платного ТВ фиксируется с 2011 года, при этом наш рынок растет быстрее европейского Низкие темпы прироста в Европе обусловлены тем, что зарубежный рынок является зрелым, в то время как российский находится в стадии развития Дальнейший рост абонентской базы в нашей стране будет связан с популяризацией цифрового телевидения, HD-каналов», - дополнили в пресс-службе «ЭР-Телекома»
МТС сообщили следующее: «Еще три года назад мы прогнозировали, что 2012 год станет последним годом двузначных показателей по темпам роста рынка В этом году цифра уже будет однозначная и в следующем году тенденция, скорее всего, сохранится Это связано с тем, что проникновение по рынку в целом превысило отметку в 60 % Плюс, не надо забывать о том, что доля зрителей эфирного ТВ (а особенно с приходом цифрового эфирного ТВ) никуда не денется, и все массово не переключатся на спутниковое или кабельное ТВ И из-за этой доли бурный рост платного ТВ, наверное, больше не будет наблюдаться Скорее будут расти те рынки, которые традиционно почему-то (хотя понятно почему) не входят в объемы рынка платного ТВ - это мобильное ТВ, ОТТ и т п Как аналитики и измерители будут менять свои системы в связи с ростом этих сегментов - не знаю, но очевидно, что они должны меняться Не учитывать эти сети -неправильно, потому что телесмотрение идет туда И пусть сейчас оно только дополняет и расширяет традиционное телесмотрение, но
оно так здорово это делает, что игнорировать его просто невозможно».
Как видно из этих интервью, наиболее интенсивный рост показывает ІРТУ, мобильное ТВ и ОТТ сервисы. Такая тенденция наблюдается вследствие перспективности этих технологий, которые пока не развиты до должного уровня . Большинство крупнейших компаний понимают основной вектор развития телевидения, ориентируются на зарубежный опыт и стараются развивать перспективные технологии
Журнал «Кабельщик» так же поинтересовался выручкой с абонента у основных игроков рынка платного телевидения, к сожалению, не все операторы готовы раскрывать такие данные, но есть несколько цифр по росту выручке, а также по ее размеру
Например «Ростелеком» не стал называть цифр по кабельному ТВ, а по услуге «Интерактивного ТВ» сообщил, что средняя выручка с абонента показала рост порядка 15 % по сравнению с декабрем 2012 года.
В МТС также отказались называть точные цифры, но сообщили, что за год ARPU у компании вырос на 25% . Этот рост происходил в связи переходом абонентов на цифру и подключению дополнительных пакетов «Мы продолжаем переводить наших абонентов с аналога на цифру, и в настоящий момент около 600 тысяч наших абонентов перешли на цифровое телевидение Также по нашим подсчетам мы являемся лидером рынка по проникновению тематических пакетов - у нас фактическое проникновение тематических пакетов по базе составляет 40 % . То есть 40 % переведенных на цифру абонентов подключают как минимум 1 дополнительный пакет Именно за счет этого у нас и происходит рост ARPU», - уточнил Багдасарян [3] .
Компания «ЭР-Телеком» не стала сообщать за счет чего они увеличивают свой ARPU, тем не менее, смогла сообщить точную цифру средней выручки с одного абонента, выручка составила 232 рубля с НДС. В «ЭР-Телекоме» отметили, что около 20% пользователей подключены к дополнительным
пакетам (самыми популярными из которых являются пакет каналов для взрослых и спортивные пакеты), свыше 300 тысяч абонентов «Дом ru» пользуются услугой HD-телевидения и около 50 % подписчиков услуги цифрового кабельного ТВ («Дом ru TV») пользуются «ТВ-порталом», обеспечивающим доступ к VOD-сервису, соцсетям, информационным и прочим ресурсам [3]
Еще одним оператором, назвавшим точную цифру, стал «Акадо» «В 2013 году ARPU по платному телевидению «Акадо» в Москве составил от 450 до 460 рублей По нашим оценкам эта величина не только соответствует среднерыночным показателям, но несколько опережает их», — поделился директор по маркетингу «Акадо Телеком» Максим Чернов Также он рассказал, что почти все столичные абоненты компании подключены к 2 и более ТВ-пакетам, и как минимум 25 тысяч из них смотрит телеканалы в разрешении HD [3].
За последний год в связи с активным переходом на цифровое ТВ и развитием услуги IPTV с подключением различных дополнительных интерактивных услуг, основные крупные игроки на рынке платного ТВ смогли в среднем на 20 % увеличить свою выручку с одного абонента Активными темпами развиваются VOD-сервисы и HD-пакеты.
Список литературы
1. Портал M&A online. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www. maonline. ru/mna/23247-rostelekom-vzyal-pod-kontrol-telegraf. html.
2 Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российское телевидение Состояние, тенденции и перспективы развития» Москва, 2013
3 Дарья Бояринова Кабельное ТВ Итоги 2013 года // Электронный журнал Кабельщик 31 12 2013
4 . Пресс центр «ЭР-Телеком» . [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ertelecom ru/ru/news/domru-podklyuchil-platnomu-tv-bolee-25-mln-abonentov