УДК 796
Анализ проблемы реализации обновленного Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО)
Баранников А.А. *, Костюнина Л.И.
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
г. Ульяновск, Россия ORCID: 0009-0004-5871-1603, [email protected]* ORCID: 0000-0003-1551-6838, [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются организационно-методические аспекты реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в современной России. Материалы и методы исследования: изучение и анализ нормативно-правовых документов, специальной научно-методической литературы по проблеме внедрения и реализации комплекса ГТО, теоретические методы исследования. Результаты. Успешное внедрение и функционирование комплекса ГТО во многом зависит от эффективного решения вопросов по поиску и научно-методическому обоснованию наиболее эффективных форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с различными группами населения, нормативно-правовой поддержки, раскрытия ценностного потенциала современного комплекса ГТО. В зависимости от направленности и специфики содержания объекта и предмета исследований нами выявлены основные направления по реализации комплекса ГТО в современных условиях: интеграция комплекса ГТО в систему общего, среднего и высшего профессионального образования; дальнейшее совершенствование организационных подходов к продвижению комплекса ГТО, обусловливающих создание оптимальных моделей взаимодействия учреждений государственного, регионального и муниципального управления с общественными, образовательными и другими организациями; рассмотрение духовно-нравственного, патриотического, воспитательного потенциала обновленного комплекса ГТО; научно-методическое сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с ограничениями в состоянии здоровья. Заключение. Аналитический обзор проблемы внедрения и реализации комплекса ГТО позволяет уточнить область дальнейших научных исследований с учетом современных тенденций развития обновленного комплекса ГТО. Вовлечение различных групп населения России в занятия физической культурой и спортом должно обеспечиваться формированием интереса и мотивации к выполнению нормативов ГТО, а также улучшением качества их выполнения на основе разработки научно обоснованной и эффективной системы внедрения и реализации комплекса ГТО, расширения физкультурно-спортивных мероприятий. Научная новизна. Выявлены основные направления выполненных исследований по научно-методическому сопровождению обновленного комплекса ГТО. Обоснована необходимость дальнейшего изучения вопросов дальнейшего совершенствования структуры, содержания и нормативов комплекса ГТО на основе организации объективного мониторинга физической подготовленности и анализа состояния здоровья различных групп населения; разработки технологий реализации комплекса ГТО в трудовых коллективах, привлечения к участию в мероприятиях ГТО самых юных и возрастных участников; интеграции комплекса ГТО в систему разноуровневого образования. Практическая значимость. Выполненный аналитический обзор позволяет конкретизировать область дальнейших научных исследований по продвижению комплекса ГТО.
Ключевые слова. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), комплекс ГТО, нормативы, физическая подготовленность, физическое воспитание, физкультурное образование.
Для цитирования: Баранников А.А.*, Костюнина Л.И. Анализ проблемы реализации обновленного Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры. 2024; 19(3): 113-124.
Analysis of the updated All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD)implementation problem
Aleksey A. Barannikov*, Lubov I. Kostyunina I.N. Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia ORCID: 0009-0004-5871-1603, [email protected]* ORCID: 0000-0003-1551-6838, [email protected]
Abstract: The article considers the organizational and methodological aspects of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) implementation in modern Russia. Materials and methods of research: study and analysis of regulatory documents, special scientific and methodological literature on the problem of introduction and implementation of the RLD complex, theoretical research methods. Results. Successful introduction and functioning of the RLD complex largely depends on the effective solution of issues related to the search and scientific and methodological substantiation of the most effective forms and methods of physical culture and health work with various groups of the population, regulatory and legal support, disclosure of the modern RLD complex's value potential. Depending on the focus and specificity of the research object and subject content we identified the main directions for the implementation of the RLD complex in modern conditions: integration of the RLD complex into the system of general, secondary and higher vocational education; further improvement of organizational approaches to the promotion of the RLD complex, causing the creation of optimal models of interaction between institutions of state, regional and municipal administration with public, educational and other organizations; consideration of the spiritual, moral, patriotic and educational potential of the updated RLD complex; scientific and methodological support of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) for individuals with disabilities. Conclusion. An introduction and implementation of the RLD complex analytical review problem allows us to clarify the area of further scientific research taking into account modern trends in the development of the updated RLD complex. The involvement of various groups of the Russian population in physical education and sports should be ensured by forming interest and motivation to fulfill the RLD standards, as well as improving the quality of their implementation based on the development of a scientifically sound and effective system for the introduction and implementation of the RLD complex, expansion of physical culture and sports events. Scientific novelty. The main areas of the completed research on the scientific and methodological support of the updated RLD complex are identified. The need for further study of the further structure improvement issues, content and standards of the RLD complex based on the organization of objective monitoring of physical fitness and analysis of various groups of the population's health is substantiated; development of technologies for implementing the RLD complex in work collectives, attracting the youngest and oldest participants to participate in RLD events; integrating the RLD complex into the system of multi-level education. Practical significance. The analytical review allows us to specify the area of further scientific research on promoting the RLD complex.
Key words: All-Russian physical education and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), RLD complex, standards, physical fitness, physical education, physical education.
For citation: Aleksey A. Barannikov*, Lubov I. Kostyunina. Analysis of the updated All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (RLD)implementation
problem. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 113-124.
