ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
О.В. УСОВ
Анализ практики применения мобильных инспекционнодосмотровых комплексов в регионе деятельности ДВТУ
Первоочередными задачами любого государства, вне зависимости от политического строя и географического положения, являются обеспечение безопасности страны, защита прав граждан на жизнь и здоровье, противодействие терроризму. Ни одно государство, в том числе и Россия, не застраховано от посягательств трансграничной и внутренней преступности. Наиболее эффективно бороться с преступностью и терроризмом помогают современные технологии, которые позволяют минимизировать влияние человеческого фактора и ускорить как процесс контроля, так и процесс выявления нарушений и преступлений.
Одной из самых актуальных на сегодняшний день в России является проблема таможенного контроля. Ни для кого не секрет, что незаконный ввоз в страну из-за границы товаров даже гражданского назначения подрывает экономическое благосостояние страны. Опасность же ввоза и вывоза оружия и наркотиков, дериватов, объектов фауны и флоры не нуждается в объяснениях.
В условиях роста объемов международной торговли вероятность такого ввоза постоянно возрастает, и эффективно противодействовать ему можно с помощью современных средств таможенного контроля. По оценках некоторых мировых экспертов, инструментально проверяется лишь 5 % грузов, проходящих через таможню, а из них только 30 % соответствует поданным таможенным декларациям. Поэтому рентгеновская техника просто необходима — например, системы контроля ручной клади в аэропортах, установки на основе ускорителей для большегрузных автомобилей на таможенных переходах.
УСОВ Олег Владимирович — главный государственный таможенный инспектор отдела координации и применения системы управления рисками службы организации таможенного контроля ДВТУ, г. Владивосток.
В настоящее время таможенными органами Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) используется одна из разновидностей мощной установки на основе ускорителя — мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК). На Дальнем Востоке функционируют шесть МИДК и завершено строительство одного стационарного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Восточный (табл. 1).
Таблица 1
Таможни ДВТУ, укомплектованные МИДК
№ п/п Таможня Пункт пропуска (вид сообщения) Дата ввода МИДК в эксплуатацию
1 Биробиджанская Нижнеленинское (смешанное) 05.12.2007
2 Благовещенская Благовещенск (смешанное) 04.02.2008
3 Владивостокская Владивостокский морской торговый порт 11.02.2008
4 Находкинская Морской порт Восточный 28.12.2007
5 Уссурийская ДАПП Полтавка (автомобильное) 26.12.2007
6 Хабаровская Покровка (смешанное) 04.02.2008
Реализация такой формы таможенного контроля, как таможенный осмотр товаров с применением МИДК, может быть представлена как последовательность следующих этапов:
1) выбор места размещения МИДК в целях наиболее эффективного его использования;
2) выбор объектов контроля и назначение таможенного осмотра с применением МИДК;
3) проведение таможенного осмотра с применением МИДК;
4) обработка и оценка полученных результатов.
Практика использования МИДК в регионе деятельности ДВТУ показала наличие целого ряда проблем и нерешенных вопросов на каждом из обозначенных этапов.
Выбор места размещения МИДК в целях
наиболее эффективного его использования
Протяженность общей российско-китайской государственной границы составляет 4409,5 км, она проходит по территории Республики Алтай, Забайкальского края, Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.
На территории Дальневосточного федерального округа (ДФО), по состоянию на 01 февраля 2011 г., расположены 65 пунктов пропуска через государственную границу (15,4 % от общего количества на территории Российской Федерации), из них 53 действующих (табл. 2).
Таблица 2
Пункты пропуска через государственную границу на территории ДФО
Виды международного сообщения Установлено Функционирует
Воздушное 10 9
Морское 35 29
Смешанное 10 7
Автомобильное 6 5
Железнодорожное 3 2
Речное 1 1
Всего: 65 53
На российско-китайском участке государственной границы в Дальневосточном федеральном округе установлено 17 пунктов пропуска, из них: 6 автомобильных (функционирует 5), 8 смешанных (функционирует 7), 2 железнодорожных (функционирует 1) и 1 речной. МИДК эксплуатируется в регионе деятельности трех смешанных пунктов пропуска, в одном автомобильном пункте пропуска и два МИДК расположены в морских портах. Таким образом, контролем с использованием современных технологий охвачено только 23,5 % от общего количества пунктов пропуска на российско-китайском участке границы и 11,3 % от общего количества пунктов пропуска в ДФО, что является крайне низким показателем.
