1. В обеих группах произошло улучшение контрольных показателей (проба Генчи, количество ударов за 10 с, количество стандартных серий за 60 с, время простой и сложной реакции, чувство времени, реакция на движу щийся объект, объем внимания и показатели соревновательной деятельности), однако, в 1-й группе заметно выраженное.
2. У большинства спортсменов 2-й группы объективно наблюдались признаки переутомления, нежелания тренироваться и участвовать в соревнованиях. Результаты контрольных соревнований между спортсменами обеих групп также были не в пользу кикбоксеров 2-й группы.
3. Более значимые позитивные изменения показателей состояния кикбоксеров 1-й экспериментальной группы свидетельствуют о том, что структура нагрузок, запланированная для данной группы, была более эффективной.
Результаты эксперимента являются экспериментальным обоснованием тренировочной модели Э1111, направленной на повышение уровня предсоревновательной готовности и соревновательной результативности спортсмена.
ВЛИЯНИЕ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ
Дмитрий Викторович Широбоков, старший преподаватель, Новоуральский Государственный Технологический Институт (НГТИ)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации системы рейтинг-контроля физ-культурно-спортивной деятельности студентов вуза. Приведены результаты влияния рейтинг-контроля на физическую подготовленность студентов в сравнении с базовой методикой оценки деятельности занимающихся по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: рейтинг-контроль, физкультурно-спортивная деятельность, студент, физическая подготовленность.
THE INFLUENCE OF RATING-CONTROL OF PHISICAL AND SPORT ACTIVITY OF PHISICAL STUDENTS PREPAREDNESS
Dmitriy Viktorovich Shirobokov, the senior teacher,
Novouralsk State Technological Institute
Abstract
Organizational peculiarities of the rating-control system of students’ physical and sport activity are under consideration in the article. Here are the results of the influence of the rating-control on students’ physical conditions in comparison with the basic teaching methodology of estimation of students’ activity on the discipline of “Physical activity”.
Key words: rating-control, physical and sports activity, student, physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается резкое ухудшение физической подготовленности студенческой молодежи, которая является одним из основных критериев здоровья человека. Так, у студентов, поступающих в НГТИ, этот показатель здоровья ежегодно снижается. С 2005 по 2008 год более 70% первокурсников не смогли выполнить контрольный норматив по общей выносливости в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) на положительную оценку. До 50% студентов были слабо подготовлены в скоростно-силовых упражнениях (бег на 100 м). Каждый четвертый студент (23%) показал неудовлетворительную подготовленность в тестах, характеризующих уровень развития силы.
Решением указанной проблемы должно быть повышение уровня физкультурноспортивной активности студентов. Однако традиционная система контроля, основанная на рекомендациях базовой программы учебной дисциплины «Физическая культу-
ра», обладает низкой эффективностью в формировании у студентов положительной устойчивой мотивации к активной физкультурно-спортивной деятельности, поскольку в обобщенном виде сводится к оценке только результатов обучения, т.е. теоретической, методической и физической подготовленности, а также регулярности посещения учебных занятий в каждом семестре.
Необходимость совершенствования форм и методов контроля привела к модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе. Комплексный подход нашел выражение в системе рейтингового контроля, который является одной из современных организационно-методических форм контроля учебной деятельности студентов.
Обобщая особенности организации системы рейтинг-контроля применительно к дисциплине «Физическая культура», можно сказать, что рейтинг-контроль деятельности студента - это сумма баллов, которую студент получает по всем видам текущего, промежуточного и итогового контроля его физкультурно-спортивной активности, уровня физической подготовленности, а также полученных знаний и умений. На основании анализа опыта функционирования системы рейтинг-контроля физкультурноспортивной деятельности студентов нами определены организационно-педагогические условия её реализации:
основой системы должен являться анализ учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студента;
рейтинг-контроль должен включать в себя следующие этапы: планирование учебного процесса, разделение его на отдельные виды деятельности студентов по дисциплине, выбор форм и содержания контроля, а также системы подсчета рейтинговых баллов, выбор способа мотивации студентов и, при необходимости, коррекция учебного процесса;
процедура контроля различных видов деятельности должна включать в себя различные формы контроля в зависимости от блока контролируемой деятельности, в том числе тестирование, самостоятельные работы, письменные опросы, собеседования И т.д.;
система расчета рейтингового балла за отдельные виды учебной и внеучебной деятельности должна учитывать вид деятельности, резервировать поощрительные баллы за активную физкультурно-оздоровительную работу студента, а также включать в себя штрафные санкции за пересдачу контрольных мероприятий в каждом семестре;
деятельность педагога при использовании системы должна включать в себя управление организацией учебного процесса и мотивацией студентов.
