Научная статья на тему 'Трудовая повинность как элемент альтернативной воинской службы в период создания основ Советского государства: организация и правовая регламентация'

Трудовая повинность как элемент альтернативной воинской службы в период создания основ Советского государства: организация и правовая регламентация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / МОБИЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ПАЦИФИЗМ / ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ / ALTERNATIVE CIVIL SERVICE / MILITARY DUTY / MOBILIZATION / RELIGIOUS BELIEFS / PACIFISM / MILITARY COMMISSARIATS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хилов Сергей Владимирович

В статье проведен сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей процедуру прохождения альтернативной гражданской службы (АГС) в период создания основ Советского государства и в настоящее время. Автор обозначил проблему практического определения субъектов, в отношении которых применимы требования современных законодательных актов, регламентирующих АГС. Основное внимание в работе уделено порядку разрешения данного вопроса в период создания рабоче-крестьянской Красной армии. Приведен пример определения субъектов, имеющих право на альтернативную службу в других странах. Автор на основе правового анализа организации АГС в различные периоды развития общества пришел к выводу, что на современном этапе законодательство Российской Федерации, устанавливающее основы альтернативной гражданской службы, отличается расплывчатыми формулировками и незавершенным перечнем для АГС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR SERVICE AS AN ELEMENT OF ALTERNATIVE MILITARY SERVICE DURING THE CREATION OF THE FOUNDATIONS OF THE SOVIET STATE: THE ORGANISATION AND LEGAL REGULATION

In the article is performed a comparative analysis of normative-legal base regulating the procedure for passing of alternative civil service (ACS) in the period of creating bases of the Soviet state and at the present time. The author has pointed out a problem of practical determination of subjects towards to which requirements of the modern legislative acts regulating ACS are applicable. The main attention is paid to the resolution procedure of this issue in the period of creation of the workers and peasants Red army. It is given an example of the determination of parties having the rights for alternative service in other countries. The author based on the legal analysis of the organization of ACS in different periods of development of society has concluded that at the present stage of legislation of the Russian Federation establishing bases of alternative civil service stands out by uncertain formulations and the incomplete list for ACS.

Текст научной работы на тему «Трудовая повинность как элемент альтернативной воинской службы в период создания основ Советского государства: организация и правовая регламентация»

УДК 34

С. В. Хилов

военный комиссар

Отдел военного комиссариата Нижегородской области по Ленинскому и Канавинскому районам

г. Нижний Новгород, Российская Федерация

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ В ПЕРИОД СОЗДАНИЯ ОСНОВ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ

Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей процедуру прохождения альтернативной гражданской службы (АГС) в период создания основ Советского государства и в настоящее время. Автор обозначил проблему практического определения субъектов, в отношении которых применимы требования современных законодательных актов, регламентирующих АГС. Основное внимание в работе уделено порядку разрешения данного вопроса в период создания рабоче-крестьянской Красной армии. Приведен пример определения субъектов, имеющих право на альтернативную службу в других странах.

Автор на основе правового анализа организации АГС в различные периоды развития общества пришел к выводу, что на современном этапе законодательство Российской Федерации, устанавливающее основы альтернативной гражданской службы, отличается расплывчатыми формулировками и незавершенным перечнем для АГС.

Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, воинская обязанность, мобилизация, религиозные убеждения, пацифизм, военные комиссариаты.

S. V. Khilov

Military Commissioner

Department of Military Commissariat of Nizhny Novgorod Region for Leninsky and Kanavinsky Districts

Nizhny Novgorod, the Russian Federation

LABOUR SERVICE AS AN ELEMENT OF ALTERNATIVE MILITARY SERVICE DURING THE CREATION OF THE FOUNDATIONS OF THE SOVIET STATE: THE ORGANISATION AND LEGAL REGULATION

Abstract. In the article is performed a comparative analysis of normativelegal base regulating the procedure for passing of alternative civil service (ACS) in the period of creating bases of the Soviet state and at the present time. The author has pointed out a problem of practical determination of subjects towards to which requirements of the modern legislative acts regulating ACS are applicable. The main attention is paid to the resolution procedure of this issue in the period of creation of the workers and peasants Red army. It is given an example of the determination of parties having the rights for alternative service in other countries.

