Научная статья на тему 'Анализ развития предприятий отрасли железнодорожного машиностроения'

Анализ развития предприятий отрасли железнодорожного машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Александр Сергеевич

В статье, на примере крупнейших предприятий вагоностроительного сегмента отрасли железнодорожного машиностроения, рассматриваются показатели финансовой деятельности компаний и описываются перспективы их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития предприятий отрасли железнодорожного машиностроения»

Анализ развития предприятий отрасли железнодорожного машиностроения Analysis of railway machinery engineering enterprises development

Александр Сергеевич Галкин

аспирант кафедры

«Экономики, социального страхования и управления предприятиями», Российский государственный социальный университет

s [email protected]

Аннотация: в статье, на примере крупнейших предприятий вагоностроительного сегмента отрасли железнодорожного машиностроения, рассматриваются показатели финансовой деятельности компаний и описываются перспективы их дальнейшего развития.

Annotation: in the article the financial activity indicators of companies are considered, the aspects of their future development are discussed, what illustrated on largest carriage production enterprises in railway machinery engineering production sphere.

Ключевые слова: вагоностроительное предприятие, железнодорожное машиностроение, программа стратегического развития, финансовые вложения, инвестиционная деятельность, риски.

Key words: carriage production company, railway machinery engineering, program of strategy development, financial funds, investment activity, risks.

Актуальность данной темы заключается в том, что железные дороги России занимают значительную долю в единой транспортной системе страны и удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. Доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным транспортом составляет более 40% от всего транспорта страны. При этом сеть железных дорог России является частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии.

Развитие транспорта подразумевает не только необходимость обеспечения выполнения требуемого объема работы, должный уровень качества предоставляемых услуг, стабильность и непрерывность работы, но и постоянную модернизацию железнодорожного комплекса, повышение эффективности его работы.

Процесс развития железнодорожного транспорта России существенно замедляет тот факт, что в настоящее время наблюдается высокий уровень износа основных фондов ОАО «РЖД».

2012 год

2020 год

Путь

Мосты и тоннели

Лоном от ивы

Контактная сеть

Автоблокировка

SG X

76 X

75 X

65 X

1 1 1 1

57 X

85 X

1 1 1 1 1 1

60 X

1 1 1 1

63 X

.....

03 X

-----

0% 20% 40% 60% 30% 100% 0% 20% 40% 60% 00% 100%

| Износ основных фондов

Рис. 1 Износ основных фондов ОАО «РЖД» за период 2012-2020 гг.

Крайне высоким уровнем износа характеризуется локомотивный и вагонный парки. Снижение уровня износа основных фондов за счет инвестиций является важной частью инвестиционной программы ОАО «РЖД».

В 2008 год компанией была принята программа стратегического развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Одной из основных целей данной программы является повышение инвестиционной привлекательности железных дорог. В соответствии с программой в отрасль планируется инвестировать около 13,8 трлн. рублей, в том числе за 2008 - 2015 годы - 5,2 трлн. рублей и за 2016 - 2030 годы - 8,6 трлн. рублей.Стратегия развития предполагает полное обновление железнодорожного подвижного состава в стране.

В ходе реализации минимального варианта развитияпотребность железнодорожного транспорта общего пользования в обновлении подвижного состава на период до 2030 года составит: по локомотивам - 21753 единиц, по грузовым вагонам -773,3 тыс. вагонов. Необходимый объем инвестиций при данном варианте равен 2,812 трлн. руб. При этом на период 2008-2015 годов эта сумма составит 1,522 трлн. руб. из следующих источников финансирования:

- 26,1 млрд. руб. из средств федерального бюджета РФ,

- 52,5 млрд. руб. за счет средств бюджетов субъектов РФ,

- 1019,9 млрд. руб. - инвестиции ОАО «РЖД»,

- 423,5 млрд. руб. - составят частные инвестиции.

Данные показатели указывают на то, что у предприятий-производителей локомотивов и вагонов имеется широкий потенциал для развития и роста.

В статье, на примере крупнейших предприятий вагоностроительного сегмента отрасли железнодорожного машиностроения, рассматриваются показатели финансовой деятельности компаний и описываются перспективы их дальнейшего развития.

ОАО «Алтайвагон» - одно из крупнейших вагоностроительных предприятий России. В сложившихся условиях специализации завод выпускает следующие типы подвижного состава: цистерны, полувагоны, крытые вагонов, платформы. Среднесписочная численность - 7716 чел.

ОАО «Уралвагонзавод» многопрофильный машиностроительный комплекс. В настоящее время «Уралвагонзавод» является лидером отечественного грузового железнодорожного машиностроения. Среди производителей вагонной продукции стран СНГ предприятие занимает самый большой сегмент на рынке. Штатная численность работников - 28216 чел.

Предприятия 2010 год 2011 год

кол- во, шт. доля по СНГ,<М> кол- во, шт. Доля по СНГ,<М>

ОАО «Алтайвагон:!- 9 047 9,71 7796 6,76

ОАО «УВЗ» 19332 22 25514 22

Таблица 1. Доли предприятий на рынке вагоностроения период 2010-2011гг.

