Вопросы терапии, прогноза и профилактики психических расстройств и зависимостей
ID: 2015-02-1212-A-4466 Оригинальная статья
Бачило Е.В., Барыльник Ю.Б., Антонова А.А., Лупикова Н.И., Беляева Л.С., Зайцева О.М.
Анализ работы подразделений суицидологической службы в г. Саратов
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Резюме
Организация суицидологической помощи и помощи лицам с кризисными состояниями является одной из важных и острых медико-социальных проблем. Выделяют два основных этапа оказания помощи - догоспитальный и госпитальный. Необходима оценка эффективности работы подразделений кризисной службы, а именно, «телефона доверия» и кабинета медико-социально-психологической помощи. Были проанализированы отчеты о работе вышеупомянутых подразделений, изучалось количество обращений и их структура. В результате исследования было доказано, что «телефон доверия» должен оставаться первой структурной единицей в оказании психологической и психотерапевтической помощи, кабинет медико-социально-психологической помощи имеет важное значение в профилактике суицидального поведения.
Ключевые слова: суицид, «телефон доверия», кабинет медико-социально-психологической помощи
Введение
Организация суицидологической помощи и помощи лицам с кризисными состояниями является одной из важных и острых медико-социальных проблем [1]. Высокие показатели завершенных суицидов и суицидальных попыток обуславливают необходимость детального, глубокого анализа этого феномена и актуальность вопросов профилактики суицидального поведения. Важным аспектом является организация суицидологической помощи [4, 6]. Традиционно выделяют догоспитальный этап («телефон доверия», кабинет медико-социально-психологической помощи, диспансеры, поликлиники, правоохранительные органы, скорая медицинская помощь) и госпитальный этап (отделение кризисных состояний) [9]. Различные авторы дают разные отзывы об эффективности вышеупомянутых служб. Одни приводят низкую эффективность, ссылаясь на отсутствие положительных результатов и методологические трудности [11, 12], другие отмечают достаточно высокую эффективность и демонстрируют факты, подтверждающие эффективность телефонных служб и центров [12, 14]. Muller E. с соавт. (1984) приводят исследования, в которых сравнивается частота суицидов в штатах и округах с телефонными центрами и в отсутствие таковых. Кийченко Е.А., Михайличенко И.Н., Пурясова Е.Г. (2011) отмечают, что актуальность и содержание причин обращения за специализированной дистантной помощью сохраняются во все годы, включая и кризисные периоды. Данный вид помощи является обоснованным и востребованным, о чем говорит растущее число обращений, поэтому рассматриваемые службы нуждаются в расширении и внедрении различного рода инновационных технологий. Давыденко А.Ф. с соавт. (2011) приводят позитивные данные о работе службы «Телефона доверия» в Красноярском крае: отмечаются высокая эффективность и востребованность службы у населения города в качестве первого звена в оказании психологической помощи населению.
Организация работы в отношении помощи и профилактики суицидального поведения в Саратове и Саратовской области основана на Федеральном нормативном документе - приказ МЗ и СР РФ от 06.05.1998 г. № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением». В Саратовской области специалистами психиатрической службы предлагалась (2002-2004 гг.) территориальная модель организации суицидологической службы и оказания специализированной помощи лицам с кризисными состояниями. Необходимость создания региональной модели обусловлена тем, что действующий приказ МЗ РФ от 1998 г. № 148 допускает организацию подразделений суицидологической службы лишь в крупных городах (с населением свыше 300 тысяч жителей), а кабинетов социально-психологической помощи - в районах свыше 100 тыс. населения. Работа в рамках Саратовской модели в общих чертах была регламентирована приказом МЗ области от 13.05.2003г. № 102, которым были определены задания по городам и районам области для организации суицидологической службы. Так, в 28 городах и районах области совместно с другими ведомствами и общественными организациями открыты кабинеты социально-психологической помощи и / или «телефонов доверия», в ряде районов организовано оба вида помощи.
Таким образом, учитывая литературные данные и особенности развития суицидологической помощи на территории Саратовской области, необходима оценка эффективности работы подразделений кризисной службы - «телефон доверия» и кабинет медико-социально-психологической помощи.
Целью данного исследования было оценить эффективность работы служб «телефон доверия» и кабинета медико-социально-психологической помощи.
