ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191010 2019, № 2 (февраль) УДК 378.147
Анализ реализации сюжетно-деятельностной
педагогической технологии «Международный образовательный коворкинг по развитию креативных индустрий Кавказских Минеральных Вод (от идеи к стартапу)»1
Ермакова Лариса Ивановна2
Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия miano@pglu.ru
Суховская Дарья Николаевна3
Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия daria.sukhovskaya@yahoo.com
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы продиктована тенденциями формирования глобального образовательного пространства, а также возрастающей ролью информационных коммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения в образовательной практике. В сложившихся условиях в системе образования требуется создание организационно-образовательной структуры, специализирующейся на проектно-сетевом и научно-сервисном сопровождении инновационного развития образовательных организаций под названием «образовательный коворкинг», анализу которой посвящена настоящая статья. Целью исследования является анализ функционирования научно-исследовательского образовательного пространства коворкинга и его цифровой версии как проектно-сетевой площадки кооперации молодых ученых, педагогов-новаторов, российских и зарубежных ученых и экспертов, функционирующей на базе Пятигорского государственного университета. Исследование проводилось с использованием метода сравнительного анализа проектирования пространств коворкинга в экономических системах, социологических исследованиях, бизнес-образовании. В исследовании авторы используют метод концептуального моделирования образовательного полипозиционного пространства сооргани-зации субъектов научно-образовательного процесса в вузе. Результатом проведенного анализа стала формулировка ключевых характеристик модели образовательного пространства коворкинга. Модель образовательного пространства коворкинга позволяет обеспечить удовлетворение образовательных и адаптационных потребностей личности участников пространства, предприятий реального сектора экономики, потребностей современного общества с использованием потенциальных возможностей образовательного пространства региона Кавказские Минеральные Воды. Практическая значимость полученных результатов заключается в описании социальных технологий, направленных на развитие и совершенствование практики обучения студентов, магистрантов, аспирантов основам проектной деятельности; описании алгоритма использования дистанционных образовательных технологий в электронной версии пространства коворкинга; описании технологий создания преподавательско-студенческо-экспертных сообществ в вузах.
Ключевые слова: коворкинг, образовательный коворкинг, сюжетно-деятельностная технология, цифровые компетенции.
Поступила в редакцию Received 17.12.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.01.2019
Принята к публикации Accepted for publication 20.01.2019 Опубликована Published 28.02.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-33-00035ЮГН ОГН-МОЛ-А1.
2 Ермакова Лариса Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, Россия
3 Суховская Дарья Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, Россия
Введение
Настоящая статья посвящена анализу реализации сюжетно-деятельностной педагогической технологии «Международный образовательный коворкинг по развитию креативных индустрий Кавказских Минеральных Вод (от идеи к стартапу)», реализуемой в Пятигорском государственном университете с 2016 года по настоящее время.
Коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа») в широком смысле представляет собой подход к организации труда людей с разной трудовой занятостью в общем пространстве [1, 2]; в узком — физическое пространство, коллективный офис (англ. coworking space) [3].
Предпосылкой разработки педагогической технологии, анализируемой в статье, послужила стратегия развития в России экономики нового технологического поколения - цифровой экономики, обозначенная президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному собранию в 2016, 2017 и 2018 годах. Для решения данной задачи необходимы квалифицированные кадры, обладающие цифровыми компетенциями XXI века, в том числе: критическим и творческим мышлением, инициативностью, адаптивностью, инновационностью, предприимчивостью, эмоциональным интеллектом. Данные компетенции можно объединить в три блока, на формирование и развитие которых направлен образовательный коворкинг:
1. Цифровые компетенции - способность уверенно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе [4].
2. Инициативность и предпринимательские компетенции - способность превращать идеи в действия через творчество, инновации и оценку рисков, а также способности планировать и управлять проектами.
3. Softskills - способность выстраивать межкультурные сетевые коммуникации (социальные и профессиональные), учиться и совершенствоваться [5].
