УДК 37.015.3 ББК 88.37
м.п. кожемякина
сотрудник Брянского государственного технического университета, г. Брянск
В.В. СПАСЕнниКОВ
доктор психологических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Брянского государственного технического университета, г. Брянск
анализ психологической составляющей подготовки учеников к единому государственному экзамену
M.P. KOZHEMYAKINA, V.V. SPASENNIKOV ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL PART OF PUPIL'S TRAININIG TO THE UNITE STATE EXAMINATION
Аннотация: Данная статья посвящена описанию психологической составляющей процесса подготовки учеников к сдаче единого государственного экзамена, а также личностных, познавательных и процессуальных трудностей, связанных с самим процессом сдачи экзамена. Требования к объективности тестирования рассматриваются в преломлении категорий валидности и надежности тестов по различным направлениям учебных дисциплин.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, психологические аспекты подготовки учащихся к сдаче экзамена, валидность тестов, личностные трудности, психологические трудности, процессуальные трудности, социальная готовность к экзамену.
Summary: The review of this article is devoted to the explanation of the psychological part of pupil's training to the unite state examination, and also individual, knowledgeable and process difficulties, connected with the procedure of examination pass. Claims to the objectiveness of the testing process are considered, paying attention to the categories of validity and accurateness of the tests in different fields of scientific subjects.
Keywords: unite state examination, psychological aspects of pupil's training to the unite state examination, validity of the tests, individual, knowledgeable and process difficulties, social readiness to the exam process.
Единый государственный экзамен в настоящее вре- вызывают больше тревоги и волнений, чем они того
мя стал очень популярной темой для обсуждения: полезен он или вреден, показывает ли он реальные знания учеников или случайность здесь играет очень большую роль. Но, несмотря на все эти обсуждения, люди сталкиваются с новой реальностью сдачи выпускных экзаменов. Каждый школьник уже знает, что ему предстоит сдавать ЕГЭ или ГИА. часто эти аббревиатуры
заслуживают. В связи с этим актуальной стала и тема подготовки к ЕГЭ/ГИА. Причем не только подготовки предметной, но и подготовки психологической.
Специфика выпускного экзамена как формы итогового контроля заключается в том, что объектом контроля становятся не только предметные знания и навыки по одному предмету, но и общеучебные навыки, меж-
предметные связи.
С точки зрения психологической составляющей процесса сдачи единого государственного экзамена, то целесообразным является рассмотрение формирования данного процесса в преломлении дифференциации субъектов, в нем задействованных, а именно: педагогический состав; ученики; родители; высшие учебные заведения; муниципальные, территориальные, и региональные органы системы образования.
Несмотря на различный характер психологических и методологических связей между субъектами ЕГЭ, необходимо отметить тесную взаимосвязь самого процесса проведения единого государственного экзамена, методологической и методической базы формирования тестов, а также их валидности с окончательными результатами сдачи выпускниками ЕГЭ, что непосредственно влияет на результаты их поступления в высшие учебные заведения.
Таким образом, выпускной экзамен оценивает эффективность образовательной системы школы в целом. Литературы, посвященной этой теме, еще не так много. Действительно, каким должен быть человек, чтобы
успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая подготовка? В основном можно столкнуться с работами М. Ю. Чибисовой, в которых предлагаются практические рекомендации по психологической подготовке к ЕГЭ. Она предлагает выделить три основных компонента подготовки, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.
Собственно подготовка к ЕГЭ подразумевает:
- освоение выпускником содержательных и процедурных требований к экзамену на завершающем этапе школьного обучения.
- формирование необходимого объема знаний и общеучебных навыков на протяжении всего периода школьного обучения.
Сравнительный анализ специфики необходимого уровня и направленности подготовки учеников к ЕГЭ и традиционному выпускному экзамену представлен в табл. 1.
Для четкого определения направленности личностной, познавательной и процессуальной подготовки необходимо выделить три вида психологических трудно-
Характеристики Традиционный экзамен ЕГЭ
Что оценивается? Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях. Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать.
Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене - практически сразу, на письменном -в течение нескольких дней. Через более длительное время.
