УДК 332.02
Владимиров Н.А., Шушунова Т.Н.
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИИ
Владимиров Николай Андреевич, магистрант1 курса магистратуры по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»,e-mail: [email protected]
Шушунова Татьяна Николаевна, к.т.н., доцент кафедры экономической теории, e-mail [email protected] Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9
Анализ жизненного цикла инноваций проводится с точки зрения определенных подходов.Изучение подходов к моделям жизненного цикла в практической деятельности по созданию инновационного продукта позволяет упорядочить взаимоотношения между субъектами инновационного процесса и максимально учитывать и понимать динамику современного рынка и модель будущего продукта на всех этапах его жизненного цикла от разработки до маркетинговых решений и реализации продукта на рынке.
Ключевые слова: инновации, маркетинг, наукоемкое производство, модель жизненного цикла, инновационный проект.
ANALYSIS OF APPROACHES TO THE FORMATION OF THE INNOVATION LIFE CYCLE
Vladimirov N.A., Shushunova T.N.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
Analysis of the innovation life cycle is made in terms of certain approaches. . Examine approaches to life-cycle models in practice for creating innovative product enables you to streamline the relationship between actors in the innovation process and to consider and understand the dynamics of the modern market and model of the future product at all stages of its life cycle, from design to marketing decisions and implement the product on the market.
Keywords: Innovation, Marketing, Knowledge-Based Production, Life-Cycle Model, Innovative Project Iteration.
В настоящее время для того, чтобы занять достойное место в мировой экономике, наша страна выбрала стратегию ускоренного развития, основанную на цифровизации многих направлений экономического развития, опирающуюся на современный уровень промышленного развития. Степень технологического и информационного развития имеют определяющее значение для решения проблем безопасности и экономического роста.
В условиях глобализации основой экономического развития является инновационная деятельность, которая базируется на создании научно-технических идей, изобретений, имеющих народнохозяйственное значение. Она основывается на всех видах научной деятельности, включая изыскательские проектно-конструкторские,
технологические, опытно-исследовательские
работы, нацеленные на внедрение инноваций и их реализацию.
В соответствии с положениями международных стандартов инновация прежде всего предполагает практический результат инновационной
деятельности, который имеет вид нового или усовершенствованного продукта, обязательно получившего внедрение на рынке или нового технологического процесса, нашедшего применение в производственной деятельности. Следовательно, основные свойства инноваций характеризуются показателями научно-технической новизны, производственной применимости и коммерческой реализуемости [1].
Инновационные процессы, как все процессы в экономике, протекают во времени, т.е. имеют стадию зарождения, развитие и окончание. Любые технологии, товары и услуги проходят в своем жизненном цикле рад стадий. Цикл означает совокупность процессов, явлений и работ, образующих законченный круг.
Инновационный проект разработки продукта представляет собой масштабный и сложный процесс, для реализации которого имеет смысл разбить его на части. Для этого используют модель жизненного цикла продуктов. В процессе разработки и реализации инновационный проект разработки продукта проходит ряд последовательных этапов от инициации до полного завершения — жизненный цикл (исследование, план, выполнение, завершение). Модель жизненного цикла продукта решает следующие задачи: позволяет определить иерархическую структуру работ проекта; определяет, какой подход для управления проектом выбрать, а выбор подхода повлияет на методы и инструменты планирования и контроля проекта. Применительно к инновациям, в современном мире, единого подхода к определению инновационного цикла не существует, поэтому стоит рассмотреть сравнить современные подходы к циклам инноваций.
Продуктовый подход - подход, в котором весь инновационный цикл, отождествляется с инновационным продуктом, поэтому он проходит в соответствии с жизненным циклом продукта. Всего в данном этапе выделяют 4 основных стадии.
На первой стадии производятся исследования и разработки нового продукта. При этом не уточняется, кто и в какие сроки выполняет разработку. Заканчивается он передаче отработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций[2].
Вторая стадия приводит к освоению масштабного производства нового продукта, снижение себестоимости продукции.
На третий стадии происходит стабилизация объемов производимой продукции на уже освоенных производственных мощностях.
Цикл 4. Происходит замедление производства, замена устаревшего продукта на его новую модель, или аналогии полный вывод продукта с производственных линий.
Анализируя данный подход, стоит отметить, что с ним связанно много рисков, так как на первой и второй стадиях не проходят исследования как в сфере позитивности самого инновационного продукта, так и готовности отраслевого рынка к его принятию.
Примеров таких неудач много, будь то первый планшетный компьютер от компании Microsoft или спортивный автомобиль Marussia, на разработку которых было потрачено много времени и усилий, но эти продукты так и не получили широкого применения.
