Научная статья на тему 'Анализ психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности'

Анализ психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOPHYSICAL READINESS / БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ / BACHELOR OF ECONOMICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таланцева Валентина Кузьминична, Алтынова Надежда Витальевна, Волкова Татьяна Ивановна

В статье анализируется состояние психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности. Авторами представлены результаты констатирующего эксперимента и предложены пути по совершенствованию психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таланцева Валентина Кузьминична, Алтынова Надежда Витальевна, Волкова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PSYCHOPHYSICAL READINESS OF BACHELORS OF THE ECONOMY OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX TO PROFESSIONAL ACTIVITY

The article analyzes the state of psychophysical readiness of bachelors of the economics in the agro-industrial complex for professional activities. The authors present the results of the ascertaining experiment and suggest ways to improve the psychophysical readiness of bachelors in the economy of the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Анализ психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности»

2. нормативные показатели выполняются на среднем уровне у двух групп студентов, основной и СМГ.

Литература:

1. Александрович О.Ю. Оптимизация учебных занятий в специальной медицинской группе студентов Иркутского Государственного Университета / О.Ю. Александрович, А.Ю. Колесникова, К.В. Сухинина. -учебно-метод. пособие., Иркутск, Изд-во Иркут. гос. ун-та, - 2016. - 67 с.

2. Алимов А.В. Техника и методика антропометрических измерений: Практическое пособие для медицинских сестер и инструкторов физкультуры / А.В. Алимов / М., Медгиз, 1975. - 30 с.

3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.

4. Гилев Г.А. Физическое воспитание в ВУЗе / Г.А. Гилев: Учебное пособие. - Москва, 2007. -151-162 с.

5. Колесникова Л.И. Состояние здоровья и особенности образа жизни студентов-первокурсников Иркутского государственного университета / Л.И. Колесникова и [др.] // Фундаментальные исследования. -№1. (часть 3). - 2015. - 522-527 с.

6. Радкевич Ю.А, Сухинина К.В. Особенности рациона питания студентов с различным уровнем физической подготовленности / Ю.А. Радкевич, К.В. Сухинина // материалы Международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию кафедры физкультурно-оздоровительного центра Иркутского государственного университета Иркутск, 23-24 июня 2017 г. - Иркутск, Изд-во ИГУ, 2017. - 121-129 с.

7. Сухинина К.В. / Двигательная активность как фактор психофизиологического здоровья студентов / К.В. Сухинина: Учебное пособие., Иркутск, Изд-во Иркут. гос.ун-та, - 2009. - 114 с.

8. Сухинина К.В. Методические особенности проведения занятий по физической культуре со студентами, занимающимися в специальной медицинской группе / К.В. Сухинина / Десятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. В 2 т.: материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ». - Иркутск: Изд-во ИГУ, Том.1., 2017. - С. 426-432.

9. O'Connor John S. Physiology of physical training / John S. O'Connor, William Park // Ann Med Milit Belg. - 1994. - Vol. 8, N 3. - P. 10-15.

10. Karvaonen M. J. Heart rate and exercise intensity during sport activities: Practical application / M. J. Karvaonen, T. Vuorima / Sport Medicine. - 1988. - Vol. 5. - P. 303-312.

Педагогика

УДК 796: 61: 378

кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат медицинских наук, доцент Волкова Татьяна Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется состояние психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности. Авторами представлены результаты констатирующего эксперимента и предложены пути по совершенствованию психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: студенты, психофизическая готовность, бакалавр экономики, профессиональная деятельность.

Annotation. The article analyzes the state of psychophysical readiness of bachelors of the economics in the agro-industrial complex for professional activities. The authors present the results of the ascertaining experiment and suggest ways to improve the psychophysical readiness of bachelors in the economy of the agro-industrial complex. Keywords: students, psychophysical readiness, bachelor of economics, professional activity.

Введение. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в российском обществе требует от высшей школы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных выпускников экономического направления [81 агропромышленного комплекса, обладающих не только фундаментальными знаниями, умениями в области профессиональной деятельности, но и совокупностью определенных психофизических качеств, которые в дальнейшем позволят продлить профессиональное долголетие специалиста, поддерживать на высоком уровне его работоспособность и проводить профилактику профессиональных заболеваний.

М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, рассматривая готовность к деятельности и ее структурные компоненты, считают, что психофизический компонент заключает в себе функционирование психики и физиологических систем, обеспечивающих эффективность жизнедеятельности специалиста. По их мнению, любая деятельность предъявляет определенные требования не только к памяти, мышлению, восприятию, свойствам нервной системы, воображению, темпераменту человека, но и к его физическим способностям [51.

