Анализ показателей долгосрочного регионального прогнозирования
Павленков Михаил Николаевич
доктор экономических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Дзержинский филиал, [email protected]
Парамонов Александр Васильевич
кандидат экономических наук, доцент Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, [email protected]
Павленков Иван Михайлович
кандидат экономических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Дзержинский филиал, [email protected]
В статье рассмотрены вопросы регионального долгосрочного прогнозирования. Важным вопросом разработки долгосрочных прогнозов является учет национальных планов и программ. Проведен анализ основных абсолютных и относительных показателей долгосрочного прогноза области, который показал, что по основным показателям прогнозируется положительная динамика развития области.
Ключевые слова: регион, прогнозирование, показатели, динамика развития, национальные и региональные планы и программы, муниципалитет.
Введение. Прогнозы разрабатываются для обоснования эффективного развития регионов, учитывая конкурентоспособность и особенности территории. Прогнозы развития служат основой целеполагания регионального развития, формирования направлений, программ и мероприятия по их реализации [5,6,7].
К основным задачам перспективного прогнозирования развития территории относятся: размещение в регионе производительных сил; повышение эффективности территориальной структуры; сбалансированное развития территорий региона; эффективная реализации целевых государственных программ; рациональное использование ресурсов региона [1,2,3,4].
На уровне субъекта РФ в соответствии с ФЗ №172 (глава 9) [8] в систему прогнозов развития территорий входят:
-прогноз на долгосрочный период;
- прогноз бюджета;
- среднесрочный прогноз.
Для долгосрочного прогноза Нижегородской области используются данные: прогноза РФ, учитывая прогноз научно-технологического развития РФ; исполнительных органов власти; муниципалитетов.
Основная часть. По основным направлениям, используя методики Минэкономразвития РФ, разрабатываются варианты прогноза. При этом важнейшими показателями являются: индекс потребительских цен; объём и индекс физического объема валового регионального продукта; индекс промышленного производства; объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и индекс производства по обрабатывающим производствам; объем и индекс производства продукции сельского хозяйства; объем и индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство"; объем оборота розничной торговли и индекс физического объема розничного товарооборота; объем платных услуг населению и индекс физического объема платных услуг населению; прибыль прибыльных организаций; объем и индекс физического объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; фонд заработной платы; размер среднемесячной заработной платы; темп роста реальной заработной платы; темп роста реальных денежных доходов населения; иные показатели, которые определяет областное министерство экономики.
На основе законодательства: Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федерального закона
О *
О X
о
3 *
8)
с т ■и о
5
т о а г
о т
09 8)
(О
сч о сч
от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ ""О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области"; Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З ""О бюджетном процессе в Нижегородской области"; постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период", разрабатываются на период до 2035 года главные прогнозные показатели, на основе которых создается бюджетный прогноз, который включает базовый вариант и стратегический.
Долгосрочное развитие области будет поддерживаться системой мер достижения целей, которые отражены в Указе Президента от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [7]. При этом важным механизмом достижения поставленных стратегических являются национальные проекты и мероприятия их реализации.
В национальных проектах заложена реализация тринадцати направлений: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные качественные дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, туризм и индустрия гостеприимства. Реализация национальных проектов и мероприятий включаются в областные программы. На рисунках 1-4 продемонстрированы абсолютные показатели социально-экономического развития региона в динамике по прогнозу. Изменение на 2026 год рассчитано в сравнении со среднесрочным прогнозом на 2025 год.
5000,00 4500,00 4000,00 3500,00 3000,00 2500,00 2000,00 1500,00 1000,00 500,00
^Ватовой региональный продут, щц. руб.
(-Обьеыопруаеншдсобствевнщ товаров, работ н услуг, млрд. руб.
г-Объем отгруженных соботешшх товаров,работ н ющш руб.
Рис. 1. Тенденция некоторых показателей производства продукции, предоставления собственных работ и услуг Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется в долгосрочной перспективе повышение суммы валового внутреннего продукта на 6,92% в 2026 году, дополнительно на 6,71% в 2027 году, на 6,81% в 2028 году, на 6,29% в 2029 году, на 6,61% в 2030 году, на 7,02% каждый год, начиная с
2031 года. В среднем за год - на 6,83%; увеличение величины отгруженных собственных товаров, оказанных услуг и работ по всем направлениям промышленности на 7,15% в 2026 году, ещё на 7,06% в 2027 году и в 2028 году, на 6,79% в 2029 году, на 6,69% в 2030 году и в 2031 году, на 6,59% в 2032 году, на 6,5% в 2033 году и на 6,41% в 2034 году и в 2035 году. В среднем каждый год - на 6,69%; по обрабатывающим производствам - на 7,43% в 2026 году, дополнительно на 7,33% в 2027 году и в 2028 году, на 7,03% в 2029 году, на 6,92% в 2030 году и в 2031 году, на 6,81% в 2032 году, на 6,71% в 2033 году, на 6,6% в 2034 году и на 6,61% в 2035 году. В среднем каждый год - на 6,92%.
