Анализ проблемы профессиональной подготовки медиаграмотных учителей информатики в Украине
Осадчий Вячеслав Владимирович д. пед. н., профессор, заведующий кафедрой информатики и кибернетики, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого, 72312, Украина, Запорожская обл., г. Мелитополь, ул. Ленина, 20, +380979308618
Наумук Ирина Николаевна аспирант, учитель информатики Мелитопольский государственный педагогический университ имени Богдана Хмельницкого, Мелитопольской специализированной школы I-III ступеней №23, 72312, Украина, Запорожская обл., г. Мелитополь, ул. Ленина, 20,+380966130128
Irina [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены учебные планы и программы высших учебных заведений, проведено сравнение количества часов, которые выделяются на изучение дисциплин профессиональной подготовки студентов, будущих учителей информатики. Освещено значение и цели медиаобразования при подготовке специалистов. Рассмотрены особенности формирования медиаграмотности студентов педагогических специальностей специализации «Информатика» в процессе изучения компьютерных дисциплин. Отмечена важность развития медиаграмотности для повышения компетентности учителя в обществе и рекомендовано ввести медиаобразование в высших учебных заведениях как обязательный компонент. В результате развивается умение оценить информационную безопасность, грамотно использовать источники информации, оценивать достоверность информации, соотношение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс.
The article analyzes the curricula and programs of higher education institutions, compared the number of hours allocated for the study disciplines vocational training future teachers of informatics. Lit importance and objectives of media education in training of specialists.
Reviewed the features of the formation of media literacy pedagogical students of specialization "Informatics" in the process of studying computer disciplines. Highlighted the importance of media literacy to enhance competence of the teacher in society and recommended enter the program of media education in higher education as a compulsory component.
As a result, growing the ability to competently use information sources, evaluation of the reliability of information, the correlation of information and knowledge, the ability to organize information process, to assess information security.
Ключевые слова
Медиаобразование, медиаграмотность, профессиональная подготовка, учитель информатики.
Media education, media literacy, vocational training, science teacher.
Введение
Информатизация общества приобретает все большие масштабы, именно поэтому особое значение имеет грамотная работа с информацией тогда, когда речь идет о детях и подростках. У них, нет еще жизненного опыта, они подвержены приверженности привлекательных образов. Большая проблема связана с виртуальными интерактивными играми. Во всем мире обращают внимание на то, что дети нередко отождествляют себя с образами (аватарами) в этих играх, обменивая реальные успехи и борьбу за достойное место в своей социальной группе на призрачные титулы и достижения. Медиа технологии стали настолько важной частью нашей жизни, что оставлять ребенка наедине с этим новым миром недопустимо.
Но, конечно, это вовсе не означает, что нужно изолироваться от информационных потоков. Сегодня это просто невозможно. Необходимо уметь работать с информацией. Мы должны готовить детей к успешному освоению окружающего мира. Сегодня наша цель - умение грамотно работать с информацией [1].
Действительно, ответом на все эти проблемы есть медиаобразование -направление подготовки ребенка к эффективному взаимодействию с медиа. Целью медиаобразования максимально пользоваться образовательным и технико-коммуникационным потенциалом современных средств массовой коммуникации, и является, по определению ЮНЕСКО, отдельным направлением образования, поскольку помогает человеку осознать способы использования массовой коммуникации в обществе; анализировать медиатексты и критически оценивать предложенные в них ценности, политические, социальные, коммерческие и культурные интересы [2].
Исследованиями в этой области занимаются зарубежные ученые Д. Букингем, К. Ворсноп, Д, Консидайн, Р. Кьюби, Л.Мастерман, Е. Томан, Е. Харт и др. Значительный вклад в развитие этого направления так же сделали украинские -В. Иванов, Л. Найденова, Г. Онкович, Б. Потятинник и российские ученые, среди которых Л. Зазнобина, Ю. Усов, А. Федоров, А. Шариков и др.
Внедрение различных медиа в учебный процесс может производиться только при условии профессионально подготовленного педагога, который владеет достаточным уровнем знаний и умений использования медиа в профессиональной деятельности. Использование элементов медиа в образовательном процессе требует появления новой формации педагогов, способных качественно реализовывать на практике возможности инновационных технологий и внедрить их в обучение. Подготовка учителя - специалиста, использующего средства медиаобразования, которая функционирует согласно целям, заданиям и принципам подготовки специалиста с высшим образованием [3].
