ЭКОНОМИКА АПК
УДК 657.31 (072) И.А. Арыкова,
К.М. Арыкова
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ И ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ключевые слова: бюджетное учреждение, субсидия, федеральный бюджет, государственное задание, бухгалтерский учет, финансовое обеспечение, лицевой счет, соглашение.
Введение
Новый механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений, введенный с 01.01.2011 г. Федеральным законом № 83-Ф3 от 8 мая 2010 г. переводит государственные учреждения с традиционного сметного финансирования к предоставлению субсидий на выполнение государственного задания на предоставление государственных услуг [1].
Поскольку объем и качество предоставляемых государственным учреждением услуг отражают результаты их деятельности для потребителей, новый механизм означает кардинальное изменение идеологии бюджетного финансирования государственных учреждений, трансформацию принципов их деятельности от управления затратами к управлению результатами. Одновременно с этим государственным учреждениям предоставляется больше хозяйственной и финансовой самостоятельности [2].
Вводится новая группировка затрат — по степени их участия в предоставлении услуги. Затраты подразделяются на две категории: затраты на оказание услуги и затраты на содержание имущества.
В переходный период изменение порядка финансового обеспечения бюджетных учреждений, вопросы оформления субсидий на выполнение государственного
задания и отражение операций по получению и использованию этих средств в бухгалтерском учете приобретают особую актуальность.
Основная часть
С 1 января 2011 г. финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется в форме субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В период до 1 января 2012 г. это правило действует в отношении бюджетных учреждений, если оно закреплено следующими законодательными актами:
- решением федерального органа исполнительной власти — главного распорядителя средств федерального бюджета для федеральных бюджетных учреждений;
- законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления для бюджетных учреждений субъекта РФ, для муниципальных бюджетных учреждений.
По истечении переходного периода финансовое обеспечение деятельности всех бюджетных учреждений будет осуществляться путем предоставления субсидий.
В зависимости от назначения субсидии, предоставляемые бюджетным учреждениям, бывают двух видов:
1) субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) в рамках государственного задания;
2) субсидии на иные цели или целевые субсидии.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий обоих видов устанавливаются, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования [3].
Предоставление учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основе соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, которое заключается между бюджетным учреждением и его учредителем. Примерная форма такого соглашения утверждена совместным Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528 [4].
Примерная форма соглашения позволяет содержательное разнообразие при заключении договора, поскольку в нем отражаются не только наименования и реквизиты сторон, также форма может быть дополнена детализацией условий.
Форма соглашения содержит общие определения прав, обязанностей и ответственности сторон, объемов и периодичности перечисления субсидии в течение финансового года. При подписании такого соглашения между органом, выполняющим функции учредителя, и самим бюджетным учреждением оно должно быть в большей степени конкретизировано [5].
При этом ведомственные нормативные акты, вводя позволительные дополнения, конкретизируют в соглашении:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- объемы выделяемых субсидий;
- обязанности учреждения по выполнению заданий;
- право учредителя на проведение проверок соблюдения условий, установленных соглашением;
- порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных учредителем, факта нарушения условий соглашения, порядок и сроки предоставления отчетности об использовании субсидий;
- показатели выполнения заданий, ответственность сторон и другие условия.
Для бюджетных учреждений с 1 января 2011 г. изменился порядок открытия лицевых счетов органами Казначейства.
Для учета операций предусмотрены следующие счета:
1) лицевой счет бюджетного учреждения — лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений;
2) отдельный лицевой счет бюджетного учреждения — лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций [6].
Поскольку бюджетные учреждения получают субсидии двух видов, для учета каждого вида субсидий предназначен отдельный код вида финансового обеспечения (18-й разряд счета):
а) 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
б) 5 — субсидии на иные цели.
Получение субсидий на выполнение государственного задания отражается в учете учреждения как начисление прочего дохода по соответствующему коду финансового обеспечения. Начисление дохода по субсидиям отражается на основании справки (ф. 0504833) и отчета по субсидиям следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»;
Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».
Доход по субсидиям на выполнение государственного задания отражается в сумме субсидий, полученных на лицевой счет бюджетного учреждения [7].
Поступление денежных средств — субсидий на выполнение государственного задания на лицевой счет бюджетного учреждения отражается в учете как поступление прочего дохода, то есть как погашение дебиторской задолженности по прочим доходам. Операции по поступлению субсидий на лицевой счет бюджетного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета, следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»;
Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Расходы, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания,
не формирующие себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых бюджетным учреждением в рамках государственного задания, относятся на финансовый результат текущего финансового года. На основании первичных учетных документов операции, подтверждающие расходы, отражаются записями, приведенными в таблице 1.
Для формирования информации в денежном выражении о себестоимости готовой продукции, работ, услуг, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на выполнение государственного задания, применяются следующие группы счетов счета 4 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»:
- 4 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
- 4 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
- 4 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;
- 4 109 90 000 «Издержки обращения».
Расходы по содержанию недвижимого
и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, финансовым источником которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, отражают бухгалтерские записи, приведенные в таблице 2.
Бухгалтерские записи по расходам,
Начисление дохода по субсидии на иные цели, предоставленной бюджетному учреждению в порядке, установленном законодательством РФ, отражается так же, как и начисление дохода по субсидиям на выполнение государственного задания, но с указанием в 18-м разряде счетов кода финансового обеспечения — 5:
Дебет счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»;
Кредит счета 5 401 10 180 «Прочие доходы».
