экономические Бердникова Лейла Фархадовна
науки АНАЛИЗ ПРИЧИН БАНКРОТСТВА ...
УДК 65.011
АНАЛИЗ ПРИЧИН БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
© 2017
Бердникова Лейла Фархадовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных условиях предприятия подвергаются жесткой конкуренции, изменениям конъюнктуры рынка. На их деятельность влияет множество внешних и внутренних факторов, которые могут провоцировать банкротство. В статье раскрываются основные факторы, вызывающие банкротство организаций. Как правило, финансовая несостоятельность организации связана с неисполнением в необходимом размере и в требуемые сроки ее денежных обязательств. Руководителям и собственникам компаний необходимо помнить, что если должник не исполнит своевременно обязательства, то кредиторы имеют право требовать их выполнения в судебном порядке. В статье раскрыты виды обязательств организации и их содержание. В Нарушение сроков исполнения обязательств может вызвать у бизнес-партнеров риски. При этом, чем выше степень и чаще задерживает исполнение обязательств организация, тем ненадежнее она выглядит в глазах партнеров. Такая организация теряет деловую репутацию выступает ненадежным партнером, недобросовестным плательщиком и работодателем. Это может повлечет за собой отказ бизнес-партнеров от сотрудничества, а также вызвать штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами. В статье раскрыты основные причины банкротства организаций. В статье выявлено, что в совокупности ключевые причины неплатежеспособности характерны практически для всех организаций, которые испытывают трудности своевременного расчета по своим обязательствам. В свою очередь массовое банкротство предприятий несет негативные социальные проблемы. В статье раскрыта сущность антикризисного управления, определено его значение в деятельности организаций приближенных к состоянию банкротства. Процесс реализации антикризисных процедур называется антикризисным процессом. Антикризисное управление выполняется поэтапно. В статье выделены ключевые направления антикризисного управления.
Ключевые слова: банкротство; несостоятельность; кризисы; антикризисное управление.
ANALYSIS OF THE CAUSES OF THE BANKRUPTCY OF THE ORGANIZATION IN TERMS OF CRISIS MANAGEMENT
© 2017
Berdnikova Leyla Farhadovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Professor of Department «Accounting, analysis and audit» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. In modern conditions of the enterprise are subjected to stiff competition, changes in market conditions. Their activities are influenced by many external and internal factors that can trigger bankruptcy. The article describes the main factors that cause bankruptcy. Generally, the financial failure of an organization is tied to failure in a necessary amount and in a timely manner its financial obligations. Managers and owners of companies need to remember that if the debtor does not perform obligations in a timely manner, the lenders have the right to require performance in court. The article describes the types of obligations of the organization and their content. In violation of the terms of execution of obligations can cause a business partner risks. Thus, the above degree and often delays the performance of obligations, the sketchier than it looks in the eyes of partners. Such an organization loses its business reputation acts as an unreliable partner, in good faith by the payer and the employer. This may entail the failure of business partners from cooperation, and cause fines and other sanctions under the laws and treaties. The article reveals the main causes of bankruptcy organizations. The article revealed that collectively, the key causes of insolvency are characteristic of virtually all organizations who have difficulty timely calculation of its liabilities. In turn, the massive bankruptcy of enterprises has a negative social problem. The article discloses the essence of crisis management, defined by its value in organizations close to the state of bankruptcy. The process of implementation of crisis procedures is called anti-crisis process. Crisis management is done in stages. The article highlights the key areas of crisis management.
Keywords: bankruptcy; insolvency; crisis; crisis management.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Банкротство организации является результатом отрицательного влияния различных внешних и внутренних факторов в условиях рынка. Если предприятия практически не могут влиять или недостаточно влияют на неблагоприятные воздействия окружающей среды, то влияние внутренних факторов выступает как результат управленческих решений менеджеров компании. Необходимо учитывать, что оценку и разработку решений по ликвидации или снижению влияния внутренних отрицательных факторов следует осуществлять с учетом воздействия условий внешней среды на деятельность организации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблем. В экономической литературе анализ причин банкротства рассматривается многими ведущими, однако единого подхода к их выявлению и предупреждению не выделено.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
зависимости от уровня влияния факторов на ухудшение финансовой состоятельности предприятия выявляются четкие причины кризисного состояния или банкротства, разрабатываются процедуры финансового оздоровления и мероприятия по выходу из кризиса.