Для анализа профессиональной подготовки студентов-будущих учителей информатики (Украина) мы взяли за основу учебные планы и программы высших учебных заведений. Подготовка в основном происходит по направлениям: 040302 «Информатика», 0802 «Прикладная математика», 0804 «Компьютерные науки». Разнообразие специальностей, по которым готовят учителей информатики, достаточно широко 6.040302 «Информатика», 6.040201 «Математика», 6-8.050103 «Компьютерные науки», 8.04030201 «Математика и информатика», 7.080201 «Информатика*» и другие.
Доминирующей сферой занятости выпускников этих специальностей -педагогическая деятельность, а также другие специализированные услуги в сфере информатизации, консультирование относительно использования программного обеспечения, типа и конфигурации компьютерных технических средств, поиск оптимальных решений, анализ информационных потребностей пользователей и т.п.
Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей формирования медиаграмотности студентов-будущих учителей информатики в процессе изучения компьютерных дисциплин, анализе истоков проблем профессиональной подготовки медиакомпетентных учителей.
Следовательно, исходя из разнообразия специальностей, которые готовят будущих учителей, быстрого развития в современном мире информационно-коммуникационных технологий и системы масс-медиа возникла потребность в повышении медиаграмотности будущих учителей информатики.
Однако проблема применения медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей, формирования медиаграмотности, в частности при преподавании компьютерных дисциплин студентам со специализацией «Информатика», которая позволила бы реализовать основные положения «Концепции внедрения медиаобразования в Украине» [4] и Закона Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине» [5], находятся в состоянии разработки и внедрения.
С 2010 г. вступила в силу Концепция внедрения медиаобразования в Украине [4], цель которой «содействие развитию в Украине эффективной системы медиаобразования для обеспечения всесторонней подготовки детей и молодежи к безопасной и эффективной взаимодействия с современной системой медиа, формирование у них медиаосведомленности, медиаграмотности и медиакомпетентности согласно их возрастных и индивидуальных особенностей». Концепция предусматривает реализацию экспериментального этапа, постепенного укоренения медиаобразования и стандартизации требований к ней (2014 - 2016 гг.) и дальнейшее развитие медиаобразования и завершения массового внедрения (2017 -2020 гг.).
Медиаграмотность отражает умение пользоваться информационно-коммуникативной техникой, выражать себя и общаться с помощью медиасредств, сознательно воспринимать и критически толковать информацию, отделять реальность от ее виртуальной симуляции, то есть понимать реальность, сконструированную медиаисточниками, осмысливать собственные отношения, мифы и типы контроля.
Быть медиаграмотным означает владеть информацией и критическим пониманием природы, техники и влияния масс-медиа, одновременно имея навыки создавать медиапродукции.
По А. В. Федорову [2], медиаграмотний учащийся должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию популярной культуры и сопротивляться манипуляциям.
Среди путей повышения уровня медиаграмотности, использование аудиовизуальных медиа материалов в учебно-воспитательном процессе К. Тайнер предлагает [6]:
• анализ медиапродукции (развитие критического мышления), который может иметь междисциплинарный и интерактивный характер;
• участие в создании учебной медиапродукции, предусматривающий совместный выбор темы, содержания, концепции, путей практической реализации проекта;
• разработка критериев оценки, осуществляют совместно преподаватели и студенты и т.п.
• Л. А. Найденова разработала инновационно-абсорбционную модель медиакультуры (ИАММ), состоящую из четырех взаимосвязанных блоков [7]:
• «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирования, идентификация/распознавание нужных знаний в медиатекстах);
• «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, необходимых для овладения вызова, связанных с медиа, соотнесение их с имеющимися ресурсами);
• «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений, все аспекты инициации творчества благодаря медиавлиянию);
• «использование» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа).
Цели обучения информатике с позиций медиаобразования
Современное медиаобразование позиционируется «как часть основных прав граждан на свободу высказывания и права на информацию, как один из весомых инструментов поддержки демократии». Преимущественно медиаобразование является частью учебных программ, отдельным предметом или интегрированное, например, в предмет «Информатика».
Цели медиаобразования были сформулированы в общем виде Л. С. Зазнобиной в «Стандарте медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования» (стандарт) [8], следующим образом:
• обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании);
• развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
• включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
• формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.).
