Проблемы учета
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРАРНЫХ СЧЕТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ
Е. А. ФЕДЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанский государственный университет
Рассмотрим особенности применения контрарных счетов при выполнении государственного задания бюджетным учреждением, получателем субсидии, и проведем анализ учета себестоимости государственных услуг при выполнении государственного задания.
Счет 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:
— 010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
— 010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
— 010980000 «Общехозяйственные расходы»;
— 010990000 «Издержки обращения».
Затраты учреждения при изготовлении готовой
продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.
При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг? относятся к прямым затратам.
Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.
Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).
Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политики
распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части не распределяемых расходов — на увеличение расходов текущего финансового года.
Сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров, относится к издержкам обращения.
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе, с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг, устанавливать в составе Рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета.
Группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе видов финансового обеспечения:
— расходы на исполнение государственного задания (410960000, 410980000);
— расходы бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых признаются субсидии на иные цели (540120000, 640120000);
— расходы (затраты) по деятельности, приносящей доход (210960000, 210970000, 210980000, 210990000).
В рамках реализации расходов на исполнение государственного задания следует руководствоваться совместными приказами Минфина России от
29.10.2010 № 136н, Минэкономразвития России от
29.10.2010 № 526 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением», а также приказами Минфина России от 29.10.2010 № 137н, Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 527 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений».
При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются:
— нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
— нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).
В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:
— нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
— нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
— иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.
Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.
В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат:
—нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);
— нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг (далее — нормативные затраты на содержание недвижимого имущества);
— нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее — нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества);
— нормативные затраты на приобретение услуг связи;
— нормативные затраты на приобретение транспортных услуг;
— нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги);
— прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
В составе нормативных затрат на коммунальные услуги учитываются:
— нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 90 % общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
— нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 % общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.
Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:
— нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
— нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;
— нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;
— прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.
Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:
— нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;
— нормативные затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги;
— нормативные затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
— прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.
В случае если учреждение оказывает несколько государственных услуг, распределение затрат на
общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
— пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;
— пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые учреждением, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (человек, тысяч человек, посещений и т. д.) либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одна государственная услуга измеряется в человеках, а другая в тысячах человек, то единицы изменения первой государственной услуги могут быть переведены в тысячи человек путем умножения объема соответствующей государственной услуги на 1 000);
— пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между оказываемыми государственными услугами);
— путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых учреждением государственных услуг), выделенную в качестве основной услуги для учреждения;
— пропорционально иному выбранному показателю.
Нормативные затраты на содержание имущества рассчитываются с учетом затрат:
— на потребление электрической энергии в размере 10 % общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
— на потребление тепловой энергии в размере 50 % общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.
Согласно подп. 60—63 п. 153 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 №» 174н (далее—Инструкция № 174н), операции с расходами оформляются следующими бухгалтерскими записями:
— при изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, выполняемой работы, оказываемой услуги прямые расходы по способу включения в себестоимость, установленные учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на основании первичных учетных документов отражаются в соответствии с содержанием хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960211—010960213, 010960221—010960226, 010960262, 010960263, 010960271, 010960272, 010960290) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 010400000 «Амортизация», 02080000 «Расчеты с подотчетными лицами», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы», 010100000 «Основные средства» в части введенных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости;
— принятие к бухгалтерскому учету общехозяйственных расходов учреждения на основании первичных учетных документов отражается в соответствии с содержанием хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010980000 «Общехозяйственные расходы» (010980211—010980213, 010980221—010980226, 010980271, 010980272, 010980290)и кредиту счетов соответствующих счетов аналитического учета счетов 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 010400000 «Амортизация», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы», 010100000 «Основные средства» в части введенных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости;
— начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии на иные цели (пожертвования, гранты) с отнесением на финансовый результат текущего финансового года, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 «Расходы хозяйствующего субъекта» и кредиту разных счетов;
— начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых бюджетным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания, с отнесением на финансовый результат текущего финансового года, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 440120200 «Расходы хозяйствующего субъекта» (440120262, 440120263, 440120273, 440120290) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 410980000 «Общехозяйственные расходы», 420800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 021001660 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», в части налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченного учреждением, невозмещаемого из бюджета, 430200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 430300000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
— начисление расходов по содержанию недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовым источником которых являлась субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов счета 440120200 «Расходы хозяйствующего субъекта» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 420800000 «Расчеты с подотчетными лицами», счета 421001660 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», в части НДС, уплаченного учреждением, невозмещаемого из бюджета, соответствующих счетов аналитического учета счета 430200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 430300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (430312730, 430313730);
— отнесение общехозяйственных расходов, в части не распределяемых на себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на финансовый результат текущего финансового года отражается на основании справки (ф. 0504833) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 «Расходы хозяйствующего субъекта» и кредиту соответству-
ющих счетов аналитического учета счета 010980200 «Общехозяйственные расходы учреждений»;
— отнесение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг, оказанных (реализованных) заказчикам (потребителям), отражается на основании справки (ф. 0504833) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 040120200 «Расходы хозяйствующего субъекта» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг».
