16 декабря 2011 r. 17:58
Т-Comm #10-2010
(Технологии информационного общества)
Анализ рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг
Рассматривается /юбота ИТ-отдела в составе предприятия. Решается задача ашииза рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг, состоящая в принятии управленческого решения: какую схему работы ИТ-отдела использовать для предприятия данной категории и какие при тюм будут коли• чественные значения критериев экономической э(/мрективности и риски. Исследуются различные схемы аутсорсинга и инсорсинга. В качестве метода решения задачи применяется финансовое имитационное моделирование работы предприятия с ИТ-отделом.
Воронцов К).Л.,
Зав. кафедрой ИТЭУ МГУСИ
Г румнчев Ю.Л.
Аспирант кафедры ИТЭУ МТУС'И
I. Постановка задачи. Рассматривается работа ИТ-отдела в составе предприятия. В качестве примера выбраны коммерческие предприятия оптовой торговли. Приняты следующие классификационные признаки предприятий [1]: численность работающих, годовой оборот, число автоматизированных рабочих мест (АРМ). И'Г-инфраструктура (КЕ), численность ИТ-псрсонала. Результаты классификации предприятий приведены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация предприятий
Камгорш А В С
Параметр ^ <ма*>с) <СрсДМ**1 (крупное)
«•Стая •oicicHHvcrk сотрудники*. чп 92 200 ”00
Год«*и.п оборог млн руД До -101» До luoo оочее |00и I
АРМ. 01 4: 142 350
КВ, о 14“ 471 1214
КЕ №i 1 АРМ. сд 3.5 3.31 3.4"
'IitcicNHocu ИТ-псрсокала. чеч 2 5 S 1
Создадим каталог ИТ-сервисов по следующим ключевым факторам:
• название сервиса;
• описание сервиса — его назначение, основные функции и опциональные возможности;
• владелец сервиса — сотрудник ИТ-отдела;
• время предоставления сервиса;
• количество пользователей сервиса (кол-во АРМ) — в соответствии с классификацией работников предприятия, для которых будут предоставляться услуги;
• категории затрат — перечень прямых/косвенных, капитальных/операционных, постоян-ных/псрсмснных затрат, включаемых в стоимость сервиса с указанием элементов затрат.
Каталог ИТ-сервисов определим на укрупненном уровне детализации, достаточном для практической реализации предлагаемой методики расчетов. Каталог состоит из 3-х типов сервисов - базовый, подписной и заказной (табл. 2).
Базовые сервисы составляют фундаментальную часть И Г-инфраструктуры предприятия, и в дальнейшем только они подлежат рассмотрению.
Классифицируем сервисы в соответствии с их владельцами.
Зоны ответственности системного администратора ИТ-отдела:
• Файл-серверы, серверы удаленного доступа, электронной почты
• Шлюзы доступа в Интернет
• Службы DHSP. DNS. VPN. и т.д.
• Защита информации, антивирусная безопасность
• Управление правами доступа пользователей
• Сопровождение профильных БД, Клиент-Банков
• Резервное копирование
• Моннторинг использования ресурсов, контент-фильтрация
• Мониторинг работы сети и ведение документации
Зоны ответственности сервисного инженера И'Г-отдела:
• Эксплуатация СКС
• 11оддержка аппаратной части JI ВС
• Управление УА'ГС
• Поддержка пользователей
• Ведение учетной базы/инвентаризация
Таблица 2
Kaia.ioi ИТ-сервисов
Тип «р»ша mxveo
Гамрдшие
"Электронная почта Файлом* чрлммлншг Дрспп * «гтн и Пттрил Офнсмме qwjcm Г о тс пала сип,
IKVdicimw ИГ 1<юпки(кп1 III nawpAH Псрсзл'Ы лаинт Лошмш сеть Лмшвмрусим МШМ1Я
Приолипмс ЬМС 1ГЧМ YofwiiucMiic просыамн ERPCRM Бамк-кяисот
Проектирование м pt^uAotki IfT ар<штс1гт>рм ( грянем поставок оборуаемння
45
Распределим Базовые сервисы, представленные в каталоге. между специалистами ИТ-отдела с учетом специфики деятельности и квалификации каждого сотрудника (Таблица 3).