Выход из создавшейся ситуации руководство ДВТУ видит в использовании всех возможностей МИДК: комплекс полностью размещается на шасси автомобиля, его развертывание в рабочее положение занимает несколько десятков минут, а для работы необходима лишь ровная площадка с двумя асфальтированными полосами. Таким образом, преимущественным отличием от остальных ИДК является его мобильность — возможность относительно быстрого перемещения из одной зоны таможенного контроля в другую. Необходимо в полном объеме учитывать это преимущество при планировании процесса эксплуатации МИДК, особое внимание уделяя организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны).
Практика показала, что в таможенных органах, находящихся в регионе деятельности ДВТУ, передислокация МИДК осуществляется довольно редко, в основном из-за дефицита бюджетных средств. К примеру, передислокация МИДК из пункта пропуска Покровка Хабаровской таможни в пункт пропуска Пограничный Уссурийской таможни на 1 месяц стоила около 400 тыс. р.
На сегодняшний день точных критериев выбора новых мест передислокации МИДК не существует. Порядок процесса передислокации МИДК из одного пункта пропуска в другой выглядит следующим образом.
Должностное лицо службы организации таможенного контроля ДВТУ, ответственное за организацию передислокации МИДК, в целях повышения
эффективности его использования, проводит анализ результатов эксплуатации МИДК в разрезе таможен. В ходе анализа могут быть выявлены факторы неэффективного использования комплекса, связанные со спецификой его размещения, такие как:
— низкий товаропоток в пункте пропуска, соответственно — отсутствие интенсивности контроля с применением МИДК и вынужденный его простой;
— постоянные низкие температуры, негативно влияющие на качество использования МИДК;
— сезонный характер применения МИДК.
В случае выявления указанных выше факторов для руководства ДВТУ подготавливаются предложения о необходимости передислокации комплекса в другой пункт пропуска.
Далее происходит выбор оптимального места дислокации МИДК, для чего проводится аналитическая работа, в которой учитываются: объемы товарооборота через пункты пропуска, интенсивность перемещения товаров «риска» и «прикрытия», перетоки товаров и участников внешнеэкономической деятельности из одного пункта пропуска в другой, а также количество возбужденных дел об административных правонарушениях и уголовных дел в отношении конкретных номенклатур товаров. На основании анализа выбирается пункт пропуска, в который необходимо переместить МИДК в целях усиления таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств (рис. 1). Также необходимо учитывать регион расположения планируемого пункта пропуска, так как передислокация МИДК, например в островные части, может привести к губительным последствиям, не говоря уже о ее стоимости.
1 2 3
Выбор МИДК, подлежащего дальнейшей передислокации
Организация
Выбор пункта пропуска, отвечающего критериям дислокации МИДК
Рис. 1. Процесс организации передислокации МИДК
Кроме этого, в ДВТУ осуществляется обратный порядок организации процесса передислокации МИДК, когда по результатам анализа статистических данных определяется пункт пропуска, «нуждающийся» в наличии функционирующего МИДК (рис. 2). Для проведения детального анализа и наиболее объективного вывода в обязательном порядке необходимо учитывать следующие показатели:
— количество проследовавших через пункт пропуска товаров, подлежащих таможенному осмотру с использованием ИДК;
— количество выявленных попыток незаконного перемещения через таможенную границу РФ подконтрольных веществ;
— таможенная стоимость товаров, перемещенных через пункт пропуска;
— количество перемещенных грузовых транспортных средств за анализируемый период (включая порожние транспортные средства);
— количество пассажирских транспортных средств, проследовавших через пункт пропуска;
— количество перемещаемой рисковой номенклатуры товаров;
— загрузка транспортных средств;
— частота перемещения товаров и транспортных средств участниками внешнеэкономической деятельности;
— количество и номенклатура товаров, подвергающихся фактическому таможенному контролю, и др.
