сформировать субъектное отношение к ребенку, проявлять эмпатию. У таких женщин -пониженная ценность своего ребенка и пониженная ценность своего материнства.
Таким образом, восприятие беременной женщины своего материнства и переживание движения плода, формируется задолго до беременности. Мы видим, проанализировав опросник «онтогенез материнства», что восприятие женщиной своего материнства (ценность ребенка, ценность материнства) напрямую зависит от отношения с матерью и стиля отношения матери: эмоционально поддерживает мама или подавляет, принимает безусловно или эмоционально отвергает, доверительно общается или отстраняется от участия в жизни дочери. Все это формирует собственный стиль материнства и отношение к своему будущему ребенку, поэтому диагностируя у будущей мамы в процессе консультации стиль отношения матери, можно скорректировать, предугадать проблемы агрессии, депривации, делегирования заботы о ребенке, послеродовой депрессии.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал. 1999. Т. 2G. № 1. С. 39-48.
2. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. №7 С.38-47.
3. Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. 1994. -М. C.35-42.
4. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2GGG. №5 С.18-27.
5. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М., 1999.
6. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2GG1. № 2. С.22-36.
7. Филиппова Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Докт. дис. М., 2GG1.
8. Филиппова Г.Г., И.Черткова, И.М. Сапарова, М.В. Антонов, Соколова О., Пашкова Ю., Николаева Ю. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности // Журнал практического психолога. Тематический выпуск «Пренатальная психология и психология родительства». 2GG3. С. 31-35.
9. Birns В., Hay D.T. Different faces of motherhood / 1988. (eds) N.Y.; L.
К.П. Леонтьев
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ
THE ANALYSIS OF RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF ADMINISTRATIVE SKILLS OF CADETS
Аннотация: в статье представлен анализ результатов педагогического эксперимента по формированию управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе. Рассмотрена динамика изменений на
© К.П. Леонтьев, 2G12
каждом уровне формирования управленческих умений и навыков курсантов. Выявлены тенденции деятельности по формированию управленческих умений и навыков курсантов.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, динамика изменений, формирование, образовательный процесс, управленческие навыки, военно-учебное заведение.
Abstract: in article the analysis of results of pedagogical experiment on formation of administrative skills of cadets of military schools in educational process is presented. Dynamics of changes at each level of formation of administrative skills of cadets. Activity tendencies on formation of administrative skills of cadets are revealed.
Keywords: pedagogical experiment, dynamics of changes, formation, educational process, administrative skills, a military school.
В опытно-экспериментальной работе участвовали экспериментальная и контрольная группы. С целью повышения достоверности результатов исследования к опытно-экспериментальной работе были привлечены курсанты военно-учебных заведений Министерство обороны Российской Федерации. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует, что организация целенаправленных воздействий в ходе формирования управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе позволяет существенно повысить ее эффективность и достичь прогресса в педагогизации процессов происходящих в военно-учебных заведениях.
Результаты процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе анализировалсь на основе исходного, промежуточного и контрольного замеров. При этом особое внимание уделялось обеспечению достоверности полученных результатов. Рассмотрим результаты эксперимента по отдельным показателям:
- по изменению уровней формирования управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе;
- по изменению общего уровня формирования управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе.
Динамика изменения формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе.
Первый замер производился в начале эксперимента и имел целью выявить исходный уровень состояния управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе. Анализ и сравнение полученных данных показывают, что исходный уровень управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе рассматриваемой категории в экспериментальной и контрольной группе примерно равны (см. таблицу 1). Второй (промежуточный) замер уровня формирования управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе производился через год после начала формирующего эксперимента. Анализ полученных результатов показал, что многие курсанты экспериментальной и контрольной групп улучшили индивидуальные показатели (см. таблицу 1).
Из таблицы видно: в контрольной и экспериментальной группе исчезли курсанты с нулевым уровнем; в экспериментальной группе увеличилось число курсантов, отвечающих требованиям высокого уровня. Однако, это ещё не даёт основание говорить об эффективности предпринимаемых мер, важно было выяснить интенсивность совершенствования управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе. Эта задача решалась с помощью использования динамического коэффициента, который позволяет наглядно сравнивать интенсивность прироста уровня управленческих умений и навыков курсантов контрольной и экспериментальной групп.
Динамический коэффициент представляет собой прирост количества курсантов, достигших более высокого уровня управленческих умений и навыков по сравнению с исходным, и выражается в процентах [1, с. 37]. Он рассчитывался по каждому уровню отдельно для экспериментальной и контрольной группы по формуле:
Кд = Хд - Хи,
где Кд - динамический коэффициент;
Хд - достигнутый уровень управленческих умений и навыков;
Хи - исходный уровень управленческих умений и навыков.
