материальных и нравственных, границах меры тех и других, доминирующих потребностях и страстях не даны в их творчестве в систематизированном виде, однако собранные вместе, они позволяют сделать вывод: эти мысли оригинальны и заслуживают несомненного признания, между тем они не нашли достойного отражения в трудах по истории отечественной этической мысли. Проблематика идей, высказанных рассмотренными нами мыслителями, отнюдь не устарела и по-прежнему актуальна.
1. Чернышевский Н.Г. Собр. соч.: В 5 т. М., 1974. Т. 4. С. 101.
2. Герцен А.И. Соч.: В 9 т. М., 1958. Т. 9. С. 456.
3. Добролюбов H.A. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1948. Т. 2. С. 463.
4. Герцен H.A. Соч.: В 9 т. М., 1955. Т. 2. С. 246.
5. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 94.
6. Писарев Д.И. Исторические эскизы. Избранные статьи. М., 1989. С. 363.
7. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 608.
8. Добролюбов H.A. Избранные философские произведения: В 2 т. Л., 1948. Т. 1. С. 213.
9. Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 26.
10. Герцен А.И. Соч.: В 9 т. М., 1956. Т. 3. С. 61. 11 .Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1980. Т. 4. С. 336.
12. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 3. С. 378.
АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ИННОВАТИКИ
Ю.А. Кармышев
Karmyshev Y.A. An Analysis of Innovation Terminology. The paper analyses the meaning of such basic categories of innovation as 'innovate', 'innovation', 'innovation process', 'innovation activity' and 'novelty'. It also characterises some concepts of higher educational innovation activities.
Радикальные реформы, происходящие в России и обусловленные переходом к рыночным отношениям, требуют смены парадигмы развития общества, предполагающей переход от мобилизационного типа развития к инновационному. Именно инновационные модели должны лежать в основе формирования траектории социально-экономического развития общества, ее разных стадий и фаз, а также определять возможность и цель перехода общественно-экономической системы на качественно новый уровень развития. В связи с этим представляется крайне важным и необходимым условиться о ключевой терминологии, определиться с понятийным аппаратом инноватики, представляющей особую сферу деятельности человека.
Инноватика является сравнительно молодой областью знаний, комплексной научной дисциплиной, где на основе межна-учной кооперации специализируются инженеры, экономисты, управленцы, юристы, социологи и психологи, и понятийный аппарат которой в настоящее время находится в стадии формирования.
В современной зарубежной и отечественной научной литературе уже имеют место попытки определить смысловое содержание понятий "нововведение", "инновационный процесс", "инновация", "инновационная деятельность", "новшество". Указанная терминология все шире используется при рассмотрении различных проблем научно-технического и социального прогресса. Остановимся подробнее на толковании этих и других терминов инноватики.
В современном русском языке значения слов "инновация" "нововведение", "новшество" достаточно схожи. При этом принято считать, что понятие "нововведение" есть не что иное, как интерпретация на русский язык английского слова innovation, буквальный перевод которого означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством следует понимать новый порядок, новое правило, новый метод, новое явление, объекты промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели).
Следует обратить внимание на следующую характерную особенность нововведений (инноваций). Это может быть новый продукт, предназначенный для удовлетворения конечного спроса общества. Наряду с этим инновация часто воспринимается в процессиональном значении, то есть как процесс использования нового и полезного результата (новшества). Например, новая технология изготовления продукта, позволяющая увеличить объем его выпуска или снизить издержки его производства. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новый статус, становясь нововведением (инновацией). Для уяснения содержания этой важной категории проанализируем ряд предлагаемых ее определений.
Так, специалисты из Германии Г. Майер и Г. Хадштайн предлагают интересное определение нововведения: "Нововведение есть результат соединения социальных потребностей и технических средств в удовлетворении этих потребностей" [1]. Иначе говоря, нововведение предполагает наличие достаточно ярко выраженной общественной потребности, которая неудовлетворена полностью, или лишь частично удовлетворена как по количественным, так и по качественным параметрам. По мнению другого германского специалиста Ф. Хаберланда, инновационный процесс охватывает научно-технические, технологические, экономические и организационные изменения, происходящие в процессе воспроизводства [2]. Его основными характеристиками являются: качественная
новизна изделий, способов производства и технологий по сравнению с предшествующими, темпы реализации, динамика цикла инновационного процесса, экономическая эффективность, социальные последствия.