Следующим этапом является выбор МИДК, который будет передислоцирован в уже выбранный пункт пропуска — на основе анализа результатов функционирования всех комплексов выбирается тот, который работает не с полной загрузкой.
Последним, третьим этапом является организация процесса доставки МИДК. При этом не обязательно, чтобы весь путь от пункта до пункта МИДК прошел своим ходом: ввиду недостаточно хорошего покрытия автодорог часть пути может быть пройдена с использованием других транспортных средств (например, железнодорожным или водным транспортом).
1 2 3
Выбор пункта пропуска, в который необходимо переместить МИДК
Выбор МИДК
Рис. 2. Обратный процесс организации передислокации МИДК
Выбор определенной схемы организации передислокации МИДК из одного пункта пропуска в другой зависит от основных целей передислокации. При выборе первой схемы объектом является ИДК и преследуются следующие цели:
1) уменьшение количества простоев МИДК;
2) повышение эффективности использования МИДК;
3) организация максимальной загруженности МИДК;
4) обеспечение функционирования МИДК с учетом его технологических особенностей.
При использовании второй схемы преследуются иные цели:
1) усиление таможенного контроля с целью выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства;
2) увеличение пропускной способности крупногабаритных грузов и транспортных средств через пункты пропуска;
3) минимизация предпосылок к совершению таможенных правонарушений и, в перспективе, снижение объема экономических преступлений;
4) использование элемента неожиданности для потенциальных нарушителей при развертывании МИДК в другом пункте пропуска.
Таким образом, для реализации полного комплекса контрольных мероприятий при передислокации МИДК в различные пункты пропуска необходим системный подход, выраженный в проведении анализа в отношении номенклатуры товаров и участников внешнеэкономической деятельности за фиксированный период: до передислокации МИДК, во время работы комплекса в пункте пропуска и после убытия его. В случае прекращения осуществления внешнеэкономической деятельности, изменения товаропотока и т. д. необходимо применять весь комплекс мероприятий в рамках системы управления рисками (разработка ориентировок, срочных профилей рисков, зональных и региональных профилей рисков).
Выбор объектов контроля и назначение таможенного осмотра с применением МИДК
Выделение и учет данного этапа в качестве самостоятельного определяется, с одной стороны, необходимостью реализации принципа выборочности таможенного контроля, с другой стороны — невозможностью или нецелесообразностью охвата (по причинам различного характера) всех потенциальных объектов контроля. Невозможность охвата всех и даже большей части потенциальных объектов контроля особенно характерна для морских пунктов пропуска. Кроме этого, видится целесообразным подробнее рассмотреть субъекты, которые осуществляют этот выбор.
Решение о применении таможенного осмотра с использованием ИДК без указания в профиле риска (срочном профиле риска) принимает должностное лицо таможенного органа, ответственное за принятие решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК1. В то же время делегирование полномочий по принятию решений на ответственных должностных лиц таможенного органа не снимает ответственности с начальника таможенного поста. Начальник таможенного поста либо лицо, его замещающее, осуществляет ежедневный контроль за обоснованностью принятых решений о применении таможенного осмотра с использованием ИДК и несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений.
Законодательством определены два случая для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК2:
1) в случае выявления риска (рисков), содержащегося(ихся) в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК;
1 Пункт 15 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, утвержденной приказом ФТС России от 09.12.2010 № 2354.
2 Пункт 12 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, утвержденной приказом ФТС России от 09.12.2010 № 2354.
2) по решению уполномоченного должностного лица таможенного ор-гана3.
В настоящее время количество действующих профилей рисков, предусматривающих проведение таможенного осмотра товаров с применением МИДК, крайне незначительно. Поэтому основным субъектом, осуществляющим выбор объектов контроля, является уполномоченное должностное лицо таможенного поста. Практика проведения таможенного осмотра товаров с применением МИДК показала, что уровень инициативы таможенных постов по применению данной меры по минимизации рисков по собственному решению невысок. Это имеет вполне логичное объяснение: в ходе таможенного оформления достаточно сложно оперативно провести анализ различных факторов риска (в частности, привлечение ранее участника ВЭД к административной ответственности, проведение ранее фактического таможенного контроля и его результаты и т. д.), кроме того сложно учитывать загруженность МИДК и его техническую возможность осуществить таможенный осмотр направленного количества объектов контроля.