Задачи исследования - проанализировать структуру звонков на «телефон доверия», проанализировать количество и структуру обращений в кабинет медико-социально-психологической помощи.
Материал и методы
Для проведения данного исследования были использованы отчеты о работе кабинета «телефон доверия» и кабинета медико-социально-психологической помощи, функционирующих на базе ГУЗ «Саратовский городской психоневрологический диспансер». Производился анализ работы за 2010 - 2012 гг. В отчетах имелись данные о количестве звонков на «телефон доверия», а также структура звонков. В отчетах о работе кабинета медико-социально-психологической помощи анализировались следующие данные: количество первичных обращений, пол обратившегося, структура обращений по заболеваниям и причины обращения психически здоровых лиц. Среди заболеваний выделялись невротические расстройства и заболевания психотического уровня. Далее, более
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 2
детально были изучены причины обращений лиц из категории невротические расстройства, выделялись группы пациентов с депрессивными расстройствами, неврастенией, тревожно-фобическими расстройствами, ипохондрические проявлениями, истерическими расстройствами, неврозом навязчивых состояний. Из заболеваний невротического уровня также были представлены аффективные непсихотические расстройства, органические непсихотические расстройства, связанные с сосудистыми и травматическими заболеваниями. Заболевания психотического уровня были представленные шизофренией и биполярным аффективным расстройством в стадии ремиссии.
По итогам изучения отчетов были сформированы сводные таблицы, проведен анализ и сформированы выводы.
Обработка полученных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel. Достоверность полученных результатов была установлена при помощи критерия Стьюдента. Различия оценивались как достоверные при вероятности 95% (р<0,05) и выше.
Результаты и обсуждение
Были проанализированы отчеты по работе служб «телефон доверия» и кабинет социально-психологической помощи г. Саратова за 2010 - 2012 гг.
Кабинет «телефон доверия» работает на базе ГУЗ «Саратовский городской психоневрологический диспансер» (далее ГУЗ СГПНД) с 2002 года. Телефонное консультирование проводится круглосуточно, помощь оказывают психотерапевты, психиатры, медицинские психологи.
В таблице 1 представлено количество звонков на «телефон доверия» в 2010 - 2012 гг. Как видно из таблицы, в 2012 г. количество звонков на «телефон доверия» (7010 звонка) увеличилось по сравнению с предыдущими годами (2010 г. - 6791 звонков г., 2011г. - 6617 звонков), это говорит о востребованности подобного рода дистантных вариантах помощи населению в кризисных ситуациях.
Следует отметить, что в 2012 г. лишь 0,84% населения города (в предыдущих годах этот показатель был еще меньше) обратились за помощью, позвонив на «телефон доверия». Этот факт можно связать с незнанием о существовании данной структуры в силу отсутствия четко продуманной и реализуемой программы продвижения информации среди горожан, либо с нежеланием обращаться за данным видом помощи по разным причинам.
Интересным представляется изучение структуры звонков на «телефон доверия». В таблице 2 представлена структура звонков за 2010 г.
Анализируя структуру звонков, необходимо отметить, что наибольшее значение имеет такая категория обращения граждан, как «конфликты с окружающими» - 18,13%, далее следует группа «информационно-справочные звонки» - 14,70%, а затем «семейные отношения» - 10,07%. За 2010 г. на «телефон доверия» обратилось 157 человек с суицидальными мыслями, что составило всего лишь 2,31% от общего количества звонков.
Похожая ситуация наблюдается при анализе структуры звонков в 2011 г. и 2012 г., данные представлены в таблицах 3 и 4. Так в 2011 году, ведущими категориями обращения граждан были «информационно-справочные звонки» (14,80%) и «конфликты с окружающими» (14,77%) (имеющиеся различия статистический недостоверны, р>0,05), далее следовала категория «семейные отношения» - 10,17%. Лишь 1,77% от общего количества составляли звонки граждан с суицидальными мыслями. В 2012 г. 19,14% обращений были связаны с конфликтами с окружающими, 16,11% составляли «информационно-справочные» звонки и 11,26% -категория «семейные отношения». Категория «суицидальные мысли» составляла 2,87% (р<0,01).
Таблица 1. Количество обращений в службу «Телефон доверия» г. Саратова в 2010 - 2012 гг.