Свою точку зрения по данной проблеме имеет и болгарский ученый Н. Мончев: "Научно-техническое нововведение - это процесс преобразования новой идеи или изобретения в социально-экономически значимую продукцию, обладающую принципиально новыми технико-экономическими показателями" [3]. По нашему мнению, это достаточно широкое определение, в котором специфические черты нововведения прослеживаются не очень четко.
Канадское статистическое управление рассматривает технологическое нововведение как "трансформацию идеи в новый или улучшенный продукт или рабочий процесс, пользующийся спросом на рын-
ке" [4]. В контексте данного определения дается более подробное толкование нововведения: "Нововведение - это вся сложная система, с помощью которой идея или изобретение в первый раз превращается в коммерческую реальность. Это успешное внедрение продукта или услуг на рынок и в экономику... Технологическое нововведение - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных продуктов и к коммерческому использованию новых и улучшенных производственных процессов и оборудования". Сходной точки зрения придерживается и автор книги "Управление научно-техническими нововведениями" Б. Твисс: "Нововведение - применение, то есть процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание" [5]. Следовательно, изобретение или идея станут "нововведениями" или "инновациями", если будут коммерциали-зованы, то есть найдут дорогу к рынку.
В современной отечественной хозяйственной практике и научной литературе термин " инновация " впервые стал применяться в конце 80-х годов. Примером тому может служить Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 года № 1174 "Об инновационном фонде при Государственном комитете СССР по науке и технике " [6]. Но теоретического определения понятия " инновация " нормативные документы зачастую не дают, очевидно полагая, что это должно быть априори понятно читателю.
Тем не менее, следует отметить, что отечественная научная мысль в этом направлении имеет хороший задел. Так, например, Н.И. Лапин отмечает: "Ново-
введение есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства
(новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности" [7]. Кроме того, достаточно известные широкому кругу научной общественности российские ученые Д.М. Гвишиани и В.И. Громека предлагают свое толкование понятия нововведения: "...как процесс доведения технического изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект, или как конечный результат этого процесса, то есть изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования -продукта или товара, появившегося в результате процесса нововведения в первом
значении этого понятия" [8]. Видимо, поэтому нередко в теории и практической деятельности понятия "инновация" и "нововведение" употребляются в качестве синонима терминов "интеллектуальная собственность", "промышленная собственность" или же, как близкое к ним понятие.
Наконец, приведем высказывание известного специалиста в области инноватики Н.В. Лынника, который определяет инновационный процесс как "наиболее рискованную и одновременно капиталоемкую стадию жизненного цикла изобретения; инновационный процесс представляет собой совокупность работ от зарождения изобретения до начала его производства" [9].
Таким образом, нетрудно заметить, что практически все определения объединяет подход к нововведению как процессу (в технике, технологии, организации производства), который заключается в создании и внедрении в практику тех или иных новых элементов, которые получат общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.
Анализ различных трактовок понятия "нововведение" ("инновация") позволяет сделать некоторые обобщающие выводы, в которых собственно и отражено его содержание. Во-первых, любая инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, то есть удовлетворение определенной общественной потребности. Поэтому особое значение всегда должно придаваться ориентации всех стадий инновационного процесса на быстрое и широкое внедрение в практику. Во-вторых, инновация всегда рассматривается как сложный процесс, требующий обязательного применения методов планирования и управления. В-третьих, реализация инновации обусловлена процессом интенсификации в сфере НИОКР. В-четвертых, каждая инновация должна обеспечивать определенный технический, экономический и социальный эффект. Таким образом, термины "инновация", "нововведение", "инновационный процесс" имеют идентичный смысл, сущность которого заключается в том, что инновация -это управляемый, с достаточной степенью риска, капиталоемкий процесс, имеющий комплексный характер и заключающийся во введении различных изменений в существующие системы и структуры и ориентированный на захват лидерства в той или иной сфере деятельности.
Структурно инновационный процесс имеет более или менее четко ограничен-
ные стадии и этапы, изображенные на рисунке 1. Инновационный процесс можно рассматривать с различных позиций и с различной степенью детализации.