Основание проведения таможенного осмотра с использованием ИДК в случае выявления рисков, содержащихся в профиле риска, позволяет сделать вывод о том, что в некоторой степени инициаторами могут выступать функциональные отделы таможен, в частности отделы или отделения применения системы управления рисками (СУР) в таможнях, которые могут реализовывать эту функцию через разработку проектов профилей рисков, ориентировок и т. д. Однако использование данных инструментов имеет весьма ограниченный и негибкий характер, что заключается в следующем:
— процесс разработки проекта профиля риска занимает значительное время и не всегда вышестоящим таможенным органом признается целесообразность утверждения профиля риска, что не способствует оперативности реагирования на выявленные факторы риска, не говоря о сезонности некоторой номенклатуры товаров;
— зачастую в результате проведения анализа установлена целесообразность проведения таможенного осмотра с применением МИДК в отношении товаров конкретных участников ВЭД. Подобный профиль риска, содержащий в качестве индикаторов риска ИНН участников ВЭД, может быть рассмотрен только ФТС России.
Для преодоления данных проблем на уровне ДВТУ налажен процесс согласования с функциональными подразделениями ДВТУ на этапе подготовки проекта профиля риска для направления на рассмотрение в ФТС России. Периодически направляются обзоры рисковых ситуаций, выявленных во всем
3 Пункт 38 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене, утвержденной приказом ФТС России от 11 января 2008 г. (в редакции приказов ФТС России от 18 июня 2008 г. № 749, от 17 июля 2008 г. № 876, от 6 октября 2009 г. № 1825).
регионе. Проводится работа по разработке профилей рисков, предусматривающих распространение мер по минимизации рисков на регион.
Целесообразность проведения подобной работы подтверждает динамика доли товаров и транспортных средств, осмотренных с использованием МИДК (табл. 3).
Таблица 3
Данные о работе МИДК в ДФО (2009-2010 гг.)
№ п/п Параметры 2009 2010 Д
1 Проследовало через пункты пропуска объектов контроля, шт. 123 696 201 494 63 %
2 Осмотрено с применением МИДК объектов контроля, шт. 30 574 44 554 46 %
3 Охват с применением МИДК, % 24,7 22,11 -7,80 %
4 Направлено на таможенный досмотр объектов контроля, шт. 270 463 71 %
5 По результатам досмотра возбуждено дел об АП, шт. 176 132 -25 %
6 Эффективность применения МИДК, % 0,58 0,30 -
В целях дальнейшей активизации работы таможенных органов по направлению объектов контроля на МИДК отделом координации и применения системы управления рисками ДВТУ (ОКиПСУР ДВТУ) совместно с Владивостокским филиалом Российской таможенной академии разработан и направлен в ФТС России перечень типовых критериев, предназначенных для использования при направлении товаров и транспортных средств для осмотра с применением МИДК.
Кроме этого, налаживается обмен с другими региональными таможенными управлениями обзорами о практике применения ИДК в подведомственных таможенных органах.
Проведение таможенного осмотра с применением МИДК
Проблемные вопросы на данном этапе носят в основном организационный и технический характер и заключаются в следующем:
— для развертывания МИДК в зоне таможенного контроля (ЗТК) должна быть выделена отдельная, специально приспособленная площадка. В одном морском порте (фактически пункте пропуска) может быть несколько зон таможенного контроля, причем владельцами территорий, на которых они расположены, могут быть разные организации. Специальная площадка для функционирования МИДК выделяется, как правило, в самой крупной ЗТК. Однако контейнеры и другие потенциальные объекты контроля (в частности, транспортные средства с полуприцепами) размещаются и в других ЗТК. В этом
случае проведение их таможенного осмотра с применением МИДК весьма затруднительно;
— периодически МИДК требует проведения технического обслуживания и ремонтных работ;
— существуют ограничения использования МИДК в зависимости от погодных условий;
— периодически возникают неисправности, для устранения которых требуется значительное время.
