Научная статья на тему 'Анализ проектных циклов ебрр и абр в Кыргызской Республике'

Анализ проектных циклов ебрр и абр в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / УЛУЧШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / ПРОГРАММА КРЕДИТОВАНИЯ В МЕСТНОЙ ВАЛЮТЕ / INVESTMENT CLIMATE / POVERTY REDUCTION / INCLUSIVE ECONOMIC GROWTH / IMPROVE ENERGY EFFICIENCY / FINANCIAL REPORTING / FINANCIAL SECTOR / LOAN PROGRAM IN LOCAL CURRENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умуралиева А. Ш.

В данной статье раскрыт анализ проектных циклов Европейского банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития, направленных на оказание помощи в совершенствовании законодательной и регулятивной среды для улучшения бизнес-среды, расширение доступа к финансированию на приемлемых условиях по всей стране и повышение надежности энергоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROJECT CYCLE EBRD AND ADB IN THE KYRGYZ REPUBLIC

In this article the analysis of project cycles, European Bank for Reconstruction and Development and Asian Development Bank, aimed at assisting in improving the legal and regulatory environment to improve the business environment, enhancing access to financing on acceptable terms throughout the country and increase of reliability of energy supply.

Текст научной работы на тему «Анализ проектных циклов ебрр и абр в Кыргызской Республике»

УДК 339.92 (043.3); (572.2)

А.Ш. Умуралиева

старший преподаватель, Кызыл-Кийский институт технологии, экономики и права, Баткенский государственный университет, г. Кызыл-Кия, Киргизия

АНАЛИЗ ПРОЕКТНЫХ ЦИКЛОВ ЕБРР И АБР В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В данной статье раскрыт анализ проектных циклов Европейского банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития, направленных на оказание помощи в совершенствовании законодательной и регулятивной среды для улучшения бизнес-среды, расширение доступа к финансированию на приемлемых условиях по всей стране и повышение надежности энергоснабжения.

Ключевые слова: инвестиционный климат, сокращение бедности, инклюзивный экономический рост, улучшение энергоэффективности, финансовая отчетность, финансовый сектор, программа кредитования в местной валюте.

A.Sh. Umuraliyeva, Kyzyl-Kiya Institute of Technology, Economics and Law, Batken State University, Kyzyl-Kiya, Kyrgyzstan

ANALYSIS OF THE PROJECT CYCLE EBRD AND ADB IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Abstract. In this article the analysis of project cycles, European Bank for Reconstruction and Development and Asian Development Bank, aimed at assisting in improving the legal and regulatory environment to improve the business environment, enhancing access to financing on acceptable terms throughout the country and increase of reliability of energy supply.

Keywords: investment climate, poverty reduction, inclusive economic growth, improve energy efficiency, financial reporting, financial sector, loan program in local currency.

Одной из характерных черт современных международных отношений становится все более возрастающая роль международных организаций, и в частности международных региональных банков развития. В этом находят выражение усложнение и расширение сферы международных отношений, обусловившие развитие, как многосторонней дипломатии, так и более широкого сотрудничества на международном уровне в разных областях

В настоящее время Кыргызская Республика осуществляет экономические связи со странами СНГ и более чем с 50 странами дальнего зарубежья. Инвестиционное сотрудничество с этими странами, а также с различными международными институтами является одним из важных факторов стабилизации и дальнейшего развития экономики республики.

Решение этих задач, а также интенсивное развитие отношений с международными организациями во многом способствует вхождению и адаптации нашей республики в мировое сообщество.

Наилучшие результаты достигаются в тех сферах, где помощь используется на повышение уровня и качества жизни бедных слоев населения. В этом случае в нашей стране огромную роль играют международные региональные банки развития, а именно: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатский банк развития (АБР).

Активное присутствие ЕБРР во всех странах его операций обеспечивается через

сеть из более чем 30 представительств на местах. Они позволяют получать обширную информацию о социальной, экономической и политической обстановке в регионе операций, служат подспорьем в подготовке и реализации новых и отслеживании уже действующих проектов.

Европейский банк реконструкции и развития вложил рекордные средства в Центрально-Азиатский регион в 2015 году. Инвестиции выросли на 75% , с 803 миллионов евро в 2014 году до 1,4 млрд евро. Количество проектов возросло с 71 до 82. Общее финансирование ЕБРР в регионе, таким образом, достигло более чем 10 млрд евро.

Применяемый ЕБРР гибкий подход позволяет ему откликаться на конкретные нужды своих клиентов. Для каждого финансируемого им проекта ЕБРР выделяет группу специалистов, обладающих конкретным отраслевым, региональным, правовым и природоохранным опытом работы. Подход ЕБРР к реализации проектов построен по аналогии с подходом коммерческих банков.