а). Инновационный процесс - это параллельно-последовательное осуществление научной, инновационной и производственной деятельности.
б). Инновационный процесс как временные стадии и этапы жизненного цикла (ЖЦ) нововведения от возникновения (генерации) идеи до ее практической разработки с последующим распространением.
В связи с этим необходимо отметить, что временные границы жизненного цикла научной разработки зависят от конкретного содержания и степени новизны конечного продукта науки. Исходя из этого, различают большой и малый жизненные циклы.
Большой жизненный цикл связан с созданием принципиально новых образцов техники или технологий и начинается с фундаментальных и поисковых исследований по отработке будущего образа новшества с последующей оптимизацией стратегии выбора наилучшего варианта решения проблемы. Малый жизненный цикл связан с созданием новой продукции, но в рамках ранее открытого научного направления (то есть в этом случае речь идет об усовершенствовании или модернизации изделия или технологии), и начинается с прикладных исследований и разработок.
В качестве экономических границ (показателей) жизненного цикла инноваций можно выделить следующие: количество произведенных и эксплуатируемых за этот период изделий (видов услуг и тому подобное), выполненных объемов работ по НИОКР, подготовке производства, доставке продукции потребителю и по утилизации снятой с эксплуатации продукции; суммарные затраты на весь объем перечисленного комплекса работ.
При этом следует понимать, что, наряду с прямыми связями между стадиями и этапами инновационного процесса, а соответственно и между исполнителями, существуют обратные связи, причем, чем более надежными и динамичными будут эти связи, тем выше качество, результативность инновационного процесса и меньше его временные границы.
Период времени между появлением новшества и воплощением его в инновацию принято называть инновационным лагом.
в). Инновационный процесс можно рассматривать как процесс финансирования и
Стадии инновацион- Исследования и разработки Подготовка производства и освоение Производство Потребление Снятие
ного процесса (цикла) НИР О К Р Инвестиционные мероприятия, Серийное производство Освоение новой с производства и утилизация
Фундаментальные исследования Прикладные исследования Проектирование, отработка, натурные испытания, сдача в серийное производство выпуск опытной (установочной) партии продукции, расширение масштабов производства продукции потребителем, сервисное обслуживание
Научно- технический результат Знания: статьи, монографии, учебники, патенты, ноу-хау, методики, алгоритмы, программные продукты Образцы приборов, систем, конструкторско-технологическая документация и т.п. Изделия: научно-экспериментальные стенды, тренажеры, учебнолабораторные установки, новые и усовершенствованные образцы техники и т.п.
Большой жизненный цикл
Процесс "исследование - производство" (инновационный процесс) Научно-технический цикл
Малый жизненный цикл
Научно-производственный цикл
Рис 1. Обобщенная структура взаимосвязи процесса и циклов научно-технических новшеств.
инвестирования новшества и его распространения в рамках инновационной программы (проекта), то есть как частный случай хорошо известного и широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
Инновационный и стабильный инерционный процессы имеют ряд коренных отличий [10], которые делают задачу их совмещения чрезвычайно трудной, о чем свидетельствуют отмеченные в таблице 1. противоречия.
На основе вышеизложенного попытаемся дать характеристику некоторых понятий, касающихся сферы инновационной деятельности в вузе. Необходимость и целесообразность в этом, с нашей точки зрения, очевидны в силу того, что если основные положения и содержание понятийного аппарата инноватики в общем плане проработаны во многих публикациях, то в отношении высшей школы научная мысль на сегодня имеет более скромные достижения.
Итак, инновационную деятельность в высшей школе следует рассматривать как весьма специфическую сферу приложения усилий сотрудников и специалистов вуза (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, аспиранты, соискатели и слушатели), направленных на эффективную практическую реализацию конкретного научного результата и инновационного потенциала вуза в целом с целью получения нового или улучшения производимого продукта, технологии его производства, удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах (услугах) и получения прибыли.