Динамический коэффициент может иметь положительное, отрицательное или нулевое значение. Положительное значение показывает прирост числа курсантов, достигших более высокого уровня управленческих умений и навыков; отрицательное -наоборот, снижением.
Предметом особого внимания после второго замера стало выяснение причин снижения уровня управленческих умений и навыков у ряда курсантов. В ходе индивидуальной работы с данными курсантами выяснилось, что за прошедший год появились новые жизненные обстоятельства, повлиявшие на выполнение служебных обязанностей и, соответственно, на уровень управленческих умений и навыков. Выяснилось, что индивидуальная помощь им со стороны вышестоящего командования и профессорско-преподавательского состава практически не оказывалась, а если и оказывались то методически неправильно.
Третий (контрольный) замер уровней управленческих умений и навыков курсантов был произведён после реализации целевой педагогической программы (через два года после начала формирующего эксперимента). Анализ полученных результатов показал, что более высокого уровня управленческих умений и навыков, по сравнению с исходным, достигли в экспериментальной группе - 23, в контрольном - 15, остальные курсанты улучшили свои показатели в пределах исходного уровня. Полученные данные позволили выявить динамику прироста количества курсантов, достигших более высокого уровня, по сравнению с исходным, на различных этапах формирующего эксперимента (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные результаты формирующего эксперимента в динамике изменения формирования управленческих умений и навыков курсантов __ в образовательном процессе__
Замеры Группы Уровни подготовки МВВКУ/ОВА ВС/ ВУ МО Всего курсантов
высокий средний низкий нулевой
1 исходный Эксперимент альная 2/3/2 (10%) 13/12/12 (50%) 9/8/9 (36%) 1/1/1 (4%) 73
Контрольная 3/2/4 (12%) 12/13/11 (49%) 8/9/8 (35%) 1/1/1 (4%) 73
2 промежуточный Эксперимент альная 4/4/4 (16%) 13/13/12 (52%) 8/7/8 (32%) - 73
Контрольная 3/3/4 (14%) 12/14/11 (50%) 9/8/9 (36%) - 73
3 контрольный Эксперимент альная 8/8/7 (32%) 14/13/14 (56%) 3/3/3 (12%) - 73
Контрольная 5/5/5 (20%) 13/13/13 (53%) 6/7/6 (27%) - 73
Как видно из таблицы, показатели экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной группе.
Динамика изменения общего уровня управленческих умений и навыков курсантов.
Исходя из анализа разработанных числовых критериев и показателей управленческих умений и навыков в процессе эксперимента определялся общий уровень сформированности управленческих умений и навыков курсантов в образовательном процессе. Результат данного анализа представлен в таблице 2.
Таблица 2
Основные результаты формирующего эксперимента в динамике изменения общего уровня формирования управленческих умений _ и навыков курсантов в образовательном процессе _
Критерии управленческих умений и навыков (среднее количество баллов по каждому критерию в отдельности) МВВКУ/ОВА ВС/ ВУ МО
Замеры Л а а ^ р 1-4 ■ о н н ой й 1 3 он нн нормативно-методический результативно-деятельностный Общее (среднее) кол-во баллов всех показателей Уровень управленческих умений и навыков
ио я « Я <ц ие 3 и р о н о О * « 3 чв ии лито м
1 10 5 9 7 31 низкий
9 6 10 6 31 низкий
2 24 16 26 17 83 средний
20 14 17 16 67 низкий
3 39 30 40 25 134 высокий
24 17 20 20 81 средний
Полученные опытно-экспериментальные данные показывают, что если в ходе первого замера проявление критериальных показателей управленческих умений и навыков составляло в экспериментальных и контрольных группах 31 балл, то в ходе дальнейшей последовательной динамической оценки произошло их возрастание: в экспериментальных группах - до 83 баллов в ходе второго замера и до 134 баллов в ходе третьего замера; в контрольных группах данное превышение составило всего 67 и 81 соответственно, несмотря на практически одинаковый стартовый уровень управленческих умений и навыков, что позволяет сделать вывод о прогрессирующей тенденции и ее росту у курсантов экспериментальной группы.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что экспериментальные меры, направленные на совершенствование процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений, оказались эффективными и подтвердили гипотезу исследования. Повышению эффективности рассматриваемого вида подготовки курсантов способствуют:
- совершенствование содержания управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений;
- повышение эффективности организации управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений;
- формирование направленности у курсантов в процессе формирования управленческих умений и навыков.
В ходе анализа результатов опытно-экспериментальной работы были выявлены некоторые общие тенденции в деятельности по формированию управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений:
1. Важнейшая из тенденций проявляется в том, что наиболее интенсивно процесс формирования управленческих умений и навыков идёт после накопления определенной суммы знаний во время проведения различных видов занятий во время обучения в военно-учебном заведении, практического решения педагогических задач и т.д.