К числу факторов окружающей среды относятся следующие группы:
- общеэкономические, определяющие влияние на экономическое состояние страны;
- государственные, устанавливающие, как государство, его правовая, налоговая и иные системы воздействуют на деятельность предприятия;
- рыночные;
- социальные и другие.
К факторам внутренней среды предприятия относятся следующие группы:
- коммерческие;
- производственные;
- управленческие;
- инвестиционные;
- инновационные и другие.
Внутренние и внешние факторы влияют на деятель-
51
Бердникова Лейла Фархадовна АНАЛИЗ ПРИЧИН БАНКРОТСТВА ..
ность предприятия разнонаправленно. Это следует помнить в процессе проведения финансового анализа и определения мероприятий по предупреждению наступления кризисного состояния и банкротства предприятия. А в случае его появления - в процессе планирования мер по выходу из кризисных условий и восстановлению нормальной работы организации.
Финансовая несостоятельность каждого предприятия, как правило, связана с неисполнением в необходимом объеме и в требуемые сроки его денежных обязательств.
Денежные обязательства, возникающие у предприятия, должны быть исполнены в установленные сроки.
Если должник не исполняет собственные обязательства, то кредиторы имеют право требовать выполнения обязательств в судебном порядке, а также покрытия убытков, причиненных таким неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В настоящее время банкротство организаций Российской Федерации регулируется сводом нормативно-правовых документов [1-8].
Одним из важных законодательных документов, регулирующим банкротство организаций, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10 2002 г. [5].
Предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, по уплате обязательных платежей. Если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер денежных обязательств, в том числе:
- размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
- размер суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;
- размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, кроме обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
- размер обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда;
- размер обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- размер обязательств перед учредителями должника, вытекающих из такого участия.
Также для определения признаков банкротства учитывается размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов, пеней и иных финансовых санкций.
Неустойки, штрафы, пени, проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника. Также не учитываются иные имущественные и финансовые санкции.
Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).
Если должник оспаривает требования кредиторов, то размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и об оплате труда или обязательных платежей определяется арбитражным судом.
Требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
Необходимо отметить, что обязательства организации условно могут быть подразделены на внешние и внутренние [9-10].
К внешним можно отнести следующие обязательства. Во-первых, обязательства перед фискальной системой: по налогам и сборам; штрафам и пеням перед бюджетом; платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие фонды. Иными словами, это те обязательства, которые необходимо исполнить в установленном порядке независимо от желания руководителя предприятия.
Во-вторых, обязательства перед финансово-кредитной системой. К ним относятся обязательства перед кредитными и финансовыми учреждениями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме или в виде ценных бумаг согласно кредитному договору.
В-третьих, обязательства перед кредиторами. Это обязательства за энергоресурсы, купленные товары или услуги, обязательства перед иными организациями, образованные в результате договора поставки или оказания услуг.
К внутренним обязательствам относятся обязательства перед акционерами или работниками предприятия, обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д.
Нарушение сроков исполнения обязательств провоцирует возникновение у бизнес-партнеров рисков [11]. Необходимо отметить, что чем выше степень риска создаваемой организацией партнерам, чем больше срок, на который она задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее она выглядит в глазах контрагентов [12]. Такая организация получает негативную репутацию и выглядит как ненадежный партнер, недобросовестный плательщик, а также работодатель.
Неоднократное неисполнение обязательств организацией влечет за собой отказ бизнес-партнеров от сотрудничества, а также штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами [13-17].
Если предприятие испытывает постоянный дефицит финансовых ресурсов для исполнения своих обязательств, то появляется вопрос, способно ли оно своевременно и полностью, то есть без ущерба, удовлетворить требования кредиторов [18; 19].
