Анализ показателей среднесрочного регионального прогнозирования
со см о см
о ш т
X
<
т О X X
Павленков Михаил Николаевич
доктор экономических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Дзержинский филиал, [email protected]
Парамонов Александр Васильевич
кандидат экономических наук, доцент Нижегородского института управления Российской Академии Народного хозяйства и Государственной Службы, [email protected]
Павленков Иван Михайлович
кандидат экономических наук, доцент Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы, Дзержинский филиал, [email protected]
В условиях жестких санкций для региональной экономики существует неопределенность развития и значительный экономический риск, поэтому прогнозирование дает возможность определить будущего и регулировать экономическое развитие с учетом государственных планов и программ. Анализ показателей среднесрочного прогноза показывает, что в условиях жестких санкций экономика области адаптируется и имеется рост. Разработка прогноза позволяет оценить состояние и альтернативные варианты развития, а так же возможные корректировки плановых показателей при изменении экономического положения региона.
В статье рассмотрены вопросы регионального среднесрочного прогнозирования. Важным вопросом разработки среднесрочных прогнозов является учет государственных планов и программ. Проведен анализ абсолютных и относительных показателей базового варианта среднесрочного прогноза области, который показал, что в условиях жестких санкций по основным показателям имеется рост. Ключевые слова: прогнозирование, показатели, развитие, планы и программы, область, муниципалитет.
Введение. Региональное прогнозирование развития регионов направлено на рациональное и эффективное использование в будущем регионом ограниченных ресурсов и максимальное использование конкурентных преимуществ территории региона [3,6]. На основе разрабатываемых прогнозов:
- определяются цели регионального развития;
- формируются программные мероприятия;
- разрабатываются перспективные направления развития.
При составлении прогнозов в регионах учитываются положения федерального законодательства и единая методология их составления, что позволяет обеспечить единообразие формы документов, возможность их сопоставления (для выявления лучших практик и заимствования опыта), повышает скорость ориентации в документах.
В Нижегородской области разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 года №377 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период» [1]; Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 года №378 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период» [2].
Среднесрочный прогноз разрабатывается ежегодно на три года (очередной финансовый год и плановый период) Министерством экономики области. Он разрабатывается в виде нескольких вариантов и формируется в целом по области, а так же по направлениям экономической деятельности, руководствуясь методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ [3,4,7].
Основные показатели среднесрочного прогноза следующие: индекс промышленного производства; индекс потребительских цен; величина и индекс физического объема валового регионального продукта; объём отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и индекс производства по обрабатывающим производствам; величина и индекс физического объема продукции сельского хозяйства; величина и индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство"; величина оборота розничной торговли и индекс физического объема розничного товарооборота; величина платных услуг населению и индекс физического объема платных услуг населению; прибыль рентабельных организаций; величина и индекс физического объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; фонд заработной платы; размер среднемесячной заработной платы; темп роста реальной заработной платы; темп роста реальных денежных доходов населения; другие показатели разрабатываются с учетом методических рекомендаций Минэкономразвития РФ [2,5,8,9].
В качестве информационной базы используются: данные налогового и статистического учёта; прогнозные расчёты городских округов и муниципальных образований; прогнозные расчёты в разрезе направлений экономической деятельности; результаты прогнозов различных хозяйствующих субъектов.
Основная часть. Разрабатывается несколько вариантов среднесрочного прогноза. Базовый вариант включает реализацию проектов и государственных программ по эффективному развитию экономики, поддержанию внутреннего спроса и уровня расхода бюджета, а консервативный вариант имеет в соответствии с решением Правительства РФ от 22 сентября 2022 года ограниченный доступ.
Реализация проектов включает тринадцать ключевых направлений развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные качественные дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, туризм и индустрия гостеприимства [2,3].
Эти проекты и мероприятия учтены в программах области. В 2022 году в регионе осуществлялось 34 государственных программ и 1 государственная региональная адресная программа.
На рисунках 1-5 по среднесрочному прогнозу (базовому) показаны абсолютные показатели в динамике в рамках разных направлений.
3500,00 3000,00 2500,00 2000,00 1500,00 1000,00 500,00
►-Численность населения, тас. чел.
