Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1400
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ / БЕСПОШЛИННЫЙ ВВОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироненков И. В.

В условиях либерализации в процессе международной торговли сложно осуществлять взаимодействие без каких-либо экономических преимуществ. Таким преимуществом стали таможенные льготы и преференции для участников внешнеторговой деятельности. В статье анализируется предоставление таможенных льгот и преференций, оценивается значимость использования таможенных льгот и преференций. Отдельные участники внешнеэкономической деятельности пытаются незаконно получить названные преимущества, что негативно сказывается на экономике государства и ведет к недополучению денежных средств в федеральный бюджет. В статье также рассматриваются и иные случаю нарушения применения таможенных льгот и преференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF GRANTING PRIVILEGES AND PREFERENCES FOR THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES

In the context of liberalization in the process of international trade, it is difficult to interact without any economic advantages. Such an advantage was the customs privileges and preferences for participants in foreign trade activities. The article analyzes the provision of customs privileges and preferences, assesses the significance of the use of customs privileges and preferences. Some participants in foreign economic activity try to illegally obtain these benefits, which negatively affects the state economy and leads to a shortfall in funds to the federal budget. The article also deals with other cases of violation of the application of customs privileges and preferences.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

И.В. Мироненков, студент Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент Калужский государственный университет (Россия, г. Калуга)

Б01:10.24412/2411-0450-2021-3-2-60-63

Аннотация. В условиях либерализации в процессе международной торговли сложно осуществлять взаимодействие без каких-либо экономических преимуществ. Таким преимуществом стали таможенные льготы и преференции для участников внешнеторговой деятельности. В статье анализируется предоставление таможенных льгот и преференций, оценивается значимость использования таможенных льгот и преференций. Отдельные участники внешнеэкономической деятельности пытаются незаконно получить названные преимущества, что негативно сказывается на экономике государства и ведет к недополучению денежных средств в федеральный бюджет. В статье также рассматриваются и иные случаю нарушения применения таможенных льгот и преференций.

Ключевые слова: международная торговля, таможенные льготы, преференции, участники внешнеторговой деятельности, преимущества, преференциальные товары, беспошлинный ввоз.

Таможенные льготы и преференций всегда представляют собой практический интерес для участников внешнеэкономической деятельности. При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств ЕАЭС тарифные льготы представляют собой освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин в 2020 году по данным ФТС России составила 767,44 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 2019 годом на 69,4%, по сравнению с 2018 годом увеличились практически вдвое (табл. 1).

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к

2018 г. 2020 г.

Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин 363,9 453,0 767,44 210,9 169,4

Таблица 1. Динамика предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин за 20182020 гг., млрд. рублей

Основная доля льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2020 году, приходилась на льготы, предоставленные в отношении следующих категорий товаров:

- технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации - 182,8 млрд. рублей (24% от общей суммы предоставленных льгот);

- гражданские воздушные суда - 138,9 млрд. рублей (18% от общей суммы предоставленных льгот);

- товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр - 136,6 млрд. рублей (17,8% от общей суммы предоставленных льгот);

- товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции, 89,2 млрд. рублей (11,6% от общей суммы предоставленных льгот);

- медицинские товары (медицинские изделия, товары для профилактики инва-

лидности или реабилитации инвалидов, линзы, очки и оправы для очков, протезно-ортопедические изделия, а также сырье и комплектующие для их производства) - 71 млрд. рублей (9,3% от общей суммы предоставленных льгот).

Динамика поступления сумм ввозных таможенных пошлин в федеральный бюджет в 2020 году сократилась на 0,5% по сравнению с 2019 г. и увеличилась по сравнению с 2018 г. на 6,3%. Основные усилия таможенных органов направлены на контроль происхождения товаров.

618,2

615,2

578,6

640 -

620 -

600

580 -

560 -

540 -

2018 год 2019 год 2020 год

Рис. 1. Динамика ввозных таможенных пошлин в 2017-2019 гг., в млрд. руб.

В 2020 году по результатам деятельности таможенных органов в части контроля правильности определения происхождения товаров принято 10 994 решения о корректировке сведений о происхождении товаров, что на 10,5% больше по сравнению с 2019 г. и по сравнению с 2018 г. в 3,7 раз больше.

Дополнительно начислено таможенных платежей на общую сумму 1 470,35 млн. рублей, что на 47,6% больше по сравнению с 2019 г. (996,25 млн. рублей) и в 10

раз больше, чем в 2018 г. (118,8 млн. рублей).

В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми у России подписаны соглашения о свободной торговле, сумма тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2020 году составила 31,8 млрд. рублей, что на 5% больше по сравнению с 2019 годом (30,3 млрд. рублей) и на 12,3% больше по сравнению с 2018 годом (рис. 2).

