Таблица 1
Результаты анкетирования (по выборочным вопросам)
Варианты ответов | % Варианты ответов | %
В ходе съемочного процесса хотел бы выступить в роли В ходе съемочного процесса выступал в роли
организатора 14,7 организатора 10,1
помощника 20,8 помощника 19,3
наблюдателя 15,2 наблюдателя 9,9
исполнителя 33,5 исполнителя 38
идейного вдохновителя 13,8 идейного вдохновителя 12,5
Думаю, участие в работе мастер-классов и в съемках -полезное дело, потому что Что бы ты мог использовать из полученного в МК по возвращении домой:
узнаешь много новой и интересной информации 43,7 новые знания и информацию 43,1
приобретаешь практические умения и навыки, связанные с телевизионными профессиями 39,5 полученные умения и навыки в конкретной деятельности 31,9
узнаешь много нового о себе, учишься общению 6,2 умение быть организатором дела 11,5
видишь практический результат своей деятельности 10,6 умение устанавливать хорошие отношения с окружающими 13,3
Итог реализации программы 2010 гг. -это 198 детских видеороликов, 17 вожатских, а также 9 больших итоговых программ. Общая продолжительность готовой видеопродукции составила свыше 600 часов, общая продолжительность отснятого материала превышает 4 тыс. часов. В видеороликах снялось порядка 65-75 % детей.
Как следует из отчета студента-вожатого К., каждые три сценария для видеороликов из десяти разрабатывались самостоятельно детьми (старшие компании), 6 из 10 сценариев подготовили дети вместе с вожатыми и только каждый десятый ролик (младшие компании) разрабатывался по преимуществу силами вожатых.
Итоговое анкетирование показало, что ожидания ребят (зафиксированные анкетированием в начале смены) вполне оправдались. Ниже представлена сравнительная таблица на примере одной из смен (табл. 1).
Анализ результатов опроса детей по окончании каждой из смен убедительно до-
UDC 370.186
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF PERSONALITY OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF VIDEO-CREATION
Yefim Mikhailovich CHERNOBOYEV, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, Postgraduate Student, New Information Resources and Education Means Department, e-mail: chernoboev_ef@mail.ru
The author of the article sets the task to cover basic pedagogical conditions, which influence on personality forming of schoolchildren in the process of attaching to video-creation. On the example of the author’s programme “Summer in the style of Telemaking” created by PhD and Professor of VSPU E.P. Streletskaya, lasted for 4 years and represented a children’s television game, imitating the process of creating TV-programme. The author provides the detailed characteristics of the organization and stages of this programme, and also aims at retracing the process of attaching schoolchildren to videocreation and evaluating the results of the programme.
Key words: personality; video tape; television; video-creation; organizational and pedagogical conditions.
казал, что работа по реализации программы «Лето в стиле Те1ешак^» может быть оценена как вполне успешная. Программа содействует физическому, интеллектуальному, нравственному и духовному развитию детей, их самореализации в процессе интересной деятельности.
1. Жилавская И.В. «Молотком» по подростку // Томский вестник. 2007. № 52.
2. Спичкин А.В. Массовая культура и насущные проблемы кинообразования // Проблемы современной кинопедагогики / ред. П.И. Черняев, И.С. Левшина. М., 1993.
3. Педагогическое сопровождение проекта «Детский клуб «К1^С1иЪ К4». Программа «Те1ешакш^> / под ред. Е.П. Стрелецкой. Воронеж, 2007.
Поступила в редакцию 14.08.2012 г.
УДК 159.922.7
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ КЛАССИФИКАЦИИ ОБРАЗНЫХ ИГРУШЕК-ПЕРСОНАЖЕЙ МУЛЬТФИЛЬМОВ
© Ирина Николаевна АЛЕШИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и возрастной психологии, e-mail: vna-ina@yandex.ru © Елена Сергеевна ИВАНОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедрa педагогической и возрастной психологии; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогический и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: ikss22@.ru
Анализируются образы сказочных героев и героев современных мультфильмов; представлена классификация образных игрушек-персонажей мультфильмов.