МЕТОДИКА
Поскольку дисциплина «Физическая культура» имеет своей особенностью весьма длительный период обучения (с 1 по 4 курс), рейтинг-контроль деятельности студентов НГТИ рассчитывается по 1000-балльной шкале. В ходе изучения дисциплины предусмотрен ежесеместровый зачет, условием получения которого являются набранные студентом 75 рейтинг-баллов (рб). В соответствии с этим, условием допуска к итоговой аттестации в 8 семестре обучения по дисциплине является набор студентом не менее 600 рб. Допускается возможность досрочного получения итоговой аттестации, если студент в процессе обучения набрал более 750 рб.
Рейтинг-контроль деятельности студентов по дисциплине проводится по трем блокам и охватывает все учебные отделения (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Оценка деятельности студентов по первому и второму блокам рейтинг-контроля _______________________________в каждом семестре ______________________________
Блоки и оценка за семестр | 5 | 4 | 3 | 2
ПЕРВЫЙ БЛОК - ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Рейтинг-оценка освоения учебной программы по двум подразделам в каждом семестре (рб) Теоретическая (методическая) подготовленность 20 15 10 5
Физическая подготовленность 35 30 25 15
ВТОРОЙ БЛОК - ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Оценка посещаемости практических занятий в семестре (рб) 40 30 20 10
Итого за семестр 95 75 55 30
Оценка посещаемости факультативных или элективных курсов в семестре (рб) 30 20 15 10
ВСЕГО 125 95 70 40
Разработанная нами система рейтинг-контроля включает в себя оценку творческой и физкультурно-спортивной активности студентов. В каждом семестре обучения
по дисциплине в данном блоке возможен набор не более 40 рб (табл. 2).
Таблица 2
________________Таблица определения рейтинга по третьему блоку____________________
Наименование показателей РБ
1. За участие в работе спортивных секций, а также помощь в организации и проведении соревнований 10
2. За участие в соревнованиях: - первенство группы - первенство курса - первенство НГТИ - первенство города - первенство области 2 3 5 7 10
3. За занятые места на соревнованиях: - первенство области: 1, 2, 3, 4, 5, 6 - первенство города: 1, 2, 3, 4, 5, 6 - первенство учебных заведений города: 1, 2, 3 - первенство НГТИ: 1, 2, 3 соответственно: 40-35-30-25-20-15 соответственно: 30-25-20-15-10-5 соответственно: 20-15-10 соответственно: 10-7-5
4. За научный реферат, доклад на конференции по 15
5. Изготовление учебно-наглядных пособий и т. п. по 5
6. Подготовка и проведение части практического занятия оценка проведения: “5” - 7 рб “4” - 5 рб “3” - 3 рб
Общий рейтинг студента за семестр определяется сложением суммы рейтинг-баллов трех блоков. В связи с этим, студентам предоставляется возможность выбора индивидуального пути набора необходимого для получения зачета количества рей-тинг-баллов, что является дополнительным компонентом заинтересованности занимающихся в успешном освоении программы курса. Так же рейтинг-контроль позволяет повысить объективность и полноту контроля, более эффективно реализовать его организующую, обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Система рейтинг-контроля обеспечивает всестороннюю и объективную оценку не только ре-
зультатов, но и процесса обучения, включает в себя оценку многих видов физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая может оказать влияние на результаты итоговой аттестации в каждом семестре обучения по дисциплине. В связи с этим, использование системы рейтинг-контроля позволяет на новом, более высоком уровне решать возникающие в процессе обучения задачи: привлечь студента не только к активной физкультурной, но и спортивной деятельности, не только в организованных, но и самостоятельных формах.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
С 2006 по 2008 гг. нами был организован и проведен педагогический эксперимент, имеющий задачами определение влияния системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности на физическую подготовленность студентов. В исследованиях приняло участие 153 студента очного отделения НГТИ. Деятельность студентов экспериментальной группы (75 человек) по дисциплине оценивалась на основе рейтинговой системы, а контрольной (78 человек) - на основе базовой методики оценки освоения учебного материала программы.