I- Численность населения трудоспособного возраста
■ Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП (включая микропредприптш) (без внешних совместней), тыс. чел —^-Численность рабочей силы, тас. чел.
1773,10
1791,30
1742,40 295,30
1745,10 296,80
1746,80 298,30
2022 г.
3131,40
1773,10
1769.70
295,30 1742,40
296,80 1745,10
2024 г.
3089,10
1791,30
298,30 1746,80
1774.01
299,80 1752,00
2500,00 2043,80 2194 ДО 2342,70
2000,00 1500,00 990,90 1087,90 1186,90 1277,50
1000,00 500,00 230,40 247,70 266,60 285,60
0,00
104,30 115,10
2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
-♦-Валовой региональный продуй; млрд. руб. 1912,80 2043,80 2194,20 2342,70
руб. 104,30 115,10 125,00 133,70
-*-Оборот розничной торговли, млрд. руб. 990,90 1087,90 1186,90 1277,50
-«-Объем платных услуг населению, млрд. руб. 230,40 247,70 266,60 285,60
Рис. 2 Динамика показателей производства продукции, предоставления работ и услуг
Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется прирост суммы валового регионального продукта на 6,85% в 2023 году, ещё на 7,36% в 2024 году и на 6,77% в 2025 году. В среднем каждый год - на 6,99%; возрастание стоимости сельскохозяйственной продукции на 10,35% в 2023 году, дополнительно на 8,6% в 2024 году и на 6,96% в 2025 году. В среднем каждый год - на 8,63%; повышение оборота розничной торговли на 9,79% в 2023 году, ещё на 9,1% в
2024 году и на 7,63% в 2025 году. В среднем каждый год - на 8,84%; увеличение суммы оборота оказываемых платных услуг на 7,51% в 2023 году, дополнительно на 7,63% в 2024 году и на 7,13% в 2025 году. В среднем каждый год - на 7,42%.
Прогнозируется прирост стоимости объёма отгруженных товаров, оказанных работ и услуг собственного выпуска в общем на 4,28% в 2023 году, ещё на 4,34% в 2024 году и на 6% в
2025 году. В среднем каждый год - на 4,87%; по обрабатывающим производствам - возрастание величины выпуска на 4,32% в 2023 году, дополнительно на 4,35% в 2024 году и на 6,18% в 2025 году. В среднем каждый год - на 4,95%; увеличение суммы по работам, выполненным в рамках сферы строительства, на 6,81% в 2023 году, ещё на 7,64% в 2024 году и на 7,4% в 2025 году. В среднем каждый год - на 7,28%; повышение суммы оборота в рамках деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на 8,23% в 2023 году, дополнительно на 9,39% в 2024 году и на 7,33% в 2025 году. В среднем каждый год - на 8,31 %.
3000,00 2500,00 2000,00 1500,00 1000,00 500,00 0,00
Рис. 1 Динамика показателей численности Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется сокращение численности населения в целом на 0,73% в 2023 году, ещё на 0,62% в 2024 году и на 0,55% в 2025 году. В среднем каждый год - на 0,63%; понижение количества населения в трудоспособном возрасте на 0,19% в 2023 году и дополнительно на 0,97% в 2025 году и возрастание на 1,22% в 2024 году. В среднем каждый год прибавление составит 0,02%; повышение числа рабочей силы на 0,15% в 2023 году, ещё на 0,1% в 2024 году и на 0,3% в 2025 году. В среднем каждый год - на 0,18%; увеличение среднесписочной численности персонала, работающих у субъектов малого и среднего предпринимательства, на 0,51 % в 2023 году, дополнительно на 0,51 % в 2024 году и на 0,5% в 2025 году. В среднем каждый год - на 0,51 %.
►-Объем отгруженных собственных товаров, работ и услуг, млрд. руб. I- Объем отгруженных собственных товаров, работ и услуг по обрабатывающим производствам, млрд. _РУ5;_
к- Оборот МСП, включая микропредприятия, млрд руб.