Ключевым элементом в обеспечении данных характеристик образовательного процесса является сетевая информационная образовательная среда [6], выступающая площадкой создания электронной версии коворкинга.
Сегодня в глобальном образовательном ландшафте начинается формирование нового образовательного пространства, которое во многом отличается от образования предыдущей модели постиндустриального общества и приобретает новые качественные характеристики.
Сегодня мы можем говорить не просто об образовательном пространстве, а о мировом образовательном пространстве, включающем все образовательные и воспитательные учреждения, научно-педагогические центры, правительственные и общественные просветительские организации, взаимодействующие в условиях интенсивной интернационализации и глобализации сфер общественной жизни [7].
Еще одной тенденцией развития современной системы образования является поддержка процессов введения в практику работы образовательных организаций новых функциональных педагогических позиций, таких как тьютор, разработчик индивидуальных образовательных траекторий, модератор решения учебно-профессиональных и проектных задач, ментор проектов (исследований), концептолог, образовательный аналитик, консультант развития, координатор социальных практик, эксперт по «образу будущего», навигатор образовательных событий и другие, которые способствуют формированию универсальных навыков, умений и компетенций обучающихся и позволяют им быть эффективными в самых разных видах деятельности [8, 9].
Перечисленные педагогические позиции позволят внедрять в деятельность организаций высшего образования технологические решения, направленные на открытие общего способа социокультурного ответственного педагогического действия, одним из которых является образовательный коворкинг [10].
В сложившихся условиях в системе образования требуется создание организационно-образовательной структуры, или «инновационной педагогической платформы», специализирующейся на проектно-сетевом и научно-сервисном сопровождении инновационного развития образовательных организаций, на разработке «новой режиссуры настоящего и будущего», под названием «образовательный коворкинг» [11].
Целью педагогической технологии, анализируемой в настоящей статье, является создание научно-исследовательского образовательного пространства коворкинга и его цифровой версии как проектно-сетевой площадки кооперации молодых ученых, педагогов-новаторов, российских и зарубежных ученых и экспертов, обеспечивающей благоприятные условия развития и функционирования научного и предпринимательского потенциала молодежи региона в сфере проектной деятельности, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте развития сектора креативной экономики, результатах научных и научно-технических разработок экспертов - членов пространства коворкинга.
Образовательная технология направлена на решение следующих прикладных задач:
- формирование единого образовательного, научного и инновационного процесса с целью развития творческих способностей, улучшение профессионально-творческой подготовки молодых ученых, в том числе формирование компетенций для работы в условиях цифровой экономики, совершенствование форм привлечения молодежи к научным исследованиям, научной деятельности, социально-экономическому проектированию;
- создание и развитие условий, которые обеспечат возможность для каждого молодого ученого - члена пространства коворкинга реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научном творчестве -полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями;
- обеспечение глобального обмена опытом в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности через привлечение к работе в пространстве коворкинга известных отечественных и зарубежных ученых и экспертов через применение дистанционных образовательных технологий;
- формирование эффективных научно-исследовательских студенческо-препо-давательских и экспертных сообществ в вузах [12].
Научная новизна проекта заключается в создании обучающей технологии, реализуемой на базе инновационной педагогической платформы, специализирующейся на проектно-сетевом и научно-сервисном сопровождении инновационного развития образовательных организаций под названием «образовательный коворкинг».
Научная новизна проекта обусловлена тенденциями развития цифровой экономики в России, так как образовательный коворкинг выступает площадкой подготовки кадров для работы в условиях цифровой экономики.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
На актуальность организационных изменений и важность внедрения новых педагогических технологий и практик на различных уровнях образования указывает
российский ученый, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования В. И. Загвязинский, отмечая, что в настоящее время в цепи «практика - социальный заказ - наука - управленческие решения - обновленная практика» «возникают серьезные разрывы и нестыковки, свидетельствующие об отсутствии четкой целенаправленной стратегии, обеспечивающей единство действий и общую эффективность развития образовательной системы» [13].