Таблица 3
Соответствие Базовых сервисов и их владельцев
Впалслеи сервиса ссршк-им*енер В іисчц сервиса сносимый администратор
• Пятацтт • Ііодзгрлм |Ч и-' МІІМІ • 1 и-юсомя сапь • КТ -поддержка • k«tKA 1Ы1Ц1Н1 • J wnpwwu гита • Файловое чрани.тшг • Обеспечение НТ-беюиасиосіи • Передача данных • Доступ к ЛВС п Интернет
Классифицируем сервисы по времени их предоставления (уровню обслуживания). При этом ограничиваемся значением продолжительности рабочего дня на предприятии в 8 часов. При этом учтем особенности функционирования ИТ-систсм. Например, сервисы, относящиеся к компетенции системных администраторов должны функционировать в режиме 24 часа/7 дней в неделю для обеспечения проведения регламентных работ по архивированию данных, обновлению систем и ПО. предоставлению доступа к корпоративной электронной почте, и т.д. Соответственно, представим таблично период времени, когда возможно предоставление обслуживания (тайминг) сервисов:
Таблица 4
Время предоставления сервиса
Классифицируем сервисы по уровням обслуживания (VIP, Улучшенный, Стандартный), что находит отражение при написании регламентов предоставления сервиса. В таблице перечислены общепринятые уровни предоставления Базовых сервисов:
Таблица 5
>ровни нре,досіавленмн Базовых сервисов
--^Уроаемв Паромет р Y1P Ул> 'наемный Стандартный
Врем» предоставления клп» С 22-ООч С S-ООч до 1«-00» O-ООч ло 18-СОч
Время реаыим на •ІМІВІЛГНТ Не боже 10 МИН для опросов по устріменшо сбоев Не болте Ю мни ала іа просо* ма обе яч жмваине Не боаес '0 мин ада «просо* по \страмеимн> сбоев Не болте 1 ч для запросов ма обслужи пиле Не ооке 1 ч ДЛЯ (апросов по устранению сбоев Не более 4 ч для опросов на обслуживание
Время четрлиеммя шішізгні а Ik более 1 ч Не более 2 ч Не боксе 8 ч
Время ■ылолмения «проса на <vV г, tinumir lie более 1 ч Не боке S ч Небоаее 1»ч
Допустимый суммарный просічи а месяи 4 ч. 1Ч
Время рсмиїві при жлрвмии специалиста во ■нгразк'чее «темя 2ч
Полученное описание работы ИТ-отдела предприятия позволяет найти количественное значение затрат на единицу сервиса (себестоимости), отнесенной к конкретной услуге, предоставляемой системным администратором ИТ-отдела для предприятий категории А, В. С и использовать их при расчете количественных критериев сравнения вариантов принятия решений.
Задача анализа рисков инвестиционных проектов ИТ-услуг состоит в принятии управленческого решения: какую схему работы ИТ-отдела использовать для предприятия данной категории и какие при этом будут количественные значения критериев экономической эффективности и риски.
Возможные варианты функционирования И'Г-отдела в рамках предприятия представлены в табл. 6.
Таблица 6
Вариант фмікипониронанни ИТ-оме.іа
Винчи сервиса ссрвншыы нмтт Глимипі час Влалелеп сервиса Тайминг -ос
• llc-uth ЮПНСЯЮІ Я • ітеьтриииаа пета 24
• IkUMflAU орпеммм Я • ’ '-І , 24
• і юсова сва* Я • Нифориы iVtmacHocik 24
я . ООмп.дян-«ш, 24
• Консультации S • 24
Aiuanwi ІП-.ЧД'П
ltlC|4XNM> ІГТч'ІД«Т
■iipnwi II!.11,1
IfTHtyiwf
ІГТ
6 І 6 6 І і S І «
1 і 2 І і І 3 s !'
S і і1 1
qtnnai Ї1МММЯМ
NPV. cw«
Аутсорсинг отсутствует, когда предприятие содержит полностью укомплектованный отдел ИТ. При частичном аутсорсинге предприятие передает функции по поддержке только Базовых сервисов. В случае полного аутсорсинга предприятие передает вес ИТ-функции на аутсорсинг При этом, в случае моделирования финансовой деятельности по предприятиям категорий В и С. в издержках учитываются затраты на руководителя ИТ-направления (ИТ-днрсктора). ИТ инсорсинг внутренний, когда предприятие содержит укомплектованный отдел ИТ, призванный предоставлять услуги для нужд собственно предприятия. ИТ инсорсинг внутренний + внешний, когда предприятие содержит укомплектованный отдел ИТ, специалисты которого за счет не полностью использованного рабочего времени предоставляют на внешний рынок услуги по поддержке Базовых сервисов.