The author based on the legal analysis of the organization of ACS in different periods of development of society has concluded that at the present stage of legislation of the Russian Federation establishing bases of alternative civil service stands out by uncertain formulations and the incomplete list for ACS.

Key words: alternative civil service, military duty, mobilization, religious beliefs, pacifism, military commissariats.

В настоящее время существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база, регламентирующая прохождение альтернативной гражданской службы (АГС), содержит ряд открытых вопросов ее реализации. Возникшая первоначально как решение проблемы о взаимоотношении веры и насилия, АГС на данный момент не является таковой. Гражданину на заседании призывной

комиссии достаточно заявить, что он по своим убеждениям желает проходить альтернативную гражданскую службу и больше не говорить ни слова, т.к. в соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» [8], и ему должно быть предоставлено это право. В связи с этим существует необходимость рассмотреть порядок решения данного вопроса на других этапах развития нашего общества.

В период создания рабоче-крестьянской Красной армии первым документом, регламентирующим эту проблему, стало постановление Народного Комиссара юстиции «О применении декрета об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», принятое 5 июля 1919 г. [12]. Этот законодательный акт предоставлял возможность органам местного военного управления минимизировать возможность использования гражданами своего права на освобождение от военной службы по религиозным убеждениям как «удобный, предоставленный ему в Советской Республике, способ уклониться от гражданской обязанности» [12].

Пунктом 19 Конституции РСФСР 1918 г. [7] была введена всеобщая воинская повинность, и защита социалистического Отечества признавалась обязанностью всех граждан республики. Право защищать республику с оружием в руках предоставлялось только трудящимся, а нетрудовые элементы должны были исполнять иные военные обязанности. Только две страны - Дания и Великобритания -на тот момент, наряду с Россией, предоставляли своим гражданам возможность замены военной службы на альтернативную по соображениям совести.

С начала XX в. в международной практике по отношению к отказникам, которые готовы скорее «лишиться свободы и даже умереть за свои убеждения, нежели поступиться своими принципами» [7], было введено понятие «отказ по мотивам совести» (conscientious objection) [11]. Считается, что история отказов от прохождения службы в связи со своими религиозными убеждениями берет свое начало в 295 г. н.э. Будучи сыном солдата римской армии, Максимилиан обязан был поступить на военную службу, но настаивал на своем отказе из-за чего и был казнен. «Впоследствии он был канонизирован как святой Максимилиан» [11]. В Российской Империи XIX в. основная масса «отказников совести» также подвергалась серьезным наказаниям. Тем не менее, возможность прохождения альтернативной службы приверженцам некоторых религиозных течений все же предоставлялась. Менониты стали первыми из них, позднее это право распространилось и на некоторые другие конфессии.

В начале Первой мировой войны в большинстве стран к «отказникам совести» отрицательное отношение усилилось. Это подтверждается тем, что за период с 1914 по апрель 1917 гг. в России «было осуждено 837 человек, отказавшихся от службы в армии по религиозным убеждениям» [1]. Созданием законодательной базы, способствующей реализации права «своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести» [1], руководство Советского государства одним из первых в ХХ в. наряду с Данией и Великобританией попыталось решить рассматриваемую проблему. В то же время необходимо обратить внимание на то, что введение альтернативной службы в каждом случае было различным. Основной задачей независимой политики, проводимой Данией в этот период, являлось сохранение любыми путями своего нейтралитета. По мнению исследователя Ю.В. Кудриной, «Радикальная и социал-демократическая партии придерживались пацифисткой позиции, выступая практически за полное разоружение» [9]. В связи с этим антимилитаристские выступления оказали большое влияние на решение правительства Дании о принятии в феврале 1917 г. закона об освобождении от воинской повинности по мотивам совести и замене воинской службы гражданскими работами.