Расходы по формированию государственного задания бюджетного учреждения можно сгруппировать на счетах учета следующим образом (табл. 1).
Таким образом, расходы на выполнение государственного задания должны собираться по дебету счета 440120200 «Расходы хозяйствующего субъекта» и кредиту соответствующих счетов 410960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 410980000 «Общехозяйственные расходы».
Приведем пример согласно предложенной классификации (табл. 2).
Таблица 1
Группировка расходов на счетах учета по формированию государственного задания бюджетного учреждения
Вид расхода Счет учета
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги: — нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги — нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги — иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги 410960211, 410960213 410960340 410960271, 272, 290
Нормативные затраты на общехозяйственные нужды: — нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества) — нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества — нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества — нормативные затраты на приобретение услуг связи — нормативные затраты на приобретение транспортных услуг — нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческий персонал, административно-хозяйственная часть) — прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды 410980223 (90, 50 %) 410980225, 226, 410980225, 226 410980221 410980222 4410980221,110980213 410980000
Нормативные затраты на содержание имущества: — на потребление электрической энергии в размере 10 % общего объема затрат — на потребление тепловой энергии в размере 50 % общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей — на уплату налогов 440120223 440120223 440120290
Таблица 2
Пример группировки расходов на счетах учета по формированию государственного задания бюджетного учреждения
№ п/п Содержание операции Инструкция № 174н
Дебет Кредит
1 Начислена заработная плата персонала: — работников, которые принимают непосредственное участие в оказании государственной услуги — работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческий персонал, административно-хозяйственная часть) 410960211 410980211 4 30211 730 4 30211 730
2 Начислены прочие выплаты 410980212 4 30212 730
3 Начисления на оплату труда 410960213, 410980213 4 30300 730
Окончание табл. 2
№ п/п Содержание операции Инструкция № 174н
Дебет Кредит
4 Акцептованы счета-фактуры за услуги связи 410980221 4 30221 730
5 Оказаны транспортные услуги 410980222 4 30222 730
6 Акцептованы счета-фактуры за коммунальные расходы (электричество) 410980223 (90 %), 440120223 (10 %) 4 30223 730
7 Начислено вознаграждение по договорам подряда 410980226 4 30226 730
8 Списаны материальные запасы на нужды учреждения (потребляемые в процессе реализации государственной услуги) 410960340 4 10500 440
9 Начислена амортизация основных средств 410980272 4 10100 410
10 Списаны начисленные расходы в конце периода 410960000 440120000 410980000 410960000
Следует отметить, что Инструкция № 174н прямо не содержит нормы списания расходов со счета 410980000 в дебет счета 410960000, но, по мнению автора, данная запись целесообразна при реализации одного вида государственной услуги.
При реализации нескольких видов государственных услуг необходимо в учетной политике определить метод распределения общехозяйственных расходов по отношению к выбранному объекту учета.
Список литературы
1. О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных
услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений: приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н / 527.
2. Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением: приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 136н / 526.
3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от
16.12.2010 № 174н.