Как видно из стандарта, цели медиаобразования намного шире целей не только отдельно взятого учебного предмета, но и выходят за рамки образовательной области, предлагаемой существующей системой образования. Однако при интеграции медиаобразования в учебный курс, в частности в курс информатики, необходимо конкретизировать цели медиаобразования до уровня целей изучения образовательной области «Информатика», учитывая особенности обусловленные спецификой объекта изучения как части реальности [9].
Указанное обстоятельство на наш взгляд ведет, в том числе, и к формированию неопределенной на сегодняшний день знаниевой составляющей медиаобразования.
Таким образом, не только раскрывается бинарный характер связей целей медиаобразования с целями учебных предметов, но и становится очевидной главенствующая роль информатики:
• в подготовке детей:
• к использованию мира средств массовой информации;
• к пониманию роли СМИ в культуре и в восприятии мира.
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой (таких как США, Япония, страны Европейского союза), в которых уже сформирован средний класс и соответственно имеется платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, в Украине еще идет процесс формирования эффективно функционирующей рыночной экономики, обеспечивающей постоянный рост информационных потребностей. Таким образом, формирование информационного общества должно, прежде всего, идти путем информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов. И, следовательно, должна быть
разработана и реализована новая идеология непрерывного образования на всех уровнях - от детского сада до обучения и переподготовки взрослых - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов[10].
Анализ учебных планов и программ по подготовке будущих учителей информатики
Одной из первоочередных проблем становится задача формирования навыков, которые включают особые исследовательские умения учеников и студентов, особенно, будущих учителей информатики: анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, предположения, выдвигать гипотезы, подбирать методы, т.е. развивать медиаграмотность.Развитие медиаграмотности учащихся в качестве основы для обучения в течении жизни возникает задачей образования на современном этапе, а одним из важнейших факторов решения этой задачи - использование исследовательских методов обучения.
Поэтому первым этапом нашего исследования стал анализ учебных планов и программ подготовки студентов, будущих учителей йнформатики. Данные представлены в виде таблиц: таблица 1 - Подготовка учителей информатики; таблица 2 - Практическая профессиональная подготовка будущих учителей информатики.
Таблица 1
Подготовка учителей информатики_
0402Физико-математические науки
Название специальности Квалификация Срок обучения
Образовательно-квалификационный уровень "специалист" 7.04020101 Математика (по направлениям) Учитель математики, учитель информатики (указывается в приложении диплома) 1 год
0403 Системные науки и кибернетика
Образовательно-квалификационный уровень "бакалавр" 6.040302 Информатика* Учитель информатики 4 года
Образовательно-квалификационный уровень "специалист" 7.04030201Информатика* Учитель информатики, учитель математики (указывается в приложении диплома) 1 год
Образовательно-квалификационный уровень "бакалавр" 6.050101 «Компьютерные науки» Специалист по информационным технологиям 4 года
Направление подготовки 6.050101 «Компьютерные науки» Компьютерные науки является направлением, в котором объединены методологии и достижения физико-математических и прикладных наук. Обобщенный объект деятельности бакалавра по профессиональному направлению «Компьютерные науки» - проектирование информационных систем, сетей и компьютерных программ; средства информационных технологий для них;
компьютерное моделирование систем управления; компьютерные системы проектирования, компьютерные интеллектуальные системы принятия решений. Бакалавр по направлению «Компьютерные науки» готовится как специалист широкого профиля для участия в различных сферах деятельности, требующих фундаментальных знаний по математике, физике, информатике, естественных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин с правом преподавания в общеобразовательных учебных заведениях.
Общий объем учебной программы - 240 кредитов ECTS, в т.ч: модули социально-гуманитарного блока - 24 кр., Модули фундаментальной, естественнонаучной и общеэкономической подготовки - 60 кр., Модули профессиональной и практической подготовки - 156 кр.
6.040302 Информатика *
Бакалавр, учитель информатики должен обладать знаниями и навыками, которые необходимы для организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях Ш ступеней (младшая и средняя школа).
Высокая профессиональная подготовка выпускника оказывается в совершенном знании избранному предмету, в способности к постоянной работе над повышением профессионального уровня, в умении положительно влиять на формирование интеллекта и духовно-эмоциональной сферы учащихся.
