Научная статья на тему 'Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем'

Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнев Юрий Николаевич

Возникновение системы повышения квалификации специалистов атомной промышленности и энергетики совпадает с введением в строй первых объектов атомной промышленности и энергетики. Автор проводит анализ этапов развития этой системы с позиций системного анализа: методологии системного исследования и построения реальных объектов, основанной на использовании теоретических конструкций называемых моделями систем. Теория систем в ее современном состоянии представляет собой многоуровневую понятийную схему, включающую разнообразные модели систем, которым придается различная форма: от описательной до формальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем»

Ив5 2006

Ю.Н. Селезнев

Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем

Системный подход как общеметодологический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его книга «Общая теория систем» дала основания считать теорию систем общедисциплинарной наукой [1, с. 29; 2, с. 14].

Методология системного исследования и построения реальных объектов основана на использовании теоретических конструкций называемых моделями систем. Теория систем в ее современном состоянии представляет собой многоуровневую понятийную схему, включающую разнообразные модели систем, которым придается различная форма: от описательной до формальной. На высших уровнях этой схемы находятся наиболее абстрактные модели систем, с помощью которых вводятся понятия «целое» (или «система»), «элемент», «связь» («отношение»), «структура». Более частная, но весьма важная модель системы строится вокруг специального вида отношения — процесса. В этой модели вводятся понятия «вход» и «выход», «среда» и т.п. Дальнейшая конкретизация приводит к модели целенаправленной системы, в которой определяются понятия «проблема», «решение» («альтернатива»), «цель», «критерий», «функция», «метод» иустанав-ливается номенклатура функций, необходимых для решения проблемы.

Можно сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной

системы. Это понятие, как показывают многочисленные исследования российских и зарубежных ученых, относится и к социально-экономическим системам.

Системой называется организованное сложное целое; совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное единое целое [1, с. 26].

Основные принципы системного подхода можно охарактеризовать следующим образом:

1) целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое, и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

2) иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;

3) структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами всей структуры в целом;

4) множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Рассмотрим основные понятия и характеристики общей теории систем с точки зрения применимости к системе повышения квалификации в атомной промышленности и энергетике.

Нв5 2006

Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через ее состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, ее сущностные характеристики, определяют целеполагание.

б - (А, И, Z), (1)

где А = {а} — множество элементов,

И = {г,} — множество связей (отношений),

7 = {г} — множество целей.

Система повышения квалификации состоит из множества взаимосвязанных подсистем и элементов. Условно можно выделить три подсистемы:

• управляющая — определяет потребность в обучении, устанавливает цели обучения, решает финансовые проблемы, участвует в разработке образовательных программ, оценивает результаты реализации образовательных программ;

• контролирующая — контролирует выполнение требований Федерального законодательства, отраслевых нормативных актов, финансовые потоки;

• образовательная — разрабатывает образовательные программы, организует образовательную деятельность, реализует образовательные процессы.

Очевидна и связь между элементами указанных подсистем. При этом можно выделить сильные связи (взаимодействие в условиях формирования образовательных программ, организации учебного процесса, контроль результатов деятельности образовательной подсистемы и т.п.) и слабые связи (взаимодействие между образовательными учреждениями, обмен опытом и т.п.). Можно выделить и обратную связь, которая характеризуется положительной направленностью (оценка результатов обучения и корректирующие воздействия в форме изменения образовательных программ, смены образовательного учреждения и т. п.).

На основе системного подхода определение системы повышения квалификации персонала в атомной промышленности и энергетике (СПКПАПЭ) включает три комплексных составляющих:

1. Совокупность внутрисистемных компонентов и отношений между ними:

• учебные заведения всех типов;

• слушатели;

• образовательные цели, стандарты и программы повышения квалификации;

• преподавательский состав;

• образовательные технологии;

• органы управления образованием;

• инфраструктура повышения квалификации, обеспечивающая условия для функционирования СПКПАПЭ (финансовая, учебно-методическая, информационная, кадровая и др.);

• инфраструктуры, обеспечивающие условия для развития СПКПАПЭ (научно-исследовательская, методическая, издательская, кадровая и др.).

2. Совокупность взаимосвязей (потоков взаимодействия) системы и общества с:

• высшими органами власти и управления в стране;

• населением (через обучаемых, с семьями и др.);

• заказчиками;

• экономикой;

• наукой;

• другими уровнями российской системы образования.

3. Совокупность международных связей (потоков взаимодействия) системы повышения квалификации в атомной промышленности и энергетике.

По количеству выделяемых актуальных компонентов СПКПАПЭ — большая система.

По связям-отношениям, потокам взаимодействия внутри и вне СПКПАПЭ относится к сложным системам.

Ю.Н. Селезнев

Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем

И952006

Границы системы — это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей теории систем, каждая система выступает частью большей системы (которая называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). Система повышения квалификации атомной промышленности и энергетики выступает в качестве составной части в рамках системы (надсис-темы) образования, готовящей кадры для отрасли. Наличие границ системы обусловлено целевыми установками. Хотя можно говорить о некоторой размытости границ, так как образовательные учреждения, осуществляющие повышение квалификации, часто связаны с решением более широкой задачи (например, подготовка специалистов с высшим образованием). При этом одни и те же элементы могут быть задействованы в рамках разных уровней подготовки, на различных стадиях. Например, преподаватели могут вести занятия и для студентов, и для слушателей курсов повышения квалификации. Однако если говорить о некоторых временных ограничениях, единство системы повышения квалификации в атомной промышленности и энергетике — очевидно.

Синергия (греч. «synergos» — вместе действующий). Это понятие используется для описания явления, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера. Отдельные образовательные учреждения могут обеспечить реализацию образовательных программ по заказу конкретных объектов атомной промышленности и энергетики (ОАПЭ). Этот процесс не вызывает отторжения у руководителей предприятий и организаций. Однако такой подход имеет ряд существенных недостатков:

• в рамках единой системы возможно решение комплексных образовательных проб-

лем, связанных как с развитием профессиональных компетенций, так и с воспитанием «культуры безопасности», тогда как известные образовательные программы в рамках повышения квалификации не предполагают реализации воспитательной составляющей [3, с. 97];

• специфика ОАПЭ, связана с обеспечением ядерной безопасности, что определяет необходимость единой системы контроля за образовательными программами, учет международных и государственных требований в данном направлении;

• уровень подготовки руководителей ОАПЭ может не соответствовать уровню, необходимому для постановки задач образовательным учреждениям и контроля результатов образовательной деятельности, по нашему мнению, данная функция должна быть в компетенции учебно-методического совета.

Таким образом, повышение квалификации в рамках системного подхода может обеспечить эффект синергии.

Вход — Преобразование — Выход.

СПКПАПЭ, как любая организационная система, в динамике может быть представлена в качестве трех процессов, взаимодействие которых дает цикл событий. При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т. е. входа, процесса (преобразования) и характеристик выхода. При системном подходе на первом этапе исследуются параметры выхода, т. е. образовательные услуги, а именно какие цели обучения, каковы показатели качества, каковы затраты, кто выступает в качестве обучаемых, в какие сроки проводить обучение и по какой цене. Затем определяют параметры входа, т. е. исследуется потребность в повышении квалификации для конкретных категорий сотрудников ОАПЭ, количественные и качественные характеристики. Далее исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после де-

Нв5 2006

л Л Л Л

Возникновение V Становление V Функционирование V Кризис V Крах

Рис. 1. Цикл жизни системы

тального изучения организационно-технического уровня образовательной системы (уровня техники, технологии, особенности образовательных процессов и управления), и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, обеспечивающего реализацию образовательных процедур. На этом этапе, рассматриваются образовательные технологии, включая оценку результатов, а также факторы и пути их совершенствования.

Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни, изображенным на рис. 1.

Возникновение элементов системы повышения квалификации специалистов атомной промышленности и энергетики совпадает с введением в строй первых объектов атомной промышленности и энергетики. Тогда как этапы кризиса и крах, также связаны с их существованием. Очевидно, что начало этих этапов, если следовать идеологии энергетической стратегии, далеко выходит за горизонты планирования образовательных процессов и в данной статье, естественно, рассматриваться не будут.

Современный этап существования системы повышения квалификации можно охарактеризовать как этап функционирования и все наши предложения связаны с совер-

шенствованием управления образовательной деятельностью на данном этапе.

Системообразующий элемент — элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом. По нашему мнению, в системе повышения квалификации персонала в атомной промышленности и энергетике должен быть учебно-методический совет, задачи которого определять направления повышения квалификации, контролировать выполнение образовательных программ и оценивать результаты деятельности образовательных учреждений и подразделений.

Наличие обратной связи. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс ее развития.

Уровень (сила) обратной связи в нашем случае определяется активностью участия потребителя в обучении. Обратная связь, в том числе, подразумевает самостоятельную работу под руководством преподавателя (табл. 1).

Таблица 1

Специфика обратной связи для образовательных услуг различных видов

Образовательные услуги

Общественные Специальные Особые

Обратная связь Слабая Средняя Сильная

Специфика образовательного процесса Стандартизация Индивидуализация

Ю.Н. Селезнев

Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем

ІІ952006

Обратная связь в СПКПАПЭ сегодня реализуется посредством субъективной оценки результатов обучения преподавателями по классической схеме, что, несомненно, имеет ряд общеизвестных недостатков. По нашему мнению, в основе обратной связи должны лежать подходы, основанные на оценке компетенций и оценке качества образовательной системы.

Таким образом, основные понятия и характеристики общей теории систем применимы к системе повышения квалификации в атомной промышленности и энергетике.

Кроме того, система повышения квалификации в атомной промышленности и энергетике, как и большинство экономических систем [2, с. 11], обладает определенными специфическими особенностями. Принципиальная особенность системы заключается в том, что неотъемлемой частью контура ее функционирования и управления является человек, т.е. активный элемент. Это приводит к проявлению у системы особых свойств, принципиально отличает ее поведение от функционирования технических систем.

Выделим основные отличительные особенности системы:

1. Нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастич-ность ее поведения. Воздействие внешней среды предопределяет эту особенность функционирования СПКПАПЭ, что может проявляется в случаях изменения:

• состава преподавателей и обучаемых;

• качества и количества как образовательных учреждений и подразделений, так и образовательных программ (содержание, техническое и методическое обеспечение);

• в органах управления образованием;

• инфраструктуры повышения квалификации.

2. Уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря наличию активного элемента

у системы проявляется как бы «свобода воли»). Влияние человеческого фактора в рамках повышения квалификации ведет к уникальности и непредсказуемости результатов обучения вследствие уникальности, индивидуальности обучаемого (уровень подготовки, специфика восприятия материала и т.п.) и преподавателя (авторская трактовка материала, выбор коммуникационного канала). Шумы и барьеры при передаче информации также ведут к непредсказуемости результатов. В то же время следует отметить наличие предельных возможностей системы, определяемых имеющимися ресурсами (элементами, их свойствами) и характерными структурными связями.

3. Способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения (что также обусловлено наличием активных элементов).

4. Способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям, обусловленная тем, что в системах с активными элементами, стимулирующими обмен материальными, энергетическими и информационными продуктами со средой, не выполняется закономерность возрастания энтропии (аналогичная второму началу термодинамики открытому для закрытых систем, не обменивающихся ресурсами со средой и не имеющих активных элементов, подобных «Демону Максвелла») и даже наблюдаются неэнтропийные тенденции, т.е. собственно самоорганизация, развитие. Эффективное использование обратной связи посредством оценки результатов обучения и воздействия на элементы системы (образовательные центры, образовательные программы и процедуры, персонал), внедрение подходов и систем управления качеством образования способствует противостоянию энтропийным процессам.

5. Способность адаптироваться к изменяющимся условиям, что казалось бы является весьма полезным свойством. Изменение оборудования на ОАПЭ, режимов работы оборудования, свойств контингента обу-

Нв5 2006

чаемых (квалификационные, возрастные, мотивационные, моральные свойства) должно сопровождаться соответствующим изменением элементов системы, например образовательных программ. Однако адаптация может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним воздействиям, нарушающим нормальное функционирование системы, но и к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление системой. Последнее может проявляться в игнорировании требований по организации учебного процесса, контролю качества и т. п.

6. Способность и стремление к целеоб-разованию: в отличие от закрытых (технических) систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри такой системы. Руководство ОАПЭ и учебно-методический совет в соответствии с внешними и внутренними условиями должны управлять процессом целеобразования.

7. Неоднозначность понятийного аппарата. Попытки активизировать процессы совершенствования образовательных систем, и, в частности, системы повышения квалификации привели к различным толкованиям таких понятий, как «цель обучения», «качество», «оценка», «компетенция» и т.п.

Перечисленные особенности имеют разнообразные проявления, которые иногда можно даже выделять как самостоятельные особенности. Рассмотренные особенности противоречивы. Они в большинстве своем являются одновременно и положительными, и отрицательными, затрудняющими управление свойствами. Это характерно для всех экономических систем.

Таким образом, систему повышения квалификации персонала атомной промышленности и энергетики можно рассматривать с позиций теории систем.

От редакции

Общая теория систем часто является одним из немногих, если не единственным

средством анализа развития сложной организации или отрасли. При этом не следует забывать, что за внешней красотой системного подхода скрывается «капкан» — необходимость количественной оценки принимаемых решений или полученных благодаря системному подходу выводов. Дело в том, что часто для оценки нет подходящих средств. Понятие «экономического эффекта» как правило неприменимо, так как прямого эффекта нет, а как померить косвенный — неизвестно. В таких сложных случаях необходимо использовать теорию оценок [4, 5], которая является составной частью теории систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка сложных систем может проводиться для разных целей. Во-первых, для оптимизации выбора наилучшего алгоритма из нескольких, реализующих один закон функционирования системы. Во-вторых, для идентификации определения системы, качество которой наиболее соответствует реальному объекту в заданных условиях. В третьих, для принятия решений по управлению системой. Под «оценкой» понимают результат, получаемый в ходе процесса, который определен как оценивание.

Мощный аппарат оценивания принимаемых решений дает и теория полезности Неймана-Моргенштерна.

Литература

1. Джонсон Р., Каст Ф, РозенцвейгД. Системы и руководство. М.: «Советское радио», 1971.

2. Валуев С.А., Волкова В.Н., Градов А. П. и др. Системный анализ в экономике и организации производства/Под общ. ред. С.А. Валуева, В. Н. Волковой. Л.: Политехника, 1991.

3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический проспект: Мир, 2006.

4. Анфилатов В.С., Емельянов А.А, Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении. М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Теория систем и системный анализ в управлении организацией/Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.

Ю.Н. Селезнев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.