Ключевые слова: образные игрушки; игрушки-персонажи мультфильмов; архетипический образ; классификация игрушек.
Возникновение игрушки, изменение ее внешнего вида имеет длительную историю. Возникнув на ранних ступенях развития человеческого общества как средство специальной подготовки к труду взрослых, игрушка со временем стала предметом детских забав, а затем постепенно превратилась в средство умственного, нравственного, физического и эстетического развития.
Параллельно с развитием игрушки шло осмысление особенностей их возможного влияния на развивающуюся психику ребенка. Наиболее часто в конце XIX - начале XX в. российскими и зарубежными учеными -М.О. Манассеиной, Л.Г. Оршанским, Ф. Фре-белем, К. Ланге - обсуждались проблемы, связанные с «соответствием игрушки возрасту ребенка; количеством игрушек, необходимым для нормального психического развития ребенка; качеством игрушек, т. е. степени соответствия игрушки реально существующему предмету» [1, с. 41].
Резкое увеличение количества игрушек, изменение положения ребенка в системе общественных отношений, превращение в средство воспитания ребенка явилось основой изучения развивающего потенциала игрушек и появления их классификаций, которые, по мнению А.Ю. Гусевой, «являются необходимым и удобным инструментом ана-
лиза, служат одним из средств объяснения объекта, создания его теории» [2, с. 50].
Первые классификации детских игрушек были разработаны В.Г. Малахиевой-Мирович (1912), Е.А. Аркиным (1935), А.С. Макаренко (1937).
Наиболее полная и подробная классификация игрушек, используемых в современной практике дошкольного образования, принадлежит Е.А. Флериной (1973). В основе ее классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка. Она классифицирует игрушки исходя из особенностей их влияния на познавательную сферу ребенка (конструктивные способности, мышление, воображение, чувство юмора, музыкальный слух (слуховое восприятие) и его физическое развитие (крупная и мелкая моторика, зрительно-двигательная координация).
В педагогической классификации С.Л. Новоселовой (1997) виды детских игрушек соотносятся с различными играми, учитывается деятельностный подход к пониманию основных особенностей психического развития ребенка. С учетом возможности применения игрушек в различных классах игр выделяются игрушки следующих видов: сюжетнообразные игрушки, дидактические, спортивные, игрушки-забавы. К числу сюжетнообразных относятся: куклы и фигурки, изо-
бражающие людей и животных, предметы игрового обихода; театральные игрушки; технические игрушки; празднично-карнавальные.
В психологической классификации игрушек, разработанной В.С. Мухиной (1985), игрушки разделены на две большие группы.
1. Игрушки, способствующие социальноэмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
Такое разделение, по мнению психологов, соответствует двум направлениям в развитии ведущих видов деятельностей, на которые указывал Д.Б. Эльконин. Одни из них ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. В детском возрасте это непосредственно-эмоциональное общение младенца и сюжетно-ролевая игра дошкольника. Благодаря другим видам ведущих деятельностей дети усваивают общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны. Речь идет о предметно-манипулятивной деятельности ребенка раннего возраста и учебной деятельности младшего школьника.
Анализ перечисленных нами классификаций показал, что в них указывается только на положительное влияние игрушки на какую-либо сторону психического развития. И только в классификации В. Малахиевой-Ми-рович говорится о возможном негативном влиянии игрушек на психику ребенка. Учитывая этот принцип, она разделила игрушки на пять категорий. К «скучным» она отнесла почти все механические игрушки, а также хрупких однотипных и статичных фарфоровых зверей и людей, т. к. они вызывают у ребенка лишь минутное удивление. «Глупые» игрушки - это щелкунчик с уродливым лицом, страшные маски и т. п., такие игрушки вызывают у ребенка чувство страха, внутреннюю тревогу. В.Г. Малахиева-Мирович обвиняет производителей в том, что они, создавая свои игрушки, не учитывают психологию ребенка и степень воздействия игрушки на его развивающуюся личность. «Мертвые» игрушки напоминают учебные пособия из-за своей сверхпродуманности, сверхполезности и сверхцелесообразности.