Общий объем учебной программы - 240 кредитов ЕКТС, в т.ч.: модули цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки - 18 кр., Модули цикла дисциплин естественно-научной подготовки - 49 кр., Модули цикла дисциплин общепрофессиональной подготовки - 28 кр ., модули дисциплин профессиональной и практической подготовки - 105,5 кр. и модули выборочных учебных дисциплин -33,5 кр.. Учебная программа объемом 240 кредитов, успешно сданный государственный экзамен по информатике и методики обучения информатике [12].
7.04030201Информатика*
Выпускник по данному направлению, может осуществлять профессиональную деятельность в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях и других организациях и учреждениях системы образования. Специалист, учитель информатики должен обладать знаниями и навыками, которые необходимы для организации учебно-воспитательного процесса. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
Учебная программа объемом 240 кредитов, успешно пройденный государственный экзамен по математике, защищена квалификационная работа по специальности [13].
Таблица 2
Практическая профессиональная подготовка будущих учителей информатики
№ п/п Название дисциплины Лек. Лаб. Пр. Сам. Всего часов (кр.)
1. Основы компьютерных сетей 34 34 18 58 144 (4)
2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии 74 100 - 186 360 (10)
3. Архитектура компьютера и конфигурация компьютерных сетей 34 36 - 146 216 (6)
4. Компьютерное моделирование 20 38 - 104 162 (4,5)
5. Информационные системы 26 42 - 112 180 (5)
6. Защита информационных ресурсов 36 36 - 72 144 (4)
7. Педагогическая практика (пропедевтическая) - - - - 216 (6)
8. Педагогическая практика (производственная) - - - - 324 (9)
9. Практика по изготовлению мультимедийных средств обучения - - - 72 72 (2)
10. Проектирование и монтаж и диагностика компьютерных сетей 16 34 18 40 108 (3)
11. Установка конфигурирования и администрирования серверных операционных систем 40 100 - 148 288 (8)
12. Современные сетевые технологии 20 34 - 54 108 (3)
13. Проектирование и администрирование узлов и сервисов в сети Интернет 30 42 - 72 144 (4)
14. Технологии разработки Web-приложений 36 36 - 72 144 (4)
15. Организация баз данных 20 36 16 36 108 (3)
По результатам анализа разных специальностей мы выяснили, что среднее количество часов, которое выделяется программой, связанные с изучением дисциплин профессиональной подготовки, составляет 2754 часа, то есть примерно
183,6 часа на изучение каждой дисциплины, из которых 25,7 часа на лекционные занятия, 38,3 - на практические занятия, 78,13 - на самостоятельную работу. Таким образом, на основании вышеприведенного анализа и общих требований рынка труда к учителям, можно сделать вывод о необходимости усовершенствовании учебных планов и программ, для наработки практических навыков, увеличение количества часов на активную педагогическую практику в общеобразовательных учебных заведениях, для совершенствования образования, обеспечения доступности и эффективности.
Сегодня целесообразно учитывать процессы стремительного информационно -технологического развития различных отраслей. Чтобы научить студентов пользоваться инновационными технологиями, следует сформировать у них умение управлять потоками информационных ресурсов, овладеть коммуникационными технологиями и стратегиями их использования. Следовательно, преподаватель должен обладать навыками работы с новейшими технологиями обучения. Целесообразно интегрировать медиаобразование в дисциплины профессиональной подготовки будущих учителей «Основы Интернет», «Сетевые технологии», «Программное обеспечение ЭВМ», «WEB-технологии», «Основы компьютерной графики»).
С точки зрения мирового и европейского педагогического сообщества, внедрение медиаобразования в учебные планы и программы является важным требованием к подготовке специалистов в высшей школе. Это связано с тем, что для понимания процессов, происходящих в современном медиаокружении, молодому человеку следует обладать особыми знаниями, коммуникативными и информационными умениями и навыками, способностью к критическому анализу (т.е.медиаграмотность), которые можно сформировать благодаря организованному и целенаправленному медиаобразованию. Актуально активизировать ее внедрения в профессиональной подготовки в высшей школе [11].
