Педагогика
УДК 378.4:371.73 (571.53)
кандидат биологических наук, доцент Сухинина Ксения Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Иркутский государственный университет», (г. Иркутск);
старший преподаватель, аспирант Александрович Ольга Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Иркутский государственный университет», (г. Иркутск),
Иркутский научный исследовательский технический университет (г. Иркутск);
доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный
педагогический университет имени В. П. Астафьева, Сибирский государственный
университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева,
Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ И У СТУДЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Аннотация. В статье приведены результаты обследования 426 человек, юношей и девушек, студентов 1 курсов Иркутского государственного университета. Всего было обследовано юношей - 56 человек, из которых в контрольную группу вошло 30 практически здоровых юношей, а в экспериментальную - 26 человек (ВСД - 12 человек, ОдА -7 человек, миопия - 7 человек), средний возраст которых составил 17,2+0,4 лет. Количество девушек составило 370 человек, из которых в контрольную группу вошло 215 человек, в экспериментальную группу 155 человек (ВСД - 78 человек, ОДА - 30 человек, миопия - 47 человек). Возраст обследуемых девушек составил 18,1+0,2 лет. Изучали антропометрические показатели: рост, вес тела, индекс массы тела. Проведи контрольное тестирование с целью определения физического развития и физической подготовленности здоровых студентов и студентов, имеющих хронические заболевания. Здоровые юноши и девушки характеризовались ростом, весом тела и индексом массы тела в норме. Все студенты имели средний уровень физического развития и физической подготовленности.
Ключевые слова: студенты, физическое развитие, антропометрические показатели, физическая подготовленность, специальная медицинская группа, Иркутский Государственный Университет.
Annotation. The article describes the results of the survey of 426 people, young women and men, sophomore students of Irkutsk State University. The total amount of examined male students of the average age 17,2+0,4 was 56. The control group was made of 30 practically healthy young men and 38 students with health problems (12 people with vegetovascular dystonia, 7 people had problems with locomotor system and 7 people were with myopia) were in the experimental group. The total amount of female students was 370. The control group consisted of 215 students and the experimental group of 162 students (78 people with vegetovascular dystonia and had problems with locomotor system and 47 people were with myopia). The average age of examined female students was 18,1±0,2. The height, body weight, body mass index anthropometric indicators were in focus. It was a control test to identify physical development and physical fitness of healthy students and students with chronic diseases. The height, body weight, and body mass index of healthy students were in health. All the students demonstrated an average level of physical development and physical readiness.
Keywords: students, physical development, anthropometric indicators, physical readiness, special medical group, Irkutsk State University.
Введение. Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований [5], показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье [7].
Проблема охраны здоровья молодого поколения является одной из наиболее трудных и приоритетных задач на всех этапах развития общества. Особый социальный статус, специфические условия учебной деятельности, быта и образа жизни студентов ВУЗов отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу чрезвычайно уязвимой в социальном плане, подверженной воздействию негативных факторов общественной жизни [6].
Согласно данным исследований, наиболее часто встречающимися заболеваниями у первокурсников на 2015-2016 годы являются заболевания органов зрения (миопии различной степени тяжести), которые составили 25 % случаев [5]. На втором месте по частоте встречаемости оказались заболевания опорно-двигательной системы (нарушения осанки, сколиозы различной степени, плоскостопия), данная патология встречалась у 23,4 % первокурсников [5], на третьем месте были заболевания бронхолегочной системы у 16 % первокурсников в виде бронхиальной астмы, аллергии. Также согласно данным авторам, часто встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) в виде хронического гастрита и заболеваний желчного пузыря (14,3 % человек), а частота встречаемости заболеваний сердечно-сосудистой системы регистрировалась у 10,7 % студентов-первокурсников [8].
В условиях современной жизни здоровье молодежи подвергается большому риску. На данном этапе жизни на молодой организм оказывает большое влияние стресс, который сопровождается психофизиологическими изменениями. К таким изменениям относятся психофизиологическая адаптация, вызванная поступлением в ВУЗ. Студенты поступают на первый курс уже с имеющимися патологиями. Так же учеными преподавателями изучаются уровни подготовленности студентов оценивая их нормативными показателями. Эти данные важны для оценки общего состояния физической подготовленности у студентов среди регионов [4].
Формулировка цели и статьи. Цель исследования заключалась в выявлении и изучении особенностей показателей физического развития и физической подготовленности у юношей и девушек, занимающихся в специальной медицинской группе в сравнении с контролем.