В современной российской образовательной практике технологий по созданию образовательных пространств коворкинга не было зарегистрировано до 2016 года. Анализ научных публикаций, посвященных теме создания образовательных ковор-кингов, демонстрирует, что большинство из них появились в последние два года (2016-2018 годы).
Появление и распространение образовательных пространств коворкинга в России и за рубежом дает возможность рассматривать их как эффективный элемент системы инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, позволяющий генерировать новые идеи и воплощать их в инновационные проекты.
С. К. Марьина и О. Ю. Рудакова в своей статье «Коворкинг как элемент инновационной инфраструктуры» рассматривают роль, значение и возможности эффективного применения коворкинга в условиях развития инновационного бизнеса, в том числе и в образовательных организациях [14].
В работах Г. А. Игнатьевой, О. В. Тулуповой и А. С. Молькова раскрыты сущность образовательного коворкинга как принципиально новой формы организации инновационной деятельности педагогов и содержательно-деятельностной технологии ее практического освоения и реализации в условиях дополнительного профессионального образования [15]. Авторы раскрывают сущностные характеристики образовательного коворкинга, интегрирующего профессиональную подготовку педагога в соответствии с социальным заказом и его профессиональное развитие с точки зрения его индивидуальных потребностей и возможностей.
В исследованиях авторского коллектива отмечается, что образовательный ковор-кинг обладает значимым потенциалом формирования новых функциональных педагогических позиций, трансформации педагогической деятельности в целом через встраивание деятельностных норм в практику образования [16].
Группа авторов - Е. Г. Врублевская, Л. Г. Логинова, М. В. Никитаева - в своей работе «Организационная модель коворкинг-центра как новый формат институали-зации социального взаимодействия и взаимообучения студентов педагогической специализации и граждан в возрасте 60+» проводят анализ модели коворкинг-центра Института непрерывного образования ВО ГАОУ «Московский городской педагогический университет» [17]. Научная новизна публикации связана с разработанной и описанной моделью образовательного пространства коворкинга, ориентированной на социальное взаимодействие и обучение людей разного возраста и с разной занятостью. Авторы трактуют образовательный коворкинг как новацию, базирующуюся на научной обоснованности предлагаемых решений [18].
Т. В. Маясова, А. А. Лекомцева, С. П. Федянина в работе «Перспектива реализации коворкинга в дистанционном обучении на примере дополнительного образования детей» описывают возможности реализации в системе дополнительного образования детей новой формы организации дистанционного обучения - обучения в пространствах коворкинга. Авторы обосновывают необходимость внедрения и развития
образовательного коворкинга в работу областной заочной школы «Академия знаний» как эффективной педагогической среды, которая позволит расширить предложения по спросу на исследовательские и проектные технологии обучения [19].
Аналогичного подхода придерживается и А. С. Разорвина в работах «Ковор-кинг-пространства для детей и родителей» и «Коворкинг для детей и родителей - инновационная форма совместного развития», а также Е. Б. Плотникова и А. В. Поли-щук в своей работе «Об интеллектуальной социализации одаренных детей в ковор-кинг-зоне образовательной организации» [20-22]. Авторы придерживаются мнения, что в жизни современной семьи трудовая деятельность имеет большое значение, для достижения успеха в ней необходимо постоянное саморазвитие, продолжение образования, иногда выполнение сверхурочной работы. Для того чтобы совместить потребности всех членов семьи в образовании и всестороннем развитии, появляются пространства коворкинга, в которых родители могут заниматься работой, а дети в это время находятся под присмотром профессиональных педагогов, психологов и других специалистов. В заключение авторы высказывают предположение о том, что оптимальной базой для создания коворкинга может стать педагогический университет, так как он обладает большим потенциалом в плане кадрового обеспечения, образовательных и развивающих программ и т. д.
