Анализ производства и реализации продукции растениеводства на сельскохозяйственном предприятии
сч £
Б
а
2 ©
Пугачева Людмила Валерьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление социальными и экономическими системами», ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова», [email protected]
Чепец Елена Сергеевна,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», [email protected]
В данной статье проведен анализ объема производства и реализации продукции, анализ прибыльности и доходности товарного портфеля, а также анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства на конкретном сельскохозяйственном предприятии. Рассмотрен экономический анализ как выведение экономических закономерностей на основе исследования соответствующих фактов экономической действительности, разложение экономики на отдельные части, именуемые экономическими категориями. Подробно показана взаимосвязь качественных и количественных показателей в системе зависимостей результативных показателей (объема продукции, издержек на производство продукции себестоимости единицы продукции) от названных выше качественных показателей. Особое внимание уделено анализу качества и конкурентоспособности продукции, поскольку именно повышение качества продукции - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Конкуренция — рыночный механизм, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных отношений и является способом оздоровления экономики. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет высоких цен. Анализ структуры реализованной продукции растениеводства, произведённой в ООО «Заря Дона», т.к. именно это предприятие является наиболее типичным для Ростовской области с точки зрения производства и реализации продукции растениеводства. В статье также проведен анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства, который способствует совершенствованию мер по повышению эффективности управления сельскохозяйственным предприятием. Ключевые слова: производство, реализация, анализ, рентабельность, прибыль, себестоимость.
Экономический анализ - выведение экономических закономерностей на основе исследования соответствующих фактов экономической действительности, разложение экономики на отдельные части, именуемые экономическими категориями, и их анализ.
Система показателей развивается в ходе планирования, учета и анализа, разработки систем и подсистем экономической информации [1].
Взаимосвязь показателей определяется объективными условиями производства и обращения продукции. Так, факторы, связанные с использованием рабочей силы, подразделяются на количественные и качественные. Количественные — численность производственных работников, качественные — производительность их труда и обратный ему показатель — трудоемкость. С помощью этих показателей можно составить цепочки зависимостей результативных показателей (объема продукции, издержек на производство продукции себестоимости единицы продукции) от названных выше качественных показателей.
Анализ объема производства и реализации продукции - это один из основных показателей, характеризующих деятельность организации. Объем реализации крайне важен для расчета прибыли от продажи, которая в наибольшей степени формирует финансовый результат организации.
По экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение их качества влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность организации. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Анализ выпуска, отгрузки и реализации продукции, работ и услуг проводится в определенной последовательности и начинается с анализа динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
Схематично этапы анализа объема производства и реализации продукции изображены на рис. 1.
Результаты деятельности организации во многом определяются ассортиментом, структурой производства и реализации продукции. В составе готовой продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы этого избежать необходимо проводить анализ ассортимента и структуры продукции.
Следующим этапом анализа является анализ качества и конкурентоспособности продукции. Повышение качества продукции -одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет высоких цен.
Рассмотрев динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнение договоров поставки, необходимо установить факторы изменения объема продукции. Это и является конечным этапом анализа выпуска, отгрузки и реализации продукции [3].
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Основными показателями объема
Рис. 1. Этапы анализа выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции Таблица 1
Анализ структуры реализованной продукции растениеводства, произведённой в ООО «Заря Дона»
Структура продаж, тыс. руб. 2013 год 2014 гад
Сумма рсализапи. тыс. руб. доля в % в общей сумме выручки от продаж Сумма реализации . тыс. руб. доля В 0 0 в общей сумме выручки от продаж
Зерновые и зернобобовые (озимые и яровые) без кукурузы 49413 65,94 88122 74,98
Подсолнечник 9176 12,24 19007 16.17
Кукуруза на зерно 7652 10,21 5180 4.41
[ [рочие культуры 8696 11,60 5220 4.44
Всего по растен иеводстеу 74937 100 117529 100,00
Таблица 2
Анализ прибыльности и доходности товарного портфеля ООО «Заря Дона» за 2014 год
II 1.1 продуктом Объем сбыта, тыс. руб. Извинение Себеста&юсть производства, тыс. руС. Изменение При íyCbrt [ :|> .;м п ■Vi ОТ к, тыс. Ú. Изменение Рента(>епьност ь продаж, % Нзмененн с
2013 г. 3014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 т. 2013 т. 2014 г.