Проблемы формирования медиаграмотности будущих учителей
В образовательной системе Украины наблюдается быстрое развитие новых медиа, значительные изменения места и роли традиционных СМИ в обществе, необходимость вхождения системы образования Украины в единое европейское образовательное пространство обусловливают следующие первоочередные задачи, решение которых необходимо для успешного внедрения медиа-образования:
• уточнения концептуальных подходов, целей и задач медиа-образования: дальнейшее акцентирование внимания на активном целенаправленном использовании возможностей, которые предоставляют Интернет и традиционные СМИ, на выработке умения находить, анализировать и эффективно использовать необходимую для решения различных жизненных задач информацию, учитывая, что такое изменение в подходах соответствует европейским тенденциям;
• закрепление понимания медиа прежде всего как инструмента (безусловно, сложного и многофункционального), а не как угрозы;
• подготовка квалифицированных педагогических кадров с учетом того, что медиаобразование не сводится ни к основам журналистского образования, ни к использованию новейших технических средств обучения, хотя и может содержать определенные элементы этих и других направлений общего и профессионального образования;
• продолжение и расширение плодотворного сотрудничества между профильными государственными организациями, научными учреждениями, общественными организациями;
• развитие медиаобразования взрослых в двух основных направлениях: а) медиаобразование родителей учеников средних школ; б) медиа-образование как неотъемлемая часть современного гражданского образования.
Указанные приоритетные задачи определяют, в частности, и некоторые перспективные направления дальнейших научных исследований в области медиа-образования. Прежде всего - это анализ новой роли медиа в информационном обществе и подготовка назревших изменений в подходах к изучению современных медиа, усвоения учащимися, студентами и всеми, кто приобщается к образованию в течение всей своей жизни, необходимых им знаний, умений и навыков [14].
Задача учителя - отразить в планировании адекватное применение современных образовательных технологий на уроке и во внеурочное время, а именно [15]:
• применение ИКТ для различных форм (индивидуальной, групповой, коллективной) образовательной деятельности;
• планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ;
• использование доступных ресурсов Интернета;
• использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, интегрированных сред для фронтальной, индивидуальной и групповой работы с классом;
• использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий;
• подготовка заданий и тестов в электронном виде или инструментами информационной среды;
• привлечь учеников к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форумы, Skype и т.п.
Для обеспечения соответствующего уровня информационной культуры будущего учителя, для студентов всех специальностей читаются следующие курсы:
• «Информационно-коммуникационные технологии»;
• «Методика применения компьютерной техники в профессиональной деятельности»;
• «Компьютерные информационные технологии в образовании и науке» по программе «Intel®Обучение для будущего» и другие.
При изучении данных курсов студенты выполняют ряд практических задач: от простых текстовых документов в полноценных мультимедийных проектов, которые в дальнейшем могут использовать во время прохождения педагогической практики в школе и в будущей профессиональной деятельности.
Для студентов вуза со специализацией «Информатика» читается ряд курсов, таких как:
• «Основы Интернет»;
• «Сетевые технологии»;
• «Программное обеспечение ЭВМ»;
• <^ЕВ-технологии»;
• «Основы компьютерной графики»
Это позволяет, в ряде случаев, создавать интересные мультимедийные продукты и программное обеспечение учебного назначения.
Однако больше внимания уделяется в этих курсах знаниям аппаратной и программной составляющих информационной системы, умениям и навыкам работы с элементами информационной системы.
Во всех курсах ИКТ-образования просматривается использование в основном практической теории (модели) медиаобразования, особенно в курсах, где используется проектный метод обучения.
Практическая модель медиаобразования направлена преимущественно на обучение студентов использовать медиааппаратуру, изучение технического строения медиатехники и формирования практических умений для создания собственных медиатекстов (например, студенческой газеты, блога, медийного продукта учебного назначения и т.п.).
Практический подход в медиаобразовании действительно, безусловно, полезен, однако, как ее составная часть, что должно способствовать развитию творческого мышления студентов, особенно будущих учителей, которые являются основными фигурантами информатизации образования (неотъемлемой составляющей медиаграмотности).
Для большинства студентов при разработке методических, дидактических или мультимедийных продуктов является проблемным:
• подбирать материал;
• критически оценивать информационные ресурсы Интернета;
• находить различия между пиаром, рекламой, ложью и правдивой информацией;
• правильно и критически отбирать тот или иной видео-, аудио- материал;
• отбирать главное в контексте изложения выбранной ими проблемы;
• правильно сочетать все элементы мультимедийного продукта и прочее.