2500,00 2374^0_ 2544,00
2000,00 1500,00 1569,80 1467,30 1571,80 1683,80 1803,70 шгдо^ 2069,70
1000,00
500,00 304,00 328,20 355,30 384,30 414.Я0 444,50 476,90 507,80 539,70 573,10
0,00 14^,60 15?, 10 152,50 173,30 185,10 197,50 210,30 223,70 237,30 251,20
2026 г. 2027 г. 2028 г. 202? г. 2030 Г 2031 Е 2032 с 2033 г 2034 г. 2035 г.
-♦-Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 142,60 из,II) 162,50 173,30 185,10 197,50 2ГОД0 233,70 237,30 251,20
-■-Объеы работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млрд руб. 304,00 328,2« 355,30 384,30 414,80 446,50 476,90 507,80 539,70 573,10
-*-О0оротрозничной торговли, млрд. руб. 1369,30 1467,30 1571,80 1683,80 1803,70 1932,10 2069,70 2217,10 2374,90 2544,00
Рис. 2. Динамика оставшихся показателей производства и продаж продукции, предоставления собственных работ и услуг по некоторым разновидностям деятельности Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется в долгосрочной перспективе прибавление стоимости сельскохозяйственной продукции на 6,66% в 2026 году и в 2027 году, ещё на 6,84% в 2028 году, на 6,65% в 2029 году, на 6,81% в 2030 году, на 6,7% в 2031 году, на 6,48% в 2032 году, на 6,37% в 2033 году, на 6,08% в 2034 году и на 5,86% в 2035 году. В среднем каждый год - на 6,49%; прирост суммы объёма работ и услуг в рамках строительной сферы на 7,42% в 2026 году, дополнительно на 7,96% в 2027 году, на 8,26% в 2028 году, на 8,16% в 2029 году, на 7,94% в 2030 году, на 7,64% в 2031 году, на 6,81% в 2032 году, на 6,48% в 2033 году, на 6,28% в 2034 году и на 6,19% в 2035 году. В среднем каждый год - на 7,3%; возрастание оборота торговли в розницу на 7,23% в 2026 году, ещё на 7,12% в 2027 году и в 2028 году, на 7,13% в 2029 году и на 7,12% с 2030 года. В среднем каждый год - на 7,12%.
1600,00 1400,00 1200,00
600,00 400,00 200,00
-Прибыль прибыльных организаций, млрд руб. 436,50 461,80 490,!
2026г. 2027г. 2028г. 2029г. 2030г. 2031г. 2032г: 2033г. 2034г. 2035
523,30 557,80 596,90 638,70 683,40 731,20 782,.
Рис. 3. Изменение некоторых финансовых и экономических результатов деятельности юридических и физических лиц региона Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется в долгосрочной перспективе повышение суммы вложений в основные фонды на 10,46% в 2026 году, дополнительно на 10,98% в 2027 году, на 11,5% в 2028 году, на 11,41% в 2029 году, на 10,13% в 2030 году, на 9,94% в 2031 году, на 9,1% в 2032 году, на 8,57% в 2033 году, на 8,36% в 2034 году и на 7,84% в 2035 году. В среднем каждый год - на 9,75%; увеличение фонда оплаты труда персонала на 7,01% в 2026 году, ещё на 7,12% в 2027 году, на 7,11% в 2028 году, на 7,12% в 2029 году, на 7,11% в 2030 году, на 7,13% в 2031 году и в
2032 году, на 7,12% с
2033 года. В среднем каждый год - на 7,12%; прибавление суммы прибыли на 4,3% в 2026 году, дополнительно на 5,8% в 2027 году, на 6,3% в 2028 году, на 6,6% в 2029 году, на 6,59% в 2030 году, на 7,01% в 2031 году, на 7% в 2032 году и в 2033 году, на 6,99% в 2034 году и на 7% в 2035 году. В среднем каждый год - на 6,7%.
ая плата работников организаций, руб.
-*-Обш{ платных услуг
3057,20 3043,80 3032,00 3021,80 3013,20 3005,70 2999,00 2993,20 2988,20 2984,20
38230 411,00 442,00
2029 г 2030 1 20311.
"7830 83370 89310
3057,20 3043.SU 3032,00 3 021,80 3013,20 3005.70 2999,00 2993,20 2988,20 2984,20
307,40 330.60 355.50 382,30 411,00 442,00 475,30 511.10 549,60 591,00
Рис. 4. Тенденция количества населения и его номинально начисленной заработной платы и стоимости оказанных ему платных услуг
Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
1,036 1,034 1,034 1,034
1,034 . 1,033 . 1,033 .