Доход по субсидиям, предоставленным на иные цели, отражается в объеме расходов, произведенных бюджетным учреждением за счет указанных субсидий, подтвержденных Отчетом по субсидиям на основании Справки (ф. 0504833) [7, 8].
Поступление целевых субсидий на отдельные лицевые счета бюджетных учреждений отражается в учете как погашение дебиторской задолженности по прочим доходам. Операции по поступлению целевых субсидий на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения оформляются на основании первичных учетных документов, приложенных к Выписке из отдельного лицевого счета, следующей корреспонденцией счетов:
дебет счета 5 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»;
кредит счета 5 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Таблица 1
не формирующим себестоимость услуг
Содержание операции Номер счета
по дебету по кредиту
1. Начислены расходы бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания 4 401 20 262 4 109 80 000
4 401 20 263 4 208 00 000
4 401 20 273 4 210 01 660
4 401 20 290 4 302 00 000
4 303 00 000
Таблица 2
Бухгалтерские записи по расходам на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества
Содержание операции Номер счета
по дебету по кредиту
1. Начислены расходы по содержанию имущества, закрепленного за бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания 4 401 20 223 4 208 00 000
4 401 20 224 4 210 01 660
4 401 20 225 4 302 00 000
4 401 20 226 4 303 00 000
4 401 20 290
Начисление расходов за счет целевых субсидий отражается в учете на основании первичных учетных документов. Расходы формируются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 5 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта».
В соответствии со ст. 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного задания, используются в очередном финансовом году на те же цели [1].
Остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы на иные цели, подлежат перечислению в соответствующий бюджет. Перечисленные остатки средств могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели. Для этого необходимо решение соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.
Неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, подлежат перечислению в бюджет [9].
Возврат неиспользованных остатков субсидий на иные цели отражается проводкой:
Дебет счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»;
Кредит счета 5 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».
Операции по поступлению (возврату) субсидий на соответствующие лицевые счета бюджетных учреждений должны отражаться на счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
Для забалансового учета выплат с лицевых счетов бюджетных учреждений, произведенных за счет субсидий, предназначен счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждений».
Аналитический учет по счетам 17, 18 ведется в Многографной карточке
(ф. 0504054) и (или) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лицевых счетов учреждения по видам выплат средств бюджета или видам поступлений [7].
Заключение
Введение в действие Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. изменяет порядок финансового обеспечения бюджетных учреждений — переход от сметного финансирования учреждений к предоставлению субсидий на выполнение государственного задания.
Новый порядок финансового обеспечения позволяет повысить, прежде всего, качество предоставляемых государственных услуг, их доступность населению; ответственность производителей за качество, количество, доступность оказываемых услуг и материальную заинтересованность бюджетных учреждений, установив тесную зависимость результатов труда от вознаграждения, а также расширить возможности бюджетных учреждений в выборе наилучшей для каждого из них линии поведения с учетом особенностей каждого конкретного учреждения, контингента потребителей, степени развитости рынка данных услуг.
Минфином России установлен переходный период на один год (до 1 января 2012 г.), предоставляющий возможность органам исполнительной власти, руководителям бюджетных учреждений подготовиться к работе в новых условиях.
Для выполнения государственного задания учредителем выделяется необходимое финансовое обеспечение бюджетным учреждениям. Основанием для выделения финансового обеспечения является соглашение между учредителем и учреждением-исполнителем.
Примерная форма соглашения позволяет при заключении конкретизировать условия предоставления и использования субсидий для каждого бюджетного учреждения.
Для учета операций по получению и использованию средств бюджетным учреждениям в органах казначейства отражаются два вида лицевых счетов в зависимости от вида субсидий.
Для отражения операций в бухгалтерском учете бюджетных учреждений для каждого вида субсидии предназначен отдельный код вида финансового обеспечения.
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по расходам указан в приказах Минфина РФ. Но при формировании расходов по видам субсидий, распределение по объектам учета, отнесение затрат на себестоимость услуги по государственному заданию до настоящего времени не имеет четких критериев, которые необходимо разработать в переходный период.
Библиографический список
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
3. Салина Л. Субсидии бюджетным учреждениям: вопросы получения и использования / Л. Салина // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2011. — № 4.
4. Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания: Приказ Минфина РФ №138н, Минэкономразвития № 528 от 29.10.2010 г.
5. Салина Л. Бухгалтерский и налоговый учет субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям / Л. Салина // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2011. — № 5.
6. О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами: Приказ Казначейства России от 07.10.2008 № 7н.
7. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
9. О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям: Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 82н.
+ + +
УДК 339.562:339.564:351/354:63(479.24) Р.Р. Алиев
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: импорт, экспорт, государство, регулирование, аграрная сфера.
В современных условиях для развития экономики страны необходимо обеспечить ее интеграцию в мировую экономику. В результате осуществляемой в Азербайджанской республике внешнеэкономической политики налажены широкие связи с многими странами мира, разными структурами и сообществами [1, 2]. Пре-
вышение объема производства в стране сельскохозяйственной продукции над спросом на эту продукцию обуславливает выход страны на мировой рынок. Для этого государство регулирует внешнеэкономические связи путем осуществления оптимальной торговой политики. Приоритеты соотношений спрос-предложение на внутреннем рынке определяются за счет регулирования внешнеэкономических связей. При формировании любых оптимальных структур в сфере национальной экономи-