Объем работ; ныполненных по виду деятельности "Строительство", млрд. _РУО-_
1526,10 22Ц0
1661.30 263,50
1764,00 283,00
Рис. 3 Динамика оставшихся показателей произведённых товаров, предложенных услуг и работ
Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
-♦"Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 394,00 422,10 462,20 502,80
-■-Фонд заработной платы работников организаций, млрд руб. 675,20 748,40 807,80 859,70
-*-Прибыль прибыльных организаций, млрд руб. 393,60 395,00 407,30 418,50
Рис. 4 Динамика финансовых и экономических результатов деятельности юридических и физических лиц региона Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется прирост вложений в основные средства на 7,13% в 2023 году, ещё на 9,5% в 2024 году и на 8,78% в 2025 году. В среднем каждый год - на 8,47%; возрастание суммы расходов на оплату труда на 10,84% в 2023 году, дополнительно на 7,94% в 2024 году и на 6,42% в 2025 году. В среднем каждый год - на 8,39%; повышение прибыли на 0,36% в 2023
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о
м «
году, ещё на 3,11% в 2024 году и на 2,75% в 2025 году. В среднем каждый год - на 2,07%.
со см о см
о
ш СО X
<
со о
X X
70000 60000 51980 51130 55300 59170
50000 40000 30000 20000 46700 13085 51980 13513 52240 14146 52762 14945
10000 0
2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г
Номинальная начисленная среднемесячная заработная шиш работников организаций, руб. 46700 51230 55300 59170
-"•"Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за щд), рубЛгес. 13085 13513 14146 14945
-*-Количество МСП, включая микрспредпридтия, единиц 51980 51980 52240 52762
18,Ш 16,00 15,60 15,00 14,60 14,20
14,00 12,00
10,00 7,90 8,00 8,10 8,20
6,00 4,00 2,00 1,31 Щ 1,41 1,43
000 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
-♦-Общий коэффицненгрождаемосш 7,90 8,00 8,10 8,20
-■-Суммарный коэффициент рождаемости 1,31 1,36 1,41 1,43
-♦-Общий коэффициент смертности 15,60 15,00 14,60 14,20
1,04 1,02 1,00 0,98 0,96 0,94 0,92 1>ш 1,022 0,96
2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
-Ф-Ишгекс фгоического объема 0,98 1,01 1,03 1,026
-■-Индекс производительности труда 0,97 1,004 1,028 1,022
-*-Индекс промышленного производства 0,96 1,004 1,017 1,021
Рис.7 Динамика некоторых коэффициентов производительности трудовой деятельности по всем направлениям функционирования Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Рис. 5 Динамика числа субъектов малого и среднего предпринимательства, прожиточного минимума и заработной платы
Прогнозируется увеличение численности юридических и физических лиц, включённых в субъекты малого и среднего предпринимательства, на 0,5% в 2024 году и дополнительно на 1% в 2025 году. В среднем каждый год - на 0,5%; прирост номинально начисленной среднемесячной заработной платы на 9,7% в 2023 году, ещё на 7,94% в 2024 году и на 7% в 2025 году. В среднем каждый год - на 8,21%; возрастание суммы прожиточного минимума на 3,27% в 2023 году, дополнительно на 4,68% в 2024 году и на 5,65% в 2025 году. В среднем каждый год - на 4,53%.
На рисунках 6-10 показаны в динамике относительные показатели развития региона.
-♦-Индекс производства
I-Индекс производства с/х продукции
НИддеке физического объема в строительстве
Рис.8 Динамика показателей результативности производства и работ по некоторым разновидностям функционирования Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется прибавление коэффициента производства в обрабатывающей промышленности на 4,69% в 2023 году, ещё на 1,29% в 2024 году и на 0,49% в 2025 году. В среднем каждый год на 2,14%; убывание индекса выпуска сельскохозяйственной продукции на 2,05% в 2023 году, прирост на 0,2% в 2024 году и дополнительно на 0,4% в 2025 году. В среднем каждый год сокращение на 0,49%; возрастание показателя физического объёма в рамках строительства на 2,2% в 2024 году и ещё на 0,29% в 2025 году. В среднем каждый год - на 0,83%.
