УДК 37.061+35
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
И. Е. Шемякина
Шемякина Ирина Евгеньевна - старший преподаватель, кафедра естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) им. маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Россия
E-mail: [email protected]
Представлен теоретический и практический анализ влияния развития навыков саморуководства на формирование и развитие компетенций самоорганизации и самоуправления своей учебной и профессиональной деятельностью у курсантов высшего военного учебного заведения. Показана перспективность изучения вопроса диагностики знаний, умений и уровня приобретаемых компетенций курсантами в процессе обучения. Отмечено, что вопросы воспитания и обучения курсантов не теряют актуальности. Применение психодиагностического инструментария - методики исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС), шкалы «Саморуководство» на выборке курсантов (N = 103) позволило выявить, что использование курсантами учебно-методического пособия «Дневник самообразования» влияет на изменение их уровня по шкале «Саморуководство». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в практической деятельности преподавателей вуза.
Ключевые слова: военно-профессиональное образование, высшее военное учебное заведение, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, компетенции самоорганизации и самоуправления, навык саморуководства.
Введение
Происходящие изменения в системе высшего профессионального образования, в том числе и военного, определены требованием ФГОС ВПО третьего поколения, в них входит повышение качества подготовки выпускников высших учебных заведений с помощью формирования и развития у них общекультурных и профессиональных компетенций. Ученые и педагоги, психологи-теоретики и практики занимаются разработкой новых и разных подходов к решению этой задачи. Особого внимания заслуживает повышение качества подготовки студентов с помощью формирования и развития у них компетенций самоорганизации и самоуправления своей учебно-профессиональной деятельностью. Под самоорганизацией и самоуправлением мы понимаем умение самостоятельно организовать свой учебный и профессиональный труд и управлять им так, чтобы планируемая успешность совпадала с результатом его выполнения.
Теоретический анализ проблемы
А. М. Столяренко руководство учением учащихся и самоорганизацию учебно-профессиональной деятельности учащихся относит к учебно-педагогическим факторам лично-фор-мирующего пространства вуза [1, с. 331-334]. Самоорганизация, по его мнению, зависит от самих студентов, а также от специальной работы преподавателей по обучению студентов способам эффективного образования. Под руководством учением учащихся подразумевается постоянное их побуждение к правильной самооценке выполненного труда, а также подразумевается, что преподаватель должен мотивировать, направлять каждого студента и помогать ему в самореализации, т.е. способствовать развитию таких умений, как самовоспитание, самообразование, самообучение и саморазвитие. Перечисленные умения невозможны без развития навыка саморуководства.
Д. И. Гасанова в своей работе «Подготовка студентов к профессиональной педагогической деятельности: рефлексивный аспект», опираясь на мнения таких ученых, как В. Г. Аникин, А. А. Дергач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, И. А. Савенкова, утверждает, что глубина и качество самопознания человека определяют успешность его профессионального развития, а «рефлексивное переосмысление себя, своих личностных смыслов создает адекватное представление о себе и своих возможностях» [2, с. 41].
Развивая идеи А. П. Зинченко, А. В. Карпова, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, А. О. Прохорова, Л. И. Адамян исследует общий процесс саморегуляции, в который включает инициативность и самостоятельность, способствующие осознанию «включения» процесса рефлексии у студентов [3, с. 48]. От способности студента к самоорганизации и саморегуляции поведения зависит совершенствование процессов самоопределения, самоутверждения, самоактуализации, самореализации. Степень осознанности своего состояния, уровень сформированности и адекватности своего образа, реалистическое восприятие своих ощущений и переживаний по отношению к ситуации деятельности влияют на успешность саморегуляции. Предметом саморегуляции личности являются действия, направленные на преобразование отношений к себе и к другим людям.
© Шемякина П. Е., 2014
Военно-профессиональное образование необходимо отнести к ценному стратегическому ресурсу современного общества, так как развитие государства и общества невозможно без полноценного обеспечения его национальной безопасности и обороны. А. Письменский подчеркивает необходимость осмысления на новом теоретико-методологическом уровне проблем развития системы военно-инженерного образования. «В составляющей вектора развития военно-инженерного образования также должен быть алгоритм разработки рекомендаций <... > который включает анализ факторов и условий, обеспечивающих <... > оценку комплекса саморазвития субъектов образовательного процесса.» [4, с. 56].
Обучение, развитие и воспитание субъекта обучения (курсанта) на современном этапе означает помощь курсанту в формировании необходимых качеств, позволяющих ему в дальнейшем (по окончании учебного заведения) совершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном планах. Формирование личности курсанта происходит за счет совершенствования содержания военно-профессионального образования, оптимизации структуры подготовки военных специалистов и развития интеграции всех уровней образования. В указаниях министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2013 г. основные усилия сосредоточиваются на организационных работах по обеспечению требуемого качества обучения и профессионально-прикладной направленности подготовки слушателей и курсантов в вузах. Необходимо принимать современные изменения военно-профессионального образования, когда повышение его качества невозможно без переноса из общего образования таких направлений, как гуманизация, интеграция с элементами индивидуализации. Формирование и развитие компетенций самоорганизации и самоуправления учебного и профессионального труда позволят курсанту успешно анализировать условия и задачи обучения, рационально планировать и организовывать свою работу индивидуально или в команде, адекватно оценивать, своевременно корректировать, совершенствовать процесс и результаты своей учебно-профессиональной деятельности, иными словами, управлять ею. Все перечисленное является важным умением для будущего специалиста военной инженерии.