Комплектование армии в Великобритании проводилось на добровольной основе. Законодательно воинская повинность была введена лишь в 1916 г. в связи с

началом Первой мировой войны, а затем снова отменена. Одной из составляющих идеологической политики Великобритании уже длительное время является гордость за соблюдение прав человека. Поэтому обязательная воинская повинность сама по себе противоречила этому положению. Таким образом, именно эти два фактора, а также религиозные течения, проповедовавшие «непротивление злу насилием», стали основой достижения компромисса - введения альтернативной службы.

Главным поводом принятия Декрета «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» от 4 января 1919 г. [2] для Советской России, по нашему мнению, стало создание в глазах мировой общественности имиджа цивилизованного государства (табл.1).

Таблица 1

Факторы введения альтернативной службы

Государство Законодательный акт Религиозные течения

Россия Декрет СНК «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» 1919 г. адвентисты седьмого дня немецко-говорящие меннониты иеговисты толстовцы молокане духоборы малеванцы добролюбовцы

Дания Закон об освобождении от воинской повинности по мотивам совести и замене воинской службы гражданскими работами 1917 г. последователи учения датского священника — просветителя Н. Грундинга (1783-1872 гг.), христианский совет мира

Великобритания Закон о воинской повинности 1916 г. адвентисты седьмого дня меннонитство квакеры пуритане пятидесятники плимутские братья конгрегационалисты движение святости армия спасения баптизм методизм пиетизм унитарианство харизматическое движение

Одним из элементов альтернативной службы, по нашему мнению, можно считать и широко распространенную в первые годы Советской власти трудовую повинность.

Введение трудовой повинности в РСФСР было определено Конституцией (Основным Законом) РСФСР от 10 июля 1918 г. [7]. Пункт «е» ст. 3, гл. 2, разд.1 гласил: «В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность» [7, Ст. 3]. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О трудовых книжках для нетрудящихся» от 5 октября 1918 г. [3] стал переходным документом, регламентирующим введение трудовой повинности. Его действие распространялось «впредь до издания декрета о

всеобщей трудовой повинности» [3]. Основным субъектом были лица, не занимающиеся постоянной трудовой деятельностью. В декрете были указаны данные категории населения. Введение трудовой повинности для всех граждан РСФСР было определено Кодексом законов о труде от 10 декабря1918 г. [6].

Основным документом, регулирующим трудовые мобилизации, в которых комиссариаты по военным делам принимали непосредственное участие, наравне с вышеперечисленными документами, следует назвать Декрет Совета Народных Комиссаров «О порядке всеобщей трудовой повинности» от 29 января 1920 г. [5]. Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «Об объявлении трудовой мобилизации лиц, работавших на железных дорогах» от 30 января 1920 г. [15] являлся одним из первых документов, который положил начало трудовым мобилизациям. В соответствии с его требованиями мобилизации подлежали граждане, которые работали в течение последних десяти лет на железных дорогах с возрастной категорией от 18 до 50 лет. В обязанности губернских и уездных военных комиссариатов входило содействие Подотделам учета и распределения рабочей силы в розыске граждан, уклоняющихся от учета, основанием для которого служили данные, занесенные в учетные карточки лиц, подлежащих учету и мобилизации. Обеспечение мобилизованных граждан питанием на период их следования до места назначения также предписывалось военным комиссариатам.

Постановлением Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «О проведении трудовой повинности для обслуживания сахарной промышленности Р.С.Ф.С.Р. (Инструкция)» от 24 марта1920 г. [13] была введена процедура применения трудовой повинности, в выполнении требований которой непосредственное участие принимали комиссариаты по военным делам. Пункт 4 разд. 3 обязывал местные мобилизационные органы обеспечить привлечение «конской и людской силы» [13] для выполнения полевых работ и работ на предприятиях. Данные ресурсы изымались из состава обозных частей губернских военных комиссариатов и других военных органов. Возможность привлечения соответствующих военных комиссариатов и «отдела управлений (милиции)» [13] предусматривалась Комитетами по всеобщей трудовой повинности, что указывалось в разд. 6 данной инструкции.

