Научная статья на тему 'Анализ развития законодательных актов в области воинского учета и призыва на срочную службу в России'

Анализ развития законодательных актов в области воинского учета и призыва на срочную службу в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
926
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ УЧЕТ / ВОЕННООБЯЗАННЫЕ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ / ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ / ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / MILITARY REGISTRATION / RESERVIST / MILITARY CONSCRIPTION / THE ORDER OF ACQUISITION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION / COMPULSORY MILITARY SERVICE / MILITARY DUTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хилов Сергей Владимирович

Статья содержит сравнительноправовой анализ регулирования воинского учета и порядка комплектования Вооруженных сил России в различные периоды существования государства. В работе уделено внимание совершенствованию юридической базы в зависимости от научно-технических возможностей государства. Использованы архивные материалы, часть из которых впервые введена в научный оборот. Сделан вывод о схожести процедуры решения рассматриваемых вопросов и выявленных в ходе анализа отличиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хилов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the development of legislative acts in the field of military registration and conscription for military service in Russia

The article contains a comparative analysis of the regulation of the military account and order picking of the Armed Forces of Russia in different periods of its existence. There was paid attention to the improvement of the legal base, depending on scientific and technical capabilities of the state. Were used archival materials, some of which are first introduced into scientific circulation. Was made a conclusion about the similarity of the decision procedures of the issues identified during the analysis of the differences.

Текст научной работы на тему «Анализ развития законодательных актов в области воинского учета и призыва на срочную службу в России»

TPMsvHa молодого vviHoro

УДК 342

Хилов Сергей Владимирович Hilow Sergey Vladimirovich

аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин

Волжская государственная академия водного транспорта (603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А)

post graduate student of the department of state and legal disciplines

Volga state academy of water transport (5А Nesterova str., Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Анализ развития законодательных актов в области воинского учета и призыва на срочную службу в России

Analysis of the development of legislative acts in the field of military registration and conscription for military service in Russia

Статья содержит сравнительно-правовой анализ регулирования воинского учета и порядка комплектования Вооруженных сил России в различные периоды существования государства. В работе уделено внимание совершенствованию юридической базы в зависимости от научно-технических возможностей государства. Использованы архивные материалы, часть из которых впервые введена в научный оборот. Сделан вывод о схожести процедуры решения рассматриваемых вопросов и выявленных в ходе анализа отличиях.

Ключевые слова: воинский учет, военнообязанные, военная служба по призыву, порядок комплектования Вооруженных сил Российской Федерации, воинская повинность, воинская обязанность.

The article contains a comparative analysis of the regulation of the military account and order picking of the Armed Forces of Russia in different periods of its existence. There was paid attention to the improvement of the legal base, depending on scientific and technical capabilities of the state. Were used archival materials, some of which are first introduced into scientific circulation. Was made a conclusion about the similarity of the decision procedures of the issues identified during the analysis of the differences.

Keywords: military registration, reservist, military conscription, the order of acquisition of the armed forces of the Russian Federation, compulsory military service, military duty.

Реформы вооруженных сил, проводимые руководством Российской Федерации в настоящее время, предусматривают и реформирование органов местного военного управления. Этим обусловлено появление новых юридических актов, определяющих порядок функционирования военного мобилизационного аппарата. Преобразования, проводимые в этой области, пробуждают интерес к организации и развитию этих органов и документов, регламентирующих их деятельность в различные периоды существования государства. По мнению известных юристов И. Сабо, Ж. Сталева, С. Зивса, при исследовании нормативных правовых актов доминирующим методом является сравнительный анализ. С этой целью рассмотрим три юридических документа, определявших и определяющих организацию и порядок функционирования органов местного военного управления в периоды изменения государственного строя.

Анализируя эти три документа: 1) «Устав о воинской повинности», высочайше утвержденный Императором Александром II 1 января 1874 года [1, с. 5—6]; [2, с. 55]; [3, с. 689], [4, с. 62—68], [5, с. 112—117], [6, с. 37—39]; 2) Декрет СНК, утверж-

денный ВЦИК, «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам» от 8 апреля 1918 года [7, ст. 413]; 3) Положение о военных комиссариатах от 7 декабря 2012 года № 1609, [8, ст. 7017], утвержденное Указом Президента РФ, можно сделать вывод, что порядок комплектования российских вооруженных сил уже продолжительное время остается практически неизменным. Необходимо также отметить, что в анализируемых юридических документах нет полного совпадения всех рассматриваемых вопросов, но их мы находим в других законодательных актах соответствующего периода. В нашей статье мы обратим внимание на разделы, являющиеся основными в вопросах комплектования вооруженных сил.