Год Количество звонков, абс. % от населения города
2010 г. 6791 0,81 %
2011 г. 6617 0,79 %
2012 г. 7010 0,84 %
Таблица 2. Структура звонков на «телефон доверия» г. Саратов в 2010 г.
Категория звонка Абс. % от общего количества
Алкогользависимые: Обращение зависимого 293 4,31
Алкогользависимые: Обращение родственников 345 5,08
Наркозависимые: Обращение зависимого 322 4,74
Наркозависимые: Обращение родственников 443 6,52
Семейные отношения 684 10,07
Родительско-детские отношения 434 6,39
Диадные отношения 344 5,07
Суицидальные мысли 157 2,31
Насилие 484 7,12
Конфликты с окружающими 1231 18,13
Личностные проблемы 337 4,96
Информационно-справочные звонки 998 14,70
Манипулятивные 531 7,82
Сексуальные проблемы 91 1,34
Другие 97 1,43
ИТОГО 6791
Таблица 3. Структура звонков на «телефон доверия» г. Саратов в 2011 г.
Категория звонка Абс. % от общего количества
Алкогользависимые: Обращение зависимого 204 3,08
Алкогользависимые: Обращение родственников 297 4,49
Наркозависимые: Обращение зависимого 197 2,98
Наркозависимые: Обращение родственников 342 5,17
Семейные отношения 673 10,17
Родительско-детские отношения 374 5,65
Диадные отношения 484 7,31
Суицидальные мысли 117 1,77
Насилие 638 9,64
Конфликты с окружающими 977 14,77
Личностные проблемы 742 11,21
Информационно-справочные звонки 979 14,80
Манипулятивные 417 6,30
Сексуальные проблемы 93 1,41
Другие 83 1,25
ИТОГО 6617
Таблица 4. Структура звонков на «телефон доверия» г. Саратов в 2012 г.
Категория звонка Абс. % от общего количества
Алкогользависимые: Обращение зависимого 317 4,52
Алкогользависимые: Обращение родственников 287 4,09
Наркозависимые: Обращение зависимого 328 4,68
Наркозависимые: Обращение родственников 274 3,91
Семейные отношения 789 11,26
Родительско-детские отношения 497 7,09
Диадные отношения 337 4,81
Суицидальные мысли 201 2,87
Насилие 374 5,34
Конфликты с окружающими 1342 19,14
Личностные проблемы 337 4,81
Информационно-справочные звонки 1129 16,11
Манипулятивные 633 9,03
Сексуальные проблемы 91 1,30
Другие 74 1,06
ИТОГО 7010
Таблица 5. Количество первичных обращений в кабинет медико-социально-психологической помощи на базе ГУЗ СГПНД за 2010 - 2012 гг.
Год Общее количество обращений Количество обратившихся женщин Количество обратившихся мужчин
2010 250 227 23
2011 255 220 35
2012 250 205 45
Таким образом, в результате анализа структуры звонков на «Телефон доверия» в г. Саратов в 2010 - 2012 гг., выявляется, что ведущими причинами обращения абонентов являются конфликты с окружающими и семейные отношения. Люди непосредственно с суицидальными мыслями обращаются крайне редко (число звонков не превышает 3% от общего количества обращения). Однако, учитывая тот факт, что в большинстве случаев мотивами суицидального поведения являются семейные и внутриличностные проблемы, а также конфликтные ситуации с окружающими, такой вид дистантной помощи, как «телефон доверия» является необходимым и эффективным для определенной категории лиц. Телефонное консультирование может расцениваться, соответственно, как профилактика суицидального поведения [8].
Полученные данные согласуются с исследованиями по данной проблематике у других авторов. В г. Пенза также отмечается низкий процент обращений граждан с суицидальными мыслями и большая часть звонивших отмечали межличностные (включая и семейные) конфликты (Дубравин В.И., 2002).
Доступность, анонимность и круглосуточный режим работы отмечаются, как основные преимущества «телефона доверия». Е.А. Кийченко, И.Н. Михайличенко, Е.Г. Пурясова (2011) отмечают, что актуальность и содержание причин обращения за специализированной дистантной помощью сохраняются во все годы, включая и кризисные периоды.
Кабинет медико-социально-психологической помощи (далее КМСПП) г. Саратова функционирует на базе ГУЗ «Саратовский городской психоневрологический диспансер» с 2003 года. Были проанализированы отчеты работы КМСПП за 2010 - 2012 гг. В таблице 5 представлено общее количество первичных обращений в течение рассматриваемого периода.