Применение средств физической культуры и спорта является важным фактором в психофизической подготовке студентов вне зависимости от получаемой профессии [41, [71.

В соответствии с профессиограммой экономиста и профессиографическими методами исследований условий и характера их труда, наиболее важными профессиональными качествами являются: сообразительность, энергичность, предприимчивость, умение совершать выгодные сделки и владеть собой,

точность прогноза, разумный риск и крепкое здоровье. Среди личностных качеств выделяют необходимость следующих: умение анализировать большой объем информации, хорошая память, высокая концентрация внимания, терпение, коммуникабельность, организаторские способности. Основные виды профессиональной деятельности экономиста являются: учетно-аналитическая; контрольно-ревизионная; аудиторская; консалтинговая; организационно-управленческая; нормативно-методическая [91.

Несмотря на переизбыток экономистов на рынке труда, следует отметить, что на сегодняшний день аграрный сектор отечественной экономики испытывает острый дефицит в высококвалифицированных специалистах экономического профиля. В связи с этим выпускнику аграрного вуза, чтобы преуспеть в профессии экономиста агропромышленного комплекса необходимо помимо получения определенного багажа знаний, умений и навыков, овладения компетенциями, иметь высокий уровень здоровья и разностороннюю физическую подготовленность.

В свете вышесказанного идеи новых подходов к подготовке будущих бакалавров аграрного сектора экономики, обладающих комплексом физических, психофизиологических качеств, двигательных умений, специальных знаний, связанных с особенностями избранной профессии являются весьма актуальными как для аграрно-промышленного комплекса Чувашии, так и для Российской Федерации.

Проведенные исследования показателей здоровья и уровня физической подготовленности студентов ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» позволили заключить, что на протяжении последних десятилетий прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой в специальную медицинскую группу (СМГ) и группу лечебной физической культуры (ЛФК). Так, по данным медицинского осмотра первокурсников направления подготовки 38.03.01 «Экономика» в 2015 году в группы СМГ и ЛФК были отнесены 5,7% студентов, в 2016 году - 9,8%, а в 2017 году - 10,4%.

При входном тестировании студентов первых курсов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» уровень физической подготовленности (показатели общей выносливости, координации, силовых и скоростных качеств) из года в год также имеет тенденцию к снижению. К примеру, в 2015 году процент студентов, имеющих низкие показатели физической подготовленности, составил 27% от общего количества поступивших на первый курс, в 2016 году - 38%, а в 2017 году - уже 42%.

Формулировка цели статьи. Выявление уровня психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Уровень психофизической готовности студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» определялся нами по следующим блокам:

- мотивационно-ценностное отношение студентов к использованию средств физической культуры и спорта для формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности;

- показатели психофизической готовности [2], [3], [6].

С целью выявления психофизической готовности были использованы следующие методы: анкетирование, наблюдение, экспертные оценки, врачебный контроль, статистическая обработка материала.

В исследовании приняли участие 50 студентов 3 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика» ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия».

Для определения мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом, к использованию средств физической культуры и спорта для формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности нами использовался метод анкетирования. Его результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Мотивационно-ценностное отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом, и к использованию средств физической культуры и спорта для формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности (в процентах)

Показатели мотивационно-ценностного отношения Отношение

положительное безразличное затруднились ответить/негативное отношение

к занятиям по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», и их изучению в вузе 52 16 12/0

к использованию средств физической культуры и спорта для компенсирования дефицита двигательной активности и поддержания работоспособности на высоком уровне 50 32 18/0

к использованию различных форм физической культуры и спорта с целью для подготовки к предстоящей профессиональной деятельности 48 32 0/20

к использованию средств физической культуры и спорта в последующей профессиональной деятельности с целью профилактики профессиональных заболеваний и продления профессионального долголетия 40 0 36/24

к физической культуре и спорту как элементу общей культуры личности бакалавра 48 40 12

Полученные результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что у студентов нет понимания значимости средств физической культуры и спорта в последующей профессиональной деятельности. Они не воспринимают занятия по физической культуре и спорту как средство восполнения недостатка двигательной активности, поддержания работоспособности на высоком уровне и профилактике профессиональных заболеваний.

С целью оценки показателей психофизической готовности студентов нами были определены уровни физического здоровья, сформированности психических качеств и физической подготовленности.

Для определения уровня физического здоровья мы использовали методику Г. А. Апанасенко [1] и выявляли следующие показатели: весо-ростовой индекс (г/см); жизненный индекс (мл/кг); двойное произведение, характеризующее функцию сердечно-сосудистой системы в покое и в нагрузке (определялась временем восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после 20 приседаний) (мин, с); силовой индекс. Показатели индексов оценивались в баллах. Путем суммирования всех баллов высчитывалась общая оценка.