Озимые зерновые 44557 83801 3S244 35004 70815 35311 9553 11986 2433 21,44 14,48 -6,96
Поасшнечнкк 9176 19010 9834 8127 18200 10073 1049 810 -239 11.43 1,26 -7,! 7
Кукуруза 7652 5180 -2472 11512 6004 -5508 -3860 -824 3036 -50,44 -15,91 34,54
Лен JS09 2361 -35« .1878 2176 -1702 1931 85 -1846 33,24 3,76 -29,48
Я"[.чень 4857 32 49 -1608 4062 3068 -994 795 181 -614 16,37 5,57 -10,80
Прочая продукция 1мегениев(У1ст& 2886 5028 2142 3062 7427 4365 -!76 -2399 -2223 -6,Ю -47,71 -41,61
ИТОГО: 74937 117529 J2592 656-15 107690 42045 9292 9839 547 12,40 8,37 -4.03
производства промышленного предприятия служаттоварная и валовая продукции. В настоящее время валовая продукция не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия. Однако он оценивается предприятиями, так как данные о произведенной валовой продукции необходимы для исчисления чистой продукции и для выяснения динамики производства.Товарная продукция, или, как ее называ-
ют в настоящее время, объем продукции представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для реализации на сторону [1].
В условиях рыночной экономики объем продаж стимулирует высокопроизводительный труд, повышение качества продукции, получение прибыли [4].
Изменение структуры, номенклатуры и ассортимента выпуска и реализации изменяет
все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При увеличении удельного веса дорогостоящей продукцииувеличивается объем выпуска в стоимостном выражении,и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот [5].
Анализ структуры произведенной и реализованной продукции представлен в табл. 1.
Как видно из табл. 1, представленной выше, основную часть произведенной продукции в 2014 года занимают зерновые культуры (около 75%), что на 10% больше, чем в 2013 году. Второе место занимает подсолнечник - около 16%, и незначительная доля остается кукурузе на зерно и прочим культурам - менее 5%.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Анализ эффективности изменения ассортимента предприятия необходимо начать с расчета сокращения затрат на продвижение продукции (стимулирование сбыта) в результате отказа от сотрудничества с мелкой розничной сетью [6].
В табл. 2 отражён анализ прибыльности и доходности товарного портфеля ООО «Заря Дона» за 2014 год.
Как видно из табл. 2, в целом, рентабельность продаж практически по всем позициям положительна, за исключением кукурузы - в ней она составила около -50% и прочей продукции растениеводства - около -6%.
Рентабельность продаж озимой пшеницы составила чуть больше 21%, подсолнечника - чуть больше 11%, льна -
О
ю i
*
2 е
6
сч £
Б
а
2 ©
около 33%, ячменя - чуть больше 16%. Итого общая рентабельность продаж в ООО «Заря Дона» за 2014 год составила чуть больше 12%, что свидетельствует о положительной динамики реализации продукции.
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереали-зационных цен.
Рентабельность производственной деятельности(окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции: Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции в ООО «Заря Дона» за 2013-2014 года представлен в табл. 3.
Данные табл. 3 показывают, по каким основным видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.
Таким образом, факторный анализ прибыли от продаж показал, что прибыль в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась за счет повышения объемов реализации пшеницы
Таблица 3
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции в ООО «Заря Дона» за 2013-2014 годы
Объем лроцазк, Ц Цена 1ц, руб. Себестоимость 1ц, руб. ОЛ прибыв [•и гк. п к ■6. Изменение суммы 1.:¡.'Лтыс. руб.
2013 г. ■зон г 2013 г. 2014 г 2013 г 1014 г 2013 г. 2014 г. общее В том числе за счет
объема продаж пени сейестоимост и
Пшсшща 67552 120776 659 685 535 585 9553 11986 2433 53224 26 50
Просо 0 4005 0 517 0 478 0 -39 -39 4005 517 478
Кукуруза 1о808 8276 455 626 688 593 -3860 -824 3036 -8532 171 -95
Подсолнечник 9Ж 11591 978 1639 867 1635 1049 К10 -239 2209 661 768
Ячмень 2178 5182 532 627 697 596 795 181 -614 3004 95 -101
Прочая про-дукцтгя раст&-нисбодства жо 587 т 570 694 -176 -2399 -2223 1525 109 124
Итого 104275 159710 3211 4790 3357 4581 7361 9715 2354 55435 1579 1224
Таблица 4
Анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства
2013 г. 2014 1
Виды продукции Себестоимость, тыс. руб. Выручка за продукцию тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность продукции, % Себестоимость, тыс. руб. Выручка за продукцию тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность продукции, %
Зерновые - всего 50620 57065 6445 11,29 82036 93302 11266 12.07
в том числе: пшеница 35047 44557 9510 21,34 14407 15899 1492 9,38
кукуруза 11511 7652 -3859 -50,43 6004 5180 -824 -15.91
ячмень 4062 4857 795 16.37 3068 3249 181 5.57
лен 3878 5809 1931 33,24 2176 2261 85 3,76
подсолнечник 8127 9176 1049 11,43 18201 19007 806 4,24
Прочая продукция растениеводства 3062 2886 -176 -6,10 7427 5028 -2274 -45,23
Всего по растениеводству 65645 74937 9292 12.40 107731 117529 9798 8,34
на 53224 тыс. руб., а так же за счет введения в товарооборот просо.
