УДК 159.942
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Т. В. Хуторянская1
Саратовский государственный университет (Россия)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлены результаты анализа психолого-пе-дагогических аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов. Отмечено, что профессиональную подготовку будущих педагогов связывают, прежде всего, с формированием системы психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности. Выделены внутренние и внешние условия профессиональной подготовки: взаимосвязь теоретического и практического мышления в деятельности, коллективное и совместное выполнение деятельности, формирование профессиональной направленности личности, творческая деятельность и взаимодействие. Автор приходит к выводу, что в педагогической науке сложились различные подходы к определению профессиональной подготовки студентов, но общим, объединяющим является понимание ее как социально и личностно значимого целенаправленного педагогического процесса. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в педагогической практике профессиональной подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: анализ, психолого-педагогические аспекты, профессиональная подготовка будущих педагогов, система пси-холого-педагогических знаний, умений и навыков.
Analysis of Psychological Pedagogical Aspects of Professional Training of Future Teachers
T. V. Hutoryanskaya2
Abstract. The article presents results of the analysis of psychological and pedagogical aspects of professional training of future teachers. The author marks that professional training of future teachers is primarily connected with the formation of the system of psychological and pedagogical knowledge and skills, which are necessary for carrying out pedagogical activity. He singles out internal and external conditions for professional training: interconnection of theoretical and practical thinking in the activity, collective and cooperative performance of the activity, formation of the professional orientation of a personality, creative activity and cooperation. The author comes to the conclusion that in the science of pedagogics there are different approaches to the definition of the students' professional training, but its definition as social and personal significant purposeful pedagogical process is
1 Хуторянская Татьяна Валентиновна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии образования, Саратовский государственный университет им.
Н. Г. Чернышевского; ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия.
2 Khutoraynskaya Tatyana Valentinovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, the Chair of Educational Psychology, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky; 83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russia.
general and uniting. The applied aspect of the problem under study can be realized in the pedagogical practice of the professional training of future teachers.
Key words: analysis, psychological pedagogical aspects, professional training of future teachers, system of psychological pedagogical knowledge and skills.
Введение
Анализ основных теоретико-методологических положений классических и современных трудов в области психологии (К. А. Абульхано-вой-Славской, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,
А. Р. Лурия, А. М. Матюшкина, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, О. К. Тихомирова, Д. Б. Эльконина и др.) и педагогики (О. А. Абдуллиной, Н. Б. Крыловой, П. И. Пид-касистого, В. А. Сластенина и др.) позволил выделить психологический и педагогический аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов. Психологический аспект профессиональной подготовки связан с теоретическим и практическим исследованием данной проблемы и находит свое отражение в работах психологов - М. Г. Гарунова, Э. Ф. Зеера, Е. И. Исаева, И. А. Зимней, В. А. Петровского, Ю. П. Пова-ренкова, Н. И. Рейнвальда, В. И. Слободчикова, Л. М. Фридмана и других.
Методологические подходы к определению
профессиональной подготовки студентов
Важным методологическим положением является научно обоснованное высказывание С. Л. Рубинштейна о том, что сама деятельность является единством внешнего и внутреннего, что способствует выявлению внешних и внутренних условий профессиональной подготовки будущих педагогов. Большое внимание на протяжении всего развития психологической науки уделялось разработке положений о структуре деятельности, изучаемых Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым, И. А. Зимней, А. Н. Леонтьевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, Н. Ф. Талызиной и др. В их исследованиях практическая и теоретическая деятельность рассматриваются как система [1, с. 58].
Для обеспечения единства теоретической и практической деятельности большое значение имеют теория и виды мышления, которые получили широкое освещение в трудах известных
© Хуторянская Т. В., 2013
психологов - Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,
B. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова и др. Из всего многообразия разработанных ими проблем особое значение имеет разделение мышления на два основных вида: теоретическое и практическое, которые взаимосвязаны. Именно они, их взаимовлияние позволяет обеспечить единство теоретизма и прагматизма в подготовке.