Полученные в ходе вычислений данные позволили заключить, что уровень физического здоровья составил - 9,42, и расценивался как средний.

Структура уровней физического здоровья студентов представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура уровней физического здоровья студентов (в процентах)

Уровень физического здоровья %

низкий 14

ниже среднего 26

средний 48

выше среднего 12

высокий -

При выявлении уровня психофизической готовности обследуемых, нами учитывались сформированность наиболее важных психических качеств для экономистов: внимание, память, логика мышления.

С целью оценивания психических качеств использовались методики:

- «Расстановка чисел» - оценка внимания;

- «Память на числа» - изучение памяти;

- «Исключение понятий» - оценка логики мышления.

Показатели развития психических качеств у студентов представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели развития психических качеств у студентов (в процентах)

Психические качества Уровни

высокий средний низкий

Внимание 10 58 32

Память 12 36 52

Логика мышления 32 38 30

Анализ табл. 3 позволяет заключить, что наибольшее количество обучающихся - 58% имели средний уровень развития внимания, на долю высокого уровня приходится лишь 10% от общего числа обследованных студентов. По психическому показателю «память» - наибольшее число студентов (52%) имеют низкий уровень, высокий уровень принадлежит 12% экономистов. Логика мышления у студентов развита не плохо, т.к. к низкому уровню по данному показателю отнесены лишь 30%. На долю высокого уровня приходится 32% и на средний - 38%.

Для выявления физической готовности к профессиональной деятельности использовались тесты.

Как наиболее важные физические качества для экономистов нами были взяты следующие показатели:

- скоростные (бег 100 м),

- координационные качества (челночный бег 3х10 м),

- общая выносливость (бег 2000 м (дев.), 3000 м (юн.)).

Показатели физических способностей студентов представлены в табл. 4

Таблица 4

Показатели физических способностей студентов

Физические качества Контингент

девушки юноши

М ± т

Скоростные, бег 100 м (с) 16,52±0,28 14,11±0,13

Координационные, челночный бег 3х10 м (с) 9,86±0,03 7,89±0,18

Выносливость, бег 2000 м (дев), 3000 м (юн.) (мин.,с) 11,40±0,05 12,19+0,27

Результаты исследования по выявлению психофизической готовности студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» к профессиональной деятельности позволяют констатировать следующее:

- мотивационно-ценностное отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом и к их использованию в последующей профессиональной деятельности находится на низком уровне.

- уровень физического здоровья соответствует среднему уровню;

- профессионально важные психические качеств, такие как внимание и логическое мышление у студентов находятся на среднем уровне, а память - на низком уровне;

- показатели физических качеств соответствуют среднему уровню.

Таким образом, проведенные нами исследования по выявлению психофизической готовности будущих бакалавров экономики агропромышленного комплекса к последующей профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что существующие на сегодняшний день методы и формы обучения студентов по физической культуре и спорту не позволяют разрешить вопрос удовлетворения современного социума в здоровых и высококвалифицированных специалистах экономического направления.

Полученные результаты исследования мы связываем с постановкой учебного процесса по физическому воспитанию и традиционным подходом студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

На наш взгляд, на учебных занятиях по физическому воспитанию не уделяется должного внимания психофизической подготовке студентов. Мы убеждены о необходимости уже со 2 курса вводить элементы профессионально-прикладной физической подготовки, а с 3-го курса - занятия полностью должны иметь прикладную направленность.

До сегодняшнего дня, при организации и реализации учебного процесса по физическому воспитанию это очевидное положение не учитывалось в полной мере. Поэтому, на наш взгляд, целесообразным является в программно-методическое обеспечение в вузах, включение разделов профессионально-прикладной физической подготовки, которые позволят сформировать у студентов необходимые им в последующей профессиональной деятельности психофизические качества.

Таким образом, мы считаем, что для поиска путей совершенствования процесса формирования психофизической готовности бакалавров экономики к профессиональной деятельности потребуется проведение формирующего эксперимента по исследуемой проблеме.

Цель совершенствования процесса формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих бакалавров экономики агропромышленного комплекса должна основываться на требованиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, нормативных документов, и с учетом имеющихся научно-методических разработок и результатов констатирующего эксперимента определять направления формирующего этапа эксперимента:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пересмотреть и уточнить целевые ориентиры физического воспитания студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» в условиях аграрного вуза;

- скорректировать содержание учебной рабочей программы по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» («Элективные курсы по физической культуре и спорту») и их апробировать;

- разработать и ввести спецкурс «Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра агропромышленного комплекса» в учебный процесс по физическому воспитанию с целью овладения студентами необходимыми знаниями и умениями профессиональной направленности в области физической культуры и спорта, освоения компетенций;

- выявить и апробировать педагогические условия эффективного формирования психофизической готовности будущих бакалавров экономики к профессиональной деятельности.