Это, в свою очередь, отражается на качестве создаваемого студентами программного продукта, в частности мультимедийных проектов [16].
Перечисленные выше проблемы свидетельствуют о низком уровне медиаграмотности студентов.
Попытка интегрировать медиаобразовательные элементы в учебный процесс для повышения уровня медиаграмотности студентов реализовывается на вычислительной практике, которая проводится у студентов специальности 6.040302 «Информатика*» (Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого, Украина).
Целью и задачами курса является усвоение студентами знаний, умений и навыков:
• создание сценария мультимедийного проекта (МП);
• разработки структуры МП, содержания элементов (текстовых, графических, звуковых, видео, простой анимации);
• работы с аппаратными и программными составляющими для создания и редактирования информационных элементов мультимедиа системы: аудио-, видео- и графических файлов;
• связывание информационных объектов на любом языке программирования;
• разработки студентом собственного МП.
Вычислительная практика состоит из двух этапов. Первый этап предусматривает изучение аппаратной и программной составляющих мультимедийной системы. Второй включает в себя все этапы разработки и создания мультимедийного приложения студентами соответствии с выбранной темой.
Работая над созданием своего мультимедийного проекта, студенты проходят следующие этапы:
• грамотное формулирование основной задачи проекта.
• изучение предметной области,
• создание концепции проекта;
• создание структурной схемы, персонального сценария мультимедийного проекта;
• обоснование выбора формы представления материала;
• разработка характерного содержательного материала проекта;
• разработка содержания элементов (текстовых, графических, звуковых, видео, простой анимации) и их реализация;
• разработка плана-графика выполнения работ;
• разработка основных документов проекта;
• разработка презентации проекта или web-сайта, программная реализация;
• представление и защита мультимедийного проекта.
На этапе разработки структуры МП студенты анализируют существующую текстовую, аудио-, видео-, графическую информацию и, в частности, разнообразные продукты масс-медиа с выбранной ими темы.
Не секрет, современные масс-медиа является информационной базой для дальнейшего анализа и практического использования актуальных периодических и Интернет-изданий, радио-, теле-, видео- программ, кинохроникальных программ и других форм распространения массовой информации в профессиональной деятельности, учебно-воспитательном процессе, и в повседневной жизни человека.
При создании текстовых элементов студентам предлагается ознакомиться не только с аппаратными и программными составляющими ЭВМ для обработки текстовой информации и научиться их использовать при создании текстовых блоков. Значительное внимание уделяется также их наполнению (содержания, контента) в соответствии со стандартами написания медиатекстов (блогов, рекламных блоков, удачных слоганов и др.).
Использование медиаобразовательных материалов в процессе прохождения вычислительной практики способствует:
• повышению у студентов интереса к выполнению заданий;
• развития восприятия медиатекстов, «чтения» их языка, активизации воображения, зрительной памяти;
• развития различных видов мышления (в частности, критического, логического, творческого, образного, интуитивного и др.);
• развития у студентов креативных практических умений, которые проявляются на каждом из этапов создаваемого ими проекта и др.
В результате студенты успевают:
• обрабатывать большой по объему поток информации (печатной и аудиовизуальную);
• изучать различные средства коммуникации, медиасообщения;
• изучать программное обеспечение, которое правильно и грамотно использовали для создания и объединения содержательных элементов мультимедийного проекта.
Медиаграмотность будущего учителя предполагает знание закономерностей восприятия и понимания информации, психологических аспектов воздействия медиа на образ жизни, отношения и ценности личности, использование ключевых концепций медиаобразования для анализа медиатекстов, формирования умений и навыков поиска информации, интерпретации и критического анализа медиатекстов, создание собственных медиатекстов, адекватных задачам и условиям коммуникации. Медиаграмотность направлена, также на обеспечение профессионально-педагогической коммуникации учителя, на формирование навыков работы с компьютерными сетями, в том числе сети Интернет, с электронными банками информации и тому подобное [17].
Заключение
Таким образом, медиаграмотность играет все большую роль в образовательном процессе и соответственно в нашей жизни. Поэтому потребность во
внедрении как можно большего количества средств медиа в образовательный процесс очень актуальна. С одной стороны, использование в обучении средств массовой коммуникации вызывает несказанный интерес и заинтересованность учеников, что определяется мотивацией обучения, а с другой - формирует умение и навыки работы с разнообразным и медиа-текстами, и таким образом, развивает творчески развитую личность ученика.