Предприятие, переходящее из состояния своевременного исполнения обязательства в зону ненадежного исполнения, исполнения со срывами, безнадежного состояния, становится партнером неплатежеспособным, наносящим ущерб своим кредиторам [20; 21].
Платежеспособность организации характеризуется как успешность и эффективность текущей работы для своевременного поступления денежных средств. Для абсолютной платежеспособности в организации следует иметь резерв денежных средств, уровень которого необходимо регулярно поддерживать. Это связано с тем, что обязательства перед поставщиками при покупке сырья, материалов, товаров образуются сразу, а готовая продукция производится и продается через определенное время.
Если за определенный период темп роста обязательств предприятия превысил темп роста выручки, то оно приближается к неплатежеспособности.
Иными словами, чем меньше выручка, тем быстрее снижается платежеспособность организации.
К общим причинам банкротства организации относятся факторы, которые влияют на сокращение или недостаточный рост выручки, и опережающий рост обязательств [22; 23; 24].
Во-первых, снижение выручки в абсолютном и относительном выражении может наблюдаться:
- в случае затоваривания, когда на рынке сокращается спрос на продукцию из-за ее плохого качества, вы-
Бердникова Лейла Фархадовна АНАЛИЗ ПРИЧИН БАНКРОТСТВА ...
сокой цены или уменьшения на нее потребности;
- в связи с ростом конкуренции;
- при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию;
- при работе с ненадежными потребителями продукции;
- при сужении рынка ввиду ограниченного доступа из-за ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.п.
Другими словами, причины этому могут быть следующие: продукцию не покупают; продукцию покупают, но не платят за нее; продукцию не пускают на рынок.
Во-вторых, опережающий темп прироста обязательств проявляется в случаях, когда организация:
- производит нецелесообразные долгосрочные финансовые вложения, не сопровождающиеся соответствующим ростом выручки;
- имеет избыточные запасы, не увеличивающие объемы производства и выручки;
- наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;
- терпит убытки;
- неэффективно распределяет доходы, например, на экономически неоправданные второстепенные цели.
В совокупности основные причины неплатежеспособности характерны для всех организаций, которые испытывают трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от места расположения, особенностей деятельности и рынка. Ситуация может усугубляться при отсутствии планирования и управления денежными потоками.
Массовое банкротство организаций способно спровоцировать серьезные негативные социальные проблемы. В этой связи в странах с рыночной экономикой используется определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха.
Таким образом, повышается роль антикризисного управления в деятельности финансово неустойчивых организаций. Для успешного антикризисного управления важно учитывать этап жизненного цикла предприятия или товара для разработки и реализации экономической политики по предупреждению несостоятельности компании.
Антикризисное управление представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к определенной организации-должнику.
В источниках литературы антикризисное управление относят к микроэкономической категории, отражающей производственные отношения, формируемые на уровне организации при ее оздоровлении или ликвидации.
Антикризисное управление включает:
- предварительную диагностику причин появления кризисной ситуации на предприятии;
- исследование внешней среды и конкурентных преимуществ организации с целью определения стратегии ее развития;
- планирование роста конкурентных преимуществ и финансового оздоровления организации;
- установление процедур финансового оздоровления организации и совершенствование системы контроля за их выполнением.
Таким образом, в основе антикризисного управления лежит процесс регулярных и последовательных инноваций во всех направлениях деятельности организации.
В связи с этим антикризисное управление может осуществляться по трем направлениям:
- во-первых, обновление, которое предполагает кардинальные изменения текущего положения с ростом инновационной деятельности и снижением получения прибыли;
- во-вторых, развитие, которое представляет оптимальные изменения текущего положения с оптимизацией инновационной деятельности и оптимизацией получения прибыли;
- в-третьих, поддержание, которое предполагает отсутствие изменений или несущественные изменения текущего положения со снижением инновационной деятельности и ростом получения прибыли.
Процесс реализации антикризисных процедур называется антикризисным процессом. В целом процессу антикризисного управления присущи следующие четыре этапа.
Первый этап предполагает определение цели антикризисного управления, то есть необходимого состояния организации по выходу из кризиса.