Они не дают развиваться детской инициативе и творчеству. «Пошлые» игрушки - это всевозможные страшные, уродливые и, одновременно, комичные, вульгарные копии людей и животных. Игрушки военного дела относятся к группе «безнравственных». Эти игрушки провоцируют у ребенка стремление к насилию и разрушению [3]. Обращает на себя внимание тот факт, что данная классификация появилась в 1912 г., когда промышленное производство игрушек в России и за рубежом находилось на начальных этапах своего развития.
В каждую из перечисленных классификаций входят образные игрушки, которые в психологии и педагогике определяются как игрушки, воплощающие в себе образ человека или животного и предполагающие контакт ребенка с ними как с живыми персонажами. Это куклы и мягкие игрушки, изображающие животных.
Такие игрушки открывают возможность одушевления, оживления и принятия на себя опыта и переживаний ребенка. Психологи подчеркивают, что образная игрушка «может стать опорой для становящегося внутреннего мира ребенка, субъектом его душевной жизни. Проигрывание и вербализация своих эмоций, просьб, замечаний через одушевленные им игрушки позволяет дошкольнику осознать и преобразовать себя и свое поведение. В этом смысле игрушка является психологическим орудием для построения внутреннего мира ребенка» [4, с. 16]. Кроме того, образная игрушка помогает ребенку выйти за пределы воспринимаемой ситуации, «вселиться» в другого и действовать от имени этого другого [4, с. 15].
Постоянно увеличивающееся количество образных игрушек, в частности кукол, позволило В.С. Мухиной разделить куклы на группы в зависимости от функций, которые они выполняют в игровой деятельности ребенка: «прекрасные куклы», «куклы для любования», «характерные куклы», «куклы
эмоциональной рефлексии», «этнографические куклы» [5].
В последние годы в связи с ростом игровой индустрии появилось большое количество новых видов образных игрушек как для девочек, так и для мальчиков, среди которых особое внимание психологи и педагоги обращают на кукол-героев мультфильмов. На-
пример, куклы Бетман, Человек-паук, Винкс, Маша и Медведь, Лунтик, Алладин, Жасмин и др. Они имеют «характерную внешность и несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре» [6, с. 244].
Наличие диаметрально противоположных взглядов психологов, педагогов и общественности на возможное влияние игрушек-персонажей мультфильмов на развивающуюся психику ребенка, неоднократно обсуждаемое в научной и популярной литературе, особенности восприятия и оценивания образов этих игрушек детьми дошкольного возраста, различное отношение к этим игрушкам со стороны родителей и детей позволило нам поставить вопрос о необходимости проведения анализа образов этих игрушек и последующей разработки их классификации [7; 8].
Первоначально образные игрушки-персонажи мультфильмов мы разделили на две группы: игрушки-персонажи сказочных
мультфильмов и игрушки-персонажи современных (в основном, производства «Дисней») мультфильмов.
Так как образные игрушки по своей сути составляют «набор архетипических образов», под которыми в психологии понимают «универсальные, изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок», то в качестве еще одного критерия для выделения классификационных групп мы выбрали степень соответствия игрушки архетипическому образу.
В соответствии с этим в каждой из двух обозначенных выше нами групп мы выделили подгруппы игрушек в зависимости от их архетипичного образа: куклы-«злодеи», кук-лы-«друзья», куклы-«герои», куклы-«прин-цессы». Кратко охарактеризуем вышеобозна-ченные группы.
Архетип принцессы включает в себя романтичность, мечтательность, наличие высоких идеалов, эмпатию. Она в меру капризная, нуждается во внимании. Архетип принца -внимательный, особенно к слабым, ему присуще четкое деление добра и зла, чувства социальной справедливости, благородство; он романтик и мечтатель. Архетип злодея -злобный, ненавистный, коварный, завистли-
вый, агрессивный; он обладает магической силой. Архетип героя - бесстрашный, мужественный, не допускает слабости, доказывает свою ценность мужественными и сложными действиями, использует силу, чтобы усовершенствовать мир.
