АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДОСТУПА К ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И АУТЕНТИФИКАЦИИ
Танина Анна Валерьевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления социальными и экономическими процессами
Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
В статье анализируются проблемы развития доступа к электронным
государственным услугам на региональном и муниципальном уровнях.
Переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде требует от государства предоставить людям и органам государственной власти инструмент для безопасной онлайн-идентификации. Минкомсвязь России в рамках инфраструктуры электронного правительства создала и развивает Единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), цель которой — упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей.
Созданная Минкомсвязью России ФГИС ЕСИА:
1. Предоставляет информационным системам органов государственной власти решение по достоверной идентификации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти).
2. Является ориентированной на пользователя и предоставляет возможности:
- идентификации и аутентификации с использованием единой учетной записи и широкого спектра поддерживаемых методов аутентификации при доступе к различным информационным системам органов государственной власти;
- управления своими персональными данными, размещенными в ЕСИА, и контроля над их предоставлением в информационные системы органов государственной власти [2].
На 17 июня 2015 г. системой пользуются 16,14 млн. человек, при этом прирост пользователей за 2015 г. составил 3,12 млн. (23,9%). Общая динамика прироста показана на рисунке 1. Немаловажным при принятии решения о пользовании системой является удобство регистрации для населения. Данные статистики (таблица 1) говорят, что большинство пользователей предпочитает личное подтверждение для прохождения регистрации и использования системы, что влечет дополнительные потери ресурсов.
май. июн. июл, аег. сен. окт. ноя. дек.
2014 г.
— прирост за месяц
— прирост за год
янв. фев. мар. апр. май
2015 г
Рисунок 1. Динамика роста количества пользователей ЕСИА за год
Источник: Центр аналитики Минкомсвязи России
Таблица 1. Тип учетной записи [7]
Тип учетной записи Число, чел. Доля, %
Личное подтверждение (паспорт/ квалифицированная электронная подпись/ универсальная электронная карта/ официальное письмо с кодом, доставленное «Почтой России» 97929161 60,3%
ФИО/ пол/ дата рождения / СНИЛС/ паспортные данные 3582600 22,2%
Фамилия / имя/ e-mail/ мобильный телефон 2829256 17,5%
По данным на апрель 2015 г. всего в России открыто 5,8 тыс. точек для регистрации граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), но доля граждан, использующих интернет для получения государственных и муниципальных услуг сильно отличается. Лидерами стали Ямало-Ненецкий автономный округ (66,3%), Приморский край (66,1%), Республика Татарстан (63%), Ханты-Мансийский автономный округ (62,3%) и Республика Мордовия (60,7%). Субъектам РФ было поручено организовать работу по повышению доли населения, использующего интернет для получения госуслуг. Несмотря на то, что в целом уже удалось достичь целевого показателя на 2014 года в 35%, еще наблюдается большой разрыв между лидерами и аутсайдерами рейтинга, что в немалой степени зависит от доступа к регистрации в системе [1].
Сравним распределение регионов СЗФО по количеству пунктов регистрации для доступа к системе и количеству населения (таблица 2). Из таблицы видно, что наиболее благополучная ситуация наблюдается в Псковской, Новгородской, Ленинградской и Вологодской областях, где доля распределения пунктов выше доли распределения населения. Самая низкая доля - в республиках Карелия и Коми. Следует заметить, что наблюдается значительное неравенство в данном распределении.
Таблица 2. Соотношение доли пунктов регистрации и подтверждения личности в ЕСИА с численностью населения СЗФО
Субъект РФ Население Число пунктов
Чел. % Шт. %
Республика Карелия 632696 4,57 7 1,52
Республика Коми 864238 6,24 10 2,17
Архангельская область 1183501 8,55 28 6,09
Вологодская область 1191009 8,60 56 12,17
Калининградская область 968256 6,99 18 3,91
Ленинградская область 1774015 12,81 82 17,83
Мурманская область 766440 5,53 31 6,74
Новгородская область 618696 4,47 36 7,83
Псковская область 651205 4,70 53 11,52
г. Санкт-Петербург 5197114 37,53 139 30,22
Северо-Западный федеральный округ 13847170 100 460 100
Источник: составлено автором по [5, 6]
Подобная ситуация складывается и внутри регионов при распределении пунктов регистрации по муниципальным образованиям, например, в Ленинградской области (таблица 3).