В настоящее время внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в научных психолого-педагогических исследованиях обсуждаются вопросы диагностики формирования у студентов компетенций, обозначенных в стандартах. Стандарты третьего поколения требуют открытости целей обучения, т.е. то, над чем ра-
ботают преподаватели, должно стать, в первую очередь, целью для самого студента. Ещё одной важной проблемой является потеря современной молодежью образа, к которому нужно стремиться в своем личностном, в том числе и профессиональном становлении: так, образ российского офицера, создаваемый современными курсантами, чаще касается внешних данных.
Все перечисленное создает необходимость развития у курсантов компетенций самоорганизации и самоуправления учебно-профессиональной деятельностью. Требования ФГОС ВПО третьего поколения, касающиеся повышения качества обучения курсантов, учитывающие специфику образовательной среды военного вуза, обеспечивают актуальность заявленной проблемы.
Программа исследования
Анализируя учебную, методическую и воспитательную работу на кафедре естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, мы пришли к необходимости разработки и внедрения в образовательную среду высшего военного учебного заведения учебно-методического пособия «Дневник самообразования», которое предназначено для курсантов и рекомендовано к использованию в процессе обучения математике. Цель: сформировать у курсантов с помощью этого учебно-методического пособия навыки самоорганизации и самоуправления своей учебно-профессиональной деятельностью в области математических знаний, умений и владений, необходимых для будущей военно-инженерной деятельности.
При подготовке учебно-методического пособия мы ставили перед собой задачи:
1) провести анализ состояния теории и практики образовательного процесса в вузе, выявить специфику его образовательной среды;
2) охарактеризовать сущность и содержание компетенций самоорганизации и самоуправления курсантов;
3) определить основные направления процесса формирования указанных компетенций посредством изучения математики;
4) разработать для курсантов вуза «Дневник самообразования» как помощь в самоорганизации и самоуправлении по выполнению ФГОС третьего поколения при изучении математики;
5) провести экспериментальное исследование по внедрению этого учебно-методического пособия на базе высшего военного учебного заведения;
6) сделать выводы и внести необходимые изменения и дополнения в структуру и содержание «Дневника самообразования».
Исследуя формирование и развитие компетенций самоорганизации и самоуправления,
мы использовали несколько методик: Шкалу измерения самомониторинга М. Снайдера, Тест на определение степени самостоятельности, Методику исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС), Самооценку уровня притязаний по методике Й. Шварцландера. В статье приводятся результаты проверки гипотезы.
Гипотеза исследования: у курсантов после применения в учебной деятельности учебно-методического пособия «Дневник самообразования» уровень по шкале «Саморуководство» (МИС) повысится и будет выше, чем у тех, кто его не применял. Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств. В проведенном исследовании приняли участие 103 человека: 73 курсанта первого года обучения и 30 курсантов - второго. Из них были сформированы контрольная и экспериментальная группы, средний возраст испытуемых 20 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенного исследования были получены данные, на основании которых мы сделали заключение об изменении у курсантов в экспериментальной группе уровня по шкале «Саморуководство». Результаты проверены статистически с помощью Т-критерия Вилкоксона [5, с. 42-48], предназначенного для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых и позволяющего установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С помощью Т-критерия Вилкоксона определяется, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. В результате статистической обработки данных мы
т т (466 (р <0,05)
получили: тэмп= 271, Ткр= (3 97 (р < 0,01). Так как Тэмп< Ткр при р < 0,01, это свидетельствует о превышении интенсивности положительных сдвигов (увеличение уровня по шкале «Саморуководство» над отрицательными сдвигами в экспериментальной группе. Также для подтверждения результатов исследования был дважды использован О-критерий Розенбаума [5, с. 87-94], применяемый для оценки различий между двумя выборками по уровню количественно измеренного признака (таблица).
Расчет Q-критерия Розенбаума при сопоставлении экспериментальной и контрольной групп в двух замерах по уровню признака «саморуководство»
Показатели Замер
Первый («до») Второй («после»)
Мах(п1) 11 11
Мш(п2) 4 5
81 3 9
82 2 3
0эмп 5 12
о™ 8 (р < 0,05) 10 (р < 0,01)
Выводы 0™ < 0А, значит принимается гипотеза о том, что курсанты, использовавшие в учебной деятельности «Дневник самообразования», не превосходят по уровню шкалы «Саморуководство» курсантов, не использовавших в учебной деятельности «Дневник самообразования» 0™ > Оку, значит принимается гипотеза о том, что курсанты, использовавшие в учебной деятельности «Дневник самообразования», превосходят по уровню шкалы «Саморуководство» курсантов, не использовавших в учебной деятельности «Дневник самообразования»
Примечание. Замер 1 («до») - замер по шкале «Саморуководство» до использования курсантами учебно-методического пособия «Дневник самообразования»; замер 2 («после») - замер по шкале «Саморуководство» после использования курсантами учебно-методического пособия «Дневник самообразования»; Мах(п1) - максимальное значение в выборке 1, где п1 = 50 человек (экспериментальная группа); Мш(п2) - минимальное значение в выборке 2, где п2 = 53 человека (контрольная группа); 81 - количество значений в выборке 1, которые выше максимального значения в выборке 2; 82 - количество значений в выборке 2, которые ниже минимального значения в выборке 1; эмпирическое значение 0эмп= 81+ 82.
Заключение
В заключении мы можем констатировать, что внедрение учебно-методического пособия
«Дневник самообразования» в среду курсантов высшего военного учебного заведения влияет на изменение их уровня по шкале «Саморуководство». У курсантов после применения в своей
Акмеолотя образования
31
учебной деятельности учебно-методического пособия уровень по шкале «Саморуководство» повысился и оказался выше, чем у тех, кто его не применял. Курсанты индивидуально описывали образ российского офицера, выявляли свой со-циотип, планировали выполнение контрольных «точек» по математике, анализировали формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций, самостоятельно делали выводы о своем становлении как профессионала и личности.
Мы считаем, что применение курсантами учебно-методического пособия «Дневник самообразования» при изучении дисциплины «математика» способствует обеспечению воспитания и качества подготовки курсантов (п. 7.1 ФГОС), формированию общекультурных компетенций выпускников (компетенций самоорганизации и самоуправления) (п. 7.2 ФГОС), созданию условий, необходимых для развития личности курсанта при формировании индивидуальной образовательной траектории (п.7.16 ФГОС). Внедрение учебно-методического пособия «Дневник самообразования» создает курсантам возможность участия в проведении научных исследований (п.7.18 ФГОС). Для аттестации курсантов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы подготовки специалиста «Дневник самообразования» может являться частью фонда оценочных средств, позволяющего оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций (п.8.4 ФГОС). Поэтому существует необходимость включить в процесс обучения курсантов осознанную составляющую формирования будущего российского офицера, согласованную с теорией и практикой. Возможные изменения в учебно-методическом пособии «Дневник самообразования» могут коснуться его структуры (оно может стать частью другого учебно-методического пособия) и содержания (дополнить образцами выполнения заданий обязательного уровня в соответствии с учебной программой по математике).
Библиографический список
1. СтоляренкоА. М. Психология и педагогика. М., 2006. 527 с.
2. Гасанова Д. И. Подготовка студентов к профессиональной педагогической деятельности : рефлексивный аспект // Среднее профессиональное образование. 2011. № 4. С. 41-45.
3. Адамян Л. И. Особенности саморегуляции у студентов педагогических и технических вузов // Среднее профессиональное образование. 2011. № 4. С. 48-49.
4. Письменский А. Каким быть военно-инженерному образованию? // Армейский сборник. 2012. № 2(213). С. 53-56.
5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007. 350 с.
The Formation and Development of Self-Organization and Self-Management Skills
Irina E. Shemyakina
Tyumen Higher Military Engineer Command School of Marshal of Engineeren troops A. I. Proshlyakova, competitor TOGIRRO (Tyumen) Russia
1, Tolstogo, Tyumen', 625001, Russia E-mail: [email protected]
The author presents a theoretical and practical analysis of the influence of self-leadership skills on the formation and development of self-organization and self-management skills of their academic and professional activities of the cadets of higher military educational institution. The prospects of studying show the issue diagnosis knowledge, skills and competences acquired by the level of cadets during the training. It is noted that the problems of education and training of students do not lose their relevance. The use of psycho-diagnostic tools (technique to study the self-SR Panteleeva (ISI), the scale of «self-leadership») on a sample of students (N=103), revealed that the use of educational-methodical manual «Diary of a self-study» students of the effect on the change in their level on a scale of «self-leadership». Applied aspect of the research problem can be implemented in practice of teachers of high school. Key words: military and vocational education, higher military educational institution, federal state educational standards of higher professional education (HPE GEF), competence of self-organization and self-management, self-leadership skill.
References
1. Stolyarenko A. M. Psikhologiya i pedagogika (Psychology and Pedagogy). Moscow, 2006. 527 p. (in Russian).
2. Gasanova D. I. Podgotovka studentov k professional'noy pedagogicheskoy deyatel'nosti: refleksivnyy aspect (Preparing students for professional pedagogical activity: the reflexive aspect of the). Professional secondary education, 2011, no. 4, pp. 41-45 (in Russian).
3. Adamyan L. I. Osobennosti samoregulyatsii u studentov pedagogicheskikh i tekhnicheskikh vuzov (Features of self-teaching and the students of technical colleges). Professional .secondary education, 2011, no. 4, pp. 48-49 (in Russian).
4. Pis'menskiy A. Kakim byt' voenno-inzhenernomu obrazovaniyu? (What should be the military engineering education?). Army collection, 2012, no. 2(13), pp. 53-56 (in Russian).
5. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii (Methods of mathematical analysis in psychology). St.-Petersburg, 2007. 350 p. (in Russian).