АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ИСЛАМСКОЙ РЕПУБЛИКИ ИРАН
Х.Р. Акбари, аспирант
Таджикский национальный университет
(Таджикистан, г. Душанбе)
Аннотация. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель промышленных предприятий, но и удовлетворение общественных потребностей. Для промышленных предприятий прибыль служит сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. В данной статьи рассматривается анализ прибыли и рентабельности промышленных предприятий Исламской Республики Иран.
Ключевые слова: развития предприятия, прибыль, балансовая прибыль, объем реализация продукции, прибыль от реализация, валовая прибыль, чистая прибыль, факторы, объем продаж.
Переход от централизованной экономики к рынку и усиление конкуренции, повысили роль прибыли как обобщающего экономического показателя, основного источника технического и социального развития всех форм предприятий и материального поощрения работников. Это вызывает необходимость для более глубокого анализа факторов образования и использования прибыли. Основным направлением анализа становится оценка соблюдения основополагающих принципов нового механизма хозяйствования: самоокупаемости и самофинансирования.
При самоокупаемости обеспечивается не только возмещение всех затрат на производство и сбыт продукции, но и получение прибыли в пределах не ниже нормативного уровня рентабельности. Принцип самофинансирования означает, что все затраты на техническое и социальное развитие предприятия, оплату труда, материальное поощрение осуществляются за счет полученной им прибыли при полном выполнении обязательств перед бюджетом.
Прибыль предприятия формируется под воздействием различных факторов. Поэтому в ходе анализа необходимо четкое их разграничение, что обеспечивает обос-
нованную оценку и выявление резервов роста накоплений.
По мнению Шеремет А.Д. общая сумма прибыли - это балансовая прибыль предприятия, полученная в результате всей его производственной и финансовой деятельности. Это один из основных качественных показателей, который является целью предприятия, в виде планового задания считается, что балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации товарной продукции, прибыли от прочей реализации, внереализационной прибыли, внереализационных убытков [1].
Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют общие издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия. Общие издержки обращения по объёму больше издержек обращения.
Валовая прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения.
Общая прибыль - это разность между валовым доходом и общими издержками (затратами предприятия, учитываемыми как в составе издержек обращения, так и относимыми на прибыль). Общая прибыль
меньше валовой на величину затрат, не относимых на издержки обращения.
Цель любого промышленного предприятия - получение максимальной общей прибыли. Общая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов промышленного предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию). В процессе анализа используются следующие показа-
тели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль и т.д.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций (рис. 1).
Рис. 1. Факторный анализ балансовой прибыли [2]
Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Необходимо проанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их при-
рост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненно-сти: объема реализации продукции (УРП); ее структуры (УдО; себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц):
П = ^[УРПобщ-Уд1(Ц1-СО].
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 1.
Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. риал.
Показатель Базисный период Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг(В) ^УЩ о-Ц о = = 150145 ^ УРП; 1 ■ Ц0 = 145858 = 174816
Полная себестоимость реализованной продукции (3) ^УРП; о-С о = = 122286 ^УРП; 1 ■Со = 1 1 79 61 ^УРП; 1 = = 141341
Прибыль (П) 27859 27897 33475
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым, в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На исследуемом предприятии его величина составляет:
УРП1 3321О
1РП =-1 =-= 0,9
РП УРП0 3 6900
Если бы значения остальных факторных показателей не изменились, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться также на 10% и составить 25 073 млн. риал. (27859*0,9) [3].
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 2.
Таблица 2. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли Факто ры Порядок расчета Прибыль, млн. риал.
Объем продаж Структура продаж Цены Себестоимость
По to to to to Во — Зо 27 859
Пусл 1 ti to to to По ■ 1рп 25 073
Пусл 2 ti tl to to 73 _ О Вусл Зусл 27 897
Пусл 3 ti tl tl to В 1 — Зусл 56 855
П ti tl tl tl В 1 — З1 33 475
ра:
По данным таблицы 2 можно установить изменение прибыли за счет каждого факто-
объема реализации продукции
ДПувп = Пусл1 - П0 = 25 073 - 27 859 = -2785 млн.риал.; структуры реализованной продукции
ДПувп — Пусл2
отпускных цен
ДПУВп = П,
услЗ
Пусл1 = 27 897 - 25 073 = +2824 млн. риал. ; = 56 855- 27 897 = +28 958 млн. риал.;
П
уел 2
себестоимости реализованной продукции
ДПувп = Пх - Пусл3 = 33 475 - 56 855 = -23 380 млн. риал.
Итого +5616 млн. риал.
Прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализацион-ных цен. Факторная модель прибыли от
реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П = УРП ■ (Ц; -
Методика расчета влияния факторов данные): способом абсолютных разниц (условные
ДП
vpn
= (УРПХ - УРП0) - (Ц0 - Со) == (18 819 - 15 683) ■ (6,0 - 4,8) = +3763 млн.риал.; = (Цг — Ц0) ■ УРПХ = (7,2 - 6,0)- 18 819 = = +22 583 млн. риал. ; ДПС = (Ci - С0)- УРПХ = -(5,76 - 4,8)- 18 819 == -18 066 млн. риал.
да,
Подобные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Условные данные показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.
После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции (табл. 3).