При этом успешная инновационная деятельность вуза предполагает принятие предварительных мер для решения проблем по следующим направлениям:
а) подбор научных и научно-педагогических кадров, способных к творчеству и инновационному мышлению;
б) создание системы стимулирования (поощрения) инноваций;
в) формирование в вузе обстановки, благоприятной для творчества и инициативы (формирование инновационной стратегии на уровне высшего руководства, разработка стратегических планов, обеспечение свободы действий);
г) создание организационной структуры, в которой хорошо налажены система связей-коммуникаций между научными подразделениями, механизмы сбора новых идей, распределены роли между занятыми в инновациях.
Представляется, что инновационная деятельность, осуществляемая в вузе, включает два основных направления.
Первое направление включает часть работ (незначительную по объему) прикладного характера, выполняемых вузом в рамках разработанных тематических планов по научной и инновационной деятельности. Результаты этих работ - зафиксированные и правильно оформленные идеи (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) или лицензии на их использование - могут (и должны) быть направлены на рынок научно-технической продукции, где они будут приобретены потребителем без их переработки в продукцию производственно-технического назначения, а также
Таблица 1.
Организационные противоречия инновационного и стабильного инерционного процессов
Отличительные признаки Тип процесса
стабильный инерционный инновационный
Режим работы Непрерывный однородный Дискретный циклический
Целевая установка Поддержание заданного Перевод системы на
уровня качественно новый уровень
Реализация цели В реальном масштабе Со значительным
времени временным лагом
Наличие риска Минимален, практически Неизбежен, пропорционален
исключен новизне и масштабу
инновации
Руководящие документы: Базируется на них Как правило, вступает
положения, нормы, в противоречие
инструкции, приказы и т.п.
Распределение полномочий Стабилизирует Нарушает
и ролей
в потребительские товары. Собственно, здесь речь идет о научной (научно-исследовательской) деятельности, направленной на получение, распространение и применение новых знаний. Однако инновационный потенциал таких работ в настоящее время все еще остается невостребованным.
Второе направление включает работы, выполняемые в рамках межвузовских научно-технических программ, предусматривающих не только создание "чистой" научно-технической продукции в виде документации, технического решения или опытного образца, но и их последующее продвижение через сферу серийного промышленного производства (тиражирования) на потребительский рынок.
Таким образом, инновационная деятельность вуза осуществляется в сфере товарноденежных отношений, что обусловливает ее предпринимательскую направленность. Во избежание возможных недоразумений следует сделать одно небольшое замечание к только что сказанному. Рынок оценивает идею практического использования нового знания, но никак не само знание, давать экономическую оценку которому заведомо бессмысленно, так как знание бесценно. Можно говорить только о затратах ресурсов на его получение и распространение.
Несомненно, что характер и успех вузовских инноваций обусловлен инновационным потенциалом вуза, который представляет собой готовность и способность вуза создавать, воспринимать и эффективно использовать новшества, не забывая при этом своевременно освобождаться от устаревшего. Среди основных составляющих инновационного потенциала вуза выделим такие, как материально-технические, организационно-экономические, социальнопсихологические, кадровые и информационные возможности коллектива вуза.
В заключении отметим, что предпосылки для инновационной деятельности в высшей школе существовали уже в 80-е годы, однако ее развитие сдерживали излишняя регламентация финансовых механизмов, отсутствие необходимых законодательных актов, невостребованность в наукоемкой продукции со стороны промышленности и другие факторы. В настоящее время достаточно остро для высшей школы обозначился ряд серьезных проблем, сдерживающих активное развитие инновационной деятельности в вузах, к числу которых следует отнести:
1) проблему реализации накопленных результатов, доведения их до выпуска конкретной продукции;
2) отсутствие (а практически - прекращение) финансирования в требуемых объемах;
3) противоречия между потребностью в юридической самостоятельности коллективов вузовских ученых и структурой организации науки в вузах;
4) крайне недостаточное информационное обеспечение;
5) малый опыт в маркетинговой и рекламной деятельности;
6) отсутствие достаточного для успешной деятельности опыта предпринимательской деятельности и системы обучения в этой области.
Полагаем, что пути и методы решения каждой из этих проблем должны стать предметом отдельного и более детального исследования.
Таким образом, формирование инновационной среды в вузе в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования системы образования в России, по нашему мнению, является одной из важных задач, от решения которой в существенной мере зависят перспективы развития высшей школы в целом.