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 2
Таблица 6. Структура обращений граждан в кабинет социально-психологической помощи г. Саратова за 2010 - 2012 гг., %
2010 г. 2011 г. 2012 г.
Невротические расстройства 71,7% 68,6% 64,0%
Органические непсихотические расстройства, связанные с сосудистыми и травматическими заболеваниями 9,7% 20,8% 16,4%
Психически здоровые пациенты 9,3% 1,6% 10,8%
Аффективные непсихотические расстройства 7,6% 8,6% 7,2%
Психотические расстройства ( шизофрения и биполярное аффективное расстройство в стадии ремиссии) 1,7% 0,4% 1,6%
Таблица 7. Структура невротических расстройств, выявленных в кабинете социально-психологической помощи г. Саратов в 2010 - 2012 гг., %
Категория невротических расстройств 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Депрессивные расстройства 38,9% 34,3% 35,4%
Неврастения 29,3% 32,5% 31,7%
Тревожно-фобические расстройства 20,1% 20,0% 20,8%
Ипохондрические расстройства 3,2% 4,6% 3,8%
Истерические расстройства 6,5% 6,9% 6,4%
Невроз навязчивых состояний 2,0% 1,7% 1,9%
Как видно из таблицы, основную часть обратившихся в КМСПП составляют женщины, в среднем - 86,36% от общего количества обратившихся (р<0,01). Так, женщины охотнее обращаются за помощью в подобные учреждения, чем мужчины.
Интересным представляется изучение структуры обращений в КМСПП. Из таблицы 6 видно, что в структуре обращений преобладают прежде всего невротические расстройства - они составляют большую часть в процентном отношении, чем все остальные категории - в 2010 г. - 71,7%, в 2011 г. - 68,6%, в 2012 г. - 64,0% (р<0,05).
На втором месте стоят - органические непсихотические расстройства, связанные с сосудистыми и травматическими заболеваниями, их доля составляет 9,7% - в 2010 г., 20,8% - в 2011 г. и 16,4% в - 2012 г. В 2010 г. категория «психически здоровые пациенты» составила 9,3%, в то время как в 2011 г. - 1,6%, а в 2012 - 10,8%. В КСПП обращаются психически здоровые граждане, имеющие проблемы, связанные с безработицей, с адаптацией к изменению образа жизни, а также проблемы, связанные с близкими людьми. Еще одна категория - «аффективные непсихотические расстройства», которая в 2011 г. занимает третье место в процентном отношении от общего количества обращений и составляет 8,6% (в 2010 г. - 7,6% и в 2012 г. - 7,2%), представлена в основном в виде острых реакций на стресс и горя. Наименьшее количество обращений составили психотические расстройства, которые были представлены биполярным аффективным расстройством и шизофренией в стадии ремиссии (р<0,05). Таким образом, в структуре заболеваемости пациентов КМСПП ведущими являются невротические заболевания, что вероятно связано с высоким социально-стрессовым напряжением и низкой адаптационной способностью человека в современных условиях быстро меняющегося ритма жизни.
Учитывая, что невротические расстройства занимают центральное место среди всех обращений в КМСПП, рассмотрим более подробно, какие из категорий встречались чаще. Так, из таблицы 7 видно, что на протяжении всего изучаемого периода ведущими остаются депрессивные расстройства: в 2010 г. - 38,9%, в 2011 г. - 34,3% и в 2012 г. - 35,4%.
Далее следует неврастения, которая в процентном отношении составляет 29,3% в 2010 г., 32,5% - в 2011 г. и 31,7% - в 2012 г. И на третьем месте располагаются тревожно-фобические расстройства, которые составляют в 2010 г. - 20,1%, в 2011 г. - 20,0% и в 2012 г. - 20,8%. Менее распространены в числе обращений в КСПП истерические расстройства (2010 г. - 6,5%, 2011 г. - 6,9%, 2012 г.
