Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №5 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/91EVN516.pdf Статья опубликована 28.11.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Гулиев И.А., Мехдиев Э.Т. Анализ порядка доступа объектов нефтедобычи и нефтепереработки к системам трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в Великобритании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/91EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 33.339
Гулиев Игбал Адиль оглы
ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России»
Россия, Москва1 Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Международного института энергетической политики и дипломатии
МГИМО (Университет) МИД России», Россия, Москва
Заместитель директора E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=624447
Мехдиев Эльнур Таджаддинович
ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России»
Россия, Москва
Научный сотрудник «Центра постсоветских исследований»
Кандидат исторических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=585564
Анализ порядка доступа объектов нефтедобычи и нефтепереработки к системам трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в Великобритании
Аннотация. Авторы исследуют основы правового регулирования наземного нефтепроводного транспорта Великобритании, специфику англо-саксонской правовой системы и ее влияние на регулирование трубопроводного транспорта, а также деятельность государственных органов, к компетенции которых отнесен данный вопрос. В статье анализируются ключевые положения нормативных актов, определяющих правовые рамки функционирования нефтяного трубопроводного транспорта. Основное внимание в статье авторы уделяют порядку доступа к инфраструктуре транспортировки нефти.
В статье подробно исследуется Кодекс практики обеспечения доступа к инфраструктуре добычи и транспортировки нефти и газа на Континентальном шельфе Великобритании 2012 г., положения которого определяют порядок доступа к системам трубопроводного транспорта и процедуру заключения гражданско-правовых договоров на предоставление доступа к трубопроводному транспорту. Унифицированный доступ третьих лиц к трубопроводной инфраструктуре, а также порядок взаимодействия владельцев инфраструктуры с грузоотправителями (с участием, при необходимости, Управления по
1 119454, Москва, проспект Вернадского, 76 1
нефти и газу) предусмотрен Законом об энергетике 2011 г. Кодекс практики обеспечения доступа к инфраструктуре добычи и транспортировки нефти и газа на Континентальном шельфе Великобритании 2012 г. призван содействовать более открытому доступу к транспортной инфраструктуре на недискриминационной основе.
В заключении авторы анализируют порядок взаимодействия потенциальных грузоотправителей с владельцами нефтепроводов на континентальном шельфе Великобритании в Северном море по Кодексу практик по доступу к нефтегазовой инфраструктуре на континентальном шельфе Великобритании 2012 г.
Ключевые слова: нефть; трубопровод; нефтедобыча; нефтепереработка; Великобритания; правовое регулирование; оператор; грузоотправитель
Система наземного нефтяного трубопровода Великобритании находится в частном владении, и все коммерческие вопросы, связанные с получением доступа к тому или иному участку, решаются в частном порядке с владельцем/оператором данного участка. Компании, желающие получить доступ к объекту инфраструктуры, должны, в первую очередь, обратиться с заявлением к владельцу/оператору данного трубопровода.
Основой правового регулирования нефтяного трубопроводного транспорта Великобритании являются следующие нормативные документы:
1. Pipe-lines Acts 1962 - Закон о трубопроводах 1962 г.
2. The Pipelines Safety Regulations 1996 - Закон о промышленной безопасности трубопроводов 1996 г.
3. Planning Act 2008 - Закон о планировании 2008 г.
4. The Petroleum Act 1998 - Закон о нефти 1998 г.
5. The Oil and Pipelines Act 1985 - Закон о нефти и трубопроводах 1985 г.
6. Oil Taxation Act 1975 - Закон о налогообложении в нефтяной отрасли 1975 г.
7. Energy Act 2013 - Закон об энергетике 2013 г.
8. Oil and Gas Enterprise Act 1982 - закон о предпринимательской деятельности в нефтегазовой отрасли 1982 г.
9. The Health and Safety at Work Act 1975 - Закон о безопасности на рабочем месте 1974 г.
10. Code of practice on access to Upstream Oil and Gas Infrastructure on UK Continental Shelf 2012 - Кодекс практики обеспечения доступа к инфраструктуре добычи и транспортировки нефти и газа на Континентальном шельфе Великобритании 2012 г.
11. The Control of Major Accident Hazards Regulations 2015 - закон о надзоре за опасностью возникновения крупномасштабных аварий 2015 г.
12. Energy Act 2011 - Закон об энергетике 2011 г.
На регулирование трубопроводного транспорта накладывается специфика англосаксонской правовой семьи. В английском праве отсутствует традиция четких критериев отграничения одной отрасли права от другой, все отрасли носят сугубо прикладной, практический характер, в них отсутствует так называемая пандектная система изложения правового материала, предполагающая деление на общую и особенную части. По содержанию
отрасли английского права могут «пересекаться», одни и те же практические проблемы могут составлять содержание разных отраслей. Отсутствие кодифицированного законодательства и, прежде всего, отраслевой кодификации в английском праве приводит к тому, что большинство принимаемых Парламентом законов сочетает в себе материальные и процессуальные нормы. Еще одной характерной для права Великобритании особенностью является то, что в английском законодательстве широко используются отсылочные нормы.
Основными направлениями регулирования выступают:
• строительство трубопроводной инфраструктуры;
• обеспечение доступа третьих лиц к инфраструктуре трубопроводного транспорта;
• защита окружающей среды;
• обеспечение безопасности труда2.
Одной из ключевых особенностей и принципиальным отличием регулирования системы наземного трубопроводного транспорта Великобритании является отсутствие регулярного органа, непосредственно ответственного за определение размера тарифов и разработку порядка доступа третьих лиц к системе трубопровода.
В целом, можно выделить следующие государственные органы, в нормативных документах которых отражены общие подходы к регулированию трубопроводного транспорта страны:
• Министерство энергетики и изменения климата (МЭИК);
• Комитет по разработке инфраструктуры (Infrastructure Planning Commission, далее - IPC);
• Управление по нефти и газу (OGA).
При определении условий подключения третьей стороны к трубопроводу основной вопрос заключается в подсчете издержек и оценке рисков, а также в определении уровня и порядка подсчета тарифов на справедливой основе. OGA отмечает, что данная проблема решается в каждом случае между сторонами отдельно3.
В Законе о трубопроводном транспорте 1962 г. (раздел 17) содержатся положения, согласно которым владельцы/операторы трубопровода имеют право заключать с третьими лицами соглашение о доступе к трубопроводу и предоставлять им необходимые резервные производственные мощности4. В Великобритании считается общепринятым положение о том, что доступ к трубопроводу является ключевым аспектом в максимизации эффективности отрасли в целом.
На территории Великобритании владельцами и операторами наземного трубопровода являются следующие компании: BPA Operated, Centrica Energy, ConocoPhillips, EON, Essar,
2 Department of Energy & Climate Change. About us. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/ department-of-energy-climate-change/about.
3 Управление по нефти и газу Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/oil-and-gas-authority.
4 Закон о трубопроводном транспорте Великобритании 1962. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/ Eliz2/10-11/58/contents.
ESSO, GPSS, Humbly Grove Energy, IGas, Ineos, Mainline, Manchester Jetline, Marchwood Power, National Grid, SABIC, Total, Wingas5.
Доступ к системам трубопроводного транспорта (а также к иной инфраструктуре) осуществляется на основании Кодекса практики обеспечения доступа к инфраструктуре добычи и транспортировки нефти и газа на Континентальном шельфе Великобритании 2012 г.6 (ICoP). Несмотря на название, кодекс применяется и к объектам на территории Великобритании. Также он регулирует газовую отрасль, однако рассмотрение данного аспекта не входит в перечень задач настоящего исследования.
Кодекс основан и ссылается на положения следующих законов: Энергетический акт 2011 г.7, а также на положения Министерства энергетики и изменений климата.
Принципами Кодекса являются следующие положения:
1) стороны соблюдают принципы торговой практики;
2) стороны эксплуатируют инфраструктуру безопасно и едино, обеспечивая защиту окружающей среды;
3) стороны предоставляют достоверную информацию;
4) стороны предоставляют возможность вести переговоры;
5) стороны соблюдают принцип обязательного разрешения споров;
6) владельцы инфраструктуры предоставляют недискриминационный доступ;
7) стороны соблюдают принцип справедливости, устанавливая разумные тарифы.
Стороны, владеющие инфраструктурой, на постоянной основе предоставляют реальную информацию о существующих свободных мощностях. Сторона, желающая воспользоваться инфраструктурой, направляет в адрес владельца трубопроводной инфраструктуры разумный запрос. Далее Кодекс подробно регламентирует процесс заключения договора и сопутствующие ему процедуры.
Доступ к трубе фактически представляет собой процедуру заключения гражданско-правового договора, где существует аналог оферты и акцепта. Кодекс приписывает сторонам обмениваться не только условиями договора, но и порядком подключения и совместной работы. Если стороны не могут договориться, то лицо, желающее получить доступ, может обратиться в Управление нефти и газа, которое, учитывая то, что стороны потратили разумное время на заключение соглашения и предоставление права на доступ к трубе не нанесет ущерб транспортировке и правам третьих лиц, может предоставить право доступа стороне. Управление, предоставляя право, также может установить специальные условия, которые оно сочтет необходимыми.
Согласно Кодексу, стороны следуют принципу взаимного непричинения вреда. Во время процесса заключения договора, стороны обсуждают все необходимые условия, включая технические требования. Обсуждение технических требований и порядка взаимодействия является обязанностью сторон на преддоговорном этапе.
5 Управление по нефти и газу Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/oil-and-gas-authority.
6 Code of practice on access to Upstream Oil And Gas Infrastructure on UK Continental Shelf 2012. URL: http://oilandgasuk.co.uk/wp-content/uploads/2015/05/ICoP-revised-2013.pdf.
7 Energy Act 2011. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2011/16/contents.
Кодекс также устанавливает процедуру и порядок разрешения споров между сторонами.
Закон об энергетике 2011 года ввел в действие унифицированный доступ третьих лиц к трубопроводной инфраструктуре. Владельцы трубопроводов обязаны каждый год публиковать основные коммерческие условия доступа к инфраструктуре, на основе которых грузоотправители должны добросовестным образом вести переговоры. В случае, если грузоотправителю не удается договориться о доступе, он вправе подать жалобу в Управление по нефти и газу для получения права доступа к трубопроводу. Управление принимает заявление к рассмотрению, если находит, что стороны имели достаточно времени для заключения соглашения, а также если находит, что предоставление права на доступ к инфраструктуре не нанесет ущерба транспортировке тех объемов нефти, который может понадобиться владельцу инфраструктуры или лицам, уже имеющим право на транспортировку нефти по ней. При этом уведомление о предоставлении права доступа к инфраструктуре должно содержать положение о праве стороны, интересы которой будут ущемлены предоставлением данного права, на денежное возмещение.
Уведомление подлежит вручению владельцу инфраструктуры, заявителю, а также всем лицам, интересы которых могут быть затронуты реализацией данного уведомления. Уведомление вступает в силу в момент акцепта прописанных в нем условий заявителем.
Содействовать более открытому доступу к транспортной инфраструктуре нефти призван Кодекс практики обеспечения доступа к инфраструктуре добычи и транспортировки нефти и газа на Континентальном шельфе Великобритании 2012 г. Цель Кодекса - сделать доступ к транспортной структуре более открытой, чтобы разработка небольших месторождений стала более рентабельной. Кодекс предполагает создание условий для более быстрого доступа к трубопроводу на недискриминационной договорной основе. Кодекс не имеет обязательной силы, но при рассмотрении заявления Управление по нефти и газу будет принимать во внимание на факт использования процедур, установленных в данном Кодексе.
Положения о недискриминационном доступе предусматривают запрет на установление разных условий для одинаковых сделок, опубликование оператором транспортной инфраструктуры системы приоритетов, которыми он руководствуется при рассмотрении заявок. Недискриминационный доступ, тем не менее, предполагает возможность для оператора резервировать для своих нужд разумные объемы пропускной способности.
Установление тарифов должно проходить на основе принципа соответствия вознаграждения объему рисков, которые берет на себя оператор, при этом тарифы должны быть справедливыми и разумными. Таким образом, в Великобритании государство не устанавливает тарифы.
Примерная схема взаимодействия потенциальных грузоотправителей с владельцами нефтепроводов на континентальном шельфе Великобритании в Северном море по Кодексу практик по доступу к нефтегазовой инфраструктуре на континентальном шельфе Великобритании 2012 года приведена в таблице 18.
8 Code of Practice on Access to Upstream Oil and Gas Infrastructure. Section 6. P. 6-7. URL: http://www.oilandgasuk.co.uk/cmsfiles/modules/publications/pdfs/ICoP%20revised%202013.pdf.
Таблица 1
Взаимодействие грузоотправителей и владельцев нефтепроводов на континентальном
шельфе Великобритании в Северном море
Стадия Грузоотправитель Перевозчик
№ п/п 1 2 3
1 Подготовительная Разрабатывает сценарий разработки месторождения и подготавливает Заявление о требованиях для перевозчика Приводит в готовность проектную компанию для открытия доступа к трубопроводу третьим лицам и подает и обновляет данные о наличии свободной пропускной способности на своем официальном сайте
2 Инициация Подает письменный запрос на имя перевозчика вместе с Заявлением о требованиях Дает ответ на запрос путем предоставления основных условий договора и назначает встречу в течение, как правило, двух недель
3 Проведение встречи, разработка рабочей карты и графика проведения переговоров
4 Технические исследования и переговоры Проводит технические исследования, результаты исследования и существенные условия договора предоставляются грузоотправителю
5 Выбор маршрута Выбирает маршрут транспортировки или подтверждает единственно возможный вариант Прекращение переговоров, если нет ни одного пригодного маршрута
6 Уведомление о ведении переговоров и продолжение переговоров Подает Уведомление о ведении переговоров в Департамент энергетики и изменений климата Продолжает вести переговоры, в случае, если по истечении 4-месячного срока с момента подачи Уведомления прогресс отсутствует, дело передается на рассмотрение руководящего звена компаний
7 В случае, если переговоры не будут завершены в сроки, указанные в Уведомлении, то дело передается на рассмотрение руководящего звена компаний В случае, если переговоры не завершены в сроки, указанные в Уведомлении, Управление по нефти и газу может по собственной инициативе вступить в дело
8 Если стороны не смогли договориться в течение срока, указанного в Уведомлении, то грузоотправитель вправе либо подать жалобу в Управление по нефти и газу
9 В случае подачи заявления в Управление по нефти и газу, управление рассматривает дело и вырабатывает условия доступа к трубопроводу, которые грузоотправитель может как принять, так и отвергнуть
10 Закрытие сделки Стороны имплементируют условия доступа к трубопроводу, выработанные Управлением нефти и газа Стороны приходят к итоговому соглашению и заключают договор
Источник: Code of Practice on Access to Upstream Oil and Gas Infrastructure. Section 6. P. 6-7. URL: http://www.oilandgasuk.co.uk/cmsfiles/modules/publications/pdfs/ICoP%20revised%202013. pdf.
Заключение новых договоров о доступе к инфраструктуре должно сопровождаться опубликованием краткого содержания ранее подписанного соглашения. В кратком содержании имеется информация о дате начала действия договора, точке отгрузки, пункте назначения, по доступным для грузоотправителя объемам пропускной способности, наличии особых условий, в том числе, условия «отгружай или плати», технических требованиях, структуре взаиморасчетов и порядке расчета тарифа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулиев И.А. Обзор трубопроводных систем нефти и нефтепродуктов стран ЕС // Евразийский союз ученых - 2014. - №4.
2. Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы // Вестник МГИМО Университета. 2014. №4 (37). С. 68-72.
3. Гулиев И.А.О., Литвинюк И.И., Маркин А.С. Механизмы урегулирования споров в сфере разработки и эксплуатации трансграничных месторождений в рамках соглашения между Великобританией и Норвегией // Евразийский юридический журнал. 2016. №2 (93). С. 88-90.
4. Кравченко С.А., Салыгин В.И. Риски магистрального нефтепроводного транспорта: востребованность опыта США и ЕС по управлению ими // Управление риском. 2015. №3 (75). С. 41-48.
5. Салыгин В.И. Роль стандартов в техническом регулировании деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов / Салыгин В.И., Гулиев И.А., Литвинюк И.И. // В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и.ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2015. С. 166-170.
6. Салыгин В.И., Гулиев И.А.О., Хубаева А.О. Зарубежный опыт применения принципа «качай или плати» в сфере трубопроводного транспорта // Вестник МГИМО Университета. 2015. №4 (43). С. 46-52.
7. Шевченко Л.И. Договорные отношения в сфере энергетики: монография / Шевченко Л.И. Моск. Гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России; - М.: МГИМО Университета. 2015.
8. Развитие законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти в системе магистральных трубопроводов и его влияние теоретические представления об их правовой сущности // Юридический мир. 2013. №5. С. 1719.
9. Гулиев И.А., Литвинюк И.И., Мехдиев Э.Т. Новейшие тенденции мирового рынка сжиженного природного газа: предпосылки расширения экспортного потенциала Австралии, Канады, России и США // SOCAR Proceedings. 2016. №2.
10. Орлов А.А. Уроки кризиса для мировой экономики // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2009. №9 (236). С. 39-46.
11. Кривцова М.К., Белозерова В.А. Особенности управления нефтяными и газовыми компаниями в Великобритании // Theoretical & Applied Science. 2013. №7 (3). С. 78-82.
12. Williams P. North Sea change // Oil & Gas Investor. 2003. Т. 23. №5. С. 78.
13. Finch J.H. Transferring exploration and production activities within the UKS upstream oil and gas industry: a capabilities perspective // Journal of Evolutionary Economics. 2002. Т. 12. №1-2. С. 55-81.
14. Munns J. Welcome to the U.K. North Sea // Oil & Gas Investor. 2003. Т. 23. №5. С. 39.
15. Kemp A., Kasim S. An econometric model oil and gas exploration development and production in the UK continental shelf: a systems approach // Energy Journal. 2003. Т. 24. №2. С. 113.
Guliyev Igbal Adil ogli
Moscow state institute of international relations MGIMO-university, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Mekhdiev Elnur Tadzhaddinovich
Moscow state institute of international relations MGIMO-university, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Analysis of oil production and refining connection procedure (access) to the pipeline systems of oil and oil products in the
United Kingdom
Abstract. The authors characterizes in detail oil production and refining connection (access) to the pipeline systems of oil and oil products in the UK. The article reveals a broad list of regulatory acts concerning oil pipeline transport and analyses their key parts: regulatory destinations, regulators, principles. In conclusion author describes relationships between consignors and pipeline owners on continental shelf of the UK in the North Sea.
Keywords: oil; oil products; oil production; oil refining; the United Kingdom; legal regulation; operator; consignor