К рассмотрению принимаются только коммерчески рентабельные проекты, которые финансируются на коммерческих условиях.

Учитывая все многообразие рисков, с которыми приходится сталкиваться инвесторам, ЕБРР предлагает им широкий набор инструментов распределения рисков, чтобы повысить коммерческую надежность их операций и оградить их от политических рисков. В целях оценки и принятия на себя рисков, создания благоприятных условий для финансирования он использует свои контакты с правительствами, статус привилегированного кредитора и крупный портфель проектов.

ЕБРР не вытесняет частные источники финансирования, а дополняет их. Он вкладывает капитал только там, где без него нельзя обойтись, т.е. финансирует те проекты, на которые невозможно получить средства из других источников на аналогичных условиях. ЕБРР работает с партнерами, привлекая других инвесторов и стимулируя процесс мобилизации их средств, объем которых на сегодня уже втрое превысил ресурсы, предоставленные самим ЕБРР.

Пропзводгтво п

\1ynnr инфра

й

АПК 10%

42%

Рисунок 1 - Отраслевая структура инвестиционно-проектных займов и инвестиций в капитал

ЕБРР тесно сотрудничает со многими другими международными организациями, в частности с международными финансовыми учреждениями (МФУ), такими, как Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и Международный валютный фонд.

Вместе с тем он играет свою уникальную роль, и у него иные (в отличие от других, более старых организаций) сильные стороны. Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других банков развития, является поддержка им частного сектора, что составляет суть мандата ЕБРР, который гласит, что не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор.

Банк стремится в первую очередь помогать компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия (МСП), которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Одной из сильных сторон Банка является его широкий ассортимент инструментов финансирования и знания его специалистов, что дает ему возможность работать как в государственном, так и в частном секторах, когда проектные компании переходят из государственной в частную собственность.

Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или предприятий, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.

Во всей своей деятельности Банк действует на основе здоровых банковских принципов. Кроме того, он стремится действовать «в дополнение» к частному сектору и не конкурировать с другими частными источниками финансирования и не заменять их. Банк стремится также обеспечивать, чтобы воздействие его инвестиций выходило за рамки конкретных проектов и стимулировало процесс перехода к открытой рыночной экономике.

В своей деятельности он руководствуется необходимостью содействовать экологически обоснованному и устойчивому развитию, а также соответствующими принципами закупок товаров и услуг. Банк является сторонником разумного корпоративного управления, включая рациональную практику управления, обнародование информации и ясную и последовательную практику бухгалтерского учета и аудита. Цель этого -обеспечить заемщикам ЕБРР возможность получения капитала не только у международных финансовых учреждений, но и из целого ряда других источников.

Одним из основных преимуществ Банка является его готовность и способность брать на себя риски, что объясняется составом его акционеров. Это позволяет ЕБРР раздвигать границы коммерческих возможностей в странах операций. Он берет на себя и часть проектного риска, действуя совместно с другими организациями частного сектора, такими, как коммерческие банки и инвестиционные фонды, а также с многосторонними кредитными организациями и государственными экспортно-кредитными агентствами.

Таблица 1 - Проекты ЕБРР в Кыргызстане

Цели

и компоненты

Основные задачи и мероприятия:

ЕБРР / SECO /

Техническое

содействие,

финансируемое

международными донорами

Реабилитация системы водоснабжения и канализации в городе Ош (с 3 квартала 2011 г. до 3 квартала 2015 г.)

Адаптация (увеличение эффективности водоснабжения)

Установка водомерных счетчиков, замена водопроводных труб, реабилитация насосных станций, реабилитация канализационной сети, и реабилитация водоочистных сооружений

Грант Социального фонда учредителей ЕБРР

/ Грант технического содействия

Реабилитация системы водоснабжения и канализации в городе Джалал-Абад (с 3 квартала 2011 г. до 3 квартала 2015 г.)

Адаптация (увеличение эффективности водоснабжения)

Установка водомерных счетчиков, модернизация системы водоснабжения и распределительной сети, реабилитация канализационной сети, реабилитация водоочистных сооружений

ЕБРР / SECO /

Техническое

содействие,

финансируемое

международными донорами

Реабилитация системы водоснабжения в городе Кара-Балта (с 3 квартала 2012 г. до 2 квартала 2016 г.)

Адаптация (увеличение эффективности водоснабжения)

Реабилитация сети водоснабжения, реабилитация канализационной системы и водоочистных сооружений, поставка и установка водомерных счетчиков, поставка лабораторного и хлораторного оборудования, установка расходомеров, поставка оборудования по определению утечек_

ЕБРР

Реабилитация системы водоснабжения в г. Кант (с 3 квартала 2013 г. до 3 квартала 2016 г.)