Введение
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 24 марта 2014 г. № 172 в нашей страны возрожден Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее комплекс ГТО) [21]. Возрождение комплекса ГТО связано, прежде всего, с решением проблем укрепления здоровья населения нашей страны, развития массового физкультурного движения и продвижения ценностей здорового образа жизни. «Нужно, чтобы нормы ГТО были интересны, сдача их носила соревновательный характер. Не нужно их приравнивать к другим нормам - скучным и таким вялым, к каким-то нормативам, которые не приносят радости и удовольствия от их сдачи», - заявил В.В. Путин в своем обращении на заседании Совета по физической культуре и спорту от 6 октября 2020 года [24], что подчеркивает значимость и заинтересованность нашего Президента в дальнейшем продвижении комплекса ГТО как программной основы развития физической культуры и спорта, формирования физически и духовно здоровой нации, приверженной к ценностям здорового образа жизни. Успешное внедрение и функционирование комплекса ГТО, во многом, зависит от эффективного решения вопросов по поиску и научно-методическому обоснованию наиболее эффективных форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с различными группами населения, нормативно-правовой поддержки, раскрытия ценностного потенциала современного комплекса ГТО.
Цель исследования: представить анализ современных научно-методических, организационных подходов к внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе физического воспитания учащейся и студенческой молодежи, различных групп населения в современной России.
Материалы и методы
Изучение и анализ нормативно-правовых документов, специальной научно-методической литературы по проблемам внедрения и реализации комплекса ГТО, теоретические методы исследования.
Результаты и обсуждение
Согласно статистической информации 2-ГТО, за последние 10 лет более 23,4 млн россиян в возрасте от 6 до 70 лет и старше приобщились к движению возрожденного
комплекса ГТО; 14,5 миллиона человек приступили к выполнению нормативов в центрах тестирования, из них около 11 миллионов успешно прошли испытания на знак отличия ГТО [25]. Дальнейшее развитие комплекса ГТО, в частности, в образовательных организациях, обусловлено необходимостью решения проблемы эффективной реализации комплекса ГТО в субъектах Российской Федерации, что могло бы способствовать выполнению одного из важнейших целевых показателей указа Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровья и благополучия людей» к 2030 году доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна вырасти до 70 процентов [22]. Комплекс ГТО является одним из главных инструментов достижения данной цели, и результативность повсеместного внедрения комплекса ГТО обусловлена разработкой и реализацией качественного научно-методического и организационного сопровождения процесса подготовки населения к выполнению нормативов; обоснованностью норм и требований ГТО с учетом физиологических особенностей и потребностей каждой возрастной группы; расширением форм межведомственного взаимодействия, средств и практик реализации мероприятий комплекса ГТО в различных организациях и др.
Выполненный нами анализ диссертационных работ за период с 2000 по 2024 гг. по проблеме исследования, представленных в электронном каталоге Российской государственной библиотеки, свидетельствует о том, что вопросы научно-методического сопровождения актуальных проблем и перспектив развития физической культуры и массового спорта в рамках реализации комплекса ГТО не нашли должного интереса у современных исследователей, но выполненные 12 диссертационных исследований, представленные ниже в таблице, в целом отражают направленность современных научных публикаций, представленных в ведущих рецензируемых журналах ВАК, сборниках научно-практических конференций различного уровня [1 - 20, 23, 26].
Таблица
Диссертационные исследования по актуальным проблемам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в период 20002024 гг.
Автор Название работы
В.В. Вавилов (2015) Направленность занятий атлетической гимнастикой мужчин II зрелого возраста на подготовку к сдаче нормативов комплекса ГТО
А.М.Федосеев (2017) Структура и содержание занятий по физической культуре школьников 7-8 лет для выполнения норм ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО)
В В.Бобков (2020) Рациональный подбор состава испытаний при подготовке обучающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО V и VI ступеней
Т.В.Серова (2019) Методика физической подготовки студенток высших учебных заведений к выполнению норм комплекса ГТО с использованием средств оздоровительной аэробики
Е.В.Гинжул (2020) Техническая и специальная физическая подготовка обучающихся 16-17 лет к выполнению норматива ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков»
О.В.Булгакова (2019) Интегративная методика подготовки студенток технического вуза к выполнению норм ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО)
АХ Афов (2021) Формирование нравственно-волевых качеств у старших подростков при подготовке к сдаче нормативов ГТО
1И. Болдырев (2021) Воспитание гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО
С.С. Галанова (2022) Организация и программно-методическое обеспечение подготовки школьников к выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО III ступени
0. Е.А. Николаев (2023) История развития Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в СССР на примере Красноярского края (1931-1991 гг.)
1. И.Г. Крюков (2024) Разработка и обоснование норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц с интеллектуальными нарушениями
2. А.А. Райзих (2024) Физическое воспитание юношей допризывного возраста в условиях реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Большая часть диссертационных исследований направлена на решение проблемы методического сопровождения процесса подготовки учащейся, студенческой молодежи, взрослого населения к выполнению нормативных требований комплекса ГТО [В.В. Вавилов, 2015; А.М. Федосеев, 2017; О.В. Булгакова, 2019; Т.В. Серова, 2019; В.В. Бобков, 2020; Е.В.Гинжул, 2020; С.С. Галанова, 2022].
В.В. Вавиловым (2015) предложена методика подготовки мужчин 36-60 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО на основе применения средств атлетической гимнастики. Результативность подготовки обеспечивается оптимальным сочетанием силовых и циклических упражнений, что обусловливает включение аэробных и анаэробных компонентов физической нагрузки, тем самым способствуя повышению показателей физической и функциональной подготовленности, улучшению фенотипического статуса мужчин [6].