Ещё одной особенностью нашего подхода и перспективной предпосылкой к эффективному повышению уровня физической подготовленности студентов было увеличение уровня их двигательной активности за счет реализации вариативного компонента учебной программы. В связи с этим появилась возможность создания в процессе физического воспитания студентов условий, способствующих реализации актуальных потребностей занимающихся и значительному повышению уровня их двигательной активности. С этой целью в начале педагогического эксперимента в экспериментальной группе нами был проведен опрос, определяющий наиболее интересующие студентов виды спорта и системы физических упражнений. На основании предпочтений студентов в течение педагогического эксперимента были разработаны и внедрены практические элективные курсы: «Баскетбол: техника и тактика игры» (70 часов), «Оздоровительная физическая культура» (50 часов). При освоении учебного материала каждого элективного курса формировались группы до 15 человек в зависимости от уровня двигательной подготовленности занимающихся. Посещаемость элективных курсов в экспериментальной группе студентов на протяжении всего педагогического эксперимента в среднем составила 61%.
С целью выявления эффективности влияния указанных особенностей процесса физического воспитания студентов на динамику их физической подготовленности использовались следующие тесты: бег 100 м, бег 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), подтягивание (юноши), поднимание и опускание туловища из и.п. лёжа на спине (девушки).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При рассмотрении данных физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента выявлены несущественные различия. К концу педагогического эксперимента среднестатистические данные физической подготовленности испытуемых свидетельствовали, что практически по всем признакам произошли положительные изменения (табл. 3).
Изменения исследованных характеристик происходили неоднозначно, но в целом результаты свидетельствуют о том, что студенты экспериментальной группы смогли значительно повысить свой уровень физической подготовленности, а для контрольной группы характерна стабилизация большинства показателей. По нашему мнению, незначительное увеличение двигательного потенциала студентов в контрольной группе лимитировано малым объёмом двигательной активности, несовершенством контрольных мероприятий процесса освоения учебной программы и, как следствие, отсутствием мотивации к активной физкультурно-спортивной деятельности у занимающихся.
Таблица 3
Данные физической подготовленности студентов в конце
Контрольные нормативы Контрольная группа Экспериментальная группа
Исходный результат Итоговый результат Прирост % Р Исходный результат Итоговый результат Прирост % Р
Бег 100 метров, юноши (с) 14,2±0,1 13,9±0,5 2% <0,05 14,5±0,5 13,7±0,6 6% <0,05
Бег 100 метров, девушки (с) 17,2±0,1 16,8±0,3 3% <0,05 17,0±0,4 16,5±0,4 3% <0,05
Бег 3000 м., юноши (мин) 12,9±0,2 12,8±0,1 1% >0,05 13,2±0,2 12,6±0,1 5% <0,05
Бег 2000 м., девушки (мин) 11,6±0,3 11,6±0,1 0,3% >0,05 11,1±0,3 10,7±0,3 4% <0,05
Подтягивание, юноши (кол-во раз) 9,4±0,1 10,2±0,9 8% <0,05 9,7±0,9 12,1±0,1 20% <0,05
Поднимание туловища из и.п. лежа на спине, девушки (кол-во раз) 50,4±0,8 53,3±0,7 6% <0,05 48,7±0,1 55,3±0,8 12% <0,05
Причиной различий в результатах тестов в конце эксперимента, на наш взгляд, является реализация вариативного компонента учебной программы по физическому воспитанию, а также повышение уровня физкультурно-спортивной активности занимающихся экспериментальной группы за счет её рейтинг-контроля. Это подтверждается результатами анализа участия студентов в физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня по ходу педагогического эксперимента, которые свидетельствуют о том, что в среднем более половины (52%) студентов экспериментальной группы в течение каждого семестра обучения регулярно принимали участие в различных соревнованиях. В контрольной группе этот показатель не поднимался выше 12%. Данные различия объясняются малой заинтересованностью студентов контрольной группы в физкультурно-оздоровительной и соревновательной деятельности, поскольку оценка этого вида активности не предусмотрена контрольным разделом базовой программы курса «Физическая культура».
