DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10243
И.В. Гомон - к.э.н., доцент, кафедра «Таможенного дела», Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия, [email protected],
I.V. Gomon - PhD, associate Professor of Department "Customs affairs" Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia;
Ю.С.Алешина - студент 5 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия, [email protected],
Yu. S. Aleshina - 5 th year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia;
Ю.С. Ковалева - студент 5 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия, [email protected],
Yu. S. Kovaleva - 5 th year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiol-kovsky, Kaluga, Russia.
ОЦЕНКА ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ASSESSMENT OF BENEFITS ON PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES AND TARIFF PREFERENCES
Аннотация. Статья посвящена оценке льгот по уплате таможенных и тарифных преференций. Выявлена цель и условия предоставления таможенных льгот и тарифных преференций, проанализированы динамика предоставления льгот по уплате таможенных платежей, динамика предоставления и структура льгот по уплате таможенных платежей на отдельные категории товаров в 2017-2019 годах. По результатам анализа были сделаны выводы, что общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей имеет тенденцию к увеличению, в структуре льгот по уплате таможенных платежей на отдельные категории товаров, в основном, наблюдается снижение суммы предоставленных льгот. Исследована динамика предоставления и отказов в предоставлении тарифных преференций в 2017-2019 годах в России. Рассмотрены причины решений об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Abstract. The article is devoted to the assessment of benefits for the payment of customs and tariff preferences. The purpose and conditions for the provision of customs privileges and tariff preferences are identified, the dynamics of the provision of privileges for the payment of customs payments, the dynamics of the provision and structure of privileges for the payment of customs payments for certain categories of goods in 2017-2019 are analyzed. Based on the results of the analysis, it was concluded that the total amount of privileges for paying customs payments tends to increase, in the structure of privileges for paying customs payments for certain categories of goods, there is mainly a decrease in the amount of privileges provided. The dynamics of the provision and denial of the provision of tariff preferences in 20172019 in Russia is studied. The reasons for decisions to refuse to provide tariff preferences are considered.
Ключевые слова: международное сотрудничество, таможенные льготы, тарифные преференции, таможенный тариф, таможенные платежи.
Keywords: international cooperation, customs privileges, tariff preferences, customs tariff, customs payments.
Цель введения таможенных льгот и преференций заключается в заинтересованности государства в активизации своих внешнеэкономических связей, обеспечении результативной внешнеторговой политики, выполнении возложенных на страну международных обязательств. Финансовый смысл таможенных льгот и преференций заключается в содействии расширению внутреннего рынка развитого государства за счет более слабого в экономическом плане торгового партнера - с одной стороны и оказания помощи слабому государству -с другой.
Условиями предоставления таможенных льгот и преференции являются: возврат ранее уплаченной пошлины, освобождение от пошлины, снижение ее ставки, тарифные квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара, специальные преимущества, которые предоставляет страна импортера, странам экспортеров ввозных или импортных таможенных пошлин, специальные преимущества, которые предоставляются государству импортеру другим странам в области уплаты ввозной пошлины на взаимной основе или в одностороннем порядке [1].
Установленные государством льготы по уплате таможенных платежей поощряет внешнеторговое сотрудничество и привлекают инвестиционные и иные ресурсы, что в целом, способствует активации международного сотрудничества. Государство заинтересовано снижать или полностью отменять таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития внутреннего рынка.
Динамика льгот по уплате таможенных платежей в 2017-2019 гг. представлена в таблице 1.
Анализируя предоставление льгот по уплате таможенных платежей за последние три года, можно отметить, что общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в 2019 году составила 439,41 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 49,8%, и по сравнению с 2018 годом увеличилась на 20,8% [2].
Таблица 1 - Динамика льгот по уплате таможенных платежей в 2017-2019 гг., %
Наименование 2017 год 2018 год 2019 год 2019 в % к
2017г. 2018г.
Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей 293,4 363,9 439,41 149,8 120,8
В 2017 - 2019 годах была продолжена работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов относительно предоставления льгот по уплате таможенных платежей по отдельным группам товаров. В таблице 2 представлена динамика льгот по уплате таможенных платежей в отношении отдельных групп товаров.
Данные таблицы 2 свидетельствует о том, что сумма льгот по уплате таможенных платежей, а также освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при ввозе отдельных категорий товаров в особые экономические зоны увеличилась по сравнению в 2019 году составила 359,3 млрд. рублей, что на 76,5 млрд. руб. или на 27,1% больше по сравнению с 2017 годом, и на 6,2 млрд. руб. или на 1,7% меньше по сравнению с 2018 годом. Это обусловлено в частности, тем, что снизились суммы льгот на суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов, в 2019 году на 15,4% по сравнению с 2017 годом и на 9,6% по сравнению с 2018 годом.
Таблица 2 - Динамика предоставления льгот по уплате таможенных платежей
на отдельные категории това ров, млрд. рублей
Вид льгот по уплате таможенных платежей 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к
2017 г. 2018г.
Товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции 97,9 147,4 143,6 146,7 97,4
Медицинские товары (важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия, товары для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, линзы и оправы для очков, а также сырье и комплектующие для их производства) 32,2 38,9 33,8 105,1 87,0
Углеводороды, полученные при разработке морских месторождений 35,0 69,4 65,7 187,6 94,6
Суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов 37,7 35,3 32,0 84,6 90,4
Природный газ, поставляемый в Турцию (Соглашение «Голубой поток») 58,6 54,0 62,9 107,2 116,4
Технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации 21,4 20,5 21,3 99,7 104,1
Итого: 282,8 365,5 359,3 127,1 98,3
Источник: Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации»
В таблице 3 представлена структура льгот по уплате таможенных платежей на отдельные группы товаров.
Данные таблицы 3 показывают следующее, наблюдается снижение суммы льгот в структуре по категориям товаров, кроме природного газа, поставляемого в Турцию (Соглашение «Голубой поток») и технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России. По данным категориям товаров наблюдается увеличение доли льгот по уплате таможенных платежей в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 2,8 п.п. и на 0,32 п.п. соответственно.
По данным таблицы 3 также наблюдается, что наибольший удельный вес в структуре тарифных льгот занимают товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции. На их долю в 2019 году приходится 39,96%, что в 2019 году на 5,34 п.п. больше, по сравнению с 2017 годом и меньше на 0,37 п.п. по сравнению с 2018 годом.
Таблица 3 - Структура льгот по уплате таможенных платежей на отдельные категории товаров, %
Виды льгот по уплате таможенных платежей 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. (п.п.) к
2017 г. 2018г.
Товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции. 34,62 40,33 39,96 5,34 0,37
Медицинские товары (важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия, товары для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, и т.д.) 11,39 10,64 9,41 1,98 1,23
Углеводороды, полученные при разработке морских месторождений 12,38 18,99 18,28 5,9 0,72
Суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов. 13,32 9,66 8,91 4,41 0,75
Природный газ, поставляемый в Турцию (Соглашение «Голубой поток») 20,72 14,77 17,51 3,21 2,74
Технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. 7,57 5,61 5,93 1,64 0,32
Итого: 100,00 100,00 100,00 X х
Источник: Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации»
Наименьший удельный вес занимает технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. На их долю приходится в 2019 году 5,93%, что на 1,64 п.п. меньше по сравнению с 2017 годом и на 0,32 п.п. больше по сравнению 2018 годом.
Тарифные преференции оказывают значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность, которое выражается в регулировании товарной структуры импорта торговых партнёров для страны, предоставляющей тарифные преференции и в увеличении объёмов экспорта, а также приобретении выгод и дополнительных рынков сбыта для стран-пользователей системы тарифных преференций.
