ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.0
З. В. Горбачёва, А. П. Чернявская
Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника
В статье описывается опыт формирования профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений на основе поэтапного анализа профессиограмм соответствующих специальностей, моделей личности и моделей деятельности специалиста. Анализ профессиограмм последовательно выполняет различные функции - от информационной до прогностической и способствует переносу сформированных компетенций на будущую деятельность.
Ключевые слова: профессиограмма, компетенции, модель деятельности специалиста, модель личности, студенты.
Z. V. Gorbachiova, А. P. Chernyavskaya
Analysis of Professional Activity as a Basis to Form Graduate's Professional Competences
In this article the process of development of professional competences was described. Students of professional colleges develop their competences, studying psychological description of profession, a model of professional activity, a model of personality's features. This analysis helps them to use competences in their jobs.
Key words: a psychological analysis of profession, competences, a model of professional activity, a model of personality, students.
В федеральных образовательных стандартах профессионального образования третьего поколения в качестве результата образования выступают общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник в процессе обучения. Такое понимание результата призвано повысить качество образования и нацелить преподавателей на подготовку работников для конкретных сфер экономики, а не просто на передачу знаний по отдельным предметам. Развитие компетенций, обозначенных в стандартах, происходит в процессе обучения по отдельным предметам. В итоге всего цикла профессиональной подготовки выпускник должен быть готов к работе по специальности на определенных рабочих местах (должностях), то есть иметь набор профессиональных компетенций, соответствующий не учебным дисциплинам, а рабочему месту.
И здесь мы сталкиваемся с противоречием. Студент приобретает профессиональные компетенции по кластерам, разработанным и подаваемым преподавателями отдельных учебных дис-
© Горбачёва З. В., Чернявская А. П., 2012
циплин и связывает компетенции с учебными дисциплинами, а не с профессиональной деятельностью. Более того, компетенции, требуемые работодателем в отдельных сферах экономики, не совпадают с компетенциями, заявленными в стандартах и, следовательно, развиваемыми в процессе обучения. Рассмотрим данный тезис на примере железнодорожной отрасли.
Модели специалиста, существующие на железнодорожном транспорте, включают функциональные обязанности специалиста, систему профессионально-значимых признаков объекта труда, образ профессии, а также совокупность профессионально значимых личностных черт. Перечень компетенций, которым отвечает выпускник техникума, сгруппирован по трем составляющим: социограмма, профессиограмма, психограмма.
Требования работодателя для железнодорожных специальностей сформулированы в документе «Система оценки профессиональной компетентности молодого специалиста в системе РЖД». Этот документ заполняется ежегодно на
Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника
каждого молодого специалиста службой управления персоналом, к нему прикладывается протокол оценки, в котором имеется сводный балл. Этот сводный балл используется для включения молодого специалиста в резерв на выдвижение.
Проведенный анализ показал, что критерии работодателя совместимы с общими компетенциями ФГОС СПО лишь частично (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение общих компетенции по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей и требований системы оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД
№ Общие компетенции по ФГОС СПО для железнодорожных специальностей Система оценки профессиональной компетентности молодого специалиста ОАО РЖД
1 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 1. Лидерство 1.2. Ответственность за результат и взятые обязательства
2 1.3. Эффективное использование ресурсов, техники, инструментов
3 ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием: на себя ответственности за результат выполнения заданий 1.4. Организаторские
4 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 2. Компетентность 2.1 Понимание и принятие стратегии Компании
5 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 2.2. Знание и выполнение функциональных обязанностей
6 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации 2.3 Ориентация на развитие
7 ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4 2.4. Специальные знания
8 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности 2.5. Дополнительные специальные знания
9 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 3. Ориентация на качество работы 3.1. Качество в работе
10 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 4. Ориентация на клиента
11 ОК З. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности 5. Креативность. Творчество и инноваци-онность
12 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 6. Корпоративность 6.1. Лояльность к Компании
13 ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями 6.2. Ориентация на командную работу
Для разработки содержания профессиональных компетенций будущих специалистов необходим глубокий анализ профессиональной деятельности. С целью формирования необходимых профессиональных и общих компетенций, отвечающих требованиям и работодателя, и стандартов, мы предлагаем использовать поэтапное профессиографирование. В железнодорожной отрасли по многим железнодорожным специальностям анализ профессий был проведен в лабо-
раториях профессионального отбора. На его основе были составлены профессиограммы разного уровня, которые используются в отрасли на стадии профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Перенести частично сформированные профессиональные компетенции с учебной дисциплины на будущую профессиональную деятельность студент может в период практики, а также в процессе реализации (как курса по выбору)
«Программы личностного и профессионального самоопределения», опирающейся на технологии становления профессионального самосознания, формирования образа будущего рабочего места, самооценку, рефлексии и формирования профессиональных компетенций. Данная работа проводится в Ярославском техникуме железнодорожного транспорта не первый год.