В сказках герои представлены в виде богатыря - человека из народа, роль которого состоит в защите земли-матушки от зла. Для него характерна борьба с многочисленными врагами, при этом победа возможна лишь собственным человеческим подвигом силы и бесстрашия, большею частью без всякой посторонней чудесной помощи [9].
Сказочные герои соответствуют древним архетипическим образам и являются для детей определенными моральными эталонами, демонстрируют понятные образцы хорошего и плохого поведения. Например: Золушка («кукла-принцесса») романтичная, общительная, добрая; Крокодил Гена («кукла-друг») - отзывчивый, добрый, готов придти на помощь в любую минуту; Илья Муромец («кукла-герой») - это «образ огромной, осознающей себя, разумно, целесообразно направленной силы. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе, прежде всего, как оберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями» [10]; Змей-Горыныч - («кукла-злодей») - в русских былинах и сказках почти всегда представитель злого начала. В качестве основных сказочных функций Змея в литературе отмечаются «похищение людей, особенно женщин, поборы с купцов и путешественников и пожирание местного населения» [11].
Анализируя образ злодеев, представленных в отечественных мультфильмах, можно увидеть, что они часто изображаются в юмористической, комичной манере. Например, старуха Шапокляк, Бармалей, Волк из мультфильма «Ну, погоди», даже Баба-яга не являются «абсолютным злом». Бывает так, что Баба-Яга даже помогает героям. В борьбе с ними персонажи российских мультфильмов придумывают различные хитрости, уловки. При этом сцены, где герои дерутся со зло-
деями или сокрушают их, носят символический, замаскированный, условный характер. Например, Иван-царевич ломает иглу и побеждает Кощея Бессмертного, Мышиный король лопается от того, что его корона падает и разбивается, Снежная королева тает от горячих слез Герды. Часто по окончанию мультфильма злодеи осознают свое неблаговидное поведение и становятся хорошими, как например, старуха Шапокляк, Бармалей, мыши из мультфильма «Приключения кота Леопольда» и др.
Что касается персонажей современных мультфильмов, то их образ не вполне соответствует древним архетипам. Например: Фиона («кукла-принцесса») из мультфильма «Шрек» явно не обладает эмпатией, жарит яичницу из яиц, взятых из гнезда, поет так громко, что от ее пения взрывается и погибает птичка; Жасмин («кукла-принцесса») из мультфильма «Алладин» дерется с врагами, делает это весело и заразительно. В то время как архетип принцессы предполагает милосердие, жертвенность, способность любить и спасать силой своей любви там, где сила зла, казалось бы, уже победила. Губка Боб («кукла-друг») из мультфильма «Спанч Боб» устраивает своим друзьям обидные розыгрыши, высмеивает их. Бетман, Человек-паук («куклы-герои») в современных мультфильмах представлены в виде суперменов - сильных, решительных, мужественных защитников. Основные их способности - сверхчеловеческая сила, выносливость, ловкость, превосходная физическая форма, мастерство рукопашного боя, отличные навыки владения различным оружием. Такие персонажи для достижения благих целей совершают неблаговидные поступки, демонстрируют несоответствующие архетипическим образам формы поведения.
Сюжеты зарубежных мультфильмов переполнены драками, жестокими схватками, стрельбой. В них присутствуют сцены пыток, где изображается, как герои испытывают боль, сквозь них пропускают ток, их сдавливают цепями и т. п. Такие действия часто происходят на заброшенных складах, заводах, кладбищах. В каждой последующей серии появляются новые злодеи, основной задачей которых является убить главного героя и учинить беспорядки на улицах города. У них всегда есть коварный, ухищренный план,
в результате осуществления которого должно погибнуть множество людей. Все это создает образ мультгероя и позволяет детям, обладающими такими игрушками-персонажами мультфильмов, проигрывать соответствующие содержанию мультфильма сюжеты и игровые действия.