В целом по исследуемому предприятию за счет изменения этих факторов прибыль в 2014 году по сравнению с 2013 увеличилась с 7361 тыс. руб. до 9715 тыс. руб.
Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием
изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от: уровня продажных цен и от уровня себестоимости продукции.
На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг
оказывают влияние следующие факторы: изменение структуры и ассортимента продукции; изменение себестоимости; изменение уровня цен.
Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от средне-реализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Для оценки динамики уровней рентабельности товарного выпуска отдельных видов продукции необходимо по видам продукции фактические показатели отчетного года сопоставить с фактическими показателями за предшествующий год, что позволит определить тенденцию рентабельности изделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.
В табл. 4 отражен анализ полученных результатов от деятельности анализируемого сельскохозяйственного предприятия в отрасли растениеводства.
Из табл. 4 видно, что рентабельность продукции в 2014 году уменьшилась и составила около 8%(в 2013 - около 12%). Однако прибыль от реализации продукции растениеводства в 2014 году увеличилась и составила 9798 тыс. руб. (по сравнению с 2013 г. - 9292 тыс. руб.).
Так же можно сделать вывод, что наиболее выгодным является производство и реализация зерновых культур, так как у них высокий процент рентабельности - около 12%.
Литература
1. Кибиткин А.И. Учет и анализ в коммерческой организации: монография. / А.И. Кибиткин , А.И. Дрождинина, Е.В. Му-хомедзянова, О.В. Скотаренко - М.: Академия Естествознания,
2012. - С. 215.
2. Селезнев Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнев. - М.: Юни-ти-Дана, 2012.- С. 567.
3. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / И.Н. Чуев. Л.Н. Чуева. - М.: Дашков и К, 2012. -С. 87.
4. Войтоловский Н.В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник для вузов / Н.В. Войтоловский.- 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,
2013. - С. 145.
5. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. / Ю.В. Богатин - М.: изд. стандартов, 2012. - C. 87-92.
6. Казакова Н.А. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Н.А. Казакова - М.: ИНФРА-М, 2014 - С.124.
Production ana ysis and sa es of products of crop production on agricu tura enterprise Pugacheva .V., Chepets E.S.
South-Russian state Po ytechnic University (NPI) named after M. I. P atov, Don state agrarian University This artic e ana yzes the vo ume of production and sa es, profitabi ity ana ysis and profitabi ity of product portfo io, as we as ana ysis of financia resu ts from the sa e of crop production on a particu ar agricu tura enterprise. Considered as an economic ana ysis of the e imination of economic aws based on a study of the re evant facts of economic rea ity, the expansion of the economy into separate parts, referred to as economic categories.
Detai shows the re ationship of qua itative and quantitative indicators in the system dependencies productive indicators (vo ume of production, costs of production unit costs) of the above-mentioned qua ity indicators. Particu ar attention is paid to ana ysis of the qua ity and competitiveness of products, since it is to improve the qua ity of products - a form of competition, winning and retaining market positions. Competition - a market mechanism, which is rea ized in the form of interaction between market actors and the fight between them for the most favorab e conditions for capita investment. Competition in the market conditions contributes to the formation of economic re ations and is a way of economic recovery. The high eve of qua ity increases the demand and increase the amount of profit not on y through sa es but a so due to high prices. Ana ysis of the structure of sa es of crop produced in the C «Zarya Don» because this is what the company is the most typica of the Rostov region in terms of production and sa es of crop. The artic e a so ana yzes the financia resu ts from the sa e of crop production, which contributes to the improvement of measures to improve the management efficiency of the agricu tura enterprise.
Key words: production, imp ementation, ana ysis, profitabi ity, profit, cost.
References
1. Kibitkin AI Accounting and ana ysis of
the commercia organization: a monograph. / AI Kibitkin, AI Drozhdinina, EV Muhomedzyanova, OV Skotarenko - M .: Academy of Natura Sciences, 2012. - 215 pp.
2. N. Se eznev The financia ana ysis.
Financia Management / NN Se eznev. - M .: Unity-Dana, 2012.- 567 pp.
3. Chuev IN Comprehensive economic
ana ysis of economic activity: the textbook for high schoo s / IN Chuev. N Chueva - M .: Dashkov i K, 2012. -S. 87.
4. Voyto ovsky NV Economic ana ysis.
Basic theory. The comp ex ana ysis of economic activities of the organization: the textbook for high schoo s / NV Voyto ovskiy.- 4 - ed., Revised. and ext. - M .: Yurayt, 2013. - S. 145.
5. Bogatin Y Economic eva uation of the
qua ity and efficiency of the enterprise. / JV Bogatin - M .: ed. Standards, 2012. - C. 87-92.
6. NA Kazakova Marketing ana ysis: Textbook / NA Kazakov - M .: INFRA-M, 2014 - S. 124.
О
Ю
5
*
2 e
6