Обработка и оценка результатов таможенного осмотра
с применением МИДК
Важным направлением в процессе повышения результативности использования ИДК является организация аналитического процесса, не только при выборе объектов для направления на осмотр с применением МИДК, но и при оценке действий должностных лиц экипажа МИДК, принимающих решения по результатам анализа полученных сканированных изображений.
Существующая система анализа изображений, полученных при помощи ИДК, не является достаточно эффективной из-за ряда нерешенных проблем.
Должностное лицо таможенного органа, в обязанности которого входит проведение таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК, анализирует рентгеновские изображения товаров и транспортных средств, полученные в результате применения ИДК, а также сведения, содержащиеся в транспортных, коммерческих и таможенных документах, на предмет выявления признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (далее — Законодательство). Уполномоченные на проведение анализа рентгеновских изображений должностные лица таможенных органов должны быть обучены процессам обработки информации и обладать навыками распознавания рентгеновских изображений. Только благодаря качественной подготовке таких специалистов и постоянному совершенствованию их мастерства можно решать поставленные перед таможенной службой задачи. В настоящее время организованы курсы первоначальной подготовки специалистов ИДК во Владивостокском филиале Российской таможенной академии, а также подготовка студентов в процессе получения высшего профессионального образования.
По результатам анализа рентгеновских изображений товаров и транспортных средств, сведений из товаросопроводительных документов принимается решение о наличии либо отсутствии признаков нарушения путем проставления на товаросопроводительных документах следующих отметок:
1) «Осмотрено с использованием ИДК. Объект без подозрения»;
2) «Осмотрено с использованием ИДК. Объект под подозрением».
Далее решение, принятое по результатам таможенного осмотра с использованием ИДК, фиксируется и сохраняется в электронном виде на сер-
вере ИДК в индивидуальной папке, формируемой в автоматическом режиме для каждого рентгеновского сканирования товаров и транспортных средств. После чего информация копируется на внешний носитель и передается в вышестоящий таможенный орган (таможня, ДВТУ) для проведения контроля (постконтроль информации).
Процесс анализа изображений, полученных при использовании ИДК, представляет собой некую вертикаль (рис. 3).
Этапы Вид информации
вертикали и средство анализа
н
X
2
3
Рис. 3. Вертикаль анализа изображений, полученных с использованием ИДК
Примечателен тот факт, что программное средство «Са^оШ'Ш», необходимое для полноценного анализа сканированных изображений, установлено только в МИДК и на рабочей станции в ОКиПСУР ДВТУ
Для повышения результативности применения ИДК необходимо построить такую структуру контроля и использования результатов ИДК, при которой любое структурное подразделение таможен ДВТУ, принимающее участие в процессе таможенного оформления и контроля, имело бы возможность ознакомиться и оперативно применить в своей деятельности результаты сканирования товаров и транспортных средств с помощью ИДК. Причем для более эффективного применения ИДК необходимо создать накопительную базу и организовать доступ к ней на уровне не только структурных подразделений таможни, но и других таможен ДВТУ. Например, отдел применения системы управления рисками (далее — ОПСУР) Уссурийской таможни имел бы возможность просмотреть результаты сканирования МИДК Благовещенской таможни. Данная мера позволит повысить уровень опыта по анализу изображений, полученных с помощью ИДК.
Для реализации данной идеи необходимо уполномоченному должностному лицу ОПСУР таможни, которому предоставлен доступ к Порталу накопления снимков управления (Портал) с правами «запись», помещать снимки, полученные с помощью ИДК (только в формате *.}^), с результатами их анализа и электронный отчет по электронным каналам связи на Портал в соответствующие подкаталоги каталога «ИДК» (рис. 4). Для достижения оперативности передача должна осуществляться каждый рабочий день не позднее 11 ч 00 мин.
ИДК:
___ Владивостокская
Ш_ 01.05.2009
200905010005710001S_stamp.jpg
200905010005710002S_stamp.jpg
2009050100057100038S_stamp.jpg Отчет 01052009.xls . _ 02.05.2009
200905020005710001S_stamp.jpg
200905020005710002S_stamp.jpg
2009050200057100038S_stamp.jpg Отчет 02052009.xls Хабаровская . _ Находкинская Уссурийская . . Биробиджанская . . Благовещенская
Рис. 4. Структурирование информации на Портале
Затем должностные лица, ответственные за анализ, а также иные заинтересованные должностные лица (например, сотрудники ДВОТ или ОКТТ таможен назначения) проводят исследование и анализ снимков рентгеновского сканирования, а должностные лица ОКиПСУР также анализируют сведения регистрационной формы программного средства «Са^оЫ'Ш», сканированных изображений документов и сведений о товарах и транспортных средствах на предмет правильности и обоснованности решений, принятых по результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК.