Задачи исследования: 1. Изучить антропометрические показатели у здоровых студентов и у студентов, определенных в специальную медицинскую группу. 2. Исследовать особенности физического развития у студентов, занимающихся в специальной медицинской группе в сравнении с контролем.
3. Оценить физическую подготовленность у девушек и юношей, занимающихся в специальной медицинской группе в сравнении со здоровыми студентами.
Изложение основного материала статьи. Объектом являлись юноши и девушки, обучающиеся на первом и втором курсе Иркутского государственного университет на 6 факультетах: психологическом, химическом, географическом, биолого - почвенном, факультете филологии и журналистики, физическом.
Количество все обследованных юношей составило 56 человек, из которых в контрольную группу вошло 30 практически здоровых юношей, а в экспериментальную - 38 человек (ВСД - 12 человек, ОДА -7 человек, миопия - 7 человек), средний возраст которых 17,2+0,4 лет. Количество девушек составило 370 человек, из которых в контрольную группу вошло 215 человек, в экспериментальную группу 162 человека (ВСД - 78 человек, ОДА - 30 человек, миопия - 47 человек). Возраст обследуемых девушек составлял 18,1+0,2 лет. Распределение студентов по группам здоровья представлены в Таблице 1, 2.
Таблица 1
Структура объекта (девушки)
Курс Контрольная группа ВСД ОДА Миопия
1 курс (n=180) 107 23 18 32
2 курс (n=190) 108 55 12 15
Таблица 2
Структура объекта (юноши)
Курс Контрольная группа ВСД ОДА Миопия
1 курс (n=30) 25 2 3 0
2 курс (n=26) 5 10 4 7
Студенты были распределены по группам здоровья на основании медицинского освидетельствования, проведенного ОГБУЗ ИГП №11 (г. Иркутск) (согласно стандартному медицинскому освидетельствованию).
Антропометрические измерения и функциональное тестирование студентов 1 курсов Иркутского государственного университета проводились 1 раз в год (сентябрь-октябрь). Занятия по физической культуре проходили по индивидуально разработанной методике. По стандартной методике измеряли рост, вес тела [3], вычисляли индекс массы тела (ИМТ) [2]. Оценку ИМТ проводили согласно рекомендациям экспертов ВОЗ [2]. Контрольное тестирование для оценки физического развития и физической подготовленности проводили согласно стандартным методикам [1 ,4].
По результатам исследования была проведена стандартная статистическая обработка на персональном компьютере IBM/AT с использованием пакета статистических программ Statistica 6,1(StatSoft). Вычислялась М- взвешенная средняя арифметическая, о- среднее квадратичное отклонение, m - ошибка средней.
Правильное физическое развитие — это тот процесс, который жизненно важно необходим нашему организму, это процесс становления, а также формирования организма человека на основании физических способностей и качеств [3]. Индивидуальные особенности физического развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход. Существует перечень основных параметров физического развития или как их еще называют - показатели физической подготовленности, которым должен соответствовать организм студента: выносливость (аэробная и скоростная), гибкость тела и т.д. [9, 10]. Благодаря нормативным показателям возможна оценка состояния физической подготовленности у различных групп населения.
В результате исследования были получены данные по нормативным показателям физической подготовленности и физического развития у здоровых юношей и девушек (таб.3,4) и у студентов специальной медицинской группы (табл.5, 6).
Таблица 3
Оценка нормативных показателей у здоровых юношей на 1 курсе
Курс 100 м (сек) Прыжок в длину(м) Сгиб. тулов. (кол-во раз) Подтягивание (кол-во раз) 500 м (с) Гибкость (баллы) Бег 10*5 (сек)
1 (n=25) 14,1+1,4 235,6±28 25,9+4,4 10,04+5,6 3,9+2,4 3,1+ 1,02 1,6+0,7
Норма 13,8-15 200-230 25-30 15-20 1,3 -2,0 1«отлично» 2«средний» 3«удов.» 8,2-7,3
У юношей показатели, характеризующие уровень физического развития, а именно выносливость (аэробная и скоростная), при которой организм способен придерживаться одного темпа и противостоять переутомлению, к ним относят бег 500 м. Показатели скоростной выносливости, а именно бег на 100 м составляет на 1 курсе 14,1+1,4 секунд, при норме 13,8-15 секунд. Прыжок в длину на 1 курсе 235,6+28,8 м, при норме 200-230 м. Показатель выносливости - челночный бег, составляет на 1 курсе 1,6 ± 0,7 сек. Подтягивание согласно норме составляют от 9-13 раз, в возрастной период от 18 до 24 лет. Сгибание
туловища на первом курсе у юношей 10,04±5,6 раз. На первом куре у юношей данный показатель составляет 25,9±4,4 раз. Гибкость составляет на 1 курсе 3,1± 1,02 балла. Полученные данные указывают на то, что у юношей в первый период обучения уровень гибкости развит слабо.