Физическое воспитание студентов вуза требует поиска интегративных технологий, которые позволяли бы комплексно и разносторонне осуществлять подготовку молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности и мотивировать их к активным занятиям физической культурой и спортом на протяжении всей жизнедеятельности. Результаты исследования О.В. Булгаковой (2019) свидетельствуют о значительном комплексном оздоровительном, воспитательном потенциале комплекса ГТО в образовательном процессе по физической культуре студентов вуза при условии разработки интегративной методики занятий, включающих блоки прикладных упражнений из
комплекса ГТО и фитнес-тренингов, которые системно будут обеспечивать решение педагогических задач, результативно и поступательно готовить студенток к выполнению норм комплекса ГТО. Физическое воспитание студенток технического вуза на основе интегративной методики позволяет значительно мотивировать девушек на двигательную активность, повысить показатели физического развития и функциональной подготовленности. Наряду с фитнес-тренингами оздоровительная аэробика также обладает значительным арсеналом универсальных средств для решения задач физической подготовки студенток вуза к выполнению норм ГТО. Разработанная Т.В. Серовой (2019) методика предполагает применение модифицированных упражнений оздоровительной аэробики, аналогичных по методической направленности (силовой, скоростно-силовой, аэробной) целевым нормативам ГТО, и управление функциональными показателями студенток в процессе тренировок с использованием современной компьютерной технологии Polar Team 2 в целях достижения функциональных показателей (ЧСС), аналогичных изменениям при выполнении нормативов комплекса ГТО. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о комплексности воздействия средств оздоровительной аэробики, возможностей компьютерной технологии на повышение эффективности процесса управления адаптационными процессами, совершенствование физической подготовленности студенток. Исследователи отмечают, что около 60-90% студентов-первокурсников не справляются с выполнением нормативов комплекса ГТО. Одним из путей решения данной проблемы, по мнению А.Д. Лифанова (2020), является интеграция средств мобильного обучения во внеучебные и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Автором была разработана экспериментальная методика для самостоятельных занятий с использованием мобильных приложений, включающих упражнения аэробной, силовой, скоростно-силовой направленности при обязательном контроле ЧСС (мобильные приложения: Пульсограф+, FaceBeat, Heart Rate Plus, Accurate Heart Rate Monitor). Эффективность разработанной методики подтверждается результатами педагогического эксперимента с участием студентов Казанского национального исследовательского технологического университета [19].
Одним из наиболее сложных для выполнения нормативов комплекса ГТО является туристский поход, требующий наличия сформированных туристских навыков. В диссертационном исследовании Е. В. Гинжул (2019) представлена концентрированная педагогическая технология формирования туристских навыков учащихся 16-17 лет в условиях дополнительного образования, которая включает три типа программ с различным распределением времени на различные виды подготовки. Практический интерес представляют предложенные автором организационно- методические рекомендации для 2-
недельной подготовки обучающихся к выполнению норматива ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков» в условиях парковой зоны с использованием естественных и искусственных препятствий [9].
Результаты многочисленных исследований, данные официальной статистики свидетельствуют о низкой результативности проводимой работы по подготовке школьников к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО. С.С. Галановым (2022) разработана модульная программа по подготовке школьников 5-6-х классов к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО III ступени, в основе которой лежит дифференциация учащихся по показателям физической подготовленности и готовности к выполнению нормативов ГТО и предложенная авторская методика проведения третьего урока физической культуры с учетом выделенных групп учащихся. Результаты апробации модульной программы в общеобразовательных учреждениях на уровне муниципального образования Чайковский городской округ (Пермский край) подтверждают целесообразность реализации мероприятий практико-деятельностного блока, позволяющих не только подготовить школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО, но и существенно повысить число учащихся, имеющих теоретические знания в области ГТО и физического воспитания.
К.С. Дунаев, А.М. Федосеев (2017) указывают на необходимость изучения проблемы готовности детей младшего школьного возраста к выполнению нормативов ВФСК ГТО и оптимизации структуры и содержания их двигательного режима. Исследователями предложена методика организации двигательной деятельности, реализуемой в процессе учебного дня, дополнительного образования и самостоятельной деятельности (с участием родителей, учителей, тренеров), обеспечивающей формирование у учащихся навыков самостоятельного выполнения физических упражнений, физкультминуток, утренней гимнастики и подвижных игр. Как показывают результаты исследования, недельный двигательный режим школьников 7-8 лет в объеме 14 часов обеспечивает повышение уровня физической подготовленности детей, достоверный прирост в 6-7 тестовых упражнениях из десяти испытаний ВФСК ГТО I ступени [11].
Одной из ведущих задач комплекса ГТО является содействие формированию физических качеств и двигательных способностей школьников, повышению уровня их физической подготовленности. В связи с этим актуальным является не только использование традиционных физических упражнений, но и подбор разнообразных игр, игровых технологий с учетом возрастных особенностей школьников. С.А. Фирсиным (2015) разработана авторская программа игровой рационализации комплекса ГТО в физическом воспитании и социализациишкольников. В содержание авторской программы
включены 2 группы игр: игры, ориентированные на формирование физических качеств, двигательных умений и навыков; игры, оказывающие интегративное позитивное воздействие на личность и тем самым призванные содействовать ее полноценной социализации. Как показывают результаты исследования, отбор игр с учетом степени их соответствия психофизическим возрастным особенностям детей; возможности целенаправленного развития тех физических качеств, которые имеют большое значение для выполнения конкретных норм комплекса ГТО на каждой возрастной ступени, не только позволяют удовлетворить многосторонние социокультурные запросы и требования, интересы и потребности детей и молодежи в отношении физического воспитания и нового комплекса ГТО, но и мотивируют к подготовке к выполнению норм комплекса, к систематическим занятиям физкультурой и спортом [26].