Данные динамики предоставления и отказов от предоставления тарифных преференций представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Динамика предоставления и отказов в и предоставлении тарифных преференций
в отношении товаров, млн. руб.
Преференции 2017 г 2018 г 2019 г 2019 г. в % к
2017 г 2018 г
Предоставлено (млрд.руб.) 25,5 28,2 29,1 114,1 103,2
Отказано (млн.руб.) 404,3 780,3 733,8 181,5 94,0
Источник: Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации»
Данные таблицы 4 свидетельствует о том, что общая сумма тарифных преференций, в 2019 году в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми Российская Федерация подписала соглашения о зоне свободной торговли, составила 29,1 млрд. руб., что на 3,6 млрд. рублей или на 14,1% больше по сравнению с 2017 годом, на 0,9 млрд. рублей или 3,2% больше по сравнению с 2018 годом [3].
При контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2019 году было принято 5 737 решений об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций на общую сумму 733,8 млн. рублей, что на 81,5% больше чем в 2017 году, и на 6% меньше чем в 2018 году, в 2017 году было отказано по 4679 ДТ на сумму 404,3 млн. рублей, в 2018 году было отказано по 5 737 ДТ на сумму 780,3 млн. рублей [4].
Таможенные органы могут принимать решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в следующих случаях, если:
1) в представленных таможенным органам документах, выявлены не достоверные сведения, содержащиеся в документах о происхождении товаров, а именно подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения;
2) не подтверждено происхождение товаров надлежащими документами в соответствии с пунктом 5 статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: [5]
1) не представлены документы о происхождении товаров (Сертификат о происхождении товара СТ-1, Декларация о происхождении товара применяется для товаров, страной происхождения которых являются страны СНГ, Сертификат о происхождении товара формы «А» - для товаров, страной происхождения которых являются наименее развитые и развивающиеся страны);
2) выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) сертификат о происхождении товара не является подлинным или такой сертификат оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения (не надлежащим образом заполнены графы в сертификатах, в частности, данные о весе брутто, или иные данные о количестве товаров указываются в целом, без разбивки по каждому отдельно поименованному товару) [6].
Таким образом, таможенные льготы и тарифные преференции оказывают существенное влияние на объем таможенных платежей, поступающих в бюджет стран участниц ЕАЭС. Эффективное действие таможенных льгот в условиях функционирования ЕАЭС является одним из важнейших элементов современной системы таможенно - тарифного регулирования. Ключевым моментом для целей предоставления тарифных преференций является таможенный контроль над определением страны происхождения товаров.
Тарифные преференции дают возможность развивающимся и наименее развитым странам использовать благоприятные условия для экспорта товаров определенной товарной номенклатуры на территорию государств -членов ЕАЭС. Использование более низкой ставки ввозной таможенной пошлины активно стимулирует внешнеторговой оборот между государствами - членами ЕАЭС и развивающимися, а также наименее развитыми странами, который увеличивается с каждым годом.
Упрощение системы внешнеэкономических связей, расширение рынка ввоза товаров, а также усиление экономических позиций страны являются главными преимуществами предоставления таможенных льгот и тарифных преференций.
Источники:
1. Холостякова, К.В. Тарифные преференции: институциональный аспект применения / К.В. Холостякова // Вестник Науки и Творчества. 2016. - № 7 - С. 312.
2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (2019г.). - [Электронный ресурс]. - URL: http://customs.ru/storage/document/document_info/2020-03/11/Таможенная%20служба%20Российской%20Федера-ции%20в%202019%20году^/ (дата обращения: 2.05.2020)
3. Официальный сайт ФТС России. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 12.04.2020).
4. Официальный сайт ФТС России. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 12.04.2020)
5. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302985/ee5c6e57cb1d81a7b91ae2b50bdc0cb748ffc21b/ / (дата обращения 4.05.2020)
6. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.04.2020) References:
1. Kholostyakova, K.V. Tariff preferences: institutional aspect of application / K.V. Ho-Lostyakova // Bulletin of Science and Creativity. 2016. - No. 7 - S. 312.
2. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" (2019). - [Electronic resource]. - URL: http://customs.ru/stor-age/document/document_info/2020-03/11/Customs%20 service%20Russian0/o20Federations%20in%202019%20year.pdf/ (accessed: 2.05.2020)
3. The official website of the FCS of Russia. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.customs.ru/ (accessed 12.04.2020).
4. The official website of the FCS of Russia. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.customs.ru/ (accessed 12.04.2020)
5. [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_302985/ee5c6e57cb1d81a7b91ae2b50bdc0cb748ffc21b/ / (access date 4.05.2020)
6. "Treaty on the Eurasian Economic Union" (Signed in Astana May 29, 2014) (as amended on March 15, 2018) [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.consultant.ru (access date 12.04 .2020)
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10244
С.А. Гребенкина - старший преподаватель кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, [email protected],
S.A. Grebenkina - senior lecturer of Risk Analysis and Economic Security Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ TYPOLOGIZATION OF DOTATION REGIONS AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития дотационных регионов РФ, не обладающих достаточными средствами для реализации значимых социально-экономических программ. В современных условиях функционирования обеспечению их экономической безопасности уделяется особое внимание. В работе дано определение региональной экономической безопасности и отмечены основные угрозы. Как показывают статистические данные, в настоящее время наибольшая часть субъектов РФ относится к регионам-реципиентам (по данным Министерства финансов РФ за 2018 год 72 субъекта из 85), что усиливает нагрузку на федеральный бюджет и ослабляет устойчивость национальной экономики в целом. Для разработки действенных мер обеспечения региональной экономической безопасности, рационального распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченности в работе обозначена необходимость типологизации территорий. В настоящее время отмечено отсутствие единой утвержденной классификации дотационных регионов, что влечет слабую эффективность осуществляемых мер поддержки, не учитывая специфику и перспективы развития территории. Наиболее известные региональные типологии ориентированы в основном на ретроспективный анализ, разграничивая регионы преимущественно по основным показателям социально-экономического развития. В связи с этим, руководствуясь методами статистического анализа, ранжирования и классификации, автором предложена региональная типология по уровню уязвимости к угрозам экономической безопасности на основе оценки критериев ресурсного потенциала и перспектив развития. Выделение схожих типов регионов позволит выявить наиболее перспективные из них, которые способны усилить свои позиции при должном управлении, обосновать приоритеты региональной политики, сформировать комплексные программы обеспечения их экономической безопасности.
Abstract. The article is devoted to the development of subsidized regions of the Russian Federation, which do not have sufficient funds to implement significant socio-economic programs. In modern operating conditions, special attention is paid to ensuring their economic security. The paper defines regional economic security and highlights the main threats. According to statistics, at present the largest part of the constituent entities of the Russian Federation belongs to recipient regions (according to the Ministry of Finance of the Russian Federation for 2018, 72 out of 85 entities), which increases the burden on the federal budget and weakens the stability of the national economy as a whole. To develop effective measures to ensure regional economic security, rational distribution of financial resources in the context of their limited work, the need for typologization of territories is indicated. Currently, there is a lack of a unified approved classification of subsidized regions, which entails poor effectiveness of the implemented support measures, not taking into account the specifics and prospects of the territory's development. The most well-known regional typologies are focused mainly on retrospective analysis, delimiting regions mainly according to the main indicators of socio-economic development. In this regard, guided by the methods of statistical analysis, ranking and classification, the author proposed a regional typology on the level of vulnerability to threats to economic security based on an assessment of resource potential criteria and development prospects. The identification of similar types of regions will allow us to identify the most promising of them, which are able to strengthen their positions with proper management, substantiate the priorities of regional policy, and form comprehensive programs to ensure their economic security.