34 32 30 28 26

31,8

30,3

28,2

2018 год

2019 год

2020 год

Рис. 2. Динамика тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в

2018-2020 гг., в млрд. рублей

По результатам деятельности таможенных органов в части контроля обоснованности предоставления тарифных преференций в 2020 году количество ДТ, в отношении которых осуществлены корректировки по отмене тарифных преференций, составило 5 223 единицы, что на 9%

меньше по сравнению с 2019 г. (5 738) и на 9,2% меньше по сравнению с 2018 г. (5 747).

Дополнительно начислено таможенных платежей на общую сумму 662,01 млн. рублей или на 14% меньше по сравнению с

2019 г. (765,23 млн. рублей) на 15,1% меньше по сравнению с 2018 г. (780,3).

В 2020 году в судебном производстве находилось 129 дел по вопросу определения происхождения товаров и (или) правомерности предоставления тарифных преференций (в 2019 г. - 93 дела), из которых 99 дел (76,7%) рассмотрено (в 2019 г. - 68 дел). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов по 53 делам, что составляет 53,5% от общего количества рассмотренных дел (в 2019 г. - 35 дел или 51,5% от общего количества рассмотренных дел).

Предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется при соблюдении ряда условий. Основными из них являются соблюдение критериев происхождения товаров, правил прямой отгрузки и непосредственной закупки, наличие оригинала сертификата о происхождении товара установленной формы, заполненного без ошибок.

Однако многолетняя практика ФТС России показывает, что правила и условия предоставления тарифных льгот и преференций не всегда соблюдаются, что является причиной отказа в их предоставлении. Например, предоставляется поддельный сертификат происхождения, который дает право на тарифные льготы. Такие нарушения приводят к применению более низкой льготной ставки ввозной таможенной пошлины, что, в свою очередь, приводит к потере доходов государственного бюджета.

Особо выделяются нарушения двух видов:

1) предоставление сертификатов происхождения товаров, которые фактически не происходят из страны-получателя;

2) предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые только частично производятся в стране-бенефициаре и не имеют необходимой доли добавленной стоимости.

Проверки, проводимые таможенными органами, позволяют выявить множество сертификатов, представленных в таможенный орган, не соответствующих требованиям к оформлению сертификатов о происхождении товаров. Наиболее распространенные несоответствия: подписи и печати не принадлежат органу, уполномоченному выдавать сертификаты, не достоверной информации, позволяющей однозначно идентифицировать товар, название страны, отличной от той, которая выдала сертификат, и т.д.

Таким образом, в системе тарифных преференций необходим разумный баланс между необходимостью обеспечения условий для развития международной торговли и выполнением поставленных задач по защите национальных интересов государств-членов ЕАЭС, связанных с обеспечением федерального бюджета. В 2020 году Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, которая предполагает переход от «цифровой» таможни к интеллектуальной. В таможенных органах будет внедрен искусственный интеллект, который позволит применять международные системы верификации и сертификации происхождения товаров, цифровизацию транзита, создание модели «интеллектуального» пункта пропуска, дальнейшее совершенствование системы управления рисками, автоматизацию таможенных процессов, обеспечение бесперебойного функционирования интерактивных сервисов для бизнеса, повышение результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, в том числе с использованием новейших цифровых платформ и технологий. Все эти мероприятия будут способствовать пересмотру тарифных льгот и преференций, законодательному их применению, создадут барьер нарушениям их применения, в целях устойчивого экономического развития государства.

Библиографический список

1. Андреева А.Р., Меркулова А.И., Петрушина О.М. К вопросу о предоставлении тарифных льгот // Вестник Калужского университета. - 2020. - №2 (47). - С. 30-32.

2. Гомон И.В., Алешина Ю.С., Ковалева Ю.С. Оценка льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. -№ 29 (3). - С. 129-132.

3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (2020 г.).

4. Николаев А.Д., Мигел А.А. Современные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в ЕАЭС // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 5457.

5. Непарко М.В., Таможенно-тарифное регулирование в России: современные тенденции и перспективы // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки". -2017. - С. 283-287.

6. Непарко М.В., Мироненков И.В. Проблемы предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и тарифных преференций в России // Заметки ученого. - 2020. - № 10. -С. 359-363.

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF GRANTING PRIVILEGES AND PREFERENCES FOR THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES

I.V. Mironenkov, Student

Supervisor: M. V. Neparko, Associate Professor

Kaluga State University

(Russia, Kaluga)

Abstract. In the context of liberalization in the process of international trade, it is difficult to interact without any economic advantages. Such an advantage was the customs privileges and preferences for participants in foreign trade activities. The article analyzes the provision of customs privileges and preferences, assesses the significance of the use of customs privileges and preferences. Some participants in foreign economic activity try to illegally obtain these benefits, which negatively affects the state economy and leads to a shortfall in funds to the federal budget. The article also deals with other cases of violation of the application of customs privileges and preferences.

Keywords: international trade, customs privileges, preferences, participants of foreign trade activity, advantages, preferential goods, duty-free import.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.