УДК 159.922.7
АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ
Е. С. Иванова
Тамбовский государственный университет E-mail: iks22@mail.ru.
В статье анализируются различные виды классификации игрушек, разработанные отечественными психологами, психотерапевтами и педагогами; указываются причины возникновения классификации; перечисляются игрушки, не вошедшие в психологическую классификацию.
Ключевые слова: игрушки, игрушечное оружие, классификация игрушек, производство игрушек.
Analyzing Different Approaches to Classification of Children’s Toys E. S. Ivanova
The article analyzes various classifications of toys suggested by home and foreign psychologists, psychotherapists and pedagogues. The author identifies reasons of classifying, enumerates toys not included into psychological classifications.
Key words: toys, toy weapons, classification of toys, production of toys.
Возникновение игрушки, изменение ее внешнего вида, применение в процессе подготовки ребенка к будущей жизни имеет длительную историю. Возникнув на ранних ступенях развития человеческого общества как средство специальной подготовки к труду взрослых, игрушка со временем стала предметом детских забав, а затем постепенно превратилась в средство умственного, нравственного, физического и эстетического развития.
Рост количества разного рода игрушек приходится на конец XIX в., что связано с возникновением их промышленного производства в Германии. В Нюрнберге в 1880 г. первый раз при изготовлении игрушек была применена штамповка, что позволило увеличить их количество. В 1886 г. впервые появляются модели оружия. В 1898 г. началось промышленное производство мягких и музыкальных игрушек, а также технической игрушки.
В России игрушки долгое время были результатом деятельности игрушечных промыслов (богородского, дымковского и др.), и в основном они были деревянными и гончарными. Увеличение производства связывают с началом XX в., однако эти игрушки не отличались особым качеством. Первая мировая война негативным образом отразилась на этом производстве: игрушечный промысел пришел в упадок, игрушки производились
из второсортного сырья, отходов промышленного производства.
В 30-е гг. прошлого века советская власть поставила перед производителями игрушек задачу создания новой, «советской» игрушки, отвечающей требованиям общества, формирующей новые ценностные ориентиры, образцы поведения, тип личности, социалистическое мышление. Московская артель «Забава детей» в те годы выпускала тряпичных кукол, изображавших людей разных профессий: работниц в красных косынках, почтальонов, пожарных, молочниц. Загорские мастера вытачивали красноармейцев, матросов, уличных регулировщиков, пионеров-барабанщиков.
Параллельно с развитием игрушки шло осмысление особенностей ее возможного влияния на развивающуюся психику. Анализируя историю этого вопроса, И. Н.Алёшина формулирует проблемы, которые наиболее часто обсуждались российскими и немецкими учеными М. О. Манассеиной, Л. Г. Оршанским, Ф. Фребелем, К. Ланге в конце XIX - начале XX в.: «...соответствие игрушки возрасту ребенка; количество игрушек, необходимое для нормального психического развития ребенка; качество игрушек, т.е. степень соответствия игрушки реально существующему предмету»1. В мае 1932 г. в России впервые в мире был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке.
Отечественные ученые начинают создавать первую классификацию игрушек: российский педагог Е.А. Аркин, специалист в области теории и практики общественного дошкольного воспитания, разработал классификацию игрушек (1935), в основу которой был положен принцип историзма. Он выделил несколько групп - звуковые, двигательные, образные, - отнеся их к «изначальным игрушкам» (не меняющимся в ходе исторического развития), и подчеркнул их «универсальность, неизменность <.. .> основных структурных форм и выполняемых <.> функций» во все исторические эпохи. Следует заметить, что в данной классификации не учитывается психическое развитие ребенка, на которое оказывают влияние данные игрушки2.
В эти же годы появляется педагогическая классификация игрушек, разработанная А. С. Макаренко, в которой обращается внимание на
© Иванова Е. С., 2011
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3
их развивающий потенциал. А. С. Макаренко выделил три основных вида игрушек: готовые, (машинки, куклы и др.); полуготовые (кубики, разрезные картинки и др.), игрушки-материал (глина, песок, куски дерева, картон, бумага). Все они способствуют в первую очередь созданию представления об окружающем мире, а также развитию творческого воображения, умственных способностей и произвольности ребенка3.