Что влияет на оценку? Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление Оценка максимально объективна.
Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном - при проверке собственной работы. Практически отсутствует.
Кто оценивает? Знакомые ученику люди. Незнакомые эксперты.
Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.). Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала.
Как происходит фиксация результатов? В письменном экзамене - на том же листе, на котором выполняются задания. На устном - на черновике. Результаты выполнения задания необходимо перенести на бланк регистрации ответов.
Стратегия деятельности во время экзамена Унифицированная Индивидуальная
Таблица 1. Сравнительный анализ специфики подготовки учеников к ЕГЭ и традиционному экзамену
стей: познавательные, личностные и процессуальные. Рассмотрим наиболее подробно каждое из выбранных направлений.
Причины познавательных трудностей:
- недостаточный объем знаний, недостаточная ус-военность основных понятий, отсутствие систематизи-рованности знаний;
- недостаточная сформированность общеучебных навыков.
Необходимые психические функции:
- высокая мобильность, переключаемость.
- высокий уровень организации деятельности.
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость и структурированность мышления, ком-бинаторность;
- сформированность внутреннего плана действий.
Причины личностных трудностей:
- недостаток информации о процедуре
- отсутствие возможности получить поддержку взрослых
- несформированность способности к самоопреде-
Шкалы теста Коэффициент «Психологическая
Альфа Кронбах готовность к ЕГЭ»
Знание о процедуре ЕГЭ 0,71
Внимание 0,41
Логика 0,39
Память 0,5
Интроверсия 0,6
Организованность 0,6
Эмоциональная стабильность 0,64
Таблица 2. Значения коэффициента Альфа Кронбаха для каждой шкалы теста
лению.
Чем выше коэффициент, тем больше тест защищен от случайных искажений (табл. 2).
Одной из трудностей восприятия школьниками единого государственного экзамена является сниженная валидность предлагаемых тестов. Ввиду этого многие сформированные тесты не дают возможности объективно оценивать вопросы и высоко результативно на них отвечать.
Чем более сложным, комплексным является измеряемой психическое явление, тем шире, обобщеннее должен быть критерий валидности. Например, при
обосновании теста на общий интеллект в качестве критерия валидности может выступать эффективность учебы, научной или производственной деятельности. Диагностическая валидность тестов интеллекта или общих способностей часто устанавливается на основе критериев академической или профессиональной успешности, показания скорости обучения.
Среди мер, позволяющих определить валидность тестов, используют усредненные шкальные методы экспертных оценок. В качестве меры валидности теста наиболее часто на практике применяются разного рода коэффициенты корреляции между индивидуальными
Величина надежность Валидность
коэффициента
корреляции
0,90-0,99 отличная отличная
0,85-0,89 очень хорошая отличная
0,80-0,84 хорошая отличная
0,75-0,79 удовлетворительная отличная
0,70-0,74 малоудовлетворительная отличная
0.60-0,69 сомнительная хорошая
0,50-0,59 неудовлетворительная хорошая
0,40-0,49 совсем удовлетво-
неудовлетворительная рительная
0,30-0,39 совсем малоудовлет-
неудовлетворительная ворительная
0,20-0,29 совсем малоудовлет-
неудовлетворительная ворительная
0,10-0,19 совсем малоудовлет-
неудовлетворительная ворительная
0,00-0,09 совсем неудовлетво-
неудовлетворительная рительная
Таблица 3. Требования к надежности и валидности тестов
оценками по тесту и оценками по критерию или оценкам по ряду других стандартизированных методик. Надежность и валидность тестов всегда взаимосвязаны и уровень их корреляции представлен в табл. 3.
Выполнения требований валидности и надежности тестов, предлагаемых в ходе процедуры сдачи единого государственного экзамена, обязательно для исполнения в теории, так как от них зависит эффективность прохождения данного тестирования учащимися и их результаты. При этом на практике валидность тестов ЕГЭ, особенно это касается предметов гуманитарного цикла, невысока. Это создает значительные проблемы как при формировании собственно результатов итоговой государственной аттестации, так и в ходе создания положительного психологического восприятия школьниками самой процедуры ЕГЭ.
Ценностно-смысловое отношение к экзамену основано на наличие личностно значимых целей экзамена (учащийся осознает, зачем он сдает экзамен); наличие действенных учебных мотивов, высокий уровень учебной мотивации; принятие на себя ответственности за подготовку к экзамену и его результат.
Процессуальные трудности связаны со спецификой фиксирования ответов; социальной ролью преподавателя, принимающего экзамен; трудностями, связанные с критериями оценки, а также с незнанием своих прав и обязанностей. Именно в связи с возникновением трудностей в оценке части «С» ЕГЭ, возникает довольно большое количество апелляций по полученным баллам.
Рассмотрим уровень апелляционной деятельности в Брянской области в 2010 г. В 2010 году апелляций по процедуре проведения единого государственного экзамена в Брянской области не поступало. По результатам ЕГЭ первой волны в 2010 году в общей сложности по всем предметам было подано 1229 апелляции, что составило 4,3% от общего количества участников ЕГЭ по всем предметам. Из них 673 было удовлетворено в сторону увеличения балла, что составляет 54,8% от числа поданных апелляций. Как и в 2009 году самое
большое количество апелляций по отношению к количеству участников ЕГЭ по предметам было подано по английскому языку (9,0%). Наименьшее количество несогласных с результатами ЕГЭ, как и в 2009 году -по географии. 2,3% участников ЕГЭ по географии (4 человека) подали заявления в конфликтную комиссию. Самое большое количество апелляций по результатам ЕГЭ было удовлетворено по обществознанию. По 167 из 228 поданных апелляций по этому предмету было принято решение повысить балл, что составило 73,2% от числа поданных апелляций по обществознанию.
В 2010 году, как и в предыдущие годы не подавались апелляции о несогласии с выставленными баллами по французскому языку (рис. 1).
Количество удовлетворенных апелляций в 2009-2010 гг. дифференцируется в зависимости от предметов (рис. 2).
В целом сам процесс апеллирования по предметам связан с наличием трудностей по ЕГЭ личностного и процессуального толка. Здесь необходимо упомянуть и наличие субъективизма при формировании тестов и дальнейшей их проверке и оценке. С психологической точки зрения, это приводит к снижению эффективности и валидности существующего тестирования и фор-
Рисунок 1. Количество поданных апелляций по результатам ЕГЭ в 2010г. по отношению к общему количеству участников ЕГЭ по предметам
мированию сложности во взаимоотношениях между субъектами, с ним связанными.
Рассматривая структуру психологической готовности учащихся к сдаче ЕГЭ в единстве всех компонентов, необходимо отметить, что для определения специфики ее развития у различных категорий учащихся нужно изучить как особенности личностной готовности в целом, так и отдельных ее составляющих, к которым относятся следующие: мотивационный, ориентировочный, интеллектуальный, регулирующий, социальный, интегративно-личностный.
Каждый из названных компонентов готовности имеет ряд показателей, определяющих степень его сфор-мированность (уровень развития). Мотивационный компонент готовности является одним из важнейших в этой структуре. Содержанием его является специфика отношения учащегося к учебной деятельности. Однако характер этого отношения меняется, усложняется, поскольку теперь учащийся знаком с основными проявлениями учебной деятельности. В связи с переходом к новой ситуации обучения у школьника возникают и новые ожидания (новые потребности). Поэтому для определения мотивационной готовности важны такие показатели как:
- отношение школьника к реально выполняемой учебной деятельностью (на данном этапе обучения);
- отношение к перспективной (предстоящей) ситуации деятельности, ожидания, связанные с ней.
Ориентировочный компонент психологической готовности определяется важнейшими деятельностными характеристиками, которые свидетельствуют о выходе учащегося на уровень рефлексивных действий при ре-
шении учебных задач. Этими характеристиками являются:
- способность учащегося к целеполаганию (постановка и осмысление учебной задачи);
- планирование предстоящей деятельности (по решению этой задачи).
