ПРИБЫЛЬ КАК ОСНОВНОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.Ю. Сторчак, магистрант
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
(Россия, г. Санкт - Петербург)
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с вопросами формирования прибыли как основного финансового результата деятельности коммерческого предприятия. Значение прибыли в возможности дальнейшего развития, увеличения активов, укрепления конкурентоспособности и финансового положения. Основными видами прибыли являются: прибыль от реализации, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. На оценку уровня прибыли влияет выбранная учетная политика организации. Оценка прибыли производится с использованием методов анализа хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: прибыль, финансовый результат, эффективность, учет, выручка.
Прибыль является ключевой целью функционирования коммерческого предприятия. От объемов получаемой и прогнозируемой прибыли будет зависеть дальнейшее развитие предприятия. В современной экономической ситуации повышение прибыли становится первоочередной задачей, решение которой обеспечивает финансовую устойчивость организации.
В наиболее общем смысле, прибыль -это разница между доходами (выручкой от реализации произведенных товаров и услуг) и затратами на производство продукции или оказание услуг коммерческого предприятия [1].
Сущность понятия прибыль изменялась вместе с развитием экономической среды. В трудах классиков экономической мысли, прибыль рассматривалась как результат обращения капитала, результат торговых операций (А. Смит) или как прибавочная стоимость продукции, сформированная в результате труда занятых в процессе производства работников (К. Маркс) [2]. В современной рыночной экономике понятие прибыли отражает результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия [3].
Для более детального рассмотрения сущности прибыли необходимо выделить ее экономическую и бухгалтерскую составляющую [4]. Экономическая прибыль - это результат реализации произведенных
товаров и услуг. Бухгалтерская прибыль -это результат использования капитала организации, вложений в производство. Бухгалтерская прибыль отражает материальное состояния предприятие на конец учетного периода, сравнивая его с результатами предшествующего периода.
В процессе анализа литературы было выделено три подхода к рассмотрению сущности прибыли [5]. Так, с экономической точки зрения, прибыль - это положительная разница между денежными поступлениями и денежными выплатами. Прибыль является частью добавленной стоимости, созданной в сфере материального производства, в результате реализации продукции, услуг, выполнения работ. Кроме того, прибыль является денежным выражением результата деятельности предприятия.
С правовой точки зрения прибыль - это источник дохода предпринимателя на вложенный капитал по праву собственника. Кроме того, прибыль - это основа налогооблагаемой базы, источник поступления средств в бюджет, а так же критерий платежеспособности предприятия [6].
С точки зрения теории управления, прибыль является объектом управления и распределения. Основные управленческие решения заключаются в организации деятельности по достижению плановых финансовых показателей и эффективному распределению полученной прибыли.
Прибыль, как объект управления, нуждается в анализе, планировании, росте.
Прибыль - это ключевой показатель, характеризующий эффективность работы предприятия. Анализ показателя прибыли позволяет получить точную информацию о финансовом состоянии предприятия. Прибыль способствует развитию производства, расширению коммерческих и производственных направлений, решению вопросов социального значения. Именно из прибыли формируется фонд оплаты труда, покрываются затраты на содержание материально-технической базы предприятия, производится финансирование научных разработок.
Значение прибыли проявляется во всех направлениях деятельности организации, а именно:
1) финансы - прибыль - это ключевой экономический показатель, отражающий результаты использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации, прибыль увеличивает активы и стоимость предприятия;
2) управление - прибыль отражает качество управленческой деятельности, правильность принятых решений;
3) организация - положительная динамика прибыли свидетельствует об уровне работы предприятия, эффективности взаимодействий элементов организационной структуры;
4) производство - для достижения плановых показателей прибыли необходимо обеспечивать бесперебойную работу производственных линий, соблюдать технологию производства, контролировать качество выпускаемой продукции, прибыль является индикатором эффективности работы производства;
5) развитие организации - наличие и достаточный объем прибыли создает прочную финансовую базу для дальнейшего развития предприятия, в том числе и за счет инвестирования в модернизацию производственной базы, профессиональное обучение персонала, внедрение современных технологий и оборудования, средств автоматизации ручного труда и т.д.
6) система контроля и учета - постоянный анализ доходов и расходов предприятия, всех видов прибыли, оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на динамику финансовых показателей, в первую очередь, прибыли.
Таким образом, сущность прибыли заключается в отражении финансовых результатов деятельности предприятия. Значение прибыли в возможности дальнейшего развития, увеличения активов, укрепления конкурентоспособности и финансового положения.
Для оценки прибыли используют данные годовых отчетов организации, в частности, отчет о прибылях и убытках. В данном отчете обозначены показатели всех видов прибыли в динамике за последние два года. В анализе хозяйственной деятельности организации сферы услуг выделяют несколько видов прибыли.
1. Маржинальная прибыль. Характеризует превышение выручки от реализации произведенной продукции (оказанных услуг) над суммой прямых производственных затрат [7]. Для расчета маржинальной прибыли используется формула:
Пмж = Вр - Зпр ОХ
где
П - маржинальная прибыль; мж г V '
Вр - выручка от реализации продукции,
проведения работ, оказания услуг;
З - затраты на производство продукции, проведение работ, оказание услуг.