1,032 1,032 1,032%. 1,032 1,032
.1,031, 1,031 1,031. 1,031 1,031 1,031
1,030 1,оз1Ч \Д1,030 1,030
1,030 1,030 1,030 /1,030 1,030 ч ^,029 1,029 1,029
1,028
1,026 1,026
1,024
1,022
2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г. 2031 г. 2032 г. 2033 г. 2034 г. 2035 г.
-♦-Индекс физического объема 1,034 1,033 1,034 1,030 1,031 1,031 1,031 1,031 1,031 1,031
-■-Индекс производггельности труда 1,030 1,030 1,031 1,026 1,031 1,031 1,032 1,032 1,033 1,034
-♦-Индекс промышленного производша 1,032 1,031 1,032 1,030 1,030 1,030 1,030 1,029 1,029 1,029
0,25% в 2031 году, на 0,22% в 2032 году, на 0,19% в 2033 году, на 0,17% в 2034 году и на 0,13% в 2035 году. В среднем каждый год - на 0,27%; возрастание величины оказанных платных услуг на 7,63% в 2026 году, ещё на 7,55% в 2027 году, на 7,53% в 2028 году, на 7,54% в 2029 году, на 7,51% в 2030 году, на 7,54% в 2031 году и на 7,53% с 2032 года. В среднем каждый год - на 7,53%.
На рисунках 5-8 показана динамика относительных показателей развития Нижегородской области.
Прогнозируется в долгосрочной перспективе повышение показателя физического объёма валового внутреннего продукта на 0,78% в 2026 году, дополнительно на 0,1% в 2030 году, его понижение на 0,1% в 2027 году и ещё на 0,39% в 2029 году. В среднем каждый год он будет уменьшаться на 0,03%; увеличение индекса выработки населения на 0,78% в 2026 году, дополнительно на 0,1% в 2028 году, на 0,49% в 2032 году и на 0,10% в 2034 году и в 2035 году, его снижение на 0,48% в 2029 году. В среднем каждый год он будет прибавляться на 0,04%; прирост коэффициента промышленного производства на 1,08% в 2026 году и ещё на 0,1% в 2028 году, его убывание на 0,1% в 2027 году, дополнительно на 0,19% в 2029 году и на 0,1% в 2033 году. В среднем он каждый год он будет сокращаться на 0,03%.
,031 1,031 1,031
1,022 1,022 1,022
1.020 1,020 1,020
2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г.
1,034 1,035 1,032 1,032
■-Индекс производства с2х продукции 1,022 1,022 1,022 1,020 1,020 1.020 1.018 1,018 1,01
-—Пплскс |1>пз1пееког" оот.сма в стзч'итслгстпе 1.025 1.030 1 035 1.034 1.032 1.030 1.022
1,031 1,031
Рис. 5 Изменение некоторых коэффициентов производительности трудовой деятельности по всем направлениям функционирования
Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется в долгосрочной перспективе прирост номинальной среднемесячной заработной платы на 7,01% в 2026 году и ещё на 7,12% с 2027 года. В среднем каждый год - на 7,12%; сокращение числа людей в регионе на 0,49% в 2026 году, дополнительно на 0,44% в 2027 году, на 0,39% в 2028 году, на 0,34% в 2029 году, на 0,28% в 2030 году, на
Рис.6 . Тенденция остальных показателей результативности производства и работ по некоторым разновидностям функционирования
Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется в долгосрочной перспективе возрастание коэффициента объёмов производства в рамках обрабатывающей промышленности на 1,17% в 2026 году и ещё на 0,1% в 2028 году, его понижение на 0,1% в 2027 году, дополнительно на 0,29% в 2029 году и на 0,1% в 2033 году. В среднем он каждый год он будет уменьшаться на 0,04%; повышение индекса величины выпуска сельскохозяйственной продукции на 1,29% в 2026 году и его снижение на 0,2% в 2029 году, ещё на 0,2% в 2032 году и в 2034 году и на 0,1% в 2035 году. В среднем каждый год он будет убывать на 0,08%; увеличение показателя физического объёма работ в рамках строительства на 0,49% в 2026 году и в 2027 году, его сокращение на 0,1% в 2029 году, дополнительно на 0,19% в 2030 году и в 2031 году, на 0,78% в 2032 году и на 0,2% в 2033 году. В среднем каждый год он будет понижаться на 0,05%.