Данные предприятия являются прямыми конкурентами в сегменте железнодорожного вагоностроения.

По итогам 2011 года доля ОАО «Алтайвагон» в производстве грузовых железнодорожных вагонов всех типов снизилась по сравнению с предшествующим годом на 2,95% и составила за 2011 год 6,76%. Снижение произошло главным образом вследствие прироста объёмов производства иных вагоностроительных предприятий по сравнению с ОАО «Алтайвагон» в 2011 году. За 2011 год выпуск подвижного состава «Уралвагонзавод» достиг максимального уровня за всю историю предприятия.

В отчётном году оба предприятия получили прибыль от продаж. Основное влияние на повышение объема продаж оказало ускоренное восстановление вагоностроительной отрасли после окончания мирового финансового кризиса. В этих условиях произошёл рост платёжеспособного спроса, увеличение цен на вагоны.

Наименование показателя 2011 год 2010 год Отклонение, тыс. рублей

«УВЗ» «Алтайвагон» «УВЗ» «Алтайвагон» «УВЗ» «Алтайвагон»

Выручка., тыс.руб, 14 801 242 3 104 623

Прибыль от продаж, тыс, руб, 2 947 455 2 521 28В 426 167

Чистая прибыль, тыс. руб. 1 995 455 1 415 830 579 625

Таблица 2. Финансовые показатели деятельности предприятий за 2010-2011 гг.

Объем финансовых вложений ОАО «УВЗ» за 2011 год составил около

16, 686 млрд. руб., объем инвестиций по основным проектам 3, 57 млрд. руб.

К рискам, связанным с инвестиционной деятельностью компании, необходимо отнести риск позднего получения средств из федерального бюджета для финансирования инвестиционных программ.

В качестве приоритетных направлений развития ОАО «УВЗ» необходимо выделить следующие:

1. Реализации инвестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета, а так же продолжение сотрудничества с ОАО «РЖД».

2. Реконструкции цехов, задействованных в производстве грузовых вагонов. Реконструкция литейного цеха, осепоковочного цеха, цеха осей и колесных пар.

3. Реализация программы инновационного развития, охватывающей все направления деятельности компании. Цель программы - повышение доли инновационной продукции в общем объеме продаж.

Объем финансовых вложений ОАО «Алтайвагон» за 2011 год составил около 7,5 млн. руб. За 2011 инвестиционные операции предприятия заключались в минимизации кредитного портфеля. В результате плата за пользование кредитными и заемными средствами уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 93 млн. рублей.

Так как одним из основных потребителей продукции предприятия является ОАО «РЖД», перспективы развития «Алтайвагон» зависят от текущей ситуации на рынке грузовых перевозок, состояния вагонного парка и тарифной политики ОАО «РЖД».

Приоритетные направления развития:

1. Разработка и изготовление новых модификаций подвижного состава, основное преимущество которых в большем объёме перевозимого груза и в более экономичных эксплуатационных характеристиках, расширение модельного ряда и увеличение объемов выпускаемой продукции.

2. Реализация программы по модернизации производства, налаживание выпуска новых типов продукции, что позволит войти на другие сегменты рынка железнодорожного машиностроения.

К рискам, связанным с инвестиционной деятельностью компании, необходимо отнести как внешние, так и внутренние риски.

Внешние риски:

1. Растущая конкуренция со стороны вагоностроительных предприятий.

2. Рост цен на металлы, комплектующие изделия, энергоресурсы. Риск роста стоимости крупного литья вследствие ограничения производственных мощностей, что может привести к росту себестоимости вагона.

3. Риски макроэкономического характера. Падение спроса на отдельные виды продукции вагоностроения.

Без привлечения заемных денежных средств образуется дефицит собственного оборотного капитала, который в свою очередь не даст обеспечить финансовыми ресурсами производственную деятельность предприятия, что и является главным внутренним риском компании «Алтайвагон».

Таким образом, процессы развития железнодорожного транспорта и предприятий отрасли железнодорожного машиностроения взаимозависимы: потребность железнодорожной отрасли в подвижном составе с высокими качественными характеристиками обеспечивает увеличение объемавыпускапродукции

машиностроительными предприятиями. Направляя инвестиции на проекты, связанные с разработкой новых моделей подвижного состава и внедрением инновационных технологий в производственный процесс, компании-производители получат стабильный уровень спроса на продукцию, что позволяет повысить эффективность работы предприятий в отдельности и железнодорожного транспорта в целом.

Список литературы

1. Годовой отчет ОАО «Уралвагонзавод» за 2011 год, Центр раскрытия корпоративной информации, URL: http://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=19616&type=2 (дата обращения 10.04.14)

2. Годовой отчет ОАО «Алтайвагон» за 2011 год, Центр раскрытия корпоративной информации, URL: http://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=5525&type=2 (дата обращения 10.04.14)

3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. - М., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.