Для изучения профессиональной подготовки важно уяснить, что первичной формой деятельности является ее коллективное или совместное выполнение. А. Н. Леонтьев так писал по этому поводу: «В сущности, деятельность <...> предполагает не только действие только отдельно взятого человека, но и действие его в условиях деятельности других людей, т.е. предполагает некоторую совместную деятельность» [2, с. 10]. Существенный интерес представляет личностный подход, в соответствии с которым в трудах психологов (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского,
C. М. Годник и др.) рассматриваются проблемы профессиональной подготовки с позиции субъект-ности и личностного развития студентов. Особое место среди них занимают психологические исследования, связанные с изучением профессиональной направленности личности будущего специалиста. При этом она представлена как устремленность применять свои знания, опыт, способности в области избранной профессии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) и оказывать влияние на мотивацию и эффективность деятельности в целом. По мнению авторов, формировать профессиональную направленность у студентов - значит воспитывать в них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности, способности к ней, организовывать соответствующую деятельность, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии (В. С. Аванесов, Т. В. Ковалева и др.).
Еще одним важным методологическим положением является теория деятельности и творчества (А. Л. Никифорова). Нельзя не согласиться с его утверждением, что вся повседневная жизнь и есть творчество - «творение неповторимой жизни» [3]. Психологические исследования Ю. Н. Кулюткина и А. Н. Лук обращают наше внимание на специфические особенности профессиональной подготовки будущих педагогов, связанные с творческой деятельностью. Как подчеркивает Б. Ю. Ломов, «творчество - это не исключительное состояние художественной, научной и изобретательской сферы деятельности. Любая деятельность включает момент творчества» [4, с. 171]. Данное положение и его трактовка приводят к мысли о том, что приобретение профессии есть творческий процесс, а профессиональная подготовка педагогов обязательно должна включать использование творческих форм и методов работы.
Самое непосредственное отношение к проблеме профессиональной подготовки имеют работы психологов К. А. Абульхановой-Славской, М. И. Бобневой, А. А. Бодаева и других, связанные с изучением процессов взаимоотношения личности с окружающими, взаимодействия и сотрудничества людей. И. А. Зимняя в своей работе отмечает, что «перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться». Большую роль в этом процессе она отводит взаимодействию, отмечая, что «во взаимодействии людей выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность» [5, с. 47]. Они определяют и формы этого взаимодействия, например, сотрудничество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме труда) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявляясь в процессе профессиональной подготовки.
Е. В. Коротаева рассматривает взаимодействие в широком, методологическом смысле, как нечто большее, чем традиционно трактуемая совместная деятельность людей. Взаимодействие в философском понимании - это форма существования и движения материи. Движение - это не только механическое перемещение вещи в пространстве, не любые взаимодействия, а те изменении и «превращения» в состоянии объектов, которые ведут к эффективному сотрудничеству
[6]. Особо в плане профессиональной подготовки выделяются вопросы формирования у будущих специалистов культуры общения (И. В. Леонтьев, Э. С. Маркарян, И. В. Страхов и др.), которые способствуют самореализации внутренних творческих потенций личности.
Таким образом, психологический аспект позволил выделить основные теоретические идеи: внутренние и внешние условия профессиональной подготовки, взаимосвязь теоретического и практического мышления в деятельности, коллективное и совместное выполнение деятельности, формирование профессиональной направленности личности, творческая деятельность и взаимодействие.
Перейдем к рассмотрению второго аспекта профессиональной подготовки будущих педагогов - педагогического. Возросший интерес к проблеме профессиональной подготовки в последние годы говорит об актуальности и своевременности обращения к ней. В современной педагогической науке изучаются различные ее аспекты: содержание и сущность (В. Е. Гмурман, Ф. Ф. Королев, В. В. Краевский и др.); виды подготовки (О. А. Абдуллина и др.); направленность (В. В. Сериков,
А. В. Хуторской и др.).