Существующие модели специалиста и про-фессиограммы в процессе работы были конкретизированы в модели деятельности и модели личности специалиста. В модели деятельности выделяются следующие блоки:
- предметно-инструментальный, включающий стандартные ситуации, типичные профессиональные задачи, виды работ, функции специалиста;
- блок социокультурных компонентов, включающий социальные и субъективные параметры личности (цели, ценности, особенности профессионального мышления);
- блок психологических характеристик (стиль деятельности, тип личности, характеристики интеллекта);
- психофизиологические характеристики (состояние здоровья, функциональное состояние, резервы организма), необходимые для обеспечения надежности работы специалиста в зоне повышенной опасности ОАО РЖД.
На основе анализа структуры деятельности строится модель личности специалиста, отражающая требуемый уровень развития профессиональных компетенций, необходимых для деятельности на конкретном рабочем месте. Она включает:
- психофизиологические характеристики: свойства анализаторов, их функциональные осо-
Соотношение слоя фундирования и
бенности, особенности высшей нервной деятельности,
- особенности психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, а также потребности и мотивы,
- устойчивые личностные образования: особенности интеллекта, способности, особенности характера, направленность личности.
Координирующую роль выполняет система самоуправления личности, которая включает оценочный (самооценка, самопознание), целепо-лагающий (постановка целей, уровень притязаний) и регулирующий (воля, самоконтроль) уровни.
В основе качественной подготовки специалиста лежит мониторинг профессионального становления личности и профессиональных компетенций будущего специалиста в форме поэтапного профессиографирования.
Специально организованная целенаправленная систематическая работа профессиографиче-ского характера по углублению, конкретизации и индивидуализации образа будущей профессии проводится начиная с первого курса обучения. На различных этапах профессионального обучения студент, проводя самоанализ и определение уровня сформированности профессиональных компетенций, сможет выбрать одну из должностей (профессиональных мест) и прогнозировать свое профессиональное развитие и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию на стадии узкой специализации. Данный подход хорошо согласуется с концепцией фундирования, предложенной В. Д. Шадриковым [1], согласно которой выделяется три слоя фундирования: профессиональный, собственно фундирование и технологичный (табл. 2).
Таблица 2
ээтапного профессиографирования
№ Слой фундирования Период проф. подготовки специалиста Результирующий метод, форма контроля и целеполагания в период профессиональной подготовки
1 Профессиональный (база) 1-11 семестры Описательные (информационные) профессиограммы ряда смежных профессий и рабочих мест. Функция - информационная
2 Собственно фундирование (база специальности) Ш-1У семестры Учебная практика и аналитическая профессиограмма конкретного рабочего места, должности с выделением операци-онно-технологической структуры труда и психологической структуры деятельности субъекта труда. Функция - диагностическая
3 Технологичный (конкретика) У-УШ семестры Практики по профилю специальности и системное профес-сиографирование рабочего места с психограммой и социо-граммой Функция - прогностическая
Анализ профессиональной деятельности как основа формирования профессиональных компетенций выпускника
Каждый слой фундирования завершается практикой, в ходе которой происходит систематизация полученных ранее знаний Преддипломная практика и разработка индивидуальной программы профессионального развития (реализация задачно-личностного подхода по А. К. Марковой)
На основе данного подхода к четвертому (последнему) курсу обучения можно выделить группу студентов, которые уже проявили себя как обладающие целью, могут разбивать данную цель на задачи и контролировать ее достижение. Как правило, у таких студентов развито стратегическое мышление, встроенное в систему ОАО РЖД, и тактическое мышление, основанное на анализе деятельности и разработке технических аспектов работы. Они проявляют тенденции к работе на руководящих должностях. Для того чтобы данные студенты могли развивать свою компетентность в области руководства людьми,
ССУЗ может предложить, факультативный курс «Управленческой психологии» и выпускать их с повышенным уровнем образования. Данный подход даст выпускникам возможность карьерного роста и возможность проявить свои способности в профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы [Текст] : учеб. пособ. / под ред. В. Д. Шадрикова. - М. : Гардарики, 2002.