Среди работ, посвященных практическим аспектам реализации проектов образовательных коворкингов, необходимо выделить работу коллектива, состоящего из М. В. Огневой и Е. В. Ярковой, - «Формы работы с одаренными детьми в школе на примере интеллектуального клуба "Мозговой центр"», функционирующего в формате ко-воркинг-пространства, и работу И. Н. Юрочкиной «Применение мультимедийных технологий в социокультурном проектировании» на примере интернет-проекта, созданного выпускниками Вятского государственного университета «Социокультурный проект - это просто!» [23, 24]. Опыт внедрения инновационной формы деятельности по развитию технического творчества МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда в условиях сетевого взаимодействия представлен в статье Т. М. Дмитриевой «Интерактивно-дистанционный коворкинг в условиях сетевого взаимодействия как фактор устойчивости конкурентоспособности образовательной организации» [25].
Н. Я. Максимушкина в своей статье «Путь к вершинам науки и культуры от избы-читальни - к коворкинг-центру» освещает историю и современную деятельность коворкинга, функционирующего на базе Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко [26].
Значимой для настоящего исследования является сфера дистанционных образовательных технологий, так как пространство коворкинга существует и как электронная образовательная площадка. По прогнозам, к 2022 году 60% офисных сотрудников всего мира будут регулярно заняты в дистанционной трудовой деятельности [27].
Значительная динамика такого вида занятости обусловливает потребность в получении новых или расширении приобретенных ранее компетентностей, необходимых для выполнения персоналом отечественных предприятий, в том числе и образовательных организаций.
В работе [28] (авторы С. Шмидт, В. Бринкс, С. Бринкхоф) определены принципиальные положения проектирования и методические рекомендации к построению адаптивной и комплексной системы е-learning дистанционных работников на основе установления характерных особенностей современного этапа развития дистанционной трудовой и образовательной деятельности.
Обобщенный анализ характерных особенностей современного этапа применения дистанционных технологий в трудовой деятельности, представленный в работе Я. Кубатовой, показал, что масштабы такой деятельности стремительно увеличиваются и прогнозируется их прирост и в дальнейшем; эффективность дистанционной работы и дистанционного обучения определяется согласованностью целей работника и корпоративными целями, а также наличием у работника всех необходимых компетенций [29].
Современные тенденции развития дистанционных технологий образовательной деятельности рассмотрены в работах A. Пушкар, С. Назаровой и Дж. Фабрри, Ф. Чару-Дубок, в которых авторами определены основы функционирования и сформулированы методические рекомендации по созданию индивидуально-адаптивной системы дистанционного обучения и работы (е-learning) [30-32].
Методологическая база исследования
Педагогическая технология разработана с использованием метода сравнительного анализа проектирования пространств коворкинга в экономических системах, социологических исследованиях, бизнес-образовании. Результатом проведенного анализа стала формулировка ключевых характеристик модели образовательного пространства коворкинга.
Авторы используют метод концептуального моделирования образовательного полипозиционного пространства соорганизации субъектов научно-образовательного процесса в вузе.
Результаты исследования
В рамках настоящего проекта авторы рассматривают образовательный ковор-кинг, во-первых, в качестве сюжетно-деятельностной технологии, направленной на перевод пространства работы в пространство обучения и освоения способа создания интеллектуального продукта, а во-вторых, как триггер инновационных процессов в образовании, способный обеспечить деятельностную кооперацию субъектов образовательного процесса совместно с проектно-сетевой координацией педагогов-новаторов с учетом оптимального использования интеллектуального, нравственно-волевого и антропологического ресурсов членов пространства [33-34].
Для образовательного пространства коворкинга характерна гибкость в организации рабочего пространства и направленность на формирование микросообществ резидентов пространства и сопутствующей внутренней культуры, что особо актуально при формировании преподавательско-студенческих (университетских) сообществ в вузах.
Коворкинг несет в себе новый имидж многофункционального, культурно-образовательного, учебного и информационного бизнес-инкубатора, транслирующего не только информацию, которой обладают его эксперты, но и суждение, представление и отношение к ней.
