ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Дальневосточные таможенники приняли участие в российско-китайском семинаре по применению ИДК
В мероприятии, которое прошло в Суйфэньхэ (КНР) в 1 квартале 2010 г., приняли участие представители Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), а также специалисты таможен, в обязанности которых входит обслуживание инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК): Биробиджанской, Благовещенской, Владивостокской, Находкинской, Хабаровской и Уссурийской. Таможенников КНР представляла делегация Харбинской таможни, в состав которой вошли специалисты из таможен городов Суйфэньхэ, Дунни-на, Фуюаня и Тунцзяна.
С основным докладом на семинаре с российской стороны выступил начальник службы организации таможенного контроля ДВТУ В. Теремецкий. Он отметил, что одной из приоритетных задач, стоящих перед нашей страной, является интеграция России в мировую экономическую систему. Федеральная таможенная служба в силу специфики своей деятельности активно участвует в этом процессе. Основная функция таможенных органов сегодня — создание условий для активизации внешнеэкономической деятельности, поэтому усилия таможенников направлены на сокращение количества проверок ввозимых товаров, уменьшение времени таможенного оформления и таможенного контроля, повышение эффективности выявления нарушений таможенного законодательства.
Одним из путей создания эффективной современной системы таможенного контроля является оснащение пунктов пропуска стационарными и передвижными (мобильными) инспекционно-досмотровыми комплексами. ИДК позволяет за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его сканируемое изображение и изображение перевозимых в нем товаров. Это позволяет обнаруживать в них тайники и предметы контрабанды, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров. Таким образом, отпадает необходимость в проведении разгрузочно-погрузочных работ, что существенно сокращает временные и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности, при этом качество таможенного оформления не снижается.
В настоящее время в регионе деятельности ДВТУ функционируют шесть мобильных инспекционно-досмотровых комплексов, два из которых — в морских пунктах пропуска и четыре — на автомобильных переходах. В 2010 г. планируется начать эксплуатацию стационарного инспекционно-досмотрового комплекса в Находкинской таможне.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
99
В подтверждение эффективности применения ИДК в процессе таможенного контроля В. Теремецкий привел статистику: в 2009 г. осмотрено с применением МИДК 29 650 объектов контроля. Это четвертая часть от общего количества объектов контроля, прошедших через пункты пропуска, где дислоцированы МИДК. На таможенный досмотр был направлен 271 объект. В результате было возбуждено 178 дел об административных правонарушениях и уголовных дел. Эффективность применения МИДК составила 66 %. Далее были приведены примеры случаев задержания товаров с использованием ИДК:
31 июля 2009 г. в пункте пропуска «ДАПП Полтавка» Уссурийской таможни после осмотра анализа рентгеновского снимка транспортного средства, прибывшего из Китая, было установлено, что в контейнере транспортного средства перемещается 15,5 т незадекларированного груза: матрацев надувных, рыболовных снастей, столов складных походных, палаток туристических на сумму более 500 тыс. р.
25 ноября 2009 г. в пункт пропуска «Морской порт Восточный» прибыл контейнер из Китая с антеннами и ресиверами. После идентификации товаров и анализа полноты загруженности с применением МИДК обнаружены неучтенные телевизионные усилители (ресиверы) в количестве 2249 штук и головки к спутниковым антеннам — 617 штук.
26 ноября 2009 г. из пункта пропуска «ДАПП Полтавка» Уссурийской таможни убывало порожнее транспортное средство. В результате осмотра с применением МИДК выявлен сокрытый в топливном баке автомобиля товар (корень женьшеня, трепанг).
В свою очередь китайские коллеги рассказали о досмотровых комплексах, установленных на таможенных пунктах КНР. В Харбинской таможне функционируют восемь стационарных ИДК. С начала 2002 г., с момента ввода данного оборудования в эксплуатацию, было проверено более 40 тыс. машин, что составляет 20 % от общего количества транспортных средств, пересекавших границу. Было выявлено 30 случаев нарушения таможенных правил. По словам представителей Харбинской таможни, применение ИДК позволило упорядочить приграничную торговлю, поставило надежный заслон на пути контрабандного груза.
Как и российские таможенники, докладчики с китайской стороны отметили экономическую эффективность применения ИДК. Если раньше им для досмотра одного грузового автомобиля требовалось шесть человек и 3-4 часа времени, то теперь с этой работой комплекс справляется за 5 минут. Это положительно сказалось на товаропотоке. Его скорость, например, на автопереходе Суйфэньхэ значительно возросла.
В ходе семинара шел активный обмен опытом, таможенники двух стран рассказали о применяемых методах использования ИДК и перспективах работы в этом направлении, высказали предложения по организации более эффективного взаимодействия. В частности, российская сторона предложила направить на рассмотрение в вышестоящие органы России и КНР вопросы
100
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(51)/2010
о разработке определенных форм коммерческих документов, предъявляемых в таможенный орган Российской Федерации китайскими перевозчиками; о возможности передачи по электронным каналам связи информации (изображения, товаросопроводительные документы), полученной при проведении таможенного контроля товаров с применением ИДК.
Инна Бобрикова,
главный государственный таможенный инспектор отделения по связям с общественностью ДВТУ
Благовещенская таможня и бизнес: эффективное партнерство
На территории ответственности Благовещенской таможни в международной торговле принимают участие 537 представителей бизнеса. Руководство таможни, таможенных постов и функциональных отделов и отделений постоянно совершенствуют формы и методы взаимодействия и поддержки участников внешнеэкономической деятельности. При таможне работает Консультативный совет, рабочая группа по координации действий при оформлении товаров и транспортных средств, перемещающихся через государственную границу в закрытой зоне временного международного пункта пропуска «Сковороди-но» для строительства нефтепровода под дном р. Амур и осуществлении процедур таможенного контроля на пункте налива нефти в г. Сковородино.
В эти организационные формы координации действий по информированию и сотрудничеству с участниками ВЭД вошли представители контрольных органов, торгово-промышленной палаты и бизнеса. Участникам ВЭД, таможенным брокерам, владельцам складов временного хранения, таможенным перевозчикам даются консультации и разъяснения положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации; по изменениям, внесенным в Таможенный кодекс РФ, касающимся уплаты таможенных платежей, по Таможенному кодексу таможенного союза. Рассматриваются конкретные вопросы, касающиеся проблем, препятствующих эффективной работе участников ВЭД, таможенных брокеров, владельцев СВХ, таможенных перевозчиков, а также даются консультации по электронному декларированию через Интернет.
Деятельность Благовещенской таможни связана с такими крупными странами-контрагентами по импортным торговым операциям, как Китай, США, Филиппины, Швеция и Казахстан. Всего в 2009 г. импортные товары поставлялись из 39 стран.
Поставка товаров на экспорт производится в основном в КНР, КНДР, Республику Корея, Латвию, а также страны СНГ — Туркмению, Узбекистан,