Пересечение выполнения экономических и военных задач часто наблюдалось и в дальнейшем. С целью создания вертикали управления и разграничения по сферам деятельности при Революционных Военных Советах фронтов и армий, были организованы Комиссариаты по всеобщей трудовой повинности (Постановление Совета Труда и Обороны «О фронтовых и армейских комитетах по всеобщей трудовой повинности» от 21 апреля 1920 г.) [14]. В то же время на территории Урала и Приуралья в соответствии с Декретом Совета Народных Комиссаров «О Революционном Совете Первой Армии Труда (Положение)» от 15 апреля 1920 г. [4] для осуществления «энергичной и согласованной хозяйственной и военной работы» [4] был создан Революционный Совет Первой Армии Труда. В его состав входил Уральский Окружной военный комиссар. Все учреждения, в том числе и военные, беспрекословно подчинялись вышестоящим командно-административным органам и должны были действовать строго в рамках своей компетенции.

Одной из важных функций комиссариатов по военным делам при выполнении вышеперечисленных задач была работа по определению годности граждан к выполнению трудовой повинности. Так, аппарату военного ведомства на основании требований Постановления Совета Труда и Обороны «О переосвидетельствовании граждан, освобожденных при ранее бывших призывах от военной службы, а также уволенных из войск по болезни, ранениям, увечьям и различным физическим недостаткам» от 11 августа 1920 г. [16] было предписано провести переосвидетельствование данной категории граждан. Для этих целей местными Уездными Комитетами по всеобщей трудовой повинности в состав медицинских комиссий уездных военных комиссариатов были направлены свои представители.

Уклонившиеся от переосвидетельствования приравнивались к дезертирам с военной службы с наложением соответствующих санкций.

В дальнейшем трудовой мобилизации подверглась категория граждан, обозначенная в Постановлении Совета Труда и Обороны «О трудовой мобилизации рабочих, ранее работавших на заводах металлической промышленности, включенных в ударную группу особо важных заводов» от 20 августа 1920 г. [17]. Сотрудники данных предприятий в семидневный срок со дня опубликования данного нормативно-правового акта должны были встать на учет «в соответствующем Военном Комиссариате» [17]. При изменении места пребывания они также были обязаны извещать об этом соответствующие военные комиссариаты. При неисполнении указанных требований граждане, уклоняющиеся от трудовой мобилизации, также объявлялись дезертирами с военной службы.

Таким образом, на основании анализа правового регулирования организации альтернативной службы мы видим, что в рассматриваемый период нормативно-правовыми актами была определена категория граждан, которая могла бы воспользоваться этим правом, а в Советской России даже обязана проходить альтернативную службу в форме трудовой повинности.

В настоящее время любой призывник, подавший заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете, в связи с тем, что по своим убеждениям не может проходить военную службу [10], предоставив также характеристику с места работы и (или) учебы и автобиографию, автоматически призывается на альтернативную гражданскую службу. Это связано с тем, что, во-первых, работодатель и представители учебного заведения, как правило, заинтересованы в том, чтобы сотрудник (учащийся) оставался в организации. В этой связи администрация предоставляет соответствующие характеристики. Во-вторых, согласно пункту 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [7] гражданин при прохождении призывной комиссии может никак не комментировать и не доказывать свои убеждения, кроме того, что он указал в своем заявлении. В-третьих, члены призывной комиссии не заинтересованы в участии в судебных заседаниях (которые неминуемо будут инициированы), а судебная практика в свою очередь показывает, что судьи чаще принимают сторону призывника.

Отсюда видно, что нормативно-правовые акты, регулирующие АГС в период создания основ Советского государства, характеризовались точностью формулировок и исчерпывающим перечнем субъектов, имеющих право на АГС, и оснований для АГС.