Адаптация (увеличение эффективности водоснабжения)

Реабилитация сети водоснабжения, установка водомерных счетчиков, реабилитация канализационной сети, обновление операционного и обслуживающего оборудования

ЕБРР / ЕС IFCA

Программа финансирования устойчивой энергетики в Кыргызстане (КугБЕРР) (2 квартал 2012 г. до настоящего времени)

Смягчение (энергоэффективность и возобновляемые источники энергии)

Кредитные линии местным финансовым институтам для последующего кредитования корпоративного и частного сектора для финансирования энерго-эффективности и инвестиций в возобновляемую энергию

Кредит ЕБРР в рамках «Региональной про-

граммы ЕС по

энерго-эффективности

Инвестиция в производство напитков компании Bear Beer и Энерго-аудит (2013 г.)

Смягчение (энерго-аудит, ведущий к экономии энергии)

Инвестирование в изоляцию и замену окон административного здания, Энерго-аудит для идентификации энерго-эффективных компонентов проекта

для

корпоративного сектора»

ЕБРР / ТС

Реабилитация системы водоснабжения и канализации в г. Токмок (с 1 квартала 2014 г.)_

Адаптация (увеличение эффективности водоснабжения)

Реабилитация сети водоснабжения, реабилитация канализационной сети, установка водомерных счетчиков

ЕБРР / ТС

Реабилитация системы водоснабжения и канализации в г. Нарын (с 1 квартала 2014 г.)

Адаптация (увеличение эффективности водоснабжения)

Реабилитация сети водоснабжения, реабилитация канализационной сети, установка водомерных счетчиков

ЕБРР / SCCF / Реабилитация системы водоснабжения и канализации в г. Талас (с 4 квартала 2013 г.) Адаптация (увеличение эффективности водоснабжения) Реабилитация сети водоснабжения, реабилитация канализационной сети, установка водомерных счетчиков

IFCA

ЕБРР / ТС Улучшение системы водоснабжения в городе Бишкек -вторая фаза (с 1 квартала 2014г.) Адаптация (увеличение эффективности водоснабжения) Развитие водозабора Орто-Алыш, замена труб, строительство новой коллекторной трубы сточных вод, развитие канализационной системы, установка лабораторного оборудования

Источник: Данные из годовых отчетов ЕБРР

Целью данного проекта является повышение качества, соответствия и эффективности, более равный доступ к профессионально-техническому образованию и обучению.

Европейский банк реконструкции и развития выделяет 20 миллионов долларов на «улучшение электроснабжения потребителей». Ещё 22 миллиона евро (половина -грант, половина - кредит на 15 лет) этот же банк выделяет городу Бишкеку на «улучшение системы управления твёрдыми бытовыми отходами», то есть, вывоз и утилизацию мусора.

Ещё 5 миллионов 121 тысячу евро ЕБРР выделяет на реабилитацию системы водоснабжения и канализации в городе Канте и 5 миллионов евро - в Таласе. Азиатский банк развития выделит Кыргызстану около 470$ млн до 2017 года. Кыргызстан и Азиатский банк развития пришли к соглашению в отношении новой Стратегии партнерства со страной (СПС) на 2013-2017 годы, направленной на сокращение бедности и опережающий инклюзивный экономический рост.

Азиатский банк развития является вторым по величине партнером развития для Кыргызской Республики. АБР начал свою деятельность в Кыргызской Республике в 1994 году и с тех пор инвестировал $1,2 млрд, в том числе $820,4 млн для кредитных проектов, $331,8 млн для грантовых проектов и $47,5 млн в виде технической помощи.

Подписан в 2012 году закон «О ратификации Грантового соглашения между Кыргызской Республикой и Азиатским банком развития по Программе улучшения инвестиционного климата - Подпрограмма 2. Соглашение подразумевает выделение АБР $20 млн Кыргызстану.

Правительство Кыргызстана одобрило подписание финансового соглашения о выделении гранта в $10 млн по второму проекту «Профессиональное образование и развитие навыков» Азиатским банком развития.

Кредит и грант АБР в $55 млн на улучшение энергоснабжения в Кыргызстане. Грант АБР в $20 млн на улучшение инвестиционного климата.

Азиатским банком развития в 2013 году выделено 120 миллионов долларов на реабилитацию автодороги Бишкек-Ош. Ещё 20 миллионов долларов этот же банк выделяет на проект «Таза суу» («Чистая вода»).

АБР в рамках СПС поможет правительству добиться инклюзивного экономического роста в приоритетных направлениях путем решения главных проблем, связанных

с факторами, ограничивающими экономический рост, за счет улучшения инвестиционного климата и доступа к экономическим возможностям. В 2013-2017 годах Банк предоставит свою поддержку КР в рамках существующего портфеля проектов и за счет новых грантов и кредитов на сумму около $472 млн.