В педагогической науке сложились различные подходы к определению профессиональной подготовки студентов, но общим, объединяющим является понимание ее как социально и личностно значимого целенаправленного педагогического процесса. Концептуальное обоснование данной проблемы мы находим в трудах О. А. Абдуллиной применительно к подготовке будущего педагога. По мнению автора, профессиональная подготовка будущих педагогов направлена на вооружение их глубокими и всесторонними знаниями и умениями по своей специальности, знанием содержания и методов науки, а также практическими умениями
[7]. В своих исследованиях по вопросам профессиональной подготовки будущих педагогов В. А. Сластенин и Н. В. Тамарина также указывает на необходимость формирования у студентов теоретических знаний в объеме «достаточном и необходимом для того, чтобы выпускник, усвоив их, мог: а) строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне; б) самостоятельно изучать, описывать и объяснять реальные педагогические явления, принимать обоснованные профессиональные решения; в) самостоятельно добывать научнопедагогические знания, умело и быстро ориентироваться в поступающем потоке информации» [8, с. 45]. В представленном определении акцент делается на самостоятельной работе студентов и формировании умения принимать обоснованные профессиональные решения.
Изучение педагогической литературы по этой проблеме показывает, что авторами представлена развернутая программа профессиональной подготовки студентов, способствующая более глубокому проникновению в ее сущность. Профессиональную подготовку Б. Ф. Райский связывает с овладением студентами большим объемом знаний, Н. К. Сергеев видит в ней процесс обогащения профессиональными и личностными качествами, Н. Ф. Талызина дополняет содержание научно-экспериментальной подготовкой, Н. В. Кузьмина обращает внимание на культуру педагогического общения, являющуюся составной частью взаимодействия ее субъектов, В. А. Сла-стенин — на формирование профессиональной компетентности, В. И. Андреев — на саморазвитие личности студентов, Г. К. Паринова - на практическую подготовку на основе продуктивного подхода.
В рамках рассматриваемого направления, как показал теоретический анализ педагогической литературы, большинство исследователей (А. А. Греков, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский,
В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.) сходятся во мнении, что профессиональная подготовка студентов, как и любая другая, включает в себя множество составляющих, которые учитывают многофункциональность деятельности будущего педагога.
Представим для сравнения позиции некоторых ученых. В своих работах А. А. Греков и Е. В. Бондаревская выделяют такие составляющие, как:
1) формирование диалектико-материалистического мировоззрения, нравственной воспитанности, социальной активности;
2) общую педагогическую и психологическую подготовку, включающую знание закономерностей воспитательного процесса, целей, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания, глубокое понимание учеников и воспитывающей среды, способность осуществлять комплексный подход к воспитанию, овладение педагогическими умениями, необходимыми для рациональной организации учебного процесса в разных условиях с учетом особенностей учеников; умение проектировать и анализировать результаты своей педагогической деятельности, профессионально оценивать применяемые средства и находить наиболее оптимальные их сочетания;
3) специальную подготовку, т.е. подготовку к учебно-воспитательной работе по предмету;
4) подготовку к работе классного руководителя, к работе с детскими общественными организациями;
5) формирование умений и навыков общественно-политической и культурно-просветительской работы среди населения;
6) подготовку к осуществлению элементов научного исследования в процессе педагогической деятельности, к поиску наиболее эффективных способов обучения и воспитания на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс достижений передового опыта и педагогической науки [9].
По мнению Б. Ф. Райского, профессиональная подготовка включает «владение большим объемом общественно-политических и научных знаний по преподаваемой дисциплине и смежным отраслям науки, обладание высоким уровнем общей культуры, знание педагогической теории, общей, возрастной и педагогической психологии, способность учета условий решения данной педагогической задачи и самокритического анализа результатов, сплав широкого круга знаний и навыков выполнения соответствующих действий, являющихся компонентом конкретных видов учебно-воспитательной деятельности» [10, с. 281].
