ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 373
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИА-КОВОРКИНГА
Статья посвящена описанию авторской методической разработки — технологии медиа-ко-воркинга, направленной на воплощение метода проектов при реализации дополнительных общеобразовательных программ в сфере тележурналистики и медиакоммуникаций. Раскрыты подходы к организации планирования и производства ме-диасобытий и медиапродуктов, к обучению подростков продвижению созданного продукта на основе технологии медиа-коворкинга. Показано, что технология медиа-коворкинга содействует повышению самостоятельности, ответственности, целеустремленности подростков. Описанная технология применяется при решении реальных бизнес-задач, благодаря чему результатом проектной деятельности подростков становятся творческие продукты, востребованные бизнесом и обществом.
Ключевые слова: метод проектов, коворкинг, тележурналистика, дополнительное образование, медиапродукт.
И. Я. Благирева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования ФГБОУ «Курский государственный университет», директор детской школы телевидения «Телешко Курск»
E-mail: blairina@yandex.
Irina Ya. Blagireva
PhD (Education), Associate Professor, Chair of Continuing Professional Education, Kursk State University, Director of the Children's School of Television «Teleshko Kursk», Russia
Традиционное обучение основам проектной деятельности имеет, на наш взгляд, ряд недостатков. При выборе тематики проектной деятельности в работе с подростками чаще всего преобладает
Как цитировать статью: Благирева И. Я. Обучение школьников основам проектной деятельности на основе технологии медиа-коворкинга // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 161-170.
академический подход, в котором понятие конечного продукта соотносится с формами предъявления результатов исследования, принятыми в научном сообществе. Обычно это статьи, пособия, методические рекомендации, инфографика, памятки, инструкции, модели, пакет патентной документации и т.д. Вместе с тем такого рода продукты (услуги) оказываются более ценными для самого разработчика, чем для конечного потребителя (заказчика) и, соответственно, не всегда имеют потенциал внедрения в широкую практику. Да и сами разработчики, концентрируясь на академической стороне дела, далеко не всегда используют потенциал глубокого погружения в практику, не всегда достигают понимания закономерностей ее развертывания и реальных требований заказчика к продукту. В итоге лидер проекта получает конечный продукт, но не представляет, как обеспечить его широкое внедрение и уж тем более не знает, как довести его до уровня монетизируемой ценности.
По сложившейся традиции проектант, инициируя проект, возлагает на себя полную ответственность за результат. Заказчик подтверждает актуальность проекта и после этого вообще никак не участвует в создании конечного продукта. Он допускается к процессу только на конечном этапе — презентации результатов проекта и оценки эффективности проведенной работы. Очевидно, что в современных условиях такая практика изживает себя. Чтобы получить добротный продукт, все заинтересованные стороны должны быть полноправными участниками процесса проектирования, в их совместном творчестве должен возникать синергетический эффект, эффект взаимообогащения и взаимообучения.
Важно отметить и тот факт, что большая часть примеров вовлечения школьников в проектную деятельность исходит из такого представления о нем организаторов, в котором молодой человек предстает мало на что способным, не владеющим элементарными навыками, требующим тотального контроля. У педагогов возникает соблазн выполнить работу за ребенка, критиковать, исправлять его на каждом этапе работы, чтобы «лучше получилось». Такая практика не способствует позитивной мотивации, развитию самостоятельности и ответственности детей. Она же закрепляет выученную беспомощность, которую практические психологи считают массовым явлением, крайне опасным, имеющим серьезные социально-экономические последствия, т.к. большие массы трудоспособного населения ориентируются на роли наемных исполнителей, что ставит их в сильную зависимость от конъюнктуры рынка
труда и обусловливает финансовую неустойчивость. Очевидно, что так готовить школьников к проектной деятельности бесперспективно. А значит, нужно менять саму технологию работы.
Есть и еще одно важное обстоятельство: нашим детям, чтобы быть успешными в будущем, нужны будут компетенции, соответствующие не сегодняшнему, а завтрашнему дню. Как показывают результаты форсайтов, в турбулентной рыночной модели экономики самой главной компетентностью будет способность вовремя успевать делать то, что умеешь лучше всего, и при этом делать это с интересом, радуясь жизни, вплетая свой способ зарабатывать деньги в ткань самой жизни. Вместе с тем образовательных пространств, где можно на практике освоить такую жизненную стратегию, получить опыт конструктивной взрослой активности, пройти путь от потребителя к созидателю своего конкурентоспособного продукта и отточить в этом процессе навыки самопродюсирования, сегодня явно недостает.