Наиболее полная и подробная классификация игрушек, используемых в практике дошкольного образования, принадлежит Е. А. Флериной (1973). В ее основе лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка. Она классифицирует игрушки, исходя из особенностей их влияния на познавательную сферу ребенка (конструктивные способности, мышление, воображение, чувство юмора, музыкальный слух) и его физическое развитие (крупная и мелкая моторика, зрительно-двигательная координация)4.
Несколько позже появляется психологическая классификация игрушек В. С. Мухиной (1985), в которой они разделены на две большие группы:
1) способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними, как с живыми персонажами;
2) помогающие развитию интеллектуальнопознавательных и моторных способностей.
Такое разделение, по мнению психологов, соответствует двум направлениям в развитии основных видов деятельности, на которые указывал Д. Б. Эльконин. Одни из них ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми: в детском возрасте это непосредственно-эмоциональное общение младенца и сюжетно-ролевые игры дошкольника. Благодаря другим ведущим видам деятельности дети усваивают общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны - речь идет о предметно-мани-пулятивной деятельности ребенка раннего возраста и учебной деятельности младшего школьника.
В отличие от других авторов В. С. Мухина особое внимание уделяет куклам - они в ее классификации разделены на группы в зависимости от функций, которые выполняют в игровой деятельности ребенка: «прекрасные» куклы, куклы «для любования», характерные куклы, куклы эмоциональной рефлексии, этнографические куклы5.
Обращает на себя внимание тот факт, что во всех представленных видах классификации не упоминаются игрушечное оружие и игрушки, изображающие монстров, вампиров, игрушки-страшилки. Мы предполагаем, что такое положение дел объясняется тем, что данный вид игрушек появился в большом количестве и стал доступным буквально для каждого ребенка только в последние десятилетия. Место игрушечного оружия в классификации современной игрушки проанализировано в работе И. Н. Алёшиной. Она
указывает на то, что хотя современный рынок игрушки и переполнен игрушечным оружием, однако данный вид не упоминается ни в одном из видов имеющейся классификации, в то время как «мог составить одну из следующих классификационных групп: сюжетные и моторно-спортивные игрушки (в классификации Е. А. Флёриной); игрушки, влияющие на нравственное развитие (в классификации В. С. Мухиной); сюжетно-образные (в классификации С. Л. Новосёловой)»6.
К игрушкам-страшилкам и игрушечному оружию у педагогов, психологов, родителей преобладает негативное отношение, так как считается, что игровые действия с ними способствует формированию агрессивного поведения ребенка. Противоположное отношение к ним встречается только у представителей психоанализа: «...психоаналитики соглашаются с тем, что агрессивность присуща человеку и в разные возрастные периоды имеет различные задачи и выполняет разные функции <...>, она составляет необходимый элемент развития, с которым ребенок учится правильно обращаться»7.
Игры с игрушечным оружием, фигурками монстров, вампиров, солдатиков позволяют ребенку канализировать агрессию, сбросить фрустраци-онное напряжение, сталкивают ребенка с последствиями его агрессивных действий и в процессе совместной деятельности со взрослыми учат социально одобряемым способам, помогающим исправить содеянное. Поэтому перечисленные выше игрушки вошли в типологию, разработанную в детской психотерапии. Так, в классификации американского психолога Г. Л. Лэндрета (1984) особо выделяется группа игрушек, помогающих выразить агрессию и агрессивные чувства: это военные игрушки, куклы би-ба-бо, солдатики8.
Другой психотерапевтической классификацией является классификация А. В. Локтионовой (2005), в основу которой был положен принцип удовлетворения витальных потребностей ребенка. Витальность понимается как определенное самочувствие, ощущение удовлетворенности от того, что происходит в данный момент на телесном уровне: «Мне нравится жить». При этом «нравится» - это не только оценка происходящего, с помощью этого ощущения формируются потребности, интересы, жизненные ценности и установки человека. Высокий уровень развития витальности способствует нормальному психическому, физическому и личностному развитию. Детская витальность формируется в ходе общения в первую очередь с матерью, близкими людьми, а также через предметную среду, влияющую на развитие познавательной, эмоциональной и социально-личностной сфер, особое место в которой занимают детские игрушки.