По результатам анализа должностные лица, в случае выявления нарушений таможенного законодательства либо рисков, признаков необоснованно принятых должностными лицами таможенного органа решений, по согласованию с начальником структурного подразделения принимают меры по недопущению (предотвращению, устранению) нарушений, в том числе путем информирования заинтересованных таможенных органов, а также разработ-
ки проектов срочных, зональных, региональных профилей рисков и ориентировок.
Информация на Портале должна использоваться в целях дополнительного контроля достоверности заявленных сведений о товарах и транспортных средствах при осуществлении должностными лицами таможенных органов таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе при декларировании товаров в таможенных органах, отличных от таможенных органов, в которых производился таможенный осмотр с использованием ИДК.
Немаловажное значение в целях повышения эффективности должен иметь обмен опыта не только между таможнями региона, но и таможнями всей России, а также международный обмен опытом. Ведь в России ИДК широко стали применять с 2005 г., а в мире он стал применяться гораздо раньше.
Следовательно, необходимо повышение сотрудничества в этом направлении, проведение семинаров, в том числе международных.
Ярким примером служит семинар, проведенный ДВТУ в марте 2010 г. между представителями ДВТУ и Харбинской таможни, на котором китайские коллеги рассказали о систематизации процесса проверки товаров и транспортных средств с использованием МИДК. Данная система должна представлять собой «пять методов проверки».
1. Метод последовательной проверки корпуса автомобиля. Этот метод подразумевает полную последовательную системную проверку узлов корпуса автомобиля в соответствии с его изображением. Он применяется для изучения каждого сканированного изображения товара и нацелен в основном на поиск товаров, спрятанных в корпусе автомобиля.
При проведении последовательной проверки изображения корпуса автомобиля необходимо твердо придерживаться принципа — «соблюдать последовательность, искать отклонения, не оставлять мертвых зон». От кабины к хвостовой части, от боковых элементов до внутренних следует внимательно, одно за одним, до самой последней детали, рассматривать все места, в которых можно оборудовать тайник.
При возникновении проблем с идентификацией какого-либо конструктивного узла на изображении автомобиля должностные лица экипажей МИДК должны досконально разобраться с устройством проверяемого автомобиля, чтобы ясно представлять себе, что и где следует искать. Каждое наземное транспортное средство, независимо от модели, имеет базовую конструкцию: например, основными узлами любого грузовика являются кабина, двигатель, шасси, лонжерон, аккумулятор, топливный бак, колеса, кузов и пр. Поэтому, изучая устройство транспортного средства, прежде всего нужно ознакомиться с тем, как эти основные узлы выглядят на изображениях, — тогда без труда можно будет определить, есть ли на снимке что-нибудь необычное. В большинстве случаев для сокрытия товаров используются кабина водителя, шасси и колеса, топливные баки.
2. Метод анализа плотности. Этот метод распознавания товаров основан на том факте, что товары неодинаковой плотности отображаются на снимке различными оттенками по шкале серого. Известно, что плотность является одной из физических характеристик вещества, и для различных веществ она, как правило, неодинакова. Величина показателя плотности вещества прямо пропорциональна его оттенку серого на изображении: чем больше плотность вещества, тем больше количество поглощаемого им рентгеновского излучения и, следовательно, оттенок серого темнее; и наоборот: чем меньше плотность вещества, тем меньшее количество рентгеновского излучения оно поглощает и, следовательно, снимок даст более светлый оттенок серого. Исходя из этой особенности, при анализе изображений необходимо тщательно сопоставлять оттенки серого, проводить сравнительный анализ плотности каждого из заявленных в декларации товаров с цветом соответствующего участка изображения, пронумеровывая проверенные участки. При обнаружении значительного расхождения между плотностью товара следует присваивать товару статус «под подозрением» и проводить фактический контроль в форме таможенного досмотра.