Один из главных вопросов, на который необходимо обратить внимание, — это осуществление первичного воинского учета. В Уставе о воинской повинности, высочайше утвержденном Императором Александром II 1 января 1874 года, в пункте 94 [1, с. 5—6] мы видим, что первоначальная постановка граждан или их приписка осуществлялась в призывных участках по месту нахождения городов и волостей, в которых они проживали. Осуществля-

лась она по информации из специальных учетных документов под названием «ревизские сказки» [9, с. 411].

В 1918 году первоначальная постановка граждан проводилась на основании Декрета СНК «О принятии на учет годных к военной службе граждан в возрасте от 18 до 40 лет» от 29 июля 1918 года [10, с. 3]. Для практической реализации требований данного Декрета было выработано Временное Руководство для учета военнообязанных [11, с. 9—14], утвержденное Народным комиссариатом по военным делам. На основании данного Временного руководства в каждом губернском комиссариате по военным делам была разработана Инструкция уездным комиссариатам по военным делам по учету годного к военной службе населения [12, с. 2—3] В соответствии с этой Инструкцией гражданин ставился на воинский учет в уездном комиссариате по военным делам при получении из волости регистрационной карточки. Далее в отрезок регистрационной карточки проставлялся номер, под которым он был внесен в алфавитную книгу, и отрезок возвращался в волость. Для городов первоначальная регистрация проводилась тремя способами: 1) назначались особые переписчики; 2) осуществлялись публикации, содержащие информацию о времени и месте прибытия граждан определенного года рождения с обязательным их прибытием; 3) также предусматривалась постановка на воинский учет через квартальные комитеты.

В дальнейшем предполагалась отмена такого порядка, так как при обязательном обучении военному делу все лица, которым исполнилось 18 лет, уже стояли на учете в тех учреждениях, в которых они проходили данную подготовку. Для учета прибывающих на временное жительство предусматривалось налаживание взаимодействия с адресным столом и управлением городской милиции.

В Положении о военных комиссариатах от 7 декабря 2012 года № 1609 [8, ст. 7017], утвержденном Указом Президента РФ, задачи по первичному воинскому учету и первоначальной постановке граждан на воинский учет определены в подпунктах 2—4 пункта 17 раздела II. Данные обязанности возложены на структурные подразделения военных комиссариатов при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а там, где структурные подразделения военных комиссариатов отсутствуют — органы местного самоуправления при условии, что координацию их деятельности и контроль за ней осуществляют военные комиссариаты. Порядок выполнения первичного воинского учета и первоначальной постановки граждан на воинский учет подробно прописаны в статье 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 [13, ст. 1475] и в разработанном в соответствии с этим Законом Положении о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 ноября 1996 года № 719 [14, ст. 5220].

Приказом Министра обороны РФ от 19 ноября 2007 года № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719» утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации [19]. Из вышеперечисленных документов видно, что первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления и организациями, расположенными в пределах подконтрольных им административных территорий.

Проведя анализ данных документов, мы видим, что в рассматриваемый период сделан огромный скачок в вопросе организации первичного воинского учета. Современные юридические документы позволяют наиболее эффективно осуществлять решение данного вопроса. Основная проблема состоит в отсутствии правовой культуры граждан и должностных лиц. Руководители организаций и органов местного самоуправления зачастую игнорируют требования руководящих документов по вопросам воинского учета, ссылаясь на отсутствие прямых указаний. Здесь же встает вопрос о мелких частных предприятиях, где также работают военнообязанные граждане, но их руководители не имеют даже представления о существовании к ним подобных требований по вопросам воинского учета. Также возникают ситуации, когда военнообязанные граждане работают на частных предприятиях неофициально, что порождает возможность их уклонения от постановки на воинский учет.

Еще один из главных вопросов, который необходимо затронуть при анализе рассматриваемых документов, это поступление на службу по призыву. В Уставе о воинской повинности, высочайше утвержденном Императором Александром II 1 января 1874 года [1, с. 5—6], данный вопрос рассмотрен очень подробно. На службу призывались после проведения жребия. Жеребьевка проводилась один раз и на всю жизнь. Ежегодно в жребии принимал участие только один возраст населения, молодые люди, которым к 1 января рассматриваемого года исполнилось 20 лет. Граждане, по результатам жеребьевки не призванные на службу, зачислялись в ополчение.