Но внедрение медиа в учебный процесс может производиться только при условии профессионально подготовленного, медиакомпетентного педагога, который достаточно хорошо владеет знаниями и умением использования медиа в профессиональной деятельности. Использование элементов медиаобразования в образовательном процессе требует высокого уровня компетентности учителя, который качественно реализует на практике возможности инновационных технологий и внедрит их в обучение разных дисциплин. Поэтому подготовка учителя - специалиста, который использует средства медиаобразования, представляет собой сложную систему, которая функционирует согласно целям, заданиям и принципам подготовки специалиста в данной отрасли.
Современный педагог должен учитывать последние достижения масс-медиа в процессе преподавания, как компьютерных, так и других дисциплин.
Использование различных видов медиатекстов в учебном процессе позволит: повысить уровень мотивации к учебной деятельности; учить их критически воспринимать медиаинформацию в огромном информационном пространстве; позволит сформировать умение управлять потоками информационных ресурсов; освоить коммуникационные технологии и стратегии их использования.
Литература
1. 1ванов В. Ф., Волошенюк О. В. Медiаосвiта та медiаграмотнiсть: пiдручник / Ред.-упор. В. Ф. 1ванов, О. В. Волошенюк; За науковою редакщею В. В. Pi3yra. — Кив: Центр вiльноï преси, 2012. — 352 с.
2. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза./ А.В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
3. Осадчий В.В, Осадчая К.П. Анализ проблемы профессиональной подготовки программиста и пути ее решения / В.В. Осадчий, Е.П. Осадчая // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society)" - 2014 - V.17. - №3. - С. 362-377. -ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i3/html/17.html.
4. Концепщя впровадження медiа-освiти в Украшг - Режим доступу: http://www.ispp.org.ua/news_44.htm.
5. Закон Украши Про основш засади розвитку шформацшного сустльства в Украш на 2007-2015 роки. - Режим доступу:
http ://zakon1 .rada. gov.ua/laws/show/537-16.
6. Tyner К. Literacy in the digital world: teaching and Learning in the age of information. Mahwah. NJ, 1998.
7. Найдьонова Л.А. Лабораторiя психологи масовоï комушкаци та медiа-освiти // Культура народов Причерноморья. - 2007. - № 120.-С. 176-178.
8. Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественно-научные дисциплины начального общего и среднего общего образования.
9. Кузнецов А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе // ИНФО. - 2000. - №7.
10. Галеев И.Х Динамика развития международного электронного журнала «Образовательные технологии и общество»/ И.Х. Галеев // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society)" - 2007 - Казань, V.10. - №1. -С. 315-328. - ISSN 14364522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i1/html/32.html.
11. Potter,W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. - London : Sage Publication, 2001. -423 p.
12. Навчальна програма спещальносп "1нформатика". URL: http://udpu.org.ua/viewpage.php?page_id=761.
13. Навчальна програма спещальносп 7.04030201 "1нформатика*". URL: http://fitts.pntu.edu.ua/ua/specializations2.
14. 1щенко А.Ю. Сучасна медiа-освiта: впровадження в Украш та мiжнародний досвiд / А.Ю. 1щенко // Стратепчш прiоритети, №4 (29), 2013 р С. 80-84
15. Шроль Т.С. Особливосп вивчення мультимедiйних технологш студентами математичних спецiальностей./ Т.С. Шроль// Всеукранська наукова конференцiя «Сучаснi проблеми математичного моделювання та обчислювальних методiв» - Рiвне: РДГУ-НУВГП. - 2013. - С.163.
16. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентнось». [А.В. Федоров, А.А. Левицкая, И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина, В.Л.Колесниченко, Г.В. Михалева, Р.В. Сердюков]- М.: МОО «Информация для всех», 2012.- 614 с.
17. Казаков Ю.М. Педагопчш умови застосування медiаосвiти в процесi професiйноi тдготовки майбутнiх учителiв: автореф. дис. на здобуття наукового ступеня кандидата пед. наук (18.05.07)/ Казаков Юрш Миколайович; Луганському нацiональному педагогiчному унiверситетi iменi Тараса Шевченка. - 2007. - 22 с.