Для целей использования данного метода необходимо создать опытным путем базу с показателями плотности наиболее распространенных веществ и в дальнейшем проводить учебу специалистов по анализу сканированных изображений.
3. Метод подтверждения координат. Это метод локального анализа для определения более точных координат на обнаруженном подозрительном участке. Анализ конкретного участка нацелен именно на поиск тайника, он обеспечивает высокую точность обнаружения и является наиболее показательным «бесконтактным» методом досмотра. Основываясь на данных, заявленных в декларации, специалист по анализу изображений определяет подозрительный участок на изображении, увеличивает его, проводит более детальный анализ и, удостоверившись в том, что вероятность нарушения достаточно велика, присваивает статус товару «под подозрением». Сообщая о своем подозрении, специалист точно указывает, в каком месте транспортного средства расположен подозрительный товар.
4. Метод сравнительного анализа изображений. Заключается в использовании накопленного опыта, в определении подозрительных мест путем сравнения полученного изображения с изображениями, сделанными ранее. Для этого требуется доработка программного средства «Са^оИ^» на предмет создания архива типовых изображений, с подробной классификацией, для получения любого снимка из архива в любое время. Явное несовпадение двух сравниваемых изображений дает все основания для подозрений и, соответственно, проведения более тщательного досмотра товара.
5. Метод оценки по различиям в форме. Заключается в вынесении суждения на основании отображаемой на снимке формы самого товара.
При использовании метода оценки по различиям в форме применяется принцип «сфокусироваться на главном, найти отличия». Изображение, полученное с использованием МИДК, относится к категории перспективных изображений и, в отличие от обычной фотографии, является абстрактным, не отражая фактический облик предмета. Однако любой товар или его упаковка имеют определенную форму или конструктивные особенности, которые очень четко видны на изображении. Оценка и классификация товара на основании характерных особенностей его формы является достаточно конкретной и надежной. Например, ботинки и кроссовки на изображении очень похожи и имеют ярко выраженные признаки, позволяющие классифицировать их как обувь. Однако у ботинок на изображении видны каблуки, а у кроссовок нет, что позволяет «сфокусироваться на главном», то есть на каблуках.
Все вышеописанное — это всего лишь несколько простых методов, разрабатываемых в процессе практической деятельности. За исключением метода последовательной проверки корпуса автомобиля, который используется для проверки всей партии товара, выбор подходящего метода из остальных четырех производится в зависимости от степени сложности анализа изображения каждого конкретного товара. Каждый из этих методов играет важную роль в повышении эффективности использования МИДК, в увеличении процента выявления нарушений. Следует учитывать, что по мере расширения ассортиментного перечня товаров, особенно импортных товаров, в одну машину все чаще загружается множество различных наименований товаров, относящихся, например, к товарам повседневного спроса или одежде, которые складываются вперемешку и не имеют ярко выраженных особенностей. Это, несомненно, усложняет проверку и ставит новые преграды для анализа изображений. Поэтому необходимо продолжать поиск методов, отвечающих новым условиям, стремиться к расширению возможностей и совершенствованию средств анализа изображений, полученных при использовании МИДК.
В процессе возрастания значимости МИДК при проведении таможенного осмотра само оборудование должно непрерывно совершенствоваться, будут появляться новые технологии анализа изображений, и все это позволит существенно сократить время для проведения таможенных формальностей и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности.
Система работы ИДК сложна и требует пристального контроля на каждом этапе. В случае возникновения неразрешенной проблемы хоть на одном из этапов, полноценное функционирование МИДК невозможно.
Мировой опыт использования ИДК показывает положительную тенденцию в плане ускорения процессов контроля за перемещением товаров и транспортных средств и повышения их эффективности, снижения затрат участниками внешнеэкономической деятельности. Использование научного по-
тенциала, а именно разработка методики расчета необходимого количества ИДК для осуществления результативного таможенного контроля товаров и транспортных средств, а также методики планирования передислокации МИДК и методики применения системы управления рисками позволят при осуществлении таможенного контроля товаров с использованием ИДК минимизировать затраты государства на создание наиболее эффективной системы контроля.