Исследователи отмечают, что вопросы физической подготовки юношей старших классов, относящихся к допризывной молодежи, в рамках традиционных уроков физической культуры не в полной мере способствуют выполнению государственных требований V ступени комплекса ГТО. А.А. Райзихом (2024) апробирована экспериментальная программа по физической подготовке юношей допризывного возраста в рамках третьего урока физической культуры, на основе разработанной авторской структурно-содержательной модели физического воспитания юношей старшихклассов. Как показывают результаты исследования, применение программы мероприятий в рамках третьего урока по физической культуре не только увеличивает разнообразие занятий, но и способствует улучшению качества выполнения нормативов комплекса ГТО. В.В. Бобковым (2020) доказана эффективность процесса подготовки обучающихся 16-18 лет к выполнению нормативных требований при условии рационального подбора количественного и качественного состава тестов в соответствии с индивидуальными возможностями каждого испытуемого и применения интегративного подхода к оценке функционального состояния и физической подготовленности. В ходе педагогического эксперимента автором доказана эффективность применения метода «круговой тренировки», который позволяет оптимизировать распределение нагрузки и отдыха в условиях учебно-тренировочного занятия и обеспечивает достижение должного уровня функционального состояния обучающихся, который соответствует предъявляемой в ходе выполнения испытаний физической нагрузке и позволяет успешно выполнить тестовые испытания ГТО.
Анализ истории становления и развития ГТО показывает, что на протяжении многих лет содержание и направленность комплекса определялась и конкретизировалась с учетом объективных реалий и потребностей советского общества, государства в реализации оздоровительного, социального потенциала физической культуры, необходимости
подготовки населения к высокопроизводительному труду и защите Родины [Е.А. Николаев, 2023]. Современные вызовы, складывающаяся социально-экономическая, политическая ситуация в России обусловливают новые тренды продвижения обновленного комплекса ГТО. Сохраняя основную направленность комплекса ГТО - « ...повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения» - Л.И. Лубышева указывает на необходимость смещения акцентов с физической подготовки, индивидуального физического совершенствования к целостному гармоничному развитию граждан России на основе освоения общекультурных и мобилизационных ценностей физической культуры, «Ведущим трендом современного продвижения ВФСК ГТО», по мнению Л.И. Лубышевой, должна стать ориентация комплекса ГТО «...на использование и оптимизацию его духовно-нравственного, патриотического потенциала как сущностной основы данного социального проекта» [20].
В аспекте рассмотрения духовно-нравственного, патриотического, воспитательного потенциала обновленного комплекса ГТО выполнены исследования Ю.Н. Галагузовой, Т.И. Мясниковой, 2014; А.Х. Афова, 2021; И.И. Болдырева, 2021; А.А. Райзиха, 2024; А. С. Колодкина с соавт., 2024 и др.
Ю.Н. Галагузова, Т.И. Мясникова (2014) отмечают, что комплекс ГТО должен стать « ... реальным центром воспитания подрастающего поколения в духе престижности здорового образа и стиля жизни» [8]. Моделирование воспитательной системы с учетом ведущих концептуальных положений и принципов реализации ВФСК ГТО, по мнению авторов, обеспечивает условия для самосовершенствования, самореализации и самоутверждения каждого участника данной системы, формирует потребность в оздоровлении, повышении уровня физической культуры, личностного развития индивида. Исследователи, указывая на необходимость усиления патриотического воспитания подростков в образовательных учреждениях, отмечают, что внедрение комплекса ГТО будет способствовать целенаправленному решению этой проблемы при условии приоритетного формирования физической культуры личности. Систематические спортивно-оздоровительные занятия, организованные в рамках внеурочной деятельности и разработанные на основе комплекса ГТО, в комплексе с общешкольными мероприятиями духовно-нравственного, патриотического характера; выполнение требований ВФСК ГТО, воспринимаемых «как почетное гражданское достижение», будут способствовать формированию положительного отношения к физической культуре и спорту, повышению уровня патриотизма подростков [1, 3, 5, 8, 15].