Основными принципами содержания модели коворкинга являются:
- открытость;
- доступность;
- инфраструктурное сопровождение деятельности (цифровое и реальное);
- горизонтальность связей и отношений;
- наличие сообщества;
- устойчивость организации;
- поддержание форм коммуникации.
Факторы эффективного развития коворкинга как формата профессиональной соорганизации преподавателей, студентов, экспертов:
- поддержание коммуникационных процессов;
- диверсификация видов деятельности;
- проектирование внутреннего сообщества;
- трансляция успешных социальных практик;
- приоритет проектных команд над индивидуальными работниками.
Ключевыми особенностями проектирования образовательного коворкинга являются:
- открытость пространства;
- планирование деятельностного компонента обучения;
- проектирование вариативных личностных образовательных траекторий;
- реализация прикладных технологий по сопровождению субъектов обучения;
- использование технологий сетевого образования и стажировочных практик.
Практические аспекты проектирования пространства коворкинга и социальные
технологии, необходимые для его работы, были разработаны Д. Н. Суховской совместно с гуру креативных индустрий России - президентом ассоциации «Центр развития творческих индустрий», руководителем профессионального сообщества «Кластер творческих индустрий Санкт-Петербурга» Д. Мильковым.
28.09.2017 года в Пятигорском государственном университете стартовала работа электронной версии креативно-инновационного пространства коворкинга, созданного в электронной образовательной среде edu.pgu.ru. Электронное пространство ко-воркинга предоставляет широкие возможности для проведения студентами собственных исследований, выполнения практических заданий, разбора кейс-стади. Перевод пространства коворкинга в электронную форму позволил расширить состав участников и привлечь к работе в коворкинге студентов дистанционной формы обучения.
В работе электронной версии пространства коворкинга в 2017 году приняли участие более 300 студентов ПГу. Лучшие проекты студенческих научно-исследовательских групп коворкинга были представлены для участия в международном конкурсе «Лучший научно-исследовательский проект-2017», международном конкурсе выпускных квалификационных и курсовых работ «Молодые лидеры - 2017», Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых «Современный исследователь - 2017».
Привлечение к реализации проекта международных участников стало возможным благодаря научно-исследовательским командировкам Д. Н. Суховской в г. Чикаго, США, в 2016 году с целью проведения исследовательско-аналитической работы в библиотеке Ryerson&Burnham Libraries Art Institute of Chicago, а также анализа работы Чикагского института искусств (Art Institute of Chicago), занимающегося подготовкой специалистов в сфере архитектуры и изобразительного искусства.
Результатом командировок стало достижение согласия американских специалистов сектора культурных и креативных индустрий на участие в работе проектируемого пространства образовательного коворкинга в качестве экспертов. Работа экспертов в коворкинге реализована в форме лекций (вебинаров), направленных на координацию студенческих проектов с учетом международного опыта.
В связи с высокой результативностью работы пространства коворкинга в 2016017 годах ректором Пятигорского государственного университета выдвинуто предложение включить его в структуру научно-образовательно-инновационного центра «Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика» кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии и Многоуровневой инновационной академии непрерывного образования Пятигорского государственного университета. Руководители центра - Л. И. Ермакова и Д. Н. Суховская.
В положении о научно-образовательно-инновационном центре «Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика» кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии и Многоуровневой инновационной академии непрерывного образования № 63 от 23.11.2017 года Пятигорского государственного университета, утвержденном ректором А. П. Горбуновым, в пункте 3 раздела 2 «Основные цели и задачи научно-образовательно-инновационного центра» указано, что пространство коворкинга и его электронная версия включены в структуру центра, направлены на привлечение к научной работе Центра преподавателей, студентов, аспирантов Университета и использование результатов научных исследований в образовательном процессе.
Для обеспечения работы электронной версии креативно-инновационного пространства коворкинга Д. Н. Суховской в соответствии с требованиями к электронным образовательным ресурсам разработано учебно-методическое пособие «Инструкция пользователя электронного пространства коворкинга (на платформе электронной образовательной среды edu.pgu.ru)», используемое в образовательном процессе. Пособие доступно в электронном виде в электронной образовательной среде Пятигорского государственного университета и предназначено для членов коворкинга, работающих дистанционно (студентов, магистрантов, аспирантов, находящихся на стажировках, проходящих обучение за рубежом).