Основные положения СПС включают оказание помощи в совершенствовании законодательной и регулятивной среды для улучшения бизнес-среды, расширение доступа к финансированию на приемлемых условиях по всей стране и повышение надежности энергоснабжения.

Кроме того, АБР продолжит поддерживать усилия правительства по укреплению региональных связей в рамках программы Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), причем транспортные сообщения по-прежнему будут играть важную роль.

Для повышения региональной связуемости АБР может поддержать мероприятия по содействию торговле, совершенствованию таможенных процедур и логистики вдоль региональных коридоров и укреплению контроля качества, особенно продукции сельского хозяйства и животноводства.

АБР также поддержит важные региональные проекты в секторе энергетики, так как энергосистемы Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана тесно взаимосвязаны. Правительство планирует реализацию 15 проектов в рамках Программы государственных инвестиций в период с 2012 по 2015 годы на общую сумму 229,3 миллионов сомов [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще один крупный проект II полугодия - €8 млн (эквивалент $11.45 млн), предоставленные в виде кредита крупнейшему промышленному производителю стекла в Центральной Азии «Интергласс» для завершения модернизации объектов завода в городе Токмак.

Также компания будет участвовать в программах технического сотрудничества по улучшению энергоэффективности и финансовой отчетности, на реализацию которых ЕБРР предоставляет $50 тыс. Однако основным получателем финансовых вливаний ЕБРР в Кыргызстане стал финансовый сектор: пять проектов на сумму свыше $25 млн в рамках программы кредитования в местной валюте.

Финансовая компания «Бай Тушум и Партнеры» получит $6 млн, финансовая группа «Компаньон» - $4 млн, ЦшСгеёкЬапк Кыргызстан - $10 млн, небанковская микрокредитная компания «Мол Булак Финанс» - $3 млн, ООО МКК «Фронтиэрс» - $2 млн внешнюю помощь, в то время как другие страны (обладающие богатыми энергоресурсами) неохотно привлекают помощь. Во всех пяти странах, бюрократические круги думают больше о проектах, предлагаемых Евросоюзом, и меньше о процессе. Концепция ответственности за проекты слабая, несмотря на то, что у Центрально-азиатских стран определенно существуют предпочтения в предлагаемой поддержке.

Ключевые результаты поддержки АБР включают:

- улучшение транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает улучшение доступа к внутренним и региональным рынкам;

- улучшение механизмов финансирования и управления дорогами;

- увеличение участия частного сектора в эксплуатации и содержании дорог;

- улучшение политического видения для сектора транспорта и коммуникаций;

- улучшение безопасности дорог.

АБР и ЕБРР - международные организации, учрежденные для конкретной цели - содействовать странам Центральной и Восточной Европы и СНГ в создании рыночной экономики, имеют довольно мощное влияние на развитие сельского хозяйства, государственного управления, образования, частного сектора. 92% клиентов этих банков в Кыргызской Республике увеличили свой оборот в среднем на 40% , 75% клиентов повысили производительность труда, расширив свой бизнес, 63% отметили существенный рост рабочих мест, 7% этих клиентов в Кыргызской Республике получили доступ к внешнему финансированию и смогли привлечь инвестиции для расширения своего бизнеса. И в целом, по вкладам, которые выполняют эти институты в ту или иную сферу можно констатировать то факт, что мы пока не сможем обойтись без их участия в нашей экономической и социальной жизни. Хотя, ожидается, что в 2016 году экономическая ситуация будет оставаться сложной - в начале текущего года прогнозы в области мировой экономики были понижены, а сохраняющиеся низкие цены на сырье и энергоносители, по всей вероятности, продолжат оказывать давление на ряд крупных ресурсозависимых стран, в которые инвестирует ЕБРР.

Вступление страны в Таможенный Союз может также оказать влияние на торговлю и другую деятельность. Одним из ключевых факторов влияния на рост ВВП в краткосрочной перспективе могут стать инвестиции в таможенную инфраструктуру, санитарные и сертификационные объекты, которые будут профинансированы другими участниками Союза.

Список литературы:

1. АБР. 2013. Отчет и рекомендации Президента Совета Директоров по предлагаемому гранту Фонда Азиатского развития Кыргызской Республике для Второго Проекта в области образования. Манила.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., Юрист, 2001.

3. Актуальные проблемы деятельности международных организаций / отв. ред. Морозов Г.И. М.: Международные отношения, 2005.

4. Банковский вестник. Бишкек, 2013. Сентябрь.

5. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: пер. с англ. Перераб. и доп. изд. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 2006. 528 с.

6. Годовой отчет АБР. Манила, 2013. Апрель.

7. Годовой отчет ЕБРР за 2011-2014 гг. Лондон.

8. Данные Министерства финансов КР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.