Характеристика нормативных показателей у здоровых девушек по уровням физической подготовленности была следующая: показатели силовой выносливости, а именно показатели бега на 100 м составляют на 1 курсе 17,8±2,2 секунд, при норме 16,5-17,5 секунд. Прыжок в длину на составляет 1 курсе 171,6±30,6 м, при норме 170-195 м. Сгибание туловища из положения лежа на первом курсе у девушек данный показатель составляет 24,1±6,2 раз.
Показатель гибкости оценивали по баллам и составляет на 1 курсе 2,2±1,5 балла и находится на среднем уровне (Таб. 4).
Таблица 4
Оценка нормативных показателей у здоровых девушек на 1 курсе
Курс 100 м (сек) Прыжок в длину(м) Сгиб.тул (кол-во раз) Подтягивание (кол-во раз) 500 м (мин) Гибкость (баллы) Бег 10*5 (сек)
1 (п=180) 17,8±2,2 171,6±30,6 24±6,2 10,1±9,3 2,8±1,4 2,2± 1,5 9,2 ± 1,5
Норма 16,5-17,5 170-195 15-25 10-15 2,1-2,5 1«хоро-шо» 2«сред-ний» 3«удовл.» 9,3-8,4
Студенты, юноши и девушки, занимающиеся в основной группе, выполняют нормативные показатели физической подготовленности на среднем уровне. У студентов специальной медицинской группы система занятий физической культурой существенно отличается от занятий со здоровой группой. Она построена с учетом ограничений в состоянии здоровья.
По данным Таблицы 5 видно, что у юношей, занимающихся в СМГ, сгибание туловища на первом курсе составляет 29,6 ±7, 5 раз в 1 минуту. Показатель гибкости тела 3,1±0,9 у юношей.
Таблица 5
Оценка нормативных показателей у юношей, занимающихся в СМГ на 1 курсе
Курс Сгибание туловища (кол-во раз) Гибкость «Складка» (раз) Сгибание/разгибание рук (раз) Лодочка (сек) Присед (кол-во повторов)
1 (п=17) 29,6 ±7,5 3,1 ±0,9 18,6± 11,1 26,5± 4,5 80,9±31,0 45,5± 9,6
Показатель гибкости тела н первом курсе составил 3,1±0,9 балла у юношей и находится на низком уровне. Сгибание\разгибание рук, характеризует силу мышц верхних конечностей, и составляет на первом курсе 26,5±4,5 раз. Упражнение «лодочка», характеризующее силу и выносливость мышц поясницы, данный показатель составил 80,9±31,0 секунд. Приседания характеризует мышечную силу и выносливость мышц сгибателей/разгибателей бедра, ягодичных, и составляет на первом курсе 45,5±9,6. Таким образом, установлено, что уровень физической подготовленности у студентов СМГ является средним.
У девушек, занимающихся в СМГ, показатель сгибания туловища на первом курсе составил 29,5±7,6 раз в 1 минуту. Показатель гибкости тела на первом курсе составил 3,1±0,9 (Таб. 6).
Таблица 6
Оценка нормативных показателей у девушек, занимающихся в СМГ на 1 курсе
Курс Сгибание туловища (кол-во раз) Гибкость «Складка» (одновременные подъемы рук и ног) Сгибание/разгибание рук (раз) Лодочка (сек) Присед (кол-во повторов)
1(п=32) 29,5± 7,6 3,1± 0,9 18,9± 10,9 26,6± 4,5 80,2±35,3 45,4± 9,7
Тест сгибание\разгибание рук, характеризует силу мышц верхних конечностей, и составил раз 26,6±4,5 раз. Упражнение «лодочка», характеризующее силу и выносливость мышц поясницы, данный показатель составил 80,2±35,3 секунд на первом курсе. Приседание характеризует мышечную силу и выносливость мышц сгибателей/разгибателей бедра, ягодичных, и составил на первом курсе 45,4± 9,7 раз.