Резюмируя проблемное поле проекта, мы вычленили важнейшие характеристики проектируемой технологии обучения проектной деятельности:
• Она должна представлять собой площадку коммуникации между нацеленными на развитие детьми и нацеленными на развитие взрослыми.
• Она должна быть ориентирована на признании всех участников (вне зависимости от возраста и статуса в проекте) носителями ценных компетенций и мотиваций, а значит, на убежденности в способности и возможности каждого полноценно участвовать в реализации проекта.
• Она должна стимулировать проактивную позицию участников и на этой основе создавать такие результаты проектирования, которые будут обеспечивать конкурентные преимущества всем заинтересованным сторонам.
Комплексному решению вышеобозначенных проблем отвечает технология коворкинга. Будучи примененной в сфере медиа, технология имеет серьезные перспективы.
Цель применения технологии медиа-коворкинга: продюсирование юных талантов за счет их погружения в полный цикл взаимодействия с деловыми партнерами по созданию конкурентоспособного медиакон-тента и продвижения его в сети Интернет.
Задачи:
1) формирование компетенций успешного делового человека (уверенность в себе, креативное мышление, понимание своих конкурентных преимуществ и применение их в любимом деле, проактивное лидерство, созидательная ориентация личности, конструктивное общение);
2) получение опыта инициирования и реализации собственных медиапроектов;
3) накопление портфолио достижений и создание персонального бренда;
4) обучение навыкам продуктивного и безопасного использования современных визуальных медиа (социальные сети, Интернет, телевидение);
5) расширение сети полезных для детей и подростков контактов.
Программа медиа-коворкинга реализуется в течение двух учебных
лет в два этапа. Первый этап — пропедевтика и получение базовых деловых и медианавыков. Второй этап — самостоятельная практика по подготовке медиапроектов и самопродюсирование.
Содержание проекта
Технология медиа-коворкинга реализуется в рамках деятельности детской школы телевидения «Телешко Курск». Она представляет собой цепочку совместной конструктивной деятельности детей и взрослых от мониторинга актуальных потребностей в видеоконтенте до получения и продвижения востребованных медиапродуктов. В отличие от подобных проектов ключевыми элементами данной технологии выступают площадки коворкинга, где наряду с традиционным общением и налаживанием партнерских связей происходит совместное освоение заинтересованными сторонами современных деловых инструментов в простой и визуально понятной форме:
• методов выяснения и фиксации потребностей заказчиков,
• методов поиска идей (креативных медиасессий) с выходом на формулировку общих взаимовыгодных целей, фиксации их в виде деловых договоренностей и проектирования способов достижения целей на основе визуальных шаблонов (SCRAM-технологии),
• сетевой коммуникации и взаимопомощи в процессе подготовки (продвижения) медиасобытий и медиапродуктов.
Ребята работают с реальными деловыми партнерами в индустрии детства и способствуют решению их бизнес-задач. А те, в свою очередь, помогают
школьникам осознать требования, которые предъявляются к проектным инициативам и медиапродуктам, дают обратную связь, учат анализировать результаты. Выступая в роли сотрудников СМИ, ребята учатся не только создавать сюжеты и авторские проекты, но и осваивают методы их продвижения, используя современные медиа-инструменты: социальные сети, Интернет, YouTube, сайты. Деятельность в этих средах сопряжена с определенными рисками и опасностями. Именно поэтому мы уделяем внимание технике безопасности при работе с сетевыми ресурсами. В итоге школьники не только получают бесценный опыт, который пригодится им в любой дальнейшей профессии, но и с детства закладывают основу своей деловой известности и заслуженной в реальном деле популярности. Ребята становятся неотъемлемой частью деловой среды муниципального образования. У них формируется сеть полезных контактов не только на уровне региона, но и по всей стране. От проекта к проекту молодые люди проходят весь путь от простого участника к организатору своего делового успеха.
Проект относится к категории бизнес-проектов и реализуется по модели многосторонней платформы. При обучении проектной деятельности используются принципы и методы SCRAM-технологии.
За время существования проекта его непосредственными участниками стали свыше 1000 школьников. А партнерская сеть проекта уже превосходит 500 организаций и их представителей. В формате медиа-коворкинга проведено 2 крупнейших деловых события (видеомарафон «Читающий город» и «Медиакаток»), снято около 200 сюжетов, 7 выпусков проекта «Новостята», 2 выпуска телепроекта «Курск рулит».