В. А. Сластенин, исследуя данную проблему, также делает акцент на необходимости формирования у студентов теоретических знаний в объеме «достаточном и необходимом для того, чтобы выпускник педагогического вуза, усвоив их, мог:
а) строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне;
б) самостоятельно изучать, описывать и объяснять реальные педагогические явления, принимать обоснованные профессиональные решения;
Педагогическая акмеология
97
в) самостоятельно добывать научно-педагогические знания, умело и быстро ориентироваться в поступающем потоке информации» [8, с. 66].
Некоторые исследователи качественную подготовку современного педагога связывают с необходимостью подготовки к научно-исследовательской деятельности. Так, Н. Ф. Талызина полагает, что эффективность педагогической подготовки определяется «не только тем, как поставлено преподавание педагогических дисциплин и проведение педагогических практик, но в первую очередь зависит от общенаучной и специальной подготовки, от уровня научной и научно-экспериментальной подготовки» [8, с. 49].
Заключение
Итак, сравнивая позиции названных авторов, мы видим, что, несмотря на некоторые различия (по вопросу, что следует включать в систему знаний), все они профессиональную подготовку будущих педагогов связывают, прежде всего, с формированием системы психолого-педагоги-ческих знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности.
Список литературы
1. Анцыферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 57-61.
2. Леонтьев А. Н. Анализ деятельности // Вестн. Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 2. С. 9-15.
3. Никифоров А. Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность : теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 52-70.
4. Ломов Б. Ю. Познание и общение. М., 1988. 208 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов. М., 2004. 384 с.
6. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 346 с.
7. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 141 с.
8. Сластенин В. А., Тамарина Н. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности // Вопр. психологии. 1986. № 3. С. 63-70.
9. Греков А. А., Бондаревская Е. В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов // Педагогика. 1998. № 8. С. 83-87.
10. КовалевН. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику : учеб. пособие для пединститутов. М., 1987. 386 с.
References
1. Antsyferova L. I. Printsip svyazi soznanija i dejatel'nosti i metodologija psikhologii (The principle of consciousness-activity connection and psychology's methodology). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii (Methodological and theoretical problems of psychology). Moscow, 1969, pp. 57-61.
2. Leont'jev A. N. Analiz dejatel'nosti (Analysis of activity).
Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14: Psikhologiya (The Moscow University reporter. Series 14: Psychology), 1983, no. 2, pp. 9-15.
3. Nikiforov A. L. Dejatel'nost', povedenie, tvorchestv
(Activity, behavior, creation). Dejatel'nost': teorii,
metodologiya, problemy (Activity: theories, methodology, problems). Moscow, 1990, pp. 52-70.
4. Lomov B. Yu. Poznanie i obshchenie (Cognitive and communicating). Moscow, 1988. 208 p.
5. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskajapsikhologija: Uchebnik dlya vuzov (The pedagogical psychology: The study guide for universities). Moscow, 2004. 384 p.
6. Korotaeva E. V. Pedagogika vzaimodejstvij v sovremen-nom obrazovatel'nom protsesse: Dis. ... d-ra ped. nauk (Pedagogics of interaction in modern educational process: Dis. ... doct. ped. sciences). Ekaterinburg, 2000. 346 p.
7. Abdullina O. A. Obshchepedagogicheskaja podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obra-zovaniya (A teacher's general pedagogical training in the system of higher pedagogical education). Moscow, 1990. 141 p.
8. Slastenin V. A., Tamarina N. V. Psikhologicheskie proble-my podgotovki uchitelya k kollektivnoy pedagogicheskoy dejatel'nosti (Psychological problems of teacher's readiness to collective pedagogical activity). Voprosy psihologii (Questions of psychology), 1986, no. 3, pp. 63-70.
9. Grekov A. A., Bondarevskaja E. V. Sovershenstvovanie professional'no-pedagogicheskoy podgotovki studentov (Perfecting of students' professional pedagogical training). Pedagogika (Pedagogics), 1998, no. 8, pp. 83-87.
10. Kovalev N. E., Rayskij B. F., Sorokin N. A. Vvedenie v
pedagogiku: Uchebnoeposobie dlyapedinstitutov (Intro-
duction into pedagogics: The study guide for pedagogical institutes). Moscow, 1987. 386 p.