Современное школьное образование ориентировано не только на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, но и на развитие личностных качеств обучающихся. Комплекс ГТО является важным инструментом, способствующим формированию положительного отношения учащихся к здоровому образу жизни, а также развитию морально-волевых качеств, таких как честность, упорство и стремление к победе, ответственность, решительность, смелость, настойчивость. А.Х. Афовым (2021) разработана и экспериментально обоснована эффективность модели формирования нравственно-волевых качеств у старших подростков при организации внеклассной работы по подготовке к сдаче нормативов (испытаний) комплекса ГТО. Результаты исследования свидетельствуют о том, что, регулярное сознательное посещение занятий в рамках внеклассной работы и подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО не только способствуют оздоровлению, повышению уровня физической подготовленности учащихся, но и формируют целеустремленность, дисциплинированность и организованность, смелость, настойчивость и решительность в процессе занятий и преодолении нарастающего утомления, ощущения страха не справиться с испытанием и др. В исследованиях И.И. Болдырева (2021) обоснована модель воспитания гражданских качеств учащихся средствами комплекса ГТО; выявлены педагогические условия ее эффективной реализации, которые отражают аксиологический, когнитивный, деятельностный компонент воспитания гражданских качеств с применением средств ВФСК ГТО. Главной целью возрожденного комплекса ГТО, по мнению А.С. Колодкина и соавт. (2024), является развитие личностных качеств граждан, ориентированных на интересы России, а также формирование моральной и психологической готовности трудиться на благо государства, участвовать в соревнованиях в экстремальных условиях, проявлять честь, верность спортивному долгу, дисциплину и ответственность. Все это должно способствовать воспитанию у молодежи патриотизма, осознанию зависимости судеб страны и народа от патриотических ценностей. Таким образом, анализ исследований указывает, на то, что возрождение и реализация комплекса ГТО в современных условиях необходимо рассматривать не только как средство физического совершенствования, формирования моделей здорового образа жизни, но и как средство восстановления системы патриотического воспитания учащейся и студенческой молодежи, формирования гражданственности, развития личностных качеств.
На современном этапе проблемы продвижения и реализации мероприятий комплекса ГТО актуализируют также необходимость проведения исследований, связанных с дальнейшим совершенствованием организационных подходов, направленных на создание оптимальных моделей взаимодействия учреждений государственного, регионального и
муниципального управления с общественными, образовательными и другими организациями; совершенствования информационной, материально-технической базы (открытие центров тестирования на базах спортивных, образовательных учреждений; расширение доступности физкультурно-спортивных сооружений и др.), нормативно-правовой части комплекса ГТО (на основе внесения изменений в нормативно-тестирующую часть, конкретизации категории возрастных ступеней, обеспечения возможности участия в данном социальном проекте лиц с ограниченными возможностями здоровья); дополнения комплекса ГТО системой стимулов и поощрений для сдающих нормативы ГТО с учетом возрастных особенностей и интересов разных социальных групп населения.
Исследователи указывают на необходимость создания механизмов взаимодействия между органами исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, региональными структурами и органами местного самоуправления, общественными организациями для организации эффективного управления процессом внедрения комплекса ГТО для решения вопросов нормативно-правового регулирования, материально-технического, кадрового, финансового, научно-методического и информационного обеспечения, участия различных групп населения в мероприятиях комплекса ГТО [2, 4, 13, 16]. Для оценки эффективности принятия данных управленческих решений при реализации комплекса ГТО в регионах Российской Федерации необходима организация многоуровневого мониторинга, который предоставляет возможность объективно оценивать ежегодные статистические данные, способствует контролю за выполнением целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в России, а также помогает выявлять проблемные области и перспективы развития. Многоуровневый мониторинг, по мнению Е.Н. Бобковой с соавт. (2020), позволяет оценивать результаты физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, подготовку и работу специалистов в области физической культуры, использование спортивных объектов, а также определять уровень физической подготовленности различных групп населения и развитие физической культуры в организациях и образовательных учреждениях [4].
Вопросы доступности и возможности участия в тестирующих мероприятиях комплекса ГТО лиц с ограничениями в состоянии здоровья вызывают особый интерес у специалистов адаптивной физической культуры. В.П. Губа и соавт. (2019) поднимают вопрос о необходимости пересмотра нормативной базы ВФСК ГТО с учетом возрастных и анатомо-физиологических показателей учащихся, отнесенных по состоянию здоровья как к подготовительной, так и к специальной медицинской группам [10]. Авторами
рассматривается вопрос о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в рамках организации подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО лиц с отклонениями в состоянии здоровья. По мнению исследователей, разработка тестов комплекса ГТО для данной категории населения требует соответствующего научно-обоснованного, программно-методического и медико-биологического сопровождения. В исследованиях С.П. Евсеева с соавт. (2017) указывается на необходимость организации научно-методического сопровождения комплекса ГТО для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что даст им возможность максимально участвовать в данном социальном проекте и реализовать возможности и потребности в двигательной активности наравне со здоровыми гражданами нашей страны. По мнению исследователей, внедрение в практику Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» государственных требований к уровню физической подготовленности для лиц с сенсорными, двигательными и ментальными нарушениями создаст необходимые условия и повысит мотивацию для систематических занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов [12]. В диссертационном исследовании И.Г. Крюкова (2024) впервые предложен алгоритм разработки норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с интеллектуальными нарушениями на основе применения корректировочного коэффициента, что обусловливает возможность участия лиц с интеллектуальными нарушениями в физкультурно-спортивном движении ГТО, и, на наш взгляд, исследователем впервые предложен методически обоснованный подход к разработке научно- обоснованных нормативов физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, что в дальнейшем будет способствовать их мотивации к занятиям физической культурой, различными видами адаптивного спорта [17] .
Наибольшее количество представленных научных публикаций в системе РИНЦ связано с вопросами интеграции комплекса ГТО в систему общего, среднего и высшего профессионального образования.