Реализация проекта включает:
1. Коворкинг-обучение. Формирование базовых навыков через изучение основ тележурналистики, особенностей работы в кадре, психологии и актерского мастерства (тренинги).
2. Планирование производства медиасобытий и медиапродуктов на основе технологии коворкинга (медиалетучка, тренинги психологической поддержки, тематические чаты в социальной сети «вКонтакте», использование SCRAM-досок).
3. Организация производства медиасобытий и медиапродуктов на основе технологии коворкинга (мозговые штурмы, репетиции, деловые совещания, ведение тематических чатов в социальной сети «вКонтакте», использование SCRAM-досок, возможность запроса на тематические мастер-классы и тренинги психологической поддержки, деловые развивающие события).
4. Промоушн на основе технологии коворкинга (размещение материалов в Интернете и организация репостов в партнерской деловой сети, продвижение, организация голосования, получение отзывов и комментариев).
Механизм реализации проекта
Поддерживающие мероприятия: SCRAM-совещания, общение в родительском чате, тренинги психологической поддержки, система оценки деятельности «телешкольников» с помощью фирменных стикеров, экран достижений, фотовитрины, фиксирующие эпизоды участия ребят в проектных работах.
Управление в проектных командах осуществляется на основе технологии SCRAM. Общее управление проектом осуществляется редакционной коллегией «Телешко Курск», которая формируется из наиболее активных и подготовленных «телешкольников» и тренеров-консультантов детской школы телевидения.
Критерии оценки эффективности проекта
Психолого-педагогические:
• сформированность заявленных в проекте компетенций (уверенность в себе, креативное мышление, понимание своих конкурентных преимуществ и применение их в любимом деле, проактивное лидерство, созидательная ориентация личности, конструктивное общение);
• портфолио работ и достижений участников, позволяющих им быть конкурентоспособными при поступлении в профильные вузы.
Социальные:
• насыщенность интернет-сети позитивным и качественным видеоконтентом, представляющим ценность для всех заинтересованных сторон проекта (рейтинги медиапродуктов, отзывы и комментарии);
• наличие у каждого участника действенной сети поддержки и взаимопомощи в осуществлении деловых инициатив (не менее 1000 активных контактов).
Бизнес:
• увеличение количества деловых партнеров, пользующихся инструментами и результатами (продуктами) медиа-коворкинга для развития своего бизнеса.
Предполагаемые конечные результаты проекта, перспективы развития и тиражирования проекта, долгосрочный эффект
1. Формирование влиятельного пула молодых людей по всей стране, способных к самореализации в турбулентном обществе с рыночной экономикой, способных быть менеджерами своего будущего.
2. Развитие деловой культуры отдельных регионов и всей страны на основе использования технологии и инструментов медиа-коворкинга.
3. Увеличение темпов развития индустрии детства, признание ее стратегической роли в социально-экономическом развитии страны.
Ресурсное обеспечение проекта
- Техническое оснащение студии «Телешко Курск» (фото- и видеотехника, оргтехника, доступ в Интернет);
- SCRAM-доски (планинги), флипчарты, магнитно-маркертные доски для оформления фотовитрин;
- Канцтовары (маркеры, стикеры, блокноты для флипчартов, планшеты для планинга, бумага писчая, магниты);
- Административная поддержка: возможность размещения наиболее ценных результатов медиапродуктов в региональных и федеральных СМИ.
Порядок контроля и оценки результатов проекта
Промежуточный контроль и оценка осуществляется в формате ме-диалетучек один раз в месяц. Подводятся итоги работы за прошедший месяц, извлекаются уроки, выявляется полученный позитивный опыт, анализируются наиболее типичные затруднения, придумываются способы их преодоления, проводится планирование следующего месяца. Результаты медиалетучки фиксируются на видео и размещаются в тематических и родительском чатах.
Весь процесс работы над проектами фиксируется через бэкстейдж-от-четы и посты в группе и обсуждается в тематических чатах.
Медиапродукты размещаются в группах «Телешко Курск» в социальных сетях и на ресурсах партнеров (заказчиков). По ним проводится голосование и собираются отзывы.
Итоги работы за год подводятся на заседании редакционной коллегии «Телешко Курск» с приглашением наиболее активных «телешкольников», родителей, партнеров (заказчиков).
Участники проекта оставляют видеоотзывы об участии в проекте, которые размещаются на всех сетевых ресурсах «Телешко Курск».