В большинстве организаций сферы услуг маржинальную прибыль не выделяют и не рассчитывают, а за базовый показатель прибыль берут прибыль от реализации услуг.
2. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг. Отражает разницу между маржинальной прибылью и постоянными расходами на реализацию продукции, работ и услуг. Прибыль от реализации отличается от маржинальной прибыли на сумму затрат по организации сбыта продукции, т.е. на себестоимость продаж. Так, например, затраты на оплату труда произ-
водственного персонала являются затратами на производство продукции, а затраты на оплату труда торгового персонала входят в себестоимость реализации. Прибыль от реализации рассчитывается по формуле:
Пр =Пмж-Зр (2),
где
П - прибыль от реализации продукции, работ, оказания услуг;
П
мж
прибыль маржинальная;
З - затраты на реализацию продукции,
проведение работ, оказание услуг.
Зная, что маржинальная прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации и затратами на производство, можно видоизменить формулу расчета прибыли от реализации:
Р - внереализационные расходы.
4. Налогооблагаемая прибыль. Не все доходы организации облагаются налогом. Так, в соответствии со ст. 251 Налогового кодекса РФ, в сумму прибыли, облагаемой налогом, не включаются доходы организации, полученные в качестве авансовых платежей, задатка, залога, вклада в уставной капитал и т.д[8]. Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как разница между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом. Чаще всего, в текущей деятельности организации сферы услуг вся балансовая прибыль облагается налогом.
5. Чистая прибыль отражает разницу между налогооблагаемой прибылью и суммой налоговых отчислений: налога на прибыль, отложенных налоговых обязательств и т.д. Для расчета чистой прибыли используется формула:
Пр =Ep -Cm (2),
Пч = Пн - H (4),
где
П - прибыль от реализации продукции, работ, оказания услуг;
В - выручка от реализации продукции,
проведения работ, оказания услуг;
С - себестоимость технологическая, т '
т.е. сумма затрат на производство и реализацию продукции, оказания услуг.
3. Балансовая прибыль. Объединяет финансовые результаты от реализации продукции и услуг, а так же доходы от прочей финансовой инвестиционной деятельности и уменьшает их на сумму прочих, внереализационных расходов. Для расчета балансовой прибыли используется формула:
Пб = Пр + Двр - Рн (3),
где
П£ - балансовая прибыль, П - прибыль от реализации продукции, проведения работ, оказания услуг, Двр- внереализационные доходы;
где
П - чистая прибыль;
П - налогооблагаемая прибыль; н
Н - сумма налога на прибыль, налоговых отчислений и обязательств организации
Чистая прибыль, поступающая в распоряжении организации после выплаты всех обязательств, может быть использована на нужды предприятия, например, на выплату дивидендов или реализацию социальной политики, а может быть капитализирована, т.е. направлена на увеличение активов предприятия. Для обеспечения стабильности и развития организации необходимо направлять чистую прибыль, как на потребление, так и на капитализацию[9].
В отечественной практике существует несколько учетных политики, каждая из которых основана на своем методе расчета показателей прибыли[10]. Так, например, организация может рассматривать имущество как основные средства или как оборотные активы, в зависимости от чего будут формироваться текущие затраты и до-
ходы организации, и, соответственно, прибыль.
Второй метод расчета прибыли связан с выбором вида переоценки основных средств. Основные средства могут быть переоценены в ходе индексации первоначальной стоимости, используя среднестатистические коэффициенты пересчета, или прямым пересчетом в цены текущего периода. Выбор метода переоценки основных средств влияет на расчет суммы амортизационных отчислений, стоимость имущества и на прибыль в целом.
Третий метод расчета прибыли связан с порядком расчета амортизации. Отнесение амортизационных отчислений на себестоимость продукции увеличивает расходную часть и уменьшает прибыль. Организации прибегают к такому способу с целью уменьшить налогооблагаемую прибыль, сумму налога на прибыль и получить более высокую чистую прибыль[11].
Еще один метод расчета прибыли связан с выбором способов оценки нематериальных активов. Нематериальные активы включают объекты интеллектуальной собственности, торговые марки, бренды, патенты, авторские права и т.д. Нематериальные активы могут быть собственными и выступать в качестве доходной базы, а могут быть приобретенными, и тогда выступать как расходы предприятия. В случае приобретения нематериальных активов их стоимость может быть полностью отнесена на себестоимость продукции, что сразу увеличит расходы организации, а может относиться к амортизации, что снизит расходы в учетном периоде.
На расчет прибыли влияет и способ оценки производственных запасов. Так, в хозяйственном учете используется несколько методов оценки потребленных
Библиографический список
1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2017. - С. 386.
2. Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Экономическая сущность, виды и функции прибыли хозяйствующего субъекта // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2012. -№33. - С. 2-11.
3. Толпегина О.А., Толпегина Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Юрайт. 2013. - С. 96.