В современный период законодательство Российской Федерации, устанавливающее основы альтернативной гражданской службы, отличается расплывчатыми формулировками и незавершенным перечнем оснований для АГС. Все эти факторы создают широкие возможности для злоупотребления этим правом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее ... / А.А. Калинин, Р.В. Маранов, Е.А. Захарова, М.И. Смирнов. — М. : Грааль, 2000. — 271 с.

2. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 04.01.1919 «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1919. — № 17. — Ст. 192.

3. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 05.10.1918 «О трудовых книжках для нетрудящихся» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1918. — № 73 — Ст. 792.

4. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15.04.1920 «О Революционном Совете Первой Армии Труда (Положение)» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1920. — № 30. — Ст. 151.

5. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29.01.1920 «О порядке всеобщей трудовой повинности» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1920. — № 8. — Ст. 49.

6. Кодекс законов о труде от 10.12.1918 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1918. — № 87-88. — Ст. 905.

7. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года). // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1918. — № 51. — Ст. 582.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.04.2019).

9. Кудрина Ю.В. Некоторые проблемы скандинавского пацифизма времен первой мировой войны (датская модель) / Ю.В. Кудрина // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира / отв. ред. А.О. Чубарьян; редкол.: Р.М. Илюхина и др. — М. : Ин-т всеобщ. истории РАН, 1998. — С. 194-208.

10. Об альтернативной гражданской службе: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/ (дата обращения: 19.04.2019).

11. Отказ от военной службы по убеждениям. — Нью-Йорк; Женева: Издание ООН, 2012. — 89 с.

12. Постановление Народного Комиссара Юстиции «О применении декрета об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям» от 05.07.1919. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1919. — № 37. — Ст. 366.

13. Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «О проведении трудовой повинности для обслуживания сахарной промышленности Р.С.Ф.С.Р. (Инструкция)» от 24.03.1920 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1920. — № 28. — Ст. 136.

14. Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «О фронтовых и армейских комитетах по всеобщей трудовой повинности» от 21.04.1920 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1920. — № 30. — Ст. 149.

15. Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «Об объявлении трудовой мобилизации лиц, работавших на железных дорогах» от 30.01.1920 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1920. — № 8. — Ст. 52.

16. Постановление Совета Труда и Обороны «О переосвидетельствовании граждан, освобожденных при ранее бывших призывах от военной службы, а так же уволенных из войск по болезни, ранениям, увечьям и различным физическим недостаткам» от 11.08.1920 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1920. — № 74. — Ст. 342.

17. Постановление Совета Труда и Обороны «О трудовой мобилизации рабочих, ранее работавших на заводах металлической промышленности, включенных в ударную группу особо важных заводов» от 20.08.1920 // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1920. — № 75. — Ст. 347.

REFERENCES

1. Kalinin A. A., Maranov R. V., Zakharova E. A., Smirnov M. I. Al'ternativnaia grazh-danskaia sluzhba: proshloe, nastoiashchee, budushchee ... [Alternative civil service: past, present, future...]. Moscow, Graal' Publ., 2000, 271 p.

2. Dekret Soveta Narodnykh Komissarov RSFSR ot 04.01.1919 «Ob osvobozhdenii ot voinskoi povinnosti po religioznym ubezhdeniiam». Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii

rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1919, no. 17, art. 192.

3. Dekret Soveta Narodnykh Komissarov RSFSR ot 05.10.1918 «O trudovykh knizhkakh dlia netrudiashchikhsia» Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1918, no. 73, art. 792.

4. Dekret Soveta Narodnykh Komissarov RSFSR ot 15.04.1920 «O Revoliutsionnom So-vete Pervoi Armii Truda (Polozhenie)». Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1920, no. 30, art. 151.

5. Dekret Soveta Narodnykh Komissarov RSFSR ot 29.01.1920 «O poriadke vseobshchei trudovoi povinnosti». Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1920, no. 8, art. 49.

6. Kodeks zakonov o trude ot 10.12.1918. Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1918, no. 87-88, art. 905.

7. Konstitutsiia (Osnovnoi Zakon) Rossiiskoi Sotsialisticheskoi Federativnoi Sovetskoi Respubliki (priniata V Vserossiiskim S"ezdom Sovetov v zasedanii ot 10 iiulia 1918 goda). Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1918, no. 51, art. 582.

8. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 no. 6-FKZ, of 30.12.2008 no. 7-FKZ, of 05.02.2014 no. 2-FKZ, of 21.07.2014 no. 11-FKZ)). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (accessed 17.04.2019).

9. Kudrina Iu. V.; Chubar'ian A.O. (ed.); Iliukhina R.M. and others (ed.) Nekotorye prob-lemy skandinavskogo patsifizma vremen pervoi mirovoi voiny (datskaia model') [Some Problems of Scandinavian Pacifism from the First World War (Danish Model)]. Patsifizm v istorii. Idei i dvizheniia mira [Pacifism in history. Ideas and movements of peace]. Moscow, In-t vseobshch. istorii RAN Publ., 1998, pp. 194-208.

10. Ob al'ternativnoi grazhdanskoi sluzhbe: feder. zakon ot 25 iiulia 2002 g. N 113-FZ (On Alternative Civil Service: the federal law of July 25, 2002 no. 113-<£3). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/ (accessed 19.04.2019).

11. Otkaz ot voennoi sluzhby po ubezhdeniiam. [Conscientious objection to military service]. New York, Geneva, Izdanie OON Publ., 2012, 89 p.

12. Postanovlenie Narodnogo Komissara Iustitsii «O primenenii dekreta ob osvo-bozhdenii ot voennoi sluzhby po religioznym ubezhdeniiam» ot 05.07.1919. Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1919, no. 37, art. 366.

13. Postanovlenie Soveta Rabochei i Krest'ianskoi Oborony «O provedenii trudovoi povinnosti dlia obsluzhivaniia sakharnoi promyshlennosti R.S.F.S.R. (Instruktsiia)» ot 24.03.1920 Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1920, no. 28, art. 136.

14. Postanovlenie Soveta Rabochei i Krest'ianskoi Oborony «O frontovykh i armei-skikh komitetakh po vseobshchei trudovoi povinnosti» ot 21.04.1920. Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1920, no. 30, art. 149.

15. Postanovlenie Soveta Rabochei i Krest'ianskoi Oborony «Ob ob"iavlenii trudovoi mo-bilizatsii lits, rabotavshikh na zheleznykh dorogakh» ot 30.01.1920. Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1920, no. 8, art. 52.

16. Postanovlenie Soveta Truda i Oborony «O pereosvidetel'stvovanii grazhdan, os-vobozhdennykh pri ranee byvshikh prizyvakh ot voennoi sluzhby, a tak zhe uvolennykh iz voisk po bolezni, raneniiam, uvech'iam i razlichnym fizicheskim nedostatkam» ot 11.08.1920.

Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1920, no. 74, art. 342.

17. Postanovlenie Soveta Truda i Oborony «O trudovoi mobilizatsii rabochikh, ranee ra-botavshikh na zavodakh metallicheskoi promyshlennosti, vkliuchennykh v udarnuiu gruppu oso-bo vazhnykh zavodov» ot 20.08.1920. Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii rabochego i krest'ianskogo pravitel'stva = Collection of Legitimizations and Orders of the Workers' and Peasants' Government, 1920, no. 75, art. 347.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Хилов Сергей Владимирович — военный комиссар, Отдел военного комиссариата Нижегородской области по Ленинскому и Канавинскому районам, 603076, г. Нижний Новгород, ул. Героя Чугунова 7, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Khilov Sergey Vladimirovich — Military Commissioner, Department of Military Commissariat of Nizhny Novgorod Region for Leninsky and Kanavinsky Districts, 603076, Nizhny Novgorod, 7 Hero Chugunov Street, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Хилов С. В. Трудовая повинность как элемент альтернативной воинской службы в период создания основ Советского государства: организация и правовая регламентация / С.В. Хилов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Khilov S. V. Labour service as an element of alternative military service during the creation of the foundations of the Soviet state: the organisation and legal regulation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.