Заключение
Благодаря вовлечению детей в разнообразную и яркую деятельность, в реальную практику деловой самореализации мы делаем жизнь ребят осмысленней, помогаем разобраться в себе, своих желаниях, интересах, склонностях. А система постоянной и мотивированной обратной связи в процессе обучения, производства и продвижения медиапродуктов способствует развитию саморефлексии.
Создавая ситуацию успеха и обучая ребят необходимым деловым компетенциям, мы помогаем им создать прецедент «я могу». Постепенное накопление достижений укрепляет позитивную самооценку и формирует целеустремленность и мотивацию на новые свершения, подпитывает веру в возможность своими усилиями менять жизнь к лучшему.
Обучение деловым навыкам проектирования и создания медиа-продуктов происходит в доступной для ребят тренинговой и игровой формах. Любое занятие, деловое совещание, событие — это эксперимент для себя, это проба себя нового, это вызов самому себе.
Динамика и мотивация поддерживаются за счет нескольких обстоятельств:
• эстетика, красота и стиль во всем;
• яркие и успешные личности вокруг (преподаватели, партнеры, ме-диаперсоны), есть у кого учиться, кому подражать;
• система постоянно усложняющихся ролей и задач;
• корпоративная система оценки (специальные стикеры), ежемесячные конкурсы, конкурентный принцип отбора на самые интересные проекты (кастинги, предзащиты идей проектов), яркое финальное мероприятие с различными номинациями на закрытии медиасезона;
• открытость процесса реализации проекта, возможность следить за развитием событий в тематических чатах;
• механизм взаимоподдержки участников в Сети;
• атмосфера свободы и творческого полета на занятиях, активное и веселое времяпрепровождение, участие в конкурсах и фестивалях;
• общение с ребятами как со взрослыми и ответственными личностями;
• наличие корпоративного духа (элементы фирменного стиля, традиции, фишки проекта).
Результативность технологии проекта обеспечивается за счет вовлечения школьников во взаимодействие (коворкинг) с различными бизнес-организациями, имеющими отношение к индустрии детства, и создание совместно с ними ценных медиапродуктов. Необходимость добиваться качества продуктов и стремление к победе побуждают школьников внимательно относиться к запросам заказчика, осваивать самые современные подходы к созданию медиаконтента. Все договоренности и результаты продуцирования идей фиксируются и размещаются в чатах. К ним всегда можно вернуться как в процессе производства, так и на этапе подведения итогов. Таким образом, информация не теряется, а лишь обогащается и дополняется.
Внутренние (в команде «телешкольников» и тренеров-консультантов) и внешние (совместные с партнерами) коворкинг-сессии организуются с применением интуитивно понятных визуальных шаблонов:
• дизайнера ценностного предложения (А. Остервальдер);
• SCRAM-доски проекта (Д. Сазерленд);
• рефлексивных карт.
Это позволяет всем участникам иметь четкое представление о решаемых задачах, требованиях к создаваемому продукту, предстоящих этапах работы и способах взаимодействия в команде. Кроме того, вырабатываются общее видение и общий язык. Визуализация стимулирует участников к самоорганизации и самодисциплине, поскольку никто не хочет оказаться причиной и источником командной неудачи. Она также позволяет видеть часть пройденного пути и концентрироваться на том, что нужно делать именно сейчас, не отвлекаясь.
Важную роль в данной технологии играют так называемые деловые развивающие события. Они проектируются также на принципах ковор-кинг-формата и становятся площадкой обмена опытом и взаимообучения, поводом для создания взаимно ценных результатов. Кроме того, ребята в них отрабатывают навыки общения с большой аудиторией, организации сложных проектов, апробируют разнообразный спектр ролей.
Поддерживая и развивая интерес к медиасфере, формируя соответствующие навыки, мы закладываем у детей крепкий фундамент будущей деловой успешности и даем возможность счастливо, ярко, полноценно прожить, прочувствовать и осознать процесс проектной деятельности.
TEACHING STUDENTS THE BASICS OF PROJECT ACTIVITIES BASED ON MEDIA - CO-WORKING TECHNOLOGY
The article is devoted to the description of the author's methodological design, which is a technology of media - co-working. This technology is aimed at implementing the method of projects in the process of realization of additional general education programmes in the field of television journalism and media communications. The author of the article reveals approaches to the organization of planning and organization of production of media events and media products, as well as to training teenagers to promote the created product on the basis of media-co-working technology. The author shows that media - co-working technology contributes to the increase of independence, responsibility, commitment of teenagers. This technology is used to solve real business problems, thanks to which the result of the project activity of adolescents can become creative products that are in demand by business and society.
Keywords: project method, co-working, TV journalism, additional education, media product.