Интеллектуальный компонент готовности. К юношескому возрасту из всех познавательных психических процессов «мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка» и становится определяющим в системе других функций, «которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер». Как подчеркивал Л.С. Выготский, главное изменение в самом мышлении этого возраста - это переход от конкретного мышления к мышлению в понятиях, образованию понятий и оперированию ими. Регулирующий компонент психологической готовности представлен теми учебными действиями, которые по выражению Д.Б. Эльконина, «характеризуют учебную деятельность как управляемый самим школьником произвольный процесс». Это действия контроля и оценки. От полноценности формирования этих учебных действий зависит развитие рефлексии, поэтому в качестве важнейших показателей регулирующего аспекта личностной готовности к новому этапу обучения рассматривается: владение действиями самоконтроля и самооценки. Социальный компонент личностной готовности приобретает особое значение в связи с изменением социальной ситуации развития, и потребностей и ценностных ориентаций школьника. Между тем, коллективный характер учебной деятельности требует от старшеклассника соответ-
Рисунок. 2. Удельный вес удовлетворенных апелляций от количества по-ступивших апелляций по предметам в 2010г.
ствия определенным социальным требованиям, неприятие или неготовность к которым может повлиять на весь процесс обучения в новых условиях.
Поэтому в качестве важных показателей социальной готовности к новому этапу и новым условиям обучения должны выступать:
- наличие у учащегося навыков учебно-социального взаимодействия (для решения учебно-познавательных задач);
- степень значимости для учащегося школьного социума в системе (иерархии) его социальных ценностей. Принятие (не принятие) им норм и правил этого социума.
Центральным и связующим аспектом психологической готовности ребенка выступает интегративно-лич-ностный аспект - субъективная активность и стремление учащихся к самостоятельности в ходе овладения учебной деятельностью. Структурные показатели этого качества являются, с одной стороны, относительно самостоятельными характеристиками учебной субъективности, а с другой стороны, проявляются в каждом из перечисленных компонентов, составляя его органическую часть. Для детального изучения личностной и психологической готовности учащегося и ее составляющих необходимо диагностировать каждый из вышеназванных компонентов, определив специфику и уровень их развития. В целом необходимо отметить, что формирование психологической составляющей процесса единого государственного экзамена сложен и связан с дифференциацией ожиданий субъектов, участвующих в сдаче ЕГЭ, Проблемы формирования психологической готовности школьников к прохождению итоговой аттестации привлекает особое внимание широких слоев общества.
Библиографический список
1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Э. Брукинг / Пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковачин, Питер, 2001. - 2008 с.
2. Лопатин А.Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активирующих позитивное общественное развитие подростка [Текст] / А. Р. Лопатин // Лучшие страницы педагогической прозы. - 2001. - №4. - С. 45-47.
3. Режим доступа: http://www.ege32.ru / Брянский областной центр оценки качества образования.
4. Спасенников В.В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических тестовых методик [Текст] / В.В. Спасенников // Психологический
журнал. 1994. - Т. 15. - № 3. - С. 123-127.
5. Спасенников В.В. Экономическая психология [Текст] / В.В. Спасенников. - М.: PerSe, 2010. - 560 с.
6. Экономика знаний / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с. - (Серия «Учебное пособие»).
Bibliography (transliterated)
1. Bracking E. Intellectual capital: the key to the success in a new millennium. / Translated from English by edition of L.N. Kovachin, Saint Petersburg 2001. - 2008 p.
2. Lopatin A.R. Social-study circumstances of situation's success creation, making positive social teenagers development [Text] // The best pages of teachers poems. - 2004. - №4. - P. 45-47.
3. Accessed at online sources of information: http:// www.ege32.ru / Bryansk district center of the quality educational assessment.
4. Spasennikov V.V. The criteria of authorities rights guard of creators of psychology-diagnostic test methods [Text] / V.V. Spasennikov // Psychological magazine. 1994. Part 15. № 3. P. 123-127.
5. Spasennikov V.V. Economy psychology [Text] / V.V. Spasennikov. - M. PerSe, 2010. - 560 p.
6. The economy of knowledge / V.V. Gluhov, S.B. Korobko, T.V Marinina. - SPb.: Saint Petersburg, 2003. - 528 p. - (The series «Study materials»).