Рис.6 Динамика индексов воспроизведения и движения населения Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется повышение общего коэффициента рождаемости на 1,27% в 2023 году, ещё на 1,25% в 2024 году и на 1,23% в 2025 году. В среднем каждый год - на 1,25%; увеличение аналогичного суммарного показателя - на 3,82% в 2023 году, дополнительно на 3,68% в 2024 году и на 1,42% в 2025 году. В среднем каждый год - на 2,96%; понижение общего индекса смертности на 3,85% в 2023 году, ещё на 2,67% в 2024 году и на 2,74% в 2025 году. В среднем каждый год - на 3,09%.
Прогнозируется прирост показателя физического объёма валового внутреннего продукта на 3,59% в 2023 году и дополнительно на 1,98% в 2024 году, уменьшение на 0,39% в 2025 году. В среднем каждый год прибавляется на 1,71%; возрастание коэффициента выработки на 4,04% в 2023 году и ещё на 2,39% в 2024 году и снижение на 0,58% в 2025 году. В среднем каждый год повышается на 1,93%; увеличение индекса промышленного производства по всем его отраслям на 4,58% в 2023 году, дополнительно на 1,29% в 2024 году и на 0,39% в 2025 году. В среднем каждый год - на 2,07%.
1,15 1,12
ш 1,05 "^■^1,055 фг- 1,04 1,04
1,00 1,00 ^^ 1,023 1,03 1,03
0,95
0,90
2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
-♦-Индекс потребительских цен на товары н услуга 1,12 1,055 1,04 1,04
-■-Индекс физического объема по товарам т 1,027 1,04 1,035
-*-Индекс физического объема по услугам 1,00 1,023 1,03 1,03
Рис.9 Динамика коэффициентов результативности торговли Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется понижение индекса потребительских цен на 6,14% в 2024 году и дополнительно на 1,42% в 2025 году. В среднем каждый год - на 2,56%; повышение показателя физического объёма товаров на 5,88% в 2023 году и ещё на 1,27% в 2024 году, уменьшение на 0,48% в 2025 году. В среднем увеличение каждый год на 2,19%; услуг - прирост на 2,3% в 2023 году и дополнительно на 0,68% в 2024 году. В среднем каждый год - на 0,99%.
Прогнозируется прибавление индекса физического объёма инвестиций на 3,94% в 2023 году и ещё на 3,69% в 2024 году, снижение на 0,19% в 2025 году. В среднем каждый год возрастание на 2,46%; убывание показателя безработицы на 2,33% в 2024 году и дополнительно на 2,38% в 2025 году. В
среднем каждый год - на 1,58%; фактического уровня - на 16,67% в 2023 году и ещё на 20% в 2024 году. В среднем каждый год на 12,64%.
5,00 4,50 4,30 4,30 4Д0 4,10
4,00
3,00 2,50 2,00 1,50 0,97 1,003 1,04 1,038
0,50 0,00
0,60 0,50 0,40 -0^0
2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025г.
-♦-Индекс физического объема для инвестиций 0,97 1,003 1,04 1,038
-■-Уровень безработны (по методологии МОТ), % 4,30 4,30 4,20 4,10
-*-Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,60 0,50 0,40 0,40
Рис.10 Динамика коэффициентов осуществления вложений и отражения безработицы
Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Внешнеэкономические показатели деятельности представлены на рисунке 11 в динамике.
7000,00 6000.01) 5000,01) 4000,00 3000,00 2000,00 1000,00 0,00
>-Эмортт<щюв,ШШД[)Ш1. США
НИмпоргтоваров,млн дож США
Рис.11 Динамика внешнеэкономических результатов деятельности Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется возрастание суммы экспорта на 0,02% на 2023 год, дополнительно на 4,8% в 2024 году и на 4,6% в 2025 году. В среднем каждый год - на 3,11%; импорта - на 0,03% в 2023 году, ещё на 4,68% в 2024 году и на 4,04% в 2025 году. В среднем каждый год - на 2,9%.
Заключение
В условиях жестких санкций для региональной экономики существует неопределенность развития и значительный экономический риск, поэтому прогнозирование дает возможность определить будущего и регулировать экономическое развитие с учетом государственных планов и программ. Анализ показателей среднесрочного прогноза показывает, что в условиях жестких санкций экономика области адаптируется и имеется рост.
Разработка прогноза позволяет оценить состояние и альтернативные варианты развития, а так же возможные корректировки плановых показателей при изменении экономического положения региона.