Апробированная на базе Пятигорского государственного университета педагогическая технология позволила сделать следующие выводы.
1. Пространство коворкинга обеспечивает единство образовательного, научного и инновационного процессов с формированием и развитием творческих способностей личности молодого ученого.
Коворкинг направлен на профессионально-творческую подготовку молодых ученых, способствует привлечению молодежи к проведению научных исследований, занятию научной деятельностью, социально-экономическому проектированию.
Коворкинг предоставляет молодым ученым возможности испробовать свои силы в решении актуальных задач, направленных на развитие экономики региона, а также обеспечивает возможность для каждого молодого ученого - члена пространства ко-воркинга реализовать свое право на творческое развитие личности.
Работа под руководством опытных наставников-экспертов из числа научно-педагогических кадров или представителей реального сектора креативной экономики направлена на всестороннее развитие личности членов пространства коворкинга, формирование у них объективной самооценки, развитие навыков работы в коллективах и проектных группах, приобщение к организаторской и инновационной деятельности.
2. Реализация проекта коворкинга позволила привлечь молодых ученых к разработке и реализации проектов, содействующих развитию экономики и социальной сферы региона Кавказские Минеральные Воды.
Реализация проекта позволила научно обосновать необходимость развития сектора культурных и креативных индустрий в регионе Кавказские Минеральные Воды в целях превращения этого экономического феномена в важный фактор социально-экономического развития региона. Деятельность пространства коворкинга направлена на решение задач повышения уровня жизни населения, преодоления экономического, социального и духовного кризиса провинциального региона.
Опыт реализации проектов, разработанных в пространстве коворкинга, должен наглядно продемонстрировать возможность применения технологий создания предприятий сектора креативных индустрий как дополнительного источника дохода населения региона Кавказские Минеральные Воды. На сегодня для российской глубинки развитие креативной экономики - это один из эффективных способов увеличения количества рабочих мест для населения.
Важнейшим результатом реализации проектов, разработанных в коворкинге, должен стать социокультурный и духовный эффект за счет активизации местных творческих ресурсов региона, повышения самооценки местных сообществ, появления позитивной социальной перспективы. Применение научных подходов к организации предприятий креативного сектора экономики будет способствовать изменению деградирующей традиционной структуры экономики региона.
3. Совместная работа студентов, магистрантов, аспирантов под руководством известных отечественных и зарубежных ученых и экспертов, специализирующихся на проблемах сектора креативной экономики, позволяет:
- развивать и совершенствовать практики обучения студентов, магистрантов, аспирантов основам проектной деятельности;
- отработать и усовершенствовать алгоритм использования дистанционных образовательных технологий в электронной версии пространства коворкинга;
- развивать преподавательско-студенческо-экспертные сообщества в вузах;
- тиражировать практику работы коворкинга как образца успешного культурного, просветительского, научного и инновационного центра развития местных сообществ региона.
Заключение
Внедрение и применение образовательной технологии коворкинга в значительной мере способно изменить и формировать на новом уровне образовательное пространство региона, оказывать влияние на экономические условия жизни молодежи, способствовать развитию привлекательности территории с точки зрения проектной деятельности.
Кроме того, представленная технология имеет определенный потенциал в развитии системы непрерывного образования, позволяет развивать профессиональную ориентацию молодежи, формировать новые компетенции, оказывать влияние на инфраструктуру и систему развития такой агломерации, как Кавказские Минеральные Воды, обладающей значительными интеллектуальными ресурсами и большими социально-культурными традициями.
