Научная статья на тему 'Индивидуальная работа как форма подготовки школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию'

Индивидуальная работа как форма подготовки школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ / ИСТОРИЯ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / РЕПЕТИТОРСТВО / UNIFIED STATE EXAM / PRIVATE LESSONS / HISTORY / SOCIAL SCIENCE / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / TUTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Ирина Александровна, Паулова Юлия Евгеньевна

В статье анализируется индивидуальная работа как одна из наиболее эффективных форм подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории и обществознанию. Определяются характерные черты и особенности организации занятия, специфика подготовки индивидуального образовательного маршрута по данным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL WORK AS A FORM OF TRAINING STUDENTS FOR THE EXAM IN HISTORY AND SOCIAL SCIENCE

The article analyzes the individual work as one of the most effective forms of training students to pass the unified state examination (use) in history and social science. Defines the characteristics and peculiarities of the organization of classes, specific training of the individual educational program for these disciplines.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная работа как форма подготовки школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию»

УДК 37.016:94(045)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Фирсова Ирина Александровна

Канд. ист. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

E-mail: [email protected] Паулова Юлия Евгеньевна Канд. юрид. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

E-mail:paulova 79@yandex. ru

INDIVIDUAL WORK AS A FORM OF TRAINING STUDENTS FOR THE EXAM IN HISTORY AND SOCIAL SCIENCE

Irina Firsova

Candidate of Science, associate professor, of Mordovian state pedagogical Institute, Saransk

Julia Paulova

Candidate of Science, Head of the of legal disciplines, associate professor,

of Mordovian state pedagogical Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется индивидуальная работа как одна из наиболее эффективных форм подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории и обществознанию. Определяются характерные черты и особенности организации занятия, специфика подготовки индивидуального образовательного маршрута по данным дисциплинам.

ABSTRACT

The article analyzes the individual work as one of the most effective forms of training students to pass the unified state examination (use) in history and social science. Defines the characteristics and peculiarities of the organization of classes, specific training of the individual educational program for these disciplines.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, индивидуальное занятие, история, обществознание, индивидуальный образовательный маршрут, репетиторство.

Key words: unified state exam, private lessons, history, social science, individual educational route, tutoring.

В современных условиях в связи с введением в школах Единого Государственного экзамена, результаты которого являются основанием для поступления в высшие учебные заведения, необходимость дополнительной подготовки школьников по различным предметам заметно возросла. Одной из форм организации обучения школьников с целью ликвидации пробелов в знаниях или их совершенствования являются индивидуальные занятия.

Академик А. М. Новиков определяет индивидуальную форму обучения как работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому и рассматривает ее как форму дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми [4].

Одной из распространенных в настоящее время форм индивидуального обучения является репетиторство. Так, по данным Федеральной сети образовательных центров «Юниум» в 2014 году 26% выпускников (и только из школ крупных городов) готовились к сдаче ЕГЭ с преподавателями на индивидуальных занятиях. Из 750 тысяч учеников 11 классов примерно каждых пятый обращался за помощью репетитора [1]. И хотя в 2015 году в связи со сложной экономической ситуацией в стране спрос на услуги репетиторов по ЕГЭ упал в некоторых регионах на 35% [2], на наш взгляд, индивидуальные занятия на сегодняшний день являются одним из самых эффективных способов подготовки школьника к успешной сдаче ЕГЭ.

Это обусловлено спецификой организации такого занятия, которое дает возможность обеспечить личностный подход к каждому ученику, своевременно обнаружить пробелы в знаниях школьника и устранить их. Общение «один на один» позволяет опытному преподавателю подобрать темп и стиль изложения материала, наиболее подходящий конкретному обучающемуся и рекомендовать наилучший режим проведения занятий. Качество подготовки школьника к ЕГЭ на индивидуальном занятии зависит и от квалификации преподавателя, его желания заинтересовать школьника данным предметом.

Одними из наиболее востребованных предметов из числа необязательных для сдачи являются история и обществознание. Это связано с тем, что при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения на достаточно большое число направлений подготовки и специальностей результаты ЕГЭ по данным предметам учитываются в качестве результатов вступительных испытаний. Кроме того, необходимо учитывать престижность и востребованность тех специальностей, при поступлении на которые требуется сдача обществоз-нания и истории.

Успешная сдача экзамена по данным дисциплинам требует серьёзной подготовки учащегося. В начале индивидуальной работы школьника необходимо ознакомить с документами, регламентирующими структуру и содержание контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по истории и обществознанию (кодификаторы, спецификации, демонстрационные варианты КИМов), а также детально проанализировать критерии оценивания заданий.

Сложность для сдачи обществознания обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых - это интегративный характер предмета. Обществознание включает в себя восемь содержательных линий и объединяет шесть общественных дисциплин - философию, правоведение, экономику, социологию, культурологию, политологию. Во-вторых, задания в рамках ЕГЭ по обществоз-нанию направлены на проверку умений систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам, применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач и т.д., что часто вызывает затруднения у школьников.