Разработанная А. В. Локтионовой типология игрушек включает в себя несколько групп: игрушки как «защитники-успокоители», игрушки-«утешители», «символические»
72
Научный отдел
игрушки, игрушки-«посредники», игрушки-«однодневки», игрушки-«коллекции»9. По мнению ученого, агрессивные игрушки входят в группу игрушек, выполняющих символическую функцию. Речь идет о тех из них, которые способствуют канализации агрессии, освоению социальных норм обращения с агрессией, а также выражением других негативных чувств. К ним относятся игрушки-«страшилки», игрушечное оружие, негативные персонажи и полицейские, а кроме того, игрушки для символизации негативных чувств - Баба-яга, зубастый волк, крокодил.
Мягкие игрушки (плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры разных размеров) являются «защитниками-успокоителями» и игрушками-«утешителями»: они обеспечивают ощущение психологической безопасности, спокойствия, уверенности, помогают почувствовать ребенку, что его принимают и понимают, сочувствуют ему.
Анализ всех перечисленных нами видов классификации показал, что в них указывается только на положительное влияние игрушки на какую-либо сторону психологического развития. И только в классификации В. Г. Малахиевой-Мирович (1912) говорится о возможном негативном влиянии игрушек на психику ребенка. Учитывая этот принцип, она разделила игрушки на пять категорий: к «скучным» она отнесла почти все механические игрушки, а также хрупких однотипных и статичных фарфоровых зверей и людей, так как они вызывают у ребенка лишь минутное удивление; «глупые» игрушки - это щелкунчик с уродливым лицом, страшные маски и другие, вызывающие у ребенка чувство страха, внутреннюю тревогу. В. Г. Малахиева-Мирович обвиняет производителей в том, что они, создавая такие игрушки, не учитывают психологии ребенка и степени воздействия игрушки на его развивающуюся личность. «Мертвые» игрушки напоминают учебные пособия из-за своей сверхпродуманности, сверхполезности и сверхцелесообразности; они не дают возможности развиваться детской инициативе и творчеству. «Пошлые» игрушки -это всевозможные страшные, уродливые и одновременно комичные, вульгарные копии людей и животных. Игрушки военного дела относятся к группе «безнравственных», так как провоцируют у ребенка стремление к насилию и разрушению10. Удивление вызывает тот факт, что данная классификация появилась в 1912 г., когда промышленное
производство игрушек в России и за рубежом находилось на начальном этапе своего развития.
Таким образом, анализ литературы позволяет сделать нам следующие выводы:
основанием для появления классификации детской игрушки стало, во-первых, развитие промышленного производства игрушек, что привело к резкому увеличению их количества, и во-вторых, изменение функции игрушки с подготавливающей к трудовой деятельности на воспитательную и развивающую;
при разработке классификации детской игрушки представители разных наук - психологи, психотерапевты, педагоги - используют разные принципы;
в настоящее время отсутствует психологическая классификация игрушек, появившихся в большом количестве в последние десятилетия, таких как игрушечное оружие, игрушки - герои современных мультфильмов, игрушки-«страшилки».
Примечания
1 Алёшина И. Н. Влияние игрушки на психику ребенка: история вопроса // Психолог в детском саду. 2009. № 1. С. 39-45.
2 Цит. по: Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999. С. 23.
3 Приводится по: Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. / под ред. Т. А. Марковой. М., 1982. 130 с.
4 См. : Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание. 1969. № 3. С. 15-24.
5 См.: Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. 1997 № 5. С. 28-33.
6 Алёшина И. Н. Место игрушечного оружия в классификациях современной игрушки // X Державинские чтения : материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Тамбов, 2005. С. 63-70. С. 64.
7 Локтионова А. В. Игровая среда современного ребенка // Московский психотерапевтический журн. 2005. № 1. С.40.
8 Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. 365 с.
9 Локтионова А. В. Указ. соч. С. 31-57.
10 Малахиева-Мирович В. Г. Воспитательное значение игрушки // Игрушка. Ее история и значение. М., 1912. С.140-197.
Психология
73