В заключении необходимо отметить, что реализуемая педагогическая технология позволяет комплексно использовать современные образовательные технологии с целью достижения следующих результатов:
- развитие творческого и научного потенциала молодежи, в том числе формирование компетенций для работы в цифровой экономике;
- развитие экономики региона Кавказские Минеральные Воды и повышение инвестиционной привлекательности региона;
- отработка инновационных образовательных технологий, направленных на формирование эффективных научно-исследовательских студенческо-преподава-тельских и экспертных сообществ в вузах.
Ссылки на источники
1. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Analysis of the practice of creation of a creative-innovative space of educational coworking (based on the materials of the Multi-level Innovative Academy of continuous education of the Pyatigorsk State University // Process Management and Scientific Developments Materials of the International Conference. Birmingham, United Kingdom. - 2017. - P. 63.
2. Merkel J. Coworking in the city. Ephemera (2015). - URL: http://www.ephemerajournal.org/contribution/cowork-ing-city.
3. Набережнов Г. Человек-стартап. Русский репортёр (14 марта 2013). - URL: http://rusrep.ru/article/2013/03/13/lifshiz/.
4. Бородина Н. В., Байгулов Р. М. Как создать компетенции системе профессионального образования для построения «цифровой экономики» // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века. -Самара: Самарский государственный институт культуры, 2017. - С. 28.
5. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Указ. соч. - С. 64.
6. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2016. - № 8(30). - С. 3.
7. Касаткин П. И. Современное образовательное пространство: особенности и перспективы // Философия образования. - 2017. - № 72. - Т. 3. - С. 4.
8. Игнатьева Г. А., Мольков А. С. Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3. - С. 15.
9. Игнатьева Г. А., Слободчиков В. И. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 11.
10. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Роль ДПО в формировании стратегии устойчивого развития российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. - С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46411.htm.
11. Концепт кафедры педагогики и андрагогики по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, ориентированных на формирование нового профессионализма педагога в условиях ФГОС общего образования на 2016-2018 годы // Нижегородский институт развития образования. - С. 16. - URL: http://www.niro.nnov.ru/? id=23832.
12. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Указ. соч.
13. Загвязинский В. И. О социальной значимости и востребованности педагогических исследований // Образование и наука. - 2015. - № 8 (127). - С. 6.
14. Марьина С. К., Рудакова О. Ю. Коворкинг как элемент инновационной инфраструктуры // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О. В. Кожевиной. - Барнаул: Изд-во «Азбука», 2014. - С. 357.
15. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В., Мольков А. С. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования // Образование и наука. - 2016. -№ 5 (134). - С. 140.
16. Игнатьева Г. А., Мольков А. С. Образовательный коворкинг как процессуально-деятельностная технология соор-ганизации коллективного субъекта инновационной деятельности педагогов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й междунар. конф. - СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2016. - С. 278.
17. Врублевская Е. Г., Логинова Л. Г., Никитаева М. В. Организационная модель коворкинг-центра как новый формат институализации социального взаимодействия и взаимообучения студентов педагогической специализации и граждане в возрасте «60+» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2018. - № 2. - С. 57.
18. Там же. - С. 58.
19. Маясова Т. В., Лекомцева А. А., Федянина С. П. Перспектива реализации коворкинга в дистанционном обучении на примере системы дополнительного образования детей // Современные наукоемкие технологии. - 2018. -№ 7. - С. 205.
20. Разорвина А. С. Коворкинг-пространства для детей и родителей // Научно-методические аспекты психологии и педагогики. - Уфа: Агентство международных исследований, 2017. - С. 124.
21. Разорвина А. С. Коворкинг для детей и родителей - инновационная форма совместного развития // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 4 (123). - С. 150.
22. Плотникова Е. Б., Полищук А. В. Об интеллектуальной социализации одаренных детей в коворкинг-зоне образовательной организации // Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2018. - С. 67.
23. Огнева М. В., Яркова Е. В. Форма работы с одаренными детьми в школе на примере интеллектуального клуба «мозговой центр» // «Open innovation»: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Пенза, 2017. - С. 183.
24. Юрочкина И. Н. Применение мультимедийных технологий в социокультурном проектировании // Advanced Science. - 2017. - № 1. - С. 65.