производственных запасов: NIFO, FIFO, LIFO. Методы NIFO заключается в том, что оценка запасов производится на основании будущей стоимости. Метод FIFO предполагает первоначальное списание стоимости товаров, которые поступили ранее, а стоимость остатков запасов рассчитывается в текущих ценах. Метод LIFO предполагает списание запасов в той последовательности, в которой они поступили, что позволяет увеличивать затраты на производство, снижать налогооблагаемую базу, а в итоге - увеличивать чистую прибыль [12].
Еще один метод оценки прибыли зависит от того, каким образом учитываются доходы организации. Если учитываются доходы от реализации по моменту отгрузки продукции, то может возникнуть ситуация, когда товар уже отгружен, но оплата за него не поступила. В результате у предприятия формируется дебиторская задолженность, которая влияет на размер чистой прибыли. Если учет ведется по моменту оплаты, то увеличивается доходная база предприятия и, соответственно, размер прибыли. Так же на расчет прибыли влияет порядок списания затраты на ремонт основных средств (прямо на себестоимость продукции или на резервный ремонтный фонд), установление сроков погашения расходов будущих периодов и т.д.
Таким образом, основными видами прибыли являются: прибыль от реализации, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. На оценку уровня прибыли влияет выбранная учетная политика организации. Оценка прибыли производится с использованием методов анализа хозяйственной деятельности.
4. Бурмистрова Л.М. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие. М.: Инфра-М., 2015. - 240 с.
5. Толпегина О.А., Толпегина Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Юрайт. 2013. - С. 96.
6. Мануйленко В.В., Садовская Т.А.Управление прибылью организации. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика. - 2015. - С. 24.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2017. - С. 387-388
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. / Текст с изменениями и дополнениями на 15 января 2018 года. - М.: Эксмо. - 2018. - 1120 с.
9. Иванова М.А., Лапина М.Г. Необходимость анализа показателей прибыли для эффективного функционирования предприятия // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - №10. - С. 46-49.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2017. - С. 392.
11. Филиппова Т.А., Серебрякова Д.И. Пути повышения прибыли на предприятии // Наука и экономика. - 2015. - №2. - С. 57-59.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2017. - С. 392.
PROFIT AS A BASIC FINANCIAL RESULT OF THE ACTIVITY OF THE COMMERCIAL ORGANIZATION
E.Yu. Storchak, graduate student
Saint-Petersburg state university of aerospace instrumentation (Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article deals with issues related to the formation of profit as the main financial result of the business. The value of profit in the possibility offurther development, increase of assets, strengthening of competitiveness and financial position. The main types of profit are: profit from sales, balance profit, taxable profit, net profit. The chosen accounting policy of the organization influences the assessment of the profit level. The estimation of profit is made using methods of analysis of economic activity.
Keywords: profit, financial result, efficiency, accounting, revenue.
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е.М. Хайдурова, магистрант
Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы управления дебиторской задолженности организации, от решения которых, в конечном итоге, зависит финансовый результат компании. В частности рассмотрен комплекс мероприятий, направленных на улучшение состояния дебиторской задолженности.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, классификация дебиторской задолженности, просроченная дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью, финансовые вложения.
Непрерывный кругооборот денежных ресурсов, обеспечивающий реализацию товаров, работ, услуг составляет базу финансово-хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия. Каждый хозяйственный цикл связан с возобновлением этих средств и предполагает их возвращение на предприятие с прибылью.
Актуальность выбранной темы обусловлена ролью дебиторской задолженности как ключевого источника формирования финансово-денежного потока. Именно состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей определяется уровень платежеспособности того или иного предприятия, а также показатели финансового положения и уровня инвестиционной привлекательности. Неудивительно, что обязательства предприятия и, в частности дебиторская задолженность, требуют особого внимания бухгалтерских и финансовых служб. Как правило, в бухгалтерском балансе организаций остатки дебиторской задолженности, превосходят суммарную величину материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Основными причинами дебиторской задолженности являются: коммерческое кредитование поставщиком покупателя (при отсрочке платежа); несвоевременная оплата (при просрочке платежа); недостачи, растраты, хищения; поставки недоброкачественной или некомплектной продукции [3, с.459].
Каждое предприятие должно обеспечить контроль и предупреждение безосновательного увеличения количества дебиторов и размеров их задолженности, осуществлять оценку дебиторов, в целях предупреждения возможности возникновения дебиторской задолженности с высоким уровнем риска ее непогашения. Для этого необходимо не только своевременно предъявлять дебиторам платежные документы, но и осуществлять мониторинг сроков их оплаты, а также проводить мероприятия, по инкассации просроченной задолженности. Поскольку средства организации, по сути, заморожены в виде дебиторской задолженности с момента отгрузки товаров до момента поступления денежных средств в организацию [1].
Осуществление комплексной оценки и эффективное управление дебиторской задолженностью требуют её всестороннего изучения, что предполагает проведение классификации. Существующие в современной литературе подходы к проблеме классификации базируются на требованиях нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и потребностями практики проведения анализа дебиторской задолженности. Можно согласиться с мнением о неполноте используемых классификационных признаков, но все-таки говорить об управлении дебиторской задолженности не упомянув основные из них, невозможно.
Дебиторская задолженность, прежде всего, может быть классифицирована по