Необходимость интеграции комплекса ГТО в систему физического воспитания учащейся и студенческой молодежи обусловлена, прежде всего, неблагоприятной тенденцией снижения показателей здорового образа жизни, недостаточным уровнем физической подготовленности, сформированности потребности в здоровом образе жизни, мотивации к занятиям физической культурой и спортом как значимых факторов дальнейшей успешной жизнедеятельности молодых людей. Исследователи отмечают, что
успешность интеграции комплекса ГТО определяется, в первую очередь, необходимостью решения вопроса согласования нормативов физической подготовленности, представленных в программах физической культуры, рекомендованных Министерством просвещения РФ, Минобрнауки РФ и др. для учащихся, студентов системы среднего и высшего профессионального образования и нормативных испытаний комплекса ГТО [2, 10, 13, 18]. Нормативные требования комплекса ГТО должны стать объективной и полноценной основой организации педагогического контроля, обеспечивающего единство требований к реализации учебно-воспитательного процесса по физической культуре на всех уровнях образования и в то же время повышение эффективности физического воспитания учащейся и студенческой молодежи. Интеграция комплекса ГТО в систему разноуровневого образования требует пересмотра как содержания программ по физической культуре, так и нормативных требований по физической подготовленности.
В ряде научных публикаций представлен опыт решения проблемы реализации комплекса ГТО в высших учебных заведениях и обозначены дальнейшие подходы к их решению [6, 14, 16, 18]. Л.И Костюниной с соавт. (2023) рассматривается вопрос о повышении эффективности деятельности Центра тестирования ГТО, созданного на базе педагогического вуза. Авторами рассмотрены вопросы организации взаимодействия структурных подразделений вуза, региональных органов управления образованием, физической культурой и спортом по реализации комплекса ВФСК ГТО; разработана модель функционирования Центра тестирования ГТО, представлено содержание ключевых направлений работы Центра со студентами вуза, различными группами населения [16]. В.В. Кадакин, А.В. Шигаев (2015), освещая опыт реализации программных мероприятий ГТО Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева, указывают на необходимость решения ряда задач, что в дальнейшем будет способствовать успешному внедрению Комплекса ГТО не только в вузах и других образовательных организациях, но и в обществе в целом: формирование активной жизненной позиции населения по отношению к ГТО; организация диспансеризации в целях объективного выявления биологического возраста и правильного распределения учащихся по группам здоровья; разработка системы стимулирования как участников тестовых испытаний комплекса ГТО, так и руководителей различного уровня, создающих условия и побуждающих население вести здоровый образ жизни; выстраивание четкой организационной вертикали управления системой внедрения и реализации ВФСК на всех уровнях управления [14] .
Заключение
Результаты рассмотрения и анализа диссертационных исследований, научных
публикаций в ведущих изданиях ВАК по проблемам реализации и продвижения обновленного комплекса ГТО позволяют выделить следующие исследовательские направления:
1. Вопросы интеграции комплекса ГТО в систему общего, среднего и высшего профессионального образования.
Исследователи рассматривают проблемы научно-методического сопровождения процесса подготовки учащейся, студенческой молодежи к выполнению нормативных требований комплекса ГТО; согласования требований к уровню физической подготовленности, представленных в программах физической культуры, и нормативных испытаний комплекса ГТО; поиска организационных подходов к созданию эффективной системы внедрения и реализации ВФСК ГТО в образовательных организациях.
2. Исследования, связанные с дальнейшим совершенствованием организационных подходов, обусловливающих создание оптимальных моделей взаимодействия учреждений государственного, регионального и муниципального управления с общественными, образовательными и другими организациями.
На основе выполненных исследований по анализу эффективности мероприятий по внедрению и реализации комплекса ГТО в субъектах Российской Федерации исследователи указывают на необходимость совершенствования информационной, материально-технической базы; нормативно-правовой части комплекса ГТО (на основе внесения изменений в нормативно-тестирующую часть, конкретизации категории возрастных ступеней, обеспечения возможности участия в данном социальном проекте лиц с ограниченными возможностями здоровья); дополнения комплекса ГТО системой стимулов и поощрений для сдающих нормативы ГТО с учетом возрастных особенностей и интересов разных социальных групп населения.
3. Исследования, выполненные в аспекте рассмотрения духовно-нравственного, патриотического, воспитательного потенциала обновленного комплекса ГТО. Возрождение и реализацию комплекса ГТО в современных условиях необходимо рассматривать не только как средство физического совершенствования, формирования моделей здорового образа жизни, но и как средство восстановления системы патриотического воспитания учащейся и студенческой молодежи, формирования гражданственности, развития личностных качеств.
4. Вопросы научно-методического сопровождения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) лиц с ограничениями в состоянии здоровья, обеспечения доступности и возможности их участия в тестирующих мероприятиях комплекса ГТО. Выполненный аналитический обзор позволяет
конкретизировать область дальнейших научных исследований по продвижению комплекса ГТО. В частности, исследователями не в полной мере раскрыты вопросы дальнейшего совершенствования структуры, содержания и нормативов комплекса ГТО на основе проведения объективного мониторинга физической подготовленности и анализа состояния здоровья различных групп населения; организационного и методического сопровождения комплекса ГТО в трудовых коллективах, процесса подготовки к участию в тестовых испытаниях ГТО работников различных отраслей, ведомственных структур и др; научного обоснования организационно-методических подходов по привлечению к участию в данном социальном проекте самых юных (I ступень) и возрастных участников (X, XI ступени). Требуют дальнейшего изучения вопросы интеграции комплекса ГТО в систему разноуровневого образования на основе пересмотра как содержания программ по физической культуре, так и нормативных требований по физической подготовленности. Нормативные требования комплекса ГТО должны стать объективной и полноценной основой организации педагогического контроля, обеспечивающего единство требований к реализации учебно-воспитательного процесса по физической культуре на всех уровнях образования, и в то же время обеспечивать эффективность физического воспитания учащейся и студенческой молодежи.