Чистый приведенный доход вычисляется по формуле:
NPV — ^ CI- /(1 + Я)'-3 /С, ,/(1 + Я)
(I)
Риск (коэффициент вариации) вычисляется имитационным моделированием по формулам:
Сх„ =(^(} (АГРУ„ -М(ЫРУУ)11Ы))1М{ЫРУ). М{ЫРУ) = (^ ЫРУ„)! N. (2)
Имитационное моделирование проводится методом Монте-Карло N раз (К опытов прн различных случайных
46
исходных данных) и получается набор значений NPV,, п~1...N. Коэффициент вариации С\р\ обычно вычисля-
ют в % и рассматривают как оценку риска, связанного с тем. что значение показателя NPV отклонится от своего математического ожидания M(NPV) (доля отклонения в среднем). Для интерпретации полученного значения риска С\|>\ используется шкала, представленная на рис. 1:
КИП С1СГКШ (ЯКи
сроки степень [исм . аыехчая стелет [Чол
Рис. 1. Шкала рисков
Таблица 7 Результаты моделирования организации предоставлении ИТ-услуг
2. Метод решения. В качестве метода решения задачи применяется финансовое имитационное моделирование работы предприятия данной категории с ИТ-отдслом [2]. Инструментальным средством моделирования является программа Project Expert. Для каждого варианта предприятия и организации работы ИТ-отдела разрабатывается финансовая модель, описание которой вводится в систему моделирования - описание проекта, описание компании, окружение, инвестиционный план, операционный азан, финансирование. Адекватность расчетов обеспечивается использованием в модели фактических финансовых документов реальных предприятий (па основе бухгалтерской отчетности). Затем проводится моделирование варианта на периоде жизненного цикла и вычисление финансовых и инвестиционных показателей. Далее выполняется анализ чувствительности модели. который заключается в изменении переменных и выделении таких, которые в наибольшей степени влияют на показатель NPV. Изменение факторных переменных принимается в диапазоне от - 50% до - 50% от расчетного значения показателя с шагом 10%. Наиболее значимыми переменными, влияющими на чувствительность NPV, являются цена сбыта и прямые издержки, что обуславливает их выбор в качестве стохастических переменных для последующего проведения имитации метолом Монте-Карло и вычисления рисков.
3. Результаты численных расчетов. Результаты численных расчетов приведены в табл. 7.
Выводы. Для всех категорий предприятий лучшей схемой предоставления И'Г-услуг является частичный аутсорсинг, когда предприятие передает функции по поддержке только Базовых сервисов на аутсорсинг. При этом риск по NPV изменяется в диапазоне от 0.2 до 0,62.
Прццу ии шторми
В 1с|чяи< I ИТчюн
' I Ц.мш w I 1П
|
46П<
4*1»
3*0040
<и?
I I
г I
I I
г !
Для прсдприятия-инсорссра лучшая схема работы такая. которая содержит укомплектованный ИТ-отдсл, специалисты которого за счет не полностью использованного рабочего времени дополнительно предоставляют на внешний рынок услуги по подпержке Базовых сервисов для других предприятий. При этом риск по NPV находится в диапазоне от 0.25 до 0,62. Во всех случаях величина риска меняется от средней до высокой и требуется разработка специальных схем управления рисками.
Литература
I Груничев К).А. ИТ-аутсорсинг - это выгодно?!. Журнал «Управление персоналом». №20, 2009. Интернет-издание.
2. Воронков К).А., Груничев Ю.А. Разработка методики количественной оценки экономической эффективности аутсорсинга ИТ-инфраструктуры предприятия. Тезисы доклада на Международном форуме информатизации (МФИ 2008), Москва. 2008. -С.297-298
3. ('моховик Г.Н. О методах количественной оценки рисков в инвестиционных проектах. Информатика и проблемы телекоммуникаций. Материалы российской научнотехнической конференции. Новороссийск, 2006.
•4 Ренин В.В., Е.шфсров В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА “Стандарты и качество". 2004. - 408 с.
5. Готпнальк П., Солн-Сетер X. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества / Пер. с англ. А. Петрова. А. Сатунина. - М.: Альпина Бизнес Букс. 2007. - 390 с.
47