Второй этап предусматривает определение ситуации в организации - анализ фактического и прогнозного состояния системы, проводимого относительно цели.
На третьем этапе создается проблема антикризисного управления как рассогласования ситуации и цели и осуществляется оценка степени этого рассогласования.
На следующем, четвертом, этапе разрабатываются управленческие решения, то есть устанавливается способ финансового оздоровления и организационно-техническая деятельность по его осуществлению.
Характеристика этапов антикризисного процесса показывает, что антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях антикризисных процедур.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, управление всегда является целенаправленным. Установление целей является важной составляющей любого процесса управления, в том числе и антикризисного. При этом система контроля и оперативного обнаружения признаков возможной кризисной ситуации или банкротства выступает особым атрибутом, который присущ процессу антикризисного управления. Реализация антикризисного управления во всех указанных аспектах осуществляется посредством разработки и принятия соответствующих управленческих решений, воздействующих на объект и субъект антикризисного управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №14-ФЗ (ред. от 07.02.2017 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №51-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.).
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в ред. от 19.12.2016).
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.).
5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. 03.07.16).
6. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» от 18.11.1995 № 1157 (в ред. от 19.12.14).
7. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. №34н (в ред. от 24.12.10 г.).
8. Приказ Министерства Финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 02.07.2010 г. №66н (в ред. от 4.12.2012 г. №154н).
9. Шнайдер О.В., Усачев С.А. К вопросу анализа и оценки финансового состояния в условиях рыночной экономики / О.В. Шнайдер, С.А. Усачев / Вестник гуманитарного института ТГУ. 2010. №4- с. 50-52.
10. Люльков Р.Н., Шнайдер О.В. Экономический потенциал организации: сущность и значение: монография. - М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т», Фил. РГСУ в г. Тольятти Самарской обл.. Тольятти, 2012.
11. Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. М. А. Вахрушиной, Н. С. Пласковой. - М. :
Бердникова Лейла Фархадовна АНАЛИЗ ПРИЧИН БАНКРОТСТВА ..
Вузовский учебник, 2009. - 367 с.
12. Жулина Е. Г. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие / Е. Г. Жулина, Н. А. Иванова. - М. : Дашков и К°, 2010. - 268 с.
13. Шнайдер О.В., Тремасова Е.А. Теоретические аспекты функционально-стоимостного анализа // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 46-48.
14. Коростелев А.А., Понедельчук Т.В., Шнайдер О.В. Сущность и значение балансоведения при реорганизации предприятия // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 138-145.
15. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. Теоретические аспекты бизнес-анализа // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 89-90.
16. Шнайдер О.В., Абрамова Н.С. Теоретические аспекты анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 111-114.
17. Шнайдер О.В., Смагина А.Ю. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 84-89.
18. Учет и анализ банкротств : учеб. пособие. - Гриф УМО. - М. : КНоРус, 2009. - 224 с.
19. Пласкова Н. С. Экономический анализ : учебник / Н. С. Пласкова - М. : Эксмо, 2009. - 704 с.
20. Федорова Г. В. Учет и анализ банкротств : учебник / Г. В. Федорова. - Гриф УМО. - М. : Омега-Л, 2010. - 284 с.
21. Кокорев Н. А. Учет и анализ банкротств : учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Бухгалтерский учет» и «Финансы и кредит» / Н. А. Кокорев, И. Н. Турчаева. -Гриф УМО. - М. : Кнорус, 2010. - 192 с.
22. Патласов О.Ю. Антикризисное управление: финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации : учебное пособие / О.Ю. Патласов, О.В. Сергиенко. - М.: Книжный мир, 2009. -512 с.
23. Шумилова И.В., Шнайдер О.В. Учётно-ана-литическое обеспечение управления финансовой устойчивости предприятий // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 104-106.
24. Тремасова Е.А., Боровицкая М.В. Использование внутренней отчетности в рамках стратегического управленческого учета / Е.А. Тремасова, М.В. Боровицкая // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 69-72.
Статья поступила в редакцию 25.04.2017.
Статья принята к публикации 02.06.2017.