Список литературы
1. Афов А.Х. Формирование нравственно-волевых качеств старших подростков в процессе подготовки к сдаче нормативов ГТО. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020; 1: 20-24.
2. Бахин Е.А., Стафеева А.В., Соколов В.В. Проблемы внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020; 8: 15-21.
3. Бобков В.В., Титушина Н.В. Факторы, определяющие направленность подготовки к сдаче норм и требований Комплекса ГТО. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018; 4(158): 328-331.
4. Бобкова Е.Н., Зюрин Э.А., Киреева А.В., Врублевский Е.П. Особенности реализации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО на региональном уровне. Теория и практика физической культуры. 2024; 6: 52-54.
5. Болдырев И.И. Педагогические условия воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020; 6(212): 167-176.
6. Булгакова О.В. Интегративная методика подготовки студенток техническоговуза к выполнению комплекса ГТО. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019; 5: 39-40.
7. Вавилов В.В., Назаренко Л.Д. Направленность занятий атлетической гимнастикой мужчин зрелого возраста на подготовку к сдаче нормативов ГТО. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. 2015: 122.
8. Галагузова Ю.Н., Мясникова Т.И. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система. Педагогическое образование в России. 2014; 9:
33-36.
9. Гинжул Е.В., Кравчук Т.А. Структурно-функциональная модель формирования туристских навыков у обучающихся 16-17 лет, не занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019; 5(171): 69-75
10. Губа В.П., Кулишенко И.В., Коновалов В.В., Пресняков В.В. Технология внедрения в систему образования спортивного комплекса ГТО. Здоровье для всех. 2019; 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-vnedreniya-v-sistemu-obrazovaniya-sportivnogo-kompleksa-gto.
11. Дунаев К.С., Федосеева А.М. Структура и содержание занятий по физической культуре школьников 7-8 лет для выполнения норм ВФСК "Готов к труду и обороне" (ГТО). Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; 8(150): 29-32.
12. Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Крюков И.Г. Научно-методическое сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов. Ученые записки университета Лесгафта. 2017; 10(152): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-vserossiyskogo-fizkulturno-sportivnogo-kompleksa-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-dlya-invalidov.
13. Зюрин Э.А., Коляскина Т.Ю., Новокрещенов В.В. Нормативно-правовая база комплекса ГТО как элемент создания организационно-управленческих условий работы с населением по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Вестник спортивной науки. 2016; 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovaya-baza-kompleksa-gto-kak-element-sozdaniya-organizatsionno-upravlencheskih-usloviy-raboty-s-naseleniem-po-vnedreniyu-1.
14. Кадакин В.В., Шигаев А.В. Опыт Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса ГТО. Теория и практика физической культуры. 2015; 8: 10-12.
15. Колодкин А.С., Алыпова О.В., Алыпов Д.В. Важная историческая значимость ВФСК ГТО для патриотического воспитания молодёжи. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024; 1-1(88): 132-134.
16. Костюнина Л.И., Богатова С.В., Баранников А.А. Модель функционирования центра тестирования ГТО на базе педагогического вуза. Теория и практика физической культуры. 2023; 4: 113-115.
17. Крюков И.Г., Аксенова С.С., Белодедова А.А. Государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для лиц с интеллектуальными нарушениями. Адаптивная физическая культура. 2023; 2(94): 8-9.
18. Курамшин Ю.Ф., Колесников Н.В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО - программно-нормативная основа физического воспитания студентов. Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2016; 7-2(24): 79-84.
19. Лифанов А.Д. Методика физической подготовки студенток вузов квыполнению норм комплекса ГТО с использованием средств мобильного обучения. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; 10(188): 219-222.
20. Лубышева Л.И. Ведущие тренды продвижения ВФСК «ГТО» в парадигме вызовов новой реальности. Теория и практика физической культуры. 2023; 4: 109.
21. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО): Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172. URL: http://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf.
22. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 года №3081-р. URL:
http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oi29BM7zJBHXM05d.pdf.
23. Райзих А.А. Физическое воспитание юношей допризывного возраста в условиях реализации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Наука и спорт: современные тенденции. 2018; 21-4(21): 102-109.
24. Стенограмма выступления Путина на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта 6 октября 2020 года — Президент России (prezident.org) http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-zasedanii-soveta-po-razvitiyu-fizicheskoi-kultury-i-sporta-06-10-.html?ysclid=m0dmy8hw4z790797943.
25. Федеральное статистическое наблюдение по форме № 2-ГТО «Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» за 2024 г. URL: https://user.gto.ru/files/uploads/documents/66a3a8527b6b6.pdf
26. Фирсин С.А. Программа «СПАРТ-ГТО» как игровая рационализация комплекса ГТО в физическом воспитании и социализации школьников. Международный журнал экспериментального образования. 2015; 11(3): 359-361.
References
1. Afov A.H. Formation of moral and volitional qualities of older adolescents in the process of preparation for passing the TRP standards. Ekonomicheskie I gumanitarnye issledovaniya regionov. 2020; 1: 20-24 [In Russ.].
2. Bakhin E.A., Stafeeva A.V., Sokolov V.V. Problems of implementing the GTO complex in educational institutions. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2020; 8: 15-21 [In Russ.].