ВЫВОДЫ
1. В результате наших исследований выявляется малая эффективность методики контроля, предлагаемой базовой учебной программой по дисциплине, в повышении уровня физической подготовленности студентов.
2. Более значительному повышению уровня физической подготовленности студентов способствует активизация их физкультурно-спортивной деятельности за счет её всесторонней и объективной оценки на основе системы рейтинг-контроля.
3. Совершенствованию физической подготовленности студентов также способствует повышение уровня их двигательной активности за счет реализации вариативного компонента учебной программы, который учитывает интересы студентов и предпочитаемые ими виды целенаправленной двигательной деятельности.
СООТВЕТСТВИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС
РОССИИ ПРОФЕССИОГРАММАМ ОСНОВНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Алексей Владимирович Шлепков, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
Профессиональная деятельность сотрудников противопожарной службы сопряжена с большими нагрузками, как в физической, так и в эмоциональной сфере. Одним из способов повышения эффективности деятельности является учет индивидуальных особенностей сотрудников и определение степени их соответствия профессиональным требованиям. Поэтому актуальной является проблема выявления степени соответствия личностных особенностей выпускников вузов ГПС (Государственной противопожарной службы) МЧС России (в частности, Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России) профессиограммам тех должностей, по которым ведется подготовка в вузах противопожарной службы.
Ключевые слова: профессионально важные качества, профессиограмма, психограмма.
PERSONAL FEATURES OF CADETS STATE UNIVERSITY OF FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA AND THEIR CORRESPONDENCE WITH FIRE
OFFICER’S EMPLOYEE
Alexey Vladimirovich Shlenkov, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Fire Service of EMERCOM of Russia
Abstract
Professional activity of fire services workers is connected with physical as well as emotional hard loads. One of the ways of raising efficiency of activity is consideration of individual peculiarities of employees and definition of their conformity to professional requirements.
That is why problem of finding out a degree of conforming personal features of graduates is quite actual and should be appropriate to posts they have been trained for at Fire Services institutes of higher learning.
Key words: professional features, employee, psychogram.
Проблеме исследования профессионально важных психологических качеств специалистов пожарной охраны посвящена работа М.И. Марьина [4]. Автор сформулировал психологические требования, необходимые для специалистов двух основных должностей: начальника караула (чья профессиональная деятельность непосредственно связана с пожаротушением, следовательно, экстремальными условиями труда) и инспектора Государственной противопожарной службы (деятельность которого направлена на профилактику возникновения пожароопасных ситуаций).
Как подчеркивает М.И. Марьин, существующее положение профессиональной деятельности позволяет отнести сотрудников ГПС, преяеде всего, оперативных пожарных и специализированных подразделений по уровню производственного травматизма и частоте смертельных исходов к группам высокого профессионального риска [4].
Помимо профессионально важных качеств, описанных М.И. Марьиным, авторскому коллективу удалось сформулировать ряд личностных психофизиологических требований к профессиям пожарных и спасателей [6]. Считаем, что большинство из описанных ниже качеств личности являются составляющими психограммы начальника караула, поскольку их деятельность, наряду с пожарными и спасателями, определяется теми же условиями экстремальной ситуации. Итак, профессионально важными являются следующие свойства и качества личности:
1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости) [3].
2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространст-