УДК 372.8+796.01
АНАЛИЗ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Дмитрий Викторович Широбоков, кандидат педагогических наук, доцент, Новоуральский технологический институт НИЯУ МИФИ (НТИ НИЯУ МИФИ)
Аннотация
В статье детально рассмотрена и проанализирована структура системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов, определены основные составляющие элементы, а также особенности связей и взаимосвязей между ними. Отмечена актуальность представленного анализа системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов в связи с отсутствием соответствующих разработок в данном компоненте учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». Представлена схема системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов, отражающая её основные элементы. Раскрыто содержание основных контрольных действий, элементов системы, определены факторы, от которых зависит эффективность её применения. Авторским мнением система рейтинг-контроля определяется не только как механизм определения персонального рейтинга каждого студента, а как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов и процессов, позволяющих оценить и активизировать весь спектр физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Ключевые слова: система рейтинг-контроля, физкультурно-спортивная деятельность, студент, системный подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p142-145 ANALYSIS OF RATING CONTROL OF PHYSICAL AND SPORT ACTIVITY OF THE STUDENTS BY APPLYING THE SYSTEM APPROACH
Dmitriy Viktorovich Shirobokov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novouralsk Technological Institute
Annotation
The article gives the detailed analysis of the structural system of rating control of the students' physical culture and sports activities; it defines the main constituent elements, links and relationships between them. Due to the absence of relevant developments of the components in the Physical Culture discipline, the urgency of the given analysis is noted. The scheme of structural system of training control of the students' physical culture and sports activities, which is represented in the article, reflects its basic elements. It represents the content of basic control actions, the system elements and identifies the factors that affect the effectiveness of its application. The author of the article considers the system of rating control not only as the mechanism for determining the personal rating of each student, but also as an ordered set of interrelated elements and processes that allows to appreciate and activate the entire spectrum of students' physical culture and sports activities.
Keywords: system of rating control, physical and sports activities, student, system approach.
В настоящее время остро назрела проблема актуализации и модернизации имеющихся подходов в области педагогического контроля физического воспитания учащихся всех ступеней образовательного процесса. На наш взгляд, в данном компоненте учебного процесса общего физкультурного образования возможны и назрели значительные инновационные изменения.
Многолетний опыт организации учебного процесса в отечественных вузах (С.К. Соболев, 1989; Л.И. Варенова, В.Ж. Куклин, В.Г. Наводнов, 1993; В.П. Беспалько, 1996; М.П. Батура, A.B. Ломако, 1997 и др.), а также результаты многочисленных диссертационных исследований (H.A. Васильева, 1988; В.Е. Сосонко, 1996; Г.Н. Юшко, 2001; В.В. Бянкин, 2003; В.И. Кожанов, 2006 и др.), определяют возможность комплексного и наиболее эффективного решения проблемы совершенствования педагогического
контроля через применение рейтинговой системы контроля результатов учебной деятельности студентов.
Между тем, анализируя имеющиеся современные подходы в данной области, мы отмечаем, что в большинстве исследований авторы рассматривают рейтинг-контроль деятельности и достижений студентов с позиций методики педагогического контроля, не уделяя должного внимания его системному анализу. В связи с этим, данная статья посвящена именно системе рейтинг-контроля деятельности студентов и анализу её компонентов. Как на научно-теоретическом, так и на научно-методическом уровне, актуальность нашего анализа, в том числе, обусловлена отсутствием соответствующих разработок в поле контроля и оценки физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Как известно [2, 3 и др.], системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы. В свою очередь, система определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.
Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью [2, 3 и др.]. Опираясь на данные научнотеоретические основы, мы попытались рассмотреть рейтинг-контроль физкультурноспортивной деятельности студентов в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов системы, преследующего достижение конкретной цели. При этом, мы отмечаем, что понятие «рейтинг учебных достижений» является категорией педагогической квали-метрии, а теоретической основой построения системы рейтинг-контроля является учение о квалиметрии человека и образования.
Различные авторы дают разные определения рейтинг-контроля, отражающие свои подходы к его содержанию. Так М.П. Батура, А.В. Ломако и др.[1] считают, что рейтинговая система - это совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. Однако, реализация дисциплины «Физическая культура» имеет ряд специфических особенностей и в нашем понимании система рейтинг-контроля ассимилирует не только механистические действия, результирующие определение персонального рейтинга каждого студента.
Анализируя весь спектр возможных контрольных действий над основными компонентами физкультурно-спортивной деятельности студентов, их содержание, необходимые формы и методы работы, целевые установки, а также характер основных связей и взаимосвязей между структурными элементами, нами определена структура системы рейтинг-контроля (рис.1).
В соответствии с основными положениями общей теории систем, в структуре системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов мы выделяем следующие элементы:
- предмет, на который направлено содержание контрольной деятельности (цель рейтинг-контроля);
- структура и содержание контрольной деятельности;
- субъекты контрольной деятельности (преподаватель и студент);
- механизм деятельности субъектов, направленной на предмет контрольной деятельности.
Условные обозначения:
- прямая связь ---► - обратная связь
Рис. 1. Схема системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности
студентов
Как известно [4], цель дисциплины «Физическая культура» в вузе заключается в формировании физической культуры личности студентов и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности. Данная программно-регламентированная цель обуславливает цель системы рейтинг-контроля физкультурноспортивной деятельности студентов, которая, по нашему мнению, заключается в активи-
зации физкультурно-спортивной деятельности студентов на основе объективной и всесторонней оценки их деятельности по программе курса и результатов процесса обучения.
Таким образом, система рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов определяется нами как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов и процессов, позволяющих оценить и активизировать весь спектр физкультурно-спортивной деятельности, а на основе полученных результатов присвоить персональный ранг каждому студенту. Кроме того, итоговый результат функционирования системы может быть интерпретирован с применением балльно-буквенной оценки ECTS. Это, в свою очередь, позволит определить уровень или степень достижения программно-регламентированной цели дисциплины «Физическая культура», что определяет появление чёткого инструментария по выявлению результативности учебного процесса.
При этом, мы обозначаем ряд факторов, от которых зависит эффективность применения системы рейтинг-контроля:
- совместной деятельности преподавателя и студентов по выработке целевых установок, задач обучения, определения содержания учебного и внеучебного материала, конкретных видов физкультурно-спортивной деятельности, индивидуальной траектории учебных достижений, что является характерным для демократического (интегративного) стиля руководства и «субъект-субъектных» отношений преподавателя и студента;
- объективности и всесторонности контроля процесса и результатов обучения, присущей рейтингу состязательности;
- наличия четких критериев для самооценки учебных достижений, частотой процедур контроля, необходимости самоконтроля и умении осуществлять его;
- рефлексии студентов по отношению к самим себе, к своим способностям и возможностям их реализации, к физкультурно-спортивной деятельности и её результативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батура, М.П. Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий : учебное пособие / М.П. Батура, А.В. Ломако, Л.Ю. Шилин. - Минск : Белорусский гос. ун-т информатики и радиоэлектроники, 1994. - 55 с.
2. Bertalanffy, L. von. General System Theory - A Critical Review / L. von Bertalanffy // General Systems. 1962 - Vol. VII. - pp. 1-20.
3. Ракитов, А.И. Философские проблемы науки: системный подход / А.И. Раки-тов. - М. : Мысль, 1977. - 270 с.
4. Физическая культура: примерная учебная программа для высших учебных заведений. - М. : Физкультура и спорт, 2010. - 13 с.
REFERENCES
Batura, M.P., Lomako, A.V. and Shilin, L.Y. (1994), The rating system of training based on modern computer technology: a training manual, publishing house “BSUIR”, Minsk, Belarus Republic.
Ludwig von Bertalanffy (1969) “General systems theory: a critical review” The collection of translations “Research on general systems theory”, publishing house “Progress”, Moscow, Russian Federation.
Rakitov, A.I. (1977) “Philosophical problems of science: A systems approach”, publishing house “Thought”, Moscow, Russian Federation.
Physical culture: Sample curriculum for institutions of higher education (2010), publishing house “Fizkultura I sport”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.05.2013.