1. Maier Н., Hadstein Н. Innovation, efficiency cycle and strategy implications. Vienna, 1978. P. 27.
2. Haberland F. Die Wirtschaft. Berlin, 1980. № 10. S. 21.
3. Мончев H. Разработки и нововведения. М., 1978.
4. Коротеев А. С. Нововведения в промышленности США: Разработка и внедрение: Научно-аналитический обзор. М., 1981. С. 8-9.
5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. М., 1989. С. 36.
6. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1989 года № 1174 "Об инновационном фонде при Государственном комитете СССР по науке и технике // Сборник нормативных документов по функционированию вузовских научных организаций в новых условиях финансирования и хозяйствования: В 3 ч. М., 1990. Ч. 3. С. 25.
7. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах: Тр. конф. М., 1980. С. 5-12.
8. Гвишиани Д.М., Громека В.И. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирования инновационной политики // Инновационная политика развитых капиталистических государств. М., 1990. С. 5.
9. Лынник Н.В. Некоторые экономические 10. Бешелев С.Д., Турвич Ф.Г. Нововведения и проблемы совершенствования управления мы. М., 1990. С. 188.
изобретательством // Вопр. изобретательства. 1987. № 9. С. 10-15.
ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ: К ИСТОРИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Н. Щербакова
Scherbakova E.N. Tambov Provincial Center of Enlightenment: A Contribution to the History of Out-of-school Education. The article tells of Tambov Society for Arranging Voluntary Public Readings as the centre of enlightenment in the Tambov Province. At the turn of the century, it succeeded in uniting the efforts of various scientific, cultural and educational organisations and some individuals with the purpose of educating people.
Конец XIX века был временем создания просветительных обществ. Потребность в просветительской, образовательной деятельности являлась насущной и для Тамбовской губернии, которая по всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года по уровню грамотности не достигала 20 процентов [1]. В Тамбове было основано первое в России специальное общество по устройству народных чтений, которое по размаху деятельности и направлениям работы явилось просветительным центром города Тамбова и Тамбовской губернии в целом. Оно внесло вклад в становление внешкольного образования, в развитие библиотечного дела, в повышение уровня культуры на Тамбовщине.
Общество по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии (далее Общество) было учреждено 11 июля 1893 года, когда "Устав общества..." утвердил Министр народного просвещения. Заслуга в создании Общества принадлежала тамбовскому меценату и благотворителю Эммануилу Дмитриевичу Нарышкину (1818 - 1901), который высказал саму идею создания Общества, ходатайствовал об этом в правительстве, построил на свои средства здание для Общества, обеспечил материальную сторону существования Общества капиталом в 200 тысяч рублей. Это был неприкосновенный капитал, проценты с него шли на содержание здания и на деятельность Общества [2]. В благодарность учредителю в аванзале второго этажа здания был установлен бюст Э.Д. Нарышкину. В 1908 году было принято решение правления о присвоении имени Нарышки-
на Обществу, оно стало называться "Нарышкинское общество по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии".
Здание Общества соответствовало достижениям строительного искусства своего времени, было построено с учетом пожарной безопасности. При строительстве использовались машинный кирпич, бетон, металл, асфальт, метлахская плитка, металлические балки, чугунные лестницы. Имелся в здании водопровод, канализация и электричество. Помимо аудитории для народных чтений на 600 мест в здании были помещения, где размещались: Особая библиотека, Художественный отдел при Особой библиотеке, Народная бесплатная читальня, "Выдачная" библиотека, Историко-этнографический музей. Целый комплекс научных, культурно-просветительных организаций располагался под крышей Общества. Это был прообраз Народного дома, которые создавались земствами в начале XX века. В 1894 году сюда перенесли заседания Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбовское физикомедицинское общество и местное отделение Общества Красного Креста проводили в нем публичные лекции на актуальные темы медицинского и естественнонаучного содержания. Аудиторией для народных чтений пользовалось Общество приказчиков для проведения литературных вечеров и лекций, в 1901 году в ней были педагогические курсы народных учителей. Популярностью пользовались проводившиеся здесь общедоступные концерты народного хора под управлением П.Н. Бигдаш-Богданова (1877 - 1975). Тамбовское отде-