Мы предполагаем, что при составлении содержания учебной рабочей программы по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» («Элективные курсы по физической культуре и спорту») нужно начиная со 2 года обучения сделать упор на профессионально-прикладную физическую подготовку, рассчитанную на формирование психофизической готовности будущего бакалавра экономики агропромышленного комплекса.

Необходимым условием формирования психофизической готовности бакалавра экономики агропромышленного комплекса является «погружение» студента в получаемую профессию. Этому будет способствовать изучение студентами спецкурса «Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра агропромышленного комплекса».

Спецкурс предполагает теоретическое, методическое и практическое изучение материала и решение следующих задач:

- определить круг и характер знаний, умений и навыков студентов в сфере физической культуры и спорта;

- вооружить обучающихся теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта, и умениями компетентно применять их на практике;

- привить бакалаврам экономики агропромышленного комплекса профессиональные умения и навыки использования средств физической культуры и спорта в профессиональной деятельности;

- воспитать личностные и физические качества у будущих бакалавров экономики агропромышленного комплекса.

Результативность процесса формирования психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности, по нашему мнению, должна обеспечиваться созданием в процессе физического воспитания определенных педагогических условий:

- проведение диагностики уровня психофизической готовности будущих бакалавров экономики агропромышленного комплекса к предстоящей профессиональной деятельности;

- внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию студентов курса «Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра агропромышленного комплекса»;

- использование в учебном процессе физического воспитания практико-ориентированного обучения и компетентностного подхода для формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих бакалавров экономики агропромышленного комплекса.

Выводы. Анализ полученных результатов свидетельствует о недостаточном уровне сформированности психофизической готовности студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» в условиях аграрного вуза к последующей профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость проведения формирующего эксперимента по поиску путей совершенствования процесса формирования психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности.

По нашему мнению, представленные выше направления формирующего эксперимента позволят обеспечить в процессе физического воспитания в вузе достижение необходимого уровня психофизической готовности бакалавров агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности.

Литература:

1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология: учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 243 с.

2. Алтынова Н. В., Синичкин К. Г. Психофизиологические особенности организма студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА» // Роль и место информационных технологий в современной науке: Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 2017. - С. 136-140.

3. Алтынова, Н.В. Корреляционный анализ физиологических показателей студенток // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки», 2017. - С. 10-13

4. Горбунов С. А., Дубровский А. В. Роль физической культуры в совершенствовании готовности к обучению и профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 12. - С. 13-14.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

6. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.

7. Сергеева О. Н. Формирование психофизической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности на основе аксиологического подхода средствами физической культуры и спорта // Образование и саморазвитие. - Казань, 2011. - № 4(26). - С. 168-173.

8. Таланцева В. К. К вопросу формирования готовности будущих бакалавров экономики к решению вопросов здоровьесбережения в последующей профессиональной деятельности // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации, почетного гражданина Чувашской Республики Айдака Аркадия Павловича. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. - С. 611-617.

9. Таланцева В. К., Волкова Т. И. Пути совершенствования психофизической готовности будущих специалистов экономического профиля к предстоящей профессиональной деятельности // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. - С. 109-110.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры психологии и социальной педагогики Телина Ирина Анатольевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе Егорова Галина Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево);

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры психологии и социальной педагогики Лосева Алла Аскольдовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Для выявления особенностей взаимоотношений в академической группе на этапе адаптации к условиям обучения в вузе и принятия социальной роли «студент» проведена исследовательская работа. Результаты ее заключаются в изучении особенностей и затруднений адаптационного процесса студентов к образовательным условиям вуза.

Ключевые слова: студенты, адаптация, обучение, образовательный процесс.

Annotation. The article deals with the theoretical aspects of the problem of adaptation of first-year students to the University. To identify the features of the relationship in the academic group at the stage of adaptation to the conditions of study at the University and the adoption of the social role of «student» research work. Its results consist in studying the peculiarities and difficulties of students ' adaptation process to the educational conditions of the University.

Keywords: students, adaptation, training, educational process.

Введение. Динамичные социально-экономические и политические преобразования в нашей стране привели к интеграции системы образования в единое европейское образовательное пространство, что послужило основой реформирования профессионального образования, ориентированного на формирование разносторонней личности специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности, конкурентоспособного, социально и профессионально мобильного, соответствующего вызовам времени и требованиям рынка труда.

Психологический аспект адаптации студентов к образовательной среде вуза направлен на их приспособление как личности к существованию в студенческой среде в соответствии с ее требованиями и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.