Таблица 3. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Изделие Объем продаж, шт. Цена изделия, млн. риал. Себестоимость изделия, млн. риал. Сумма прибыли, млн. риал. Изменение суммы прибыли, млн. риал.
to ti to ti to ti to ti общее В том числе за счет
объема продаж цены себестоимости
А 15683 18819 6,0 7,2 4,8 5,76 18820 27099 +8279 +3763 +22583 -18066
Б 15067 8856 3,72 4,44 3,12 3,72 9040 6376 -2664 -3726 +6376 -5314
И т. д.
Итого 30750 27675 - - - - 27859 33475 +5616 +37 +28959 -23380
Таким образом, на уровень рентабельности операционного капитала положительно повлияли рост отпускных цен и изменения в структуре реализованной продукции.
Показатели экспорта промышленного предприятия ОАО «Коши Исфахон» в
2014 г. составляет 12160 млн. риал, в
2015 гг. - 16207 млн. риал, разница между ними составляет 4047 млн. риал. Изменение основных показателей производственно-финансовой деятельности ОАО «Коши Исфахон» приведено в таблице 4.
Таблица 4. Основных показателей производственно-финансовой деятельности
ОАО «Коши Исфахон» в 2014-2015 гг., млн. риал.
Показатели 2014 г. 2015 г.
Чистый реализационный доход 257245 291248
Стоимость проданных товаров -235203 -223080
Валовая прибыль 22014 68168
Продажи и административные расходы -14179 -8531
Прочие операционные доходы и расходы 804 5801
Операционный доход 8667 65438
Процентные расходы -3387 -1898
Прочие расходы, доходы и расходы 3470 2213
Налогооблагаемая прибыль 8749 65754
Сумма налога на прибыль -409 0
Чистая прибыль 8339 65754
Источник: www.tse.ir
Показатели экспорта промышленного предприятия ОАО «Коши Албурз» в 2014 г составляет 8240 млн. риал в 2015 гг. - 11565 млн. риал, что на 40% больше
уровня прошлого года. Изменение основных показателей производственно-финансовой деятельности ОАО «Коши Албурз» приведено в таблице 5.
Таблица 5. Основных показателей производственно-финансовой деятельности ОАО
«Коши Албурз» за 2014-2015 гг., млн. риал
Показатели 2014 г. 2015 г.
Чистый реализационный доход 181653 242900
Стоимость проданных товаров -126702 -163429
Валовая прибыль 54950 79471
Продажи и административные расходы -7596 -12767
Прочие операционные доходы и расходы 606 -4525
Операционный доход 47960 62178
Процентные расходы -15578 -14204
Прочие расходы, доходы и расходы 5 5220
Налогооблагаемая прибыль 32386 42753
Сумма налога на прибыль -7382 9500
Чистая прибыль 25003 32252
Источник: www.tse.ir
На основании приведенных данных ОАО «Коши Исфахон» и ОАО «Коши Ал-можно сделать сравнительный анализ ме- бурз» (табл. 6). жду промышленными предприятиями
Таблица 6. Сравнительный анализ финансовых результатов деятельности промышлен-
ных предприятий ОАО «Коши Исфахон» и ОАО «Коши Албурз» за 2015 год, млн. риал
Показатели ОАО «Коши Исфахон» ОАО «Коши Албурз» Изменение (+, -)
Чистый реализационный доход 291248 242900 -48342
Стоимость проданных товаров -223080 -163429 59651
Валовая прибыль 68168 79471 11303
Продажи и административные расходы -8531 -12767 -4237
Прочие операционные доходы и расходы 5801 -4525 -10326
Операционный доход 65438 62178 -3260
Процентные расходы -1898 -14204 -12306
Прочие расходы, доходы и расходы 2213 5220 3007
Налогооблагаемая прибыль 65754 42753 -23001
Сумма налога на прибыль 0 9500 9500
Чистая прибыль 65754 32252 -33502
Источник: рассчитано автором на основании данных www.tse.ir
Исходя из данных приведенных в таб- Это достигается не только за счёт роста лице, видно, что промышленное предпри- объёма продаж при относительно стабиль-ятие ОАО «Коши Исфахон» по отноше- ной доле себестоимости продукции в нию к промышленному предприятию структуре выручки, но и значительной ОАО «Коши Албурз», в 2015 году показа- экономии средств на уплате налога на ло более высокий финансовый результат. прибыль.
Библиографический список
1. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности // М.: ИНФРА-М.
2006 г. - 197 с.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия // М.: ИНФРА-М,
2007 г. - 286 с.
3. Барфиев К.Х. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на тадж. язык.). // Душанбе: 2013 г. - 213 с.
ANALYSIS OF PROFIT AND PROFITABILITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN
H.R. Akbari, graduate student Tajik national university (Tajikistan, Dushanbe)
Abstract. In a market economy conditions, the value of the profit is huge. The quest for profit directs the production of producers to increase production, the customer needs, reducing production costs. With the development of this competition is not only achieved the goal of industrial enterprises, but also the satisfaction of social needs. For industrial enterprises profit is a signal that indicates where you can get the greatest gains, creates an incentive for investment in these areas. This article discusses the analysis ofprofit and profitability of industrial enterprises of the Islamic Republic of Iran.
Keywords: enterprise development, income, balance profit, sales volume, profit, gross profit, net profit, the factors sales.