В Декрете «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам» от 8 апреля 1918 года [7, ст. 413] нет разделения на призыв в мирное время и призыв в военное время, обязанности по призыву расписаны в разделе «по мобилизации». Это связано с тем, что комплектование вооруженных сил действительно шло в условиях военных действий. Определялись эти обязанности для каждой категории комиссариатов по военным делам одним пунктом. Так, волостные и уездные комиссариаты распределяли принятых на военную службу по родам войск и составляли маршруты их следования. Для губернских комиссариатов данная обязанность была прописана следующим образом: «проверка разверстки принимаемых на службу по

уездам» [7, ст. 413]. Подробно эти обязанности были прописаны в Наставлении «О порядке приема на военную службу рабочих и крестьян, подлежащих призыву на основании декрета СНК от 12 июня 1918 года» от 14 июня 1918 года [16, ст. 530]. Данное Наставление было введено в обращение приказом Народного комиссариата по военным делам «Об условиях службы лиц, призванных согласно Декрета СНК от 12 июня 1918 года» от 14 июня 1918 года [17, ст. 529]. Как уже понятно из названия этих документов, они являлись разъяснением порядка выполнения задач, поставленных Декретом Совета народных комиссаров «О призыве и приеме на военную службу в некоторых уездах Приволжского, Уральского и Западно-Сибирского военных округов рабочих и крестьян, родившихся в 1893—1897 гг.» [18, ст. 528] от 12 июня 1918 года. Далее подобные декреты издавались по различным субъектам России практически еженедельно. Так, следующий декрет появился уже 17 июня 1918 года — это Декрет СНК «О призыве и приему на военную службу по г. Москве и его пригородам рабочих, родившихся в 1896 и 1897 гг.» [19, ст. 543]. Необходимо отметить, что минимальный призывной возраст в соответствии с данными декретами до 21 августа 1918 года был 20 лет. Но уже в соответствии с Декретом СНК «О призыве на военную службу по Орловскому военному округу рабочих и крестьян, родившихся в 1899 и 1900 гг.» от 21 августа 1918 года [20, ст. 670] минимальный призывной возраст понизился до 18 лет-.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 17 раздела II «Положения о военных комиссариатах» от 7 декабря 2012 года № 1609 [8, ст. 7017], утвержденного Указом Президента РФ, призыв граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Сам порядок призыва подробно описан в Федеральном Законе от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [13, ст. 1475], постановлении Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» [21, ст. 4894], приказе Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года (вместе с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе)» [22].

В соответствии с Федеральным Законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [13, ст. 1475] для граждан, не пребывающих в запасе, установлено, что призыву на военную службу подлежат: «граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе» [13, ст. 1475].

Одним из главных отличий современных юридических документов от предыдущих является то, что первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется военными комиссариатами, также нельзя не отметить, что в них подробно описаны все мероприятия, связанные с подготовкой и проведением призыва граждан, не пребывающих в запасе вооруженных сил, на срочную службу. Но основным недостатком остается тот же, что мы рассматривали при осуществлении воинского учета, — часть граждан призывного возраста не проживает по месту регистрации. В рамках одной статьи невозможно провести полное сравнение тех документов, которые определяли и определяют работу органов местного самоуправления в вопросах воинского учета за рассматриваемый период. Мы обозначили только два важных направления их деятельности. Данный анализ показал, что практически при тех же выполняемых задачах, при том же порядке их выполнения значительно расширились юридические возможности решения поставленных вопросов. Но при этом нельзя не обратить внимание и на обозначенные недостатки.

Примечания

1. Устав о воинской повинности 1874 г. // Сборник правительственных распоряжений по введению общей воинской повинности. СПб., 1874. Т. 1.

2. Биюшкина Н.И. Политико-правовое развитие Российского государства в условиях развития охранительного внутриполитического курса, в 1870—1890-е гг.: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2012.

3. Биюшкина Н.И. Политико-правовое развитие Российского государства в условиях охранительного внутриполитического курса (1870—1890-е гг.): дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2012.

4. Биюшкина Н.И., Победоносцев К.П. Консервативный национализм или умеренный реформизм // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3 (12).

5. Биюшкина Н.И. Становление отрасли полицейского права как науки // Вестник Академии права и управления. 2011. № 23.

6. Биюшкина Н.И. Политико-правовые взгляды Н.Х. Бунге // История государства и права. 2010. № 1.

7. О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам: декрет СНК от 8 апреля 1918 г. // СУ. 1918. № 31, ст. 413.

8. Об утверждении Положения о военных комиссариатах: указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50, ч. 5, ст. 7017.

9. Данилевский И.Н., Кабанов В.В. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

10. О принятии на учет годных к военной службе граждан в возрасте от 18 до 40 лет: декрет СНК от 29 июля 1918 г. // Известия ВЦИК. 1918.

11. Временное Руководство для учета военнообязанных // ГКУ ЦАНО. Ф. 3048. Оп. 5. Д. 193.

12. Инструкция уездным комиссариатам по военным делам по учету годного к военной службе населения // ГКУ ЦАНО. Ф. 3048. Оп. 5. Д. 194.

13. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.

14. Об утверждении Положения о воинском учете: от 27 ноября 2006 г. № 719 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 49, ч. 2, ст. 5220.

15. О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719: приказ Министра обороны РФ от 19 ноября 2007 г. № 500. М., 2008.