Однако стоит подчеркнуть, что среди бесконечного числа кровожадных злодеев в зарубежных мультфильмах также встречаются и другие типы злодеев. Их образ, как и образ злодеев в отечественных мультфильмах, несколько смягчен. Хотя они и изображены в виде монстров или внеземных существ, их внешность не выглядит устрашающей и пугающей. Например, монстры Салли и Майк Вазовски из мультипликационного фильма «Корпорация монстров», инопланетное существо Стич из мультфильма «Лило и Стич». В конце мультфильма они также встают на сторону добра, изменив свое поведение в положительную сторону.
Приведенные примеры позволяют определить мультперсонажей, чей образ не в полной мере соответствует архетипическим образам, как ненастоящих, мнимых героев, друзей, злодеев, принцесс и принцев, обозначить выделенные подгруппы, используя приставку «псевдо» (от греч. р8еи^8 - ложь): «псевдогерои», «псевдозлодеи», «псевдодрузья», «псевдопринцессы / принцы». Предложенную нами классификацию образных игрушек-персонажей мультфильмов можно представить в виде схемы (рис. 1).
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать нам следующие выводы:
1) образные игрушки составляют одну
из классификационных групп в большинстве современных психолого-педагогических
классификаций;
2) появление большого количества новых видов образных игрушек-персонажей мультфильмов, наличие диаметрально противоположных взглядов психологов, педагогов и общественности на возможное влияние таких игрушек на развивающуюся психику ребенка, особенности восприятия и оценивания образов этих игрушек детьми дошкольного возраста, различное отношение к ним со стороны родителей и детей указывает на необходимость разработки классификации иг-рушек-мультперсонажей;
Рис. 1. Классификация образных игрушек-персонажей мультфильмов
3) критериями для выделения классификационных групп, с нашей точки зрения, могут быть принадлежность образных игрушек к сказочным персонажам или персонажам современных мультфильмов и степень их соответствия архетипичным образам.
1. Алешина И.Н. Влияние игрушки на психику ребенка: история вопроса // Психолог в детском саду. 2009. № 1. С. 39-45.
2. Гусева А.Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2001.
3. Малахиева-Мирович В. Воспитательное значение игрушки // Игрушка. Ее история и значение. М., 1912. С. 140-197.
4. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
5. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. 1997. № 5. С. 28-33.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.
7. Алешина И.Н. Влияние современной игрушки на развивающуюся психику ребенка: анализ мнения родителей и результаты научных исследований // Вестник Тамбовского университета. Кафедра педагогической и возрастной психологии. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 31-50.
8. Смирнова Е.О., Медведева Е.А. Любимые герои современных дошкольников и их влияние на формирование толерантности и моральной саморегуляции // Толерантность в подростковой и молодежной среде. М., 2004. С. 9-49.
9. Чернышов А.В. Архетипы древности в русской культурной традиции // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 349-356.
10. Астахова А.М. Былины: Итоги и проблемы изучения. Москва; Ленинград, 1966.
11. Богаделин А. Кикимора и другие... М., 2008.
Поступила в редакцию 10.08.2012 г.
UDC 159.922.7
ABOUT AN IMPORTANCE OF CLASSIFICATION DEVELOPMENT OF CHARACTER TOYS-PERSONAGES OF CARTOONS
Irina Nikolayevna ALYOSHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: vna-ina@yandex.ru
Elena Sergeyevna IVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Pedagogical and Age Psychology Department; Municipal Budget Educational Institution for Children Needing Psychological and Pedagogical and Medico-Social Help, Center of Diagnostics and Consultation, Tambov, Russian Federation, Pedagogue-psychologist, e-mail: ikss22@.ru
The images of fairy tale personages and personages of modern cartoons are analyzed, the classification of character toys-personages of cartoons is presented.
Key words: character toys; toys-personages of cartoon films; archetype image; toys classification.