3. Bobkov V.V., Titushina N.V. Factors determining the orientation of preparation for passing the norms and requirements of the TRP Complex. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2018; 4(158): 328-331 [In Russ.].
4. Bobkova E.N., Zyurin E.A., Kireeva A.V., Vrublevsky E.P. Features of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex of the TRP at the regional level. Teoriya I praktikafizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2024; 6: 52-54 [In Russ.].
5. Boldyrev I.I. Pedagogical conditions for the education of civic qualities of adolescents by means of the TRP complex. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; 6(212): 167-176 [In Russ.].
6. Bulgakova O.V. Integrative method of training female students of a technical university to perform a TRP complex. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019; 5: 39-40 [In Russ.].
7. Vavilov V.V., Nazarenko L.D. Napravlennost' zanyatij atleticheskoj gimnastikoj muzhchin zrelogo vozrasta napodgotovku ksdache normativov GTO [The orientation of athletic gymnastics for men of mature age in preparation for passing the TRP standards]. Ulyanovsk: Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov. 2015: 122 [In Russ.].
8. Galaguzova Yu.N., Myasnikova T.I. The All-Russian physical culture and sports complex of the TRP as an educational system. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; 9: 33-36 [In Russ.].
9. Ginzhul E.V., Kravchuk T.A. Structural and functional model of the formation of tourist skills in students aged 16-17 who are not engaged in sports and recreation tourism. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2019; 5(171): 69-75 [In Russ.]
10. Guba V.P., Kulishenko I.V., Konovalov V.V., Presnyakov V.V. Technology of introduction into the education system of the TRP sports complex. Zdorov 'e dlya vseh. 2019; 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-vnedreniya-v-sistemu-obrazovaniya-sportivnogo-kompleksa-gto [In Russ.].
11. Dunaev K.S., Fedoseeva A.M. The structure and content of physical education classes for schoolchildren aged 7-8 years to comply with the norms of the VFSK "Ready for work and defense" (TRP). Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; 8(150): 29-
32 [In Russ.].
12. Evseev S.P., Evseeva O.E., Aksenov A.V., Kryukov I.G. Scientific and methodological support of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (TRP) for the disabled. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; 10(152): URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-vserossiyskogo-fizkulturno-sportivnogo-kompleksa-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-dlya-invalidov [In Russ.].
13. Zyurin E.A., Kolyaskina T.Yu., Novokreschenov V.V. The regulatory framework of the TRP complex as an element of creating organizational and managerial conditions for working with the population on the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense". Vestnik sportivnoj nauki. 2016; 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovaya-baza-kompleksa-gto-kak-element-sozdaniya-organizatsionno-upravlencheskih-usloviy-raboty-s-naseleniem-po-vnedreniyu-1 [In Russ.].
14. Kadakin V.V., Shigaev A.V. The experience of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev in the implementation of the All-Russian physical culture and sports Complex TRP. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2015; 8: 10-12 [In Russ., In Engl.].
15. Kolodkin A.S., Alypova O.V., Alypov D.V. The important historical significance of the VFSK TRP for the patriotic education of youth. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh I estestvennyh nauk. 2024; 1-1(88): 132-134 [In Russ.].
16. Kostyunina L.I., Bogatova S.V., Barannikov A.A. The model of functioning of the TRP testing center on the basis of a pedagogical university. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2023; 4: 113-115 [In Russ., In Engl.].
17. Kryukov I.G., Aksenova S.S., Belodedova A.A. State requirements of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (TRP) for persons with intellectual disabilities. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2023; 2(94): 8-9 [In Russ.].
18. Kuramshin Yu.F., Kolesnikov N.V. All-Russian physical culture and sports complex GTO - the program and normative basis of physical education of students. Nauchnye Trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKHiGS. 2016; 7-2(24): 79-84 [In Russ.].
19. Lifanov A.D. Methods of physical training of university students to meet the standards of the TRP complex using mobile learning tools. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; 10(188): 219-222 [In Russ.].
20. Lubysheva L.I. The leading trends in the promotion of VFSK "GTO" in the paradigm of challenges of the new reality. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2023; 4: 109 [In Russ., In Engl.].
21. About the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and Defense" (TRP): Decree of the President of the Russian Federation dated 03/24/2014 No. 172. URL: http://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf .
22. On approval of the Strategy for the Development of Physical culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 No. 3081-R. URL: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf .
23. Raizikh A.A. Physical education of young men of pre-conscription age in the context of the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense". Nauka I sport: sovremennye tendencii. 2018; 21-4(21): 102-109 [In Russ.].
24. Transcript of Putin's speech at the meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports on October 6, 2020 — President of Russia (prezident.org) http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-zasedanii-soveta-po-razvitiyu-fizicheskoi-kultury-i-sporta-06-10-.html?ysclid=m0dmy8hw4z790797943.
25. Federal statistical observation on form No. 2-GTO "Information on the implementation of the All-Russian sports complex "Ready for labor and Defense (GTO)" for
2024 URL: https://user.gto.ru/files/uploads/documents/66a3a8527b6b6.pdf
26. Firsin S.A. The program "SPART-TRP" as a game rationalization of the TRP complex in physical education and socialization of schoolchildren. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; 11(3): 359-361 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Баранников Алексей Александрович - аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail:[email protected] Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: likost@,mailru