16. О порядке приема на военную службу рабочих и крестьян, подлежащих призыву на основании декрета СНК от 12 июня 1918 г.: наставление от 14 июня 1918 г. // СУ. 1918. № 43, ст. 530.

17. Об условиях службы лиц, призванных согласно декрета СНК от 12 июня 1918 г.: приказ Народного комиссариата по военным делам РСФСР от 14 июня 1918 г. // СУ. 1918. № 43, ст. 529.

18. О призыве и приеме на военную службу в некоторых уездах Приволжского, Уральского и Западно-Сибирского военных округов рабочих и крестьян, родившихся в 1893—1897 гг.: декрет СНК от 12 июня 1918 г. // СУ. 1918. № 43, ст. 528.

19. О призыве и приему на военную службу по г. Москве и его пригородам рабочих, родившихся в 1896 и 1897 гг.: декрет СНК от 17 июня 1918 г. // СУ.1918. № 44, ст. 534.

20. О призыве на военную службу по Орловскому военному округу рабочих и крестьян, родившихся в 1899 и 1900 гг.: декрет СНК от 21 августа 1918 г. // СУ. 1918. № 61, ст. 670.

21. Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 47, ст. 4894.

22. О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г.: приказ Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400 // Российская газета. 2007. № 284, № 288.

Notes

1. The Charter of military service 1874 // Collection of government regulations on the introduction of General conscription SPb. 1874. Vol. 1.

2. Biyuskina N.I. Political and legal development of the Russian state in the development of protective domestic policy, 1870—1890-s: author's abstract... doctor of legal sciences. Nizhny Novgorod, 2012.

3. Biyuskina N.I. Political and legal development of the Russian state in terms of protective domestic policy (1870—1890): dissertation... doctor of legal sciences. Nizhny Novgorod, 2012.

4. Biyuskina N.I., Pobedonostsev K.P. Conservative nationalism or moderate reformism // Actual problems of Russian law. 2009. № 3 (12).

5. Biyuskina N.I. The Establishment of branches of the police law as science // Bulletin of the Academy of law and upravleniya. 2011. № 23.

6. Biyuskina N.I. Political and legal views N.H. Bunge // History of state and law. 2010. № 1.

7. About villages, districts, regions Commissariat for military: the decree of the People's Commissars Council // SU. 1918. №. 31, art. 413.

8. Of the military commissariats: the position from 07.12.2012. // Meeting legislation of the Russian Federation dated 10 December 2012, № 50, p. V, art. 7017.

9. Danilevsky I.N., Kabanov V.V. Source studies: Theory. History. Method. The sources of Russian history. Moscow, 1998.

10. About the adoption of the accounting fit for military service of citizens aged 18 to 40 years from: the decree of the People's Commissars Counci // Izvestia VTSIK. 1918. № 162.

11. Interim Guidance for accounting conscripts // GKU ZANO. F. 3048. Op. 5. D. 193.

12. Instruction district Commissariat for military Affairs accounting fit for military service of the population // GKU ZANO. F. 3048. Op. 5. D. 194.

13. On military duty and military service: the RF Federal Law from 28.03.1998 № 53-FZ // Collected legislation of the Russian Federation.1998. № 13th, art. 1475.

14. The position on the military register from 26.11.2006. No. 719 // Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 49, p. II, art. 5220.

15. On measures for implementation in the Armed forces of the Russian Federation Government Decree of the Russian Federation from 27.11.2006. № 719: the order of the Ministry of defense of the Russian Federation from 19.11.2007 № 500. Moscow, 2008.

16. About the procedure of reception to the military service of the workers and peasants, to be called on the basis of the decree of the PCC 12.06.1918: the instruction // SU. 1918. № 43, art. 530.

17. About the conditions of service of persons, designed according to the decree of the PCC from 12.06.1918: the order of Narcomvoena // SU. 1918. № 43, art. 529.

18. About the call and the call for military service in some districts of the Volga, Ural and Western Siberian military districts of the workers and peasants, born in 1893 to 1897: the decree of the People's Commissars Council // SU. 1918. № 43, art. 528.

19. About the call and accepted for military service, Moscow and its suburbs workers born in 1896 and 1897: the decree of the People's Commissars Council // SU. 1918. № 44, art. 534.

20. About conscription by Orlovsky military district workers and peasants, born in 1899 and 1900: the decree of the People's Commissars Council // SU. 1918. № 61, art. 670.

21. On approval of the Regulations on conscription of citizens of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation from 11.11.2006. № 663 // Meeting legislation of the Russian Federation. 2006. № 47, art. 4894.

22. On measures to implement the Resolution of the RF Government from 11.11.2006: the order of the Ministry of defense of the Russian Federation from 02.10.2007 № 400 // Rossiyskaya gazeta. 2007. № 284, 288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.