При сдаче истории от выпускника требуется не только знание огромного фактологического материала (даты, события, персоналии), но и умение анализировать исторические ситуации, определять причинно-следственные связи,

проводить сравнительный анализ, работать с историческими источниками, картографическим и иллюстративным материалом. При этом ученик может столкнуться с проблемой наличия разнообразных трактовок и оценок исторических событий и явлений.

На индивидуальных занятиях по истории и обществознанию необходимо использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку путем разработки индивидуального образовательного маршрута.

Рядом ученых (С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева) индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [3].

Поэтапный подход дает возможность распределить необходимый объем работ в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося (физиологических, психологических, интеллектуальных); учесть уровень подготовки, темп усвоения учебного материала и особенности выполнения заданий различного уровня сложности.

Введение в современную систему образования компетентностного и практико-ориентированного подхода требует не только овладения теоретическим материалом, но и выработки у учащихся умения самостоятельно получать информацию из исторических, экономических и правовых источников, систематизировать ее; осмысливать представленные в источниках различные подходы и точки зрения; формулировать собственное понимание и объяснение проблемы; самостоятельно анализировать исторические факты, соотносить их с действующими в определенный исторический период нормативными документами.

Исходя из этого, можно предложить различные варианты организации и проведения индивидуальных занятий. Выбор способа зависит от уровня знаний

школьника и особенностей восприятия и усвоения информации (аудиальная или визуальная). Индивидуальные занятия не исключают активной самостоятельной работы учащегося. Задача преподавателя - определить оптимальное соотношение совместной и самостоятельной работы; установить наиболее подходящий для ученика порядок изучения разделов и тем; формы текущего и итогового контроля знаний. Несомненным достоинством индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию является возможность в ходе входного и текущего контроля знаний своевременно выявить имеющиеся у школьников пробелы и устранить их.

На наш взгляд, при подготовке к ЕГЭ по истории наиболее приемлемым представляется хронологическое усвоение материала, а по обществознанию у преподавателя есть возможность самостоятельно выстроить логическую последовательность изучения разделов и тем. Кроме того, при организации индивидуальных занятий по истории и обществознанию необходимо значительное внимание уделять работе с текстом (историческим источником, фрагментом нормативного документа или обществоведческой статьи).

Это обусловлено тем, что контрольно-измерительные материалы содержат задания, выполнение которых требует работы с текстом. Так, при выполнении задания 20-22 (работа с историческим источником) в ЕГЭ по истории необходимо проведение атрибуции источника, извлечение информации, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника. Задания 2124 в структуре ЕГЭ по обществознанию предполагают определение позиции автора, анализ и интерпретацию фрагментов предложенного текста. Успешное выполнение подобных заданий возможно только при условии наличия у ученика навыков работы с текстовым документом, выработка которых является одной из задач индивидуальной работы.

Индивидуальные занятия со школьниками позволяют не только усвоить содержание исторического или обществоведческого материала, обобщить и систематизировать его, но и научиться работать с заданиями разной типологии

и разного уровня сложности. Именно этот аспект подготовки к ЕГЭ нередко выпадает из поля зрения школьного учителя, так как его главной задачей является овладение школьной программой в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

При подготовке к экзамену по истории трудность для учащихся представляют задания на определение последовательности событий; задания, содержащие картографическую и иллюстративную информацию; анализ исторической ситуации; аргументация исторических версий и оценок, историческое сочинение. В ходе индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ по общест-вознанию были выявлены трудности, связанные с незнанием школьниками понятийного аппарата, неумением анализировать и интерпретировать текст, раскрывать на примерах изученные положения, составлять сложный план развернутого ответа по конкретной теме, писать мини-сочинение.

Важной составляющей индивидуальной подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию является психологический настрой ученика. И здесь свою роль могут сыграть не только родители и школа, но и преподаватель, ведущий индивидуальное занятие. Нужно создать у школьника уверенность в своих силах, настроить его на использование только собственных знаний, а не рассчитывать на помощь извне. Также, на наш взгляд, на занятии целесообразно предложить учащемуся определенный алгоритм решения наиболее трудных заданий, закрепить навыки его применения в ходе решения типовых контрольно-измерительных материалов [5, с. 49-79].

Таким образом, успешная сдача экзамена по истории и обществознанию требует серьезной подготовки учащегося, осуществление которой возможно в том числе посредством организации индивидуальной работы с педагогом-профессионалом, способным оказать действенную помощь в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого результата.

Список литературы:

1. Без репетиторов хорошо сдать выпускные экзамены смогли только самые умные [Электронный ресурс]. URL: http://coko.tomsk.ru. (дата обращения: 28.02.2016)

2. В кризис многие выпускники решили готовиться к госэкзамену самостоятельно [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/(дата обращения: 28.02.2016)

3. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория [Электронный ресурс]. URL: http://www.niro.nnov.ru. (дата обращения: 28.02.2016)

4. Новиков А. М. Формы обучения в современных условиях. [Электронный ресурс]. URL: http:www.anovikov.ru (дата обращения: 28.02.2016)

5. Паулова Ю.Е., Фирсова И. А. Репетиторство как вид тьюторской деятельности // Тьюторское сопровождение исторического образования : учебное пособие / ред. И. А. Зеткина. Саранск, 2015. - С. 49-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.