25. Дмитриева Т. М. Интерактивно-дистанционный коворкинг в условиях сетевого взаимодействия как фактор устойчивости конкурентоспособности организации // Техническое творчество молодежи. - 2016. - № 4 (98). - С. 7.
26. Максимушкина Н. Я. Путь к вершинам науки и культуры от избы-читальни - к коворкинг-центру // Библиотечное дело. - 2015. - № 23 (257). - С. 33.
27. Schmidt S., Brinks V., Brinkhoff S. Innovation and creativity Labs in Berlin: organizing temporary spatial configurations for innovations // Zeitschrift fur Wirtschaftsgeographie 3. - 2015. - Т. 58. - № 4. - P. 233.
28. Ibid.
29. Kubatova Ja. Work-related attitudes of Czech generation Z: international comparison // Central European Business Review. - 2016. - Т. 5. - № 4. - P. 62.
30. Pushkar A., Nazarova S. Designing an e-learning system for remote employees // Экономика развития. -2016. -№ 4 (80). - С. 163.
31. Fabbri J., Charue-Duboc F. Les espaces de coworking: nouveaux intermediaries innovation ouverte // Revue Fran-caise de Gestion. - 2016. - Т. 254. - № 1. - P. 163.
32. Ахмедова Э.М. Коворкинг как трансдисциплинарная форма организации образовательного процесса магистратуры // Наука через призму времени. - 2017. - № 7 (7). - С. 104-105.
33. Ermakova L. I., Sukhovskaya D. N. Creative city and creative spaces of its social body: analysis of United States creative spaces (based on the materials of New York co-working zones) // Modern Science. - 2016. - № 8. - P. 55.
34. Суховская Д. Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности: дис. ... канд. филос. наук / Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ. - Краснодар, 2015. - С. 21.
Larisa I. Ermakova,
Doctor of Philosophy, Professor, Historical and Socio-Philosophic Disciplines, Oriental Studies and Theology Chair, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk miano@pglu.ru Daria N. Sukhovskaya,
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Historical and Socio-Philosophic Disciplines, Oriental Studies and Theology
Chair, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk
Daria.sukhovskaya@yahoo.com
The analysis of the implementation of the subject-and activity-based pedagogical technology "The International educational co-working for the development of the creative industries of the Caucasian Mineral Waters Region (from an idea to a startup)"
Abstract. The urgency of the problem under study is dictated by the trends in the formation of the global educational space, as well as the increasing role of information communication technologies and distance learning technologies in educational practice. Under the current conditions in the education system, it is necessary to create an organizational and educational structure specializing in design-network and scientific-service support for the innovative development of educational organizations called "educational co-working". This article is devoted to the analysis of this structure. The aim of the research is to analyze functioning of the co-working research and educational space and its digital version as a network design platform for cooperation of young scientists, educators and innovators, Russian and foreign scientists and experts, operating on the basis of Pyatigorsk State University. The study was conducted using the method of comparative analysis of co-working spaces design in economic systems, sociological research, and business education. The authors use the method of conceptual modeling of educational polypositional space to co-organize subjects of the scientific and educational process at the university. The analysis resulted in the formulation of key characteristics of the co-working educational space model. The model of the co-working educational space allows us to ensure the satisfaction of the educational and adaptation needs of individual participants, real companies, the needs of modern society using the potential of the educational space of the Caucasian Mineral Waters region. The practical significance of the results is in the description of social technologies aimed at developing and improving the practice of teaching undergraduates, graduate and postgraduate students the fundamentals of project activities; description of distance learning
technologies use in the electronic version of co-working space; description of academic student-expert communities establishment in universities.
Keywords: co-working, educational co-working, subject-and activity-based pedagogical technology, digital competences.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Анализ реализации сюжетно-деятельностной педагогической технологии «Международный образовательный коворкинг по развитию креативных индустрий Кавказских Минеральных Вод (от идеи к стартапу)» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 2 (февраль). -С. 24-35. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191010.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11010
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., 2019
977230412019702