Литература
постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 года №377 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период».
2. Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. N 378 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период».
3. Постановление Правительства Нижегородской области от 24.10.2018 № 703 «О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов) (с изменениями на 12 февраля 2019 года)».
4. Постановление Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2019 года №59 «О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (с изменениями на 1 июля 2019 года)».
5. Постановление Правительства Нижегородской области от 22 марта 2022 г. N 185 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)».
6. Павленков М.Н, Воронин П.М, Павленков И.М. Контроллинг в системе публичного управления муниципальным образованием : Монография / М. Н. Павленков, П. М. Воронин, И. М. Павленков; под ред. д.э.н. проф. М. Н. Павленкова. Санкт-Петербург: СУПЕР Издательство, 2023. — 476 с.
7. Павленков И.М. Контроллинг в системе управления муниципальным образованием: Монография/ И.М. Павленков. Нижний Новгород: НИИУ РАНХиГС, 2022. - 168 с.
8. Павленков И.М. Формирование показателей оценки эффективности деятельности муниципального образования. European Social Science Journal. 2017. № 12-2. С. 110-117.
9. Совершенствование механизмов управления социально-экономическим развитием муниципального образования: Монография/ М.Н. Павленков, П.М. Воронин, Н.К. Кемай-кин, Е.В. Лабазова, И.М. Павленков.- Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013.- 306 с.
Analysis of indicators of medium-term regional forecasting Pavlenkov M.N., Paramonov A.V., Pavlenkov I.M.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
In the context of strict sanctions for the regional economy, there is uncertainty of development and significant economic risk, so forecasting makes it possible to determine the future and regulate economic development taking into account government plans and programs. An analysis of the medium-term forecast indicators shows that in the conditions of strict sanctions, the regional economy is adapting and there is growth. Developing a forecast allows you to assess the state and alternative development options, as well as possible adjustments to planned indicators when the economic situation of the region changes. The article discusses issues of regional medium-term forecasting. An important issue in developing medium-term forecasts is taking into account government plans and programs. An analysis of the absolute and relative indicators of the basic version of the medium-term forecast for the region was carried out, which showed that in the conditions of strict sanctions there is an increase in the main indicators.
Keywords: forecasting, indicators, development, plans and programs, region,
municipality. References
1. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated June 16, 2015
No. 377 "On the procedure for developing, adjusting, monitoring and controlling the implementation of the forecast for the socio-economic development of the Nizhny Novgorod Region for the long term."
2. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated June 16, 2015 N
378 "On the procedure for developing, adjusting, monitoring and controlling the implementation of the forecast for the socio-economic development of the Nizhny Novgorod Region for the medium term."
3. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated October 24, 2018
No. 703 "On the forecast of socio-economic development of the Nizhny Novgorod Region for the medium term (for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021) (as amended on February 12, 2019)."
4. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated February 6, 2019
No. 59 "On the forecast of socio-economic development of the Nizhny Novgorod Region for the long term (until 2035) (as amended as of July 1, 2019)."
5. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated March 22, 2022
N 185 "On introducing changes to the forecast of socio-economic development of the Nizhny Novgorod Region for the long term (until 2035)."
6. Pavlenkov M.N., Voronin P.M., Pavlenkov I.M. Controlling in the system of public
management of a municipal entity: Monograph / M. N. Pavlenkov, P. M. Voronin, I. M. Pavlenkov; edited by Dan. prof. M. N. Pavlenkova. St. Petersburg: SUPER Publishing House, 2023. - 476 p.
7. Pavlenkov I.M. Controlling in the municipal management system: Monograph / I.M.
Pavlenkov. Nizhny Novgorod: NIIU RANEPA, 2022. - 168 p.
8. Pavlenkov I.M. Formation of indicators for assessing the effectiveness of municipal
activities. European Social Science Journal. 2017. No. 12-2. pp. 110-117.
9. Improving the mechanisms for managing the socio-economic development of a
municipality: Monograph / M.N. Pavlenkov, P.M. Voronin, N.K. Kemaykin, E.V. Labazova, I.M. Pavlenkov. - N. Novgorod: 2013.- 306 p.
О 00 А
00 m
о
го о го
со