2. Активизация процесса формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений наиболее интенсивно происходит после овладения устойчивыми навыками управленческой деятельности. Наблюдения в процессе эксперимента, периодические опросы обучаемых показали, что постепенно происходила переоценка значения форм, методов формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений. Если в ходе констатирующего и начале формирующего эксперимента приоритет отдавался (76% опрошенных) традиционным формам управленческих умений и навыков (семинары, различные виды занятии и т.д.), то на заключительном этапе большинство опрошенных (73%) курсантов склонялось к самосовершенствованию, как к основному способу повышения уровня управленческих умений и навыков.
3. Преобразование у курсантов простых мотивационных установок совершенствования своих управленческих умений и навыков. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что для рассматриваемой категории курсантов большую значимость имеют внешние мотивационные факторы (78%):
- моральное и материальное стимулирование профессиональной деятельности;
- систематическая требовательность за результаты учебы и деятельности;
- положительные примеры управленческой деятельности старших командиров (начальников) и сослуживцев;
- традиции военно-учебного заведения;
- коллективное курсантское мнение и т.д.
Комплексное воздействие данных факторов на рассматриваемый процесс активизирует процесс развития простых мотивов (желание, влечение, хотение) в сложные (интерес, склонность, убеждение). Курсантов достигших более высокого уровня отличали такие личные качества, как склонность к управленческой деятельности, уважительное отношение к сослуживцам, доброта, отзывчивость, трудолюбие, усидчивость и аккуратность, инициатива и самостоятельность в выполнении служебных обязанностей. Курсанты, улучшившие результаты в пределах исходного уровня, по заключению экспертов, не обладали комплексом таких качеств, не проявляли необходимой активности в совершенствовании своих управленческих умений и навыков.
Процесс формирования управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений имеет свои особенности, которые обусловлены [2, с.47]:
а) возрастом; б) устойчивой военно-профессиональной направленностью (педагогической направленность); в) психологической подготовленностью к управленческой деятельности.
Анализируя итоги проведённого эксперимента, необходимо отметить, что при учете всех его просчетов, результаты данной работы могли бы быть значительно выше. Однако в целом, они подтверждают гипотезу опытно- экспериментальной работы. Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность рабочей гипотезы и показала эффективность всей исследовательской работы по формированию управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе.
Литература
1. Барабанщиков А.В., Дерюгин Н.И. Военно-педагогическая диагностика. -М., 1995. - С. 37.
2. Синкевич Ю.С. Формирование у слушателей военных вузов навыков и умений управления воспитательной деятельностью офицеров части: Автореф. дис...канд. пед наук. - М., 2005. - С. 47.
И.В. Минзер
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
PREMISES OF THE DESIGNING OF INTEGRATED PROGRAMSOF THE PROFESSIONAL EDUCATION OF UNEMPLOYED AND UNOCCUPIED POPULATION
Аннотация: в статье анализируются проблемы и особенности образования взрослых, что позволяет определить предпосылки проектирования программ профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, профессиональное обучение, формальное образование, неформальное образование, безработные граждане.
Abstract: in the article problems and particularities of the formation adult are analyzed that allows to define the premises of the designing of the programs of the professional learning of the unemployed people on the base of the integrations formal and informal formation.
Keywords: premiseses, pedagogical designing, professional education, formal formation, informal formation, unemployed people.
За период реформ педагогической и психологической науками в основном сформирована теоретическая база для осуществления модернизации отечественного профессионального образования, но многие вопросы, связанные с качественными изменениями в деятельности современных учреждений дополнительного профессионального образования остаются нерешенными. Отсюда, предпосылкой исследования проблемы проектирования программ профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования и подготовки организаторов непрерывного образования к данному виду деятельности, являлся, прежде всего, теоретический и практический опыт, накопленный педагогической и психологической науками и практикой в области инноватики, опыт практической деятельности отдельных центров образования и образовательных учреждений, опыт соискателя по организации такой работы в отделе дополнительного профессионального образования Кавминводского института сервиса (филиала) ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса».
Объективные особенности образования взрослого населения и, в частности, безработных граждан, вызвали необходимость обращения к тематике неформального и близкого к нему информального образования, которая в России еще довольно незначительно вовлечена в научный, общественный и профессиональный дискурсы, в отличие, к примеру, от проблемы реформирования образования. Хотя в то же самое время Министерство образования и науки Российской Федерации внесло эти понятия в проект «современной модели образования» до 2020 года, увязав их с необходимостью перехода к концепции непрерывного обучения.
© И.В. Минзер, 2012