- 6,4%), ипохондрические расстройства (2010 г. - 3,2%, 2011 г. - 4,6%, 2012 г. - 3,8%) и неврозы навязчивых состояний, процентное отношение которых не превышает в общей структуре 2% (2010 г. - 2,0%, 2011 г. - 1,7%, 2012 г. - 1,9%) (р<0,05). Причинами обращений пациентов служат такие кризисные ситуации, как конфликты в семейной, личной, производственной и бытовой сферах. Наибольшее число обращений среди женщин связано с объективным или субъективным чувством одиночества. Так, депрессивные расстройства и неврастения являются ведущими в структуре невротических расстройств среди всех обращений в КМСПП. Учитывая тот факт, что суицидальные мысли можно рассматривать, как облигатные симптомы депрессии, неотделимые от чувства вины, отчаяния, безнадежности, безысходности, и суицидальные попытки предпринимаются не менее чем 30-50% больных, страдающих депрессиями, а невротическая и реактивная депрессия в 15 - 73% случаев соотносится с парасуицидом [7, 9]
- работа КМСПП имеет важное значение в профилактике суицидального поведения и работе с лицами, потенциально опасными в плане совершения суицида. Кроме того, прием лиц с аффективными непсихотическими расстройствами и психически здоровых лиц, имеющих проблемы, связанные с безработицей, нарушением адаптации, конфликтами, также оказывает профилактическое влияние на суицидальное поведение.
Выводы
1. «Телефон доверия» должен оставаться первой структурной единицей в оказании психологической и психотерапевтической помощи населению.
2. В связи с низкой обращаемостью граждан на линию «телефона доверия» необходима разработка и реализация программы продвижения этой службы среди населения города (реклама в средствах массовой информации, различные способы информирования медицинских работников лечебно-профилактических учреждений города, сотрудников общественных организаций).
3. Ведущими категориями обращения в кабинет медико-социально-психологической помощи являются невротические расстройства, прежде всего депрессивного спектра.
4. Кабинет медико-социально-психологической помощи имеет важное значение в профилактике суицидального поведения и помощи лицам с кризисными состояниями.
Литература
1. Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В. Организация суицидологической помощи и превенция суицидального поведения (обзор литературных данных). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии 2013; (6): 3-10.
2. Давыденко А.Ф., Семенова Н.Б., Щеглова Ю.Н. и др. Организация кабинета «Телефон доверия» в структуре красноярского краевого психоневрологического диспансера №1. Суицидология 2011; (2): 48-49.
3. Дубравин В.И. Суициды в республике Коми (клинико-социальный и этнокультуральный аспекты): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2002; 31 с.
4. Зотов П.Б., Ряхина Н.А., Родяшин Е.В. Суицидологический регистр: методологические подходы и первичная профилактика суицидологического учета. Суицидология 2012; (1): 3-7.
5. Кийченко Е.А., Михайличенко И.Н., Пурясова Е.Г. Характер обращений на «Телефон доверия» в периоды социальных кризисов (по материалам суицидологической службы Омской области). Суицидология 2011; (1): 53-54.
6. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференциальная профилактика суицидального поведения. Суицидология 2012; (1): 8-12.
7. Пучков П.В., Беляева Л.С. Характеристика суицидального поведения в г. Саратове. Социологическое исследование 2011; (6): 77-79.
8. Смирнов О.Г., Беляева Л.С., Зайцева О.М., Лупикова Н.И. Суицидологическая помощь в работе Саратовского городского психоневрологического диспансера за период 2009-2011 гг. В кн.: Актуальные проблемы психиатрии, наркологии, психотерапии, клинической психологии. Саратов, 2012: 97-103.
9. Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. Москва: Медицинское информационное агентство, 2007; 432 с.
10. Цыганков Б.Д., Ваулин С.В. Суициды и суицидальные попытки (клиника, диагностика, лечение). Смоленск: СГМА, 2012; 232 с.
11. Deykin E.Y., Hsieh C.C., Joshi N., McNamarra J.J. Adolescent suicidal and self-destructive behavior. Results of an intervention study. J Adolesc Health Care 1986; 7(2): 88-95.
12. Lester D. Social correlates of youth suicide rates in the United States. Adolescence 1991; 26(101): 55-58.
13. Van-Egmond M., Diekstra R.F. The predictability of suicidal behavior: the results of a meta-analysis of published studies. Crisis 1990; 11(2): 57-84.
14. Zimmerman S.L. The connection between macro and micro levels: states' spending for hospitals and their suicide rates. Suicide Life Threat Behav 1990; 20(1): 31-55.