Выводы. Таким образом, согласно полученным данным, можно сделать выводы:
1. Здоровые юноши и девушки характеризуются средними показателями физического развития: рост, вес, ИМТ был в норме.
2. нормативные показатели выполняются на среднем уровне у двух групп студентов, основной и СМГ.
Литература:
1. Александрович О.Ю. Оптимизация учебных занятий в специальной медицинской группе студентов Иркутского Государственного Университета / О.Ю. Александрович, А.Ю. Колесникова, К.В. Сухинина. -учебно-метод. пособие., Иркутск, Изд-во Иркут. гос. ун-та, - 201 б. - б7 с.
2. Алимов А.В. Техника и методика антропометрических измерений: Практическое пособие для медицинских сестер и инструкторов физкультуры / А.В. Алимов / М., Медгиз, 1975. - 30 с.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.
4. Гилев Г.А. Физическое воспитание в ВУЗе / Г.А. Гилев: Учебное пособие. - Москва, 2007. -151-1б2 с.
5. Колесникова Л.И. Состояние здоровья и особенности образа жизни студентов-первокурсников Иркутского государственного университета / Л.И. Колесникова и [др.] // Фундаментальные исследования. -№1. (часть 3). - 2015. - 522-527 с.
6. Радкевич Ю.А, Сухинина К.В. Особенности рациона питания студентов с различным уровнем физической подготовленности / Ю.А. Радкевич, К.В. Сухинина // материалы Международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию кафедры физкультурно-оздоровительного центра Иркутского государственного университета Иркутск, 23-24 июня 2017 г. - Иркутск, Изд-во ИГУ, 2017. - 121-129 с.
7. Сухинина К.В. / Двигательная активность как фактор психофизиологического здоровья студентов / К.В. Сухинина: Учебное пособие., Иркутск, Изд-во Иркут. гос.ун-та, - 2009. - 114 с.
8. Сухинина К.В. Методические особенности проведения занятий по физической культуре со студентами, занимающимися в специальной медицинской группе / К.В. Сухинина / Десятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. В 2 т.: материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ». - Иркутск: Изд-во ИГУ, Том.1., 2017. - С. 42б-432.
9. O'Connor John S. Physiology of physical training / John S. O'Connor, William Park // Ann Med Milit Belg. - 1994. - Vol. 8, N 3. - P. 10-15.
10. Karvaonen M. J. Heart rate and exercise intensity during sport activities: Practical application / M. J. Karvaonen, T. Vuorima / Sport Medicine. - 1988. - Vol. 5. - P. 303-312.
Педагогика
УДК 796: 61: 378
кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Алтынова Надежда Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Чебоксары); кандидат медицинских наук, доцент Волкова Татьяна Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется состояние психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности. Авторами представлены результаты констатирующего эксперимента и предложены пути по совершенствованию психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: студенты, психофизическая готовность, бакалавр экономики, профессиональная деятельность.
Annotation. The article analyzes the state of psychophysical readiness of bachelors of the economics in the agro-industrial complex for professional activities. The authors present the results of the ascertaining experiment and suggest ways to improve the psychophysical readiness of bachelors in the economy of the agro-industrial complex. Keywords: students, psychophysical readiness, bachelor of economics, professional activity.
Введение. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в российском обществе требует от высшей школы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных выпускников экономического направления [81 агропромышленного комплекса, обладающих не только фундаментальными знаниями, умениями в области профессиональной деятельности, но и совокупностью определенных психофизических качеств, которые в дальнейшем позволят продлить профессиональное долголетие специалиста, поддерживать на высоком уровне его работоспособность и проводить профилактику профессиональных заболеваний.
М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, рассматривая готовность к деятельности и ее структурные компоненты, считают, что психофизический компонент заключает в себе функционирование психики и физиологических систем, обеспечивающих эффективность жизнедеятельности специалиста. По их мнению, любая деятельность предъявляет определенные требования не только к памяти, мышлению, восприятию, свойствам нервной системы, воображению, темпераменту человека, но и к его физическим способностям [51.
Применение средств физической культуры и спорта является важным фактором в психофизической подготовке студентов вне зависимости от получаемой профессии [41, [71.
В соответствии с профессиограммой экономиста и профессиографическими методами исследований условий и характера их труда, наиболее важными профессиональными качествами являются: сообразительность, энергичность, предприимчивость, умение совершать выгодные сделки и владеть собой,