Таблица 3. Соотношение доли пунктов регистрации и подтверждения личности в ЕСИА с численностью населения Ленинградской области
Муниципальное образование Население Число пунктов
Чел. % Шт. %
Бокситогорский муниципальный район 51298 2,89 8 8,60
Волосовский муниципальный район 51888 2,92 3 3,23
Волховский муниципальный район 93343 5,26 5 5,38
Всеволожский муниципальный район 296443 16,71 9 9,68
Выборгский район 204788 11,54 7 7,53
Гатчинский муниципальный район 246223 13,88 6 6,45
Кингисеппский муниципальный район 79647 4,49 6 6,45
Кировский муниципальный район 105233 5,93 6 6,45
Киришский муниципальный район 64493 3,64 6 6,45
Лодейнопольский муниципальный район 29843 1,68 5 5,38
Ломоносовский муниципальный район 69333 3,91 3 3,23
Лужский муниципальный район 75821 4,27 3 3,23
Подпорожский муниципальный район 30523 1,72 3 3,23
Приозерский муниципальный район 63041 3,55 3 3,23
Сланцевский муниципальный район 43892 2,47 6 6,45
Сосновоборский городской округ 67397 3,80 4 1,61
Тихвинский муниципальный район 70489 3,94 6 6,45
Тосненский район 131845 7,43 4 1,61
Ленинградская область 1774015 100 93 100
Источник: составлено автором по [3, 4]
Из таблицы видно, что примерно в половине муниципальных районов доля пунктов превышает долю населения в общей численности населения
региона, при этом большинство из этих районов отличается низкой долей населения. В трех наиболее густонаселенных районах области (Всеволожском, Выборгском и Гатчинском) число пунктов для доступа к системе явно недостаточно.
Список литературы
1. Доля граждан, использующих электронные госуслуги, достигла целевого показателя// URL:http://www.iksmedia.ru/news/5210410-Grazhdane-vse-bolshe-polzuyutsya.html# ixzz3eU9jhg1x (дата обращения: 29.06.2015)
2. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)// URL:http://www.minsvyaz.ru/ ru/activity/ directions/13/ (дата обращения: 29.06.2015)
3. Оценка численности населения на 1 января 2015 г. по муниципальным образова-ниям//URL:http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi (дата обращения: 29.06.2015)
4. Перечень пунктов регистрации ЕСИА// URL:http://kis.lenobl.ru/el_ysluga/esia (дата обращения: 29.06.2015)
5. Предварительная оценка численности населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год// URL:www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/prpopul2015.xls (дата обращения: 29.06.2015)
6. Список пунктов регистрации и подтверждения личности в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)//URL:http://d-russia.ru/spisok-punktov-registracii-esia-gosuslugi (дата обращения: 29.06.2015)
7. Статистика ЕСИА: 08.06.2015—14.06.2015// URL:http://www.minsvyaz.ru/ uploaded/files/esia08062015-14062015.pdf (дата обращения: 29.06.2015)
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ Тарабарова Анастасия Алексеевна, студентка Рыкунова Валентина Леонидовна, к.э.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск
В данной статье рассматривается порядок учета доходов и расходов при формировании налогооблагаемой прибыли. Целью статьи было раскрытие принципов ведения налогового учета.
Начиная с 1 января 2002 года, взимание налога на прибыль организации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. С этого периода для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыли необходимо ведение налогоплательщиком налогового учета. При этом следует отметить, что система налогового учета должна быть организована налогоплательщиком налога на прибыль самостоятельно.
Налогооблагаемая прибыль для российских организаций и иностранных организаций, действующих в Российской Федерации через постоянные представительства, представляет собой сумму полученных доходов, уменьшенную на величину производственных расходов [1].
Для постановки налогового учета каждая организация должна использовать систему аналитических регистров налогового учета, в которых систе-