О *
О X
о 3
5 *
и
с т ■и о
5
т
Ф
а т
о т
а
8)
Рис. 7. Динамика показателей результативности торговли и инвестирования
Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Прогнозируется в долгосрочной перспективе уменьшение коэффициента физического объёма по товарам на 0,29% в 2026 году и ещё на 0,1% в 2027 году. В среднем каждый год - на 0,01%; для услуг -прирост на 0,19% в 2026 году и снижение на 0,1% в 2027 году (при этом график выглядит как и для товаров, среднегодовой коэффициент роста тот же); прибавление индекса физического объёма вложений на 1,64% в 2026 году, дополнительно на 0,47% в 2027 году и в 2028 году, его убывание на 0,09% в 2029 году, ещё на 1,13% в 2030 году, на 0,19% в 2031 году, на 0,76% в 2032 году, на 0,48% в 2033 году, на 0,19% в 2034 году и на 0,48% в 2035 году. В среднем каждый год - на 0,27%.
1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 в-D-□-о-□-о-□-о-□-а 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40
2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г. 2031 г. 2032 г. 2033 г. 2034 г. 2035 г.
-♦-Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40
-•-Индекс потребительских цен на товары и услуги 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04
Рис. 8. Данные по показателю безработицы и ценам Источник: данные - Нижегородстат [email protected]
Коэффициенты потребительских цен и фактического уровня безработицы по прогнозу останутся такими же, что и в 2025 году.
Заключение
К основным задачам перспективного прогнозирования развития территории относятся: размещение в регионе производительных сил; повышение эффективности территориальной структуры; сбалан-п сированное развития территорий региона; эффек-N тивная реализация целевых государственных про-сч грамм; рациональное использование ресурсов реги-о она.
0| В условиях жестких санкций существует для ре-
2 гиональной экономики неопределенность развития
и значительный экономический риск, поэтому прогнозирование дает возможность определить будущего и регулировать экономическое развитие с учетом государственных планов и программ. Анализ показателей долгосрочного прогноза показывает, что в условиях жестких санкций основные социально-экономические показатели области отражают динамику роста.
Разработка прогноза позволяет оценить состояние и альтернативные варианты развития, а так же возможные корректировки плановых показателей при изменении экономического положения страны.
Литература
1. Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 года №377 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период».
2. Постановление Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. N 378 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период».
3. Постановление Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2019 года №59 «О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (с изменениями на 1 июля 2019 года)».
4. Постановление Правительства Нижегородской области от 22 марта 2022 г. N 185 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)».
5. Павленков М.Н, Воронин П.М, ПавленковИ.М. Контроллинг в системе публичного управления муниципальным образованием : Монография / М. Н. Павленков, П. М. Воронин, И. М. Павленков; под ред. д.э.н. проф. М. Н. Павленкова. Санкт-Петербург: СУПЕР Издательство, 2023. — 476 с.
6. Совершенствование механизмов управления социально-экономическим развитием муниципального образования: Монография/ М.Н. Павленков, П.М. Воронин, Н.К. Кемайкин, Е.В. Лабазова, И.М. Павлен-ков.- Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013.- 306 с.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
8. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Analysis of long-term regional forecasting indicators Pavlenkov M.N., Paramonov A.V., Pavlenkov I.M.
Nizhny Novgorod State University named after. N.I. Lobachevsky, Russian Academy of National Economy and Public Administration The article discusses issues of regional long-term forecasting. An important issue in developing long-term forecasts is taking into account national plans and programs. An analysis of the main absolute and relative indicators of the region's long-term forecast was carried out, which showed that the main indicators predict positive dynamics of the region's development.
Keywords: region, forecasting, indicators, development dynamics,
national and regional plans and programs, municipality. References
1. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated
June 16, 2015 No. 377 "On the procedure for developing, adjusting, monitoring and controlling the implementation of the forecast for the socio-economic development of the Nizhny Novgorod Region for the long term."
2. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated
June 16, 2015 N 378 "On the procedure for developing, adjusting, monitoring and controlling the implementation of the forecast for the socio-economic development of the Nizhny Novgorod Region for the medium term."
3. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated
February 6, 2019 No. 59 "On the forecast of socio-economic development of the Nizhny Novgorod Region for the long term (until 2035) (as amended as of July 1, 2019)."
4. Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region of
March 22, 2022 N 185 "On introducing changes to the forecast of socio-economic development of the Nizhny Novgorod region for the long term (until 2035)."
5. Pavlenkov M.N., Voronin P.M., Pavlenkov I.M. Controlling in the
system of public management of a municipal entity: Monograph / M. N. Pavlenkov, P. M. Voronin, I. M. Pavlenkov; edited by Dan. prof. M. N. Pavlenkova. St. Petersburg: SUPER Publishing House, 2023. - 476 p.
6. Improving the mechanisms for managing the socio-economic development of a municipality: Monograph / M.N. Pavlenkov, P.M. Voronin, N.K. Kemaikin, E.V. Labazova, I.M. Pavlenkov. - N. Novgorod: National Research University RANEPA, 2013.- 306 p.
7. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21,
2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030."
8. Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ "On Strategic Planning
in the Russian Federation."
O *
0 X 0
3
s *
8)
O T
■u o s
T
<D
a r
o
T
09 8)