Процессный подход позволяет разбить весь жизненный цикл инноваций на отдельные э, связанные одним общим процессом этапы. Рассмотрим эти этапы.
Этап 1. Разработка. На данном этапе идеи, которые могут превратиться в инновацию (или процесс) рождаются на основе проведения научно-исследовательских работ (НИР) технологического профиля.
Этап 2. Конкретизация - анализ идеи инновации, который позволяет рассчитать: прибыльность, условия рынка, степень риска
Этап 3. Получение эксклюзивных прав на разработку. Защита интеллектуальной
собственности. Получение патентов.
Этап 4. Разработка и внедрение. Этот этап совпадает с первым циклом в продуктовом подходе, но существенно дополняется. В процессном подходе происходят испытания нового продукта, его оформление в товар (товарный знак, товарная марка)[3].
Этап 5. Стандартизация - применение технологических процессов в постоянно функционирующих элементах технологических систем предприятий.
Как правило в этом процессе рассматривается именно разработка нового продукта до его вывода на рынок, другими словами, дальнейшая судьба продукта не заботит данный подход. В связи с этим он должен быть усилен маркетинговым подходом.
Маркетинговый подход является наиболее актуальным, так как он опирается на глобализацию экономических процессов в растущей конкуренции
среди инновационных процессов и решений. Инновационные продукты реализуются на особом рынке наукоемкой и научно-технической продукции. Этот рынок имеет свои специфические черты. Инновация - это не только предмет торга. По сравнению с рынками «традиционных» товаров отношения между покупателем и продавцом инновации имеют совсем другой уровень и затрагивают сферы особых отношений, требуя, соответственно, своего подхода в маркетинговой политике компании.
Сложность рыночных отношений
инновационного рынка связана с уникальностью, технологической сложностью продукта; высокими затратами на его производство на первых этапах жизненного цикла. Кроме того, дополнительные риски для покупателя связаны с новизной рынка для фирмы, неизвестностью покупаемого продукта и соответственно непредсказуемым поведением потребителей. Эти риски трудно снижать из-за неизвестной емкости рынка, низкой эластичности спроса на новинки, поэтому, как следствие, влияние ценовой политики производителя на объемы продаж будет ограниченным. С другой стороны есть свои преимущества. Так у предпринимателя-новатора нет прямых конкурентов на начальных этапах, так как он монопольно владеет интеллектуальной собственностью. Также достижения сотрудников компании в научно-исследовательской области при грамотно построенной PR-политики могут существенно поднять рейтинг фирмы у потребителей.
Инновации трудно не только покупать, но и продавать. Рынок сбыта инновационной продукции зависит от уровня инновационного потенциала потребителя, поэтому многие инновационные продукты трудно продаются из-за общей технологической неразвитости ряда рынков сбыта.
С точки зрения маркетинга рынка инноваций у покупателей и у продавцов возникают проблемы в сфере ценообразования, в определении стоимости инновации. Так как новшество еще не продавалось и не удовлетворяло потребностей покупателей, оно не имеет прямой потребительной стоимости, кроме опытных образцов. Лишь его внедрение, приспособление к нуждам производства с одной стороны, к потребностям покупателей - с другой, может привести к созданию новых потребительных стоимостей. А может и нет! Следовательно, потребительная стоимость инновационного продукта опосредована и проявляется в результате реализации в течении определенного срока. Цена новшества может быть определена как выраженная в денежном эквиваленте стоимость полезного эффекта, созданного с использованием изобретений. Поэтому на рынке инноваций формируются особые ценовые стратегии и тактики. В условиях рынка покупатель инновационного продукта не может его испытать на рынке до того, как совершит сделку, и всегда будет иметь подозрения на счет качества новшества. Соответственно при покупке инновационного продукта покупатель занижает
цену на него, требовать скидку или использовать другие тактики, чтобы снизить или застраховать свой риск.
Учитывая особенности рынка, инноваций маркетинговый подход состоит из нескольких фаз.
На первой фазе производится маркетинговое исследование, с помощью которого получается ответ на вопрос - возможна ли реализация будущей инновации в аспекте формационного, организационного и финансового обеспечения создания инновационного продукта? Особенностью данной фазы является необходимость финансирования самих маркетинговых
исследований еще до стадии начала создания инновационного проекта.
Вторая фаза - маркетинг возможностей инновационного решения. Инновационный продукт может «провалиться» без должной подготовки потребителя, без продуманной стратегии выведения данного продукта на рынок. Специфика рынка инноваций определяет особенности маркетингового подхода: необходимость поиска и изучения потенциальных потребителей сразу в нескольких отраслях, так как довольно часто результаты научно-технической разработки имеют межотраслевой характер. В процессе разработки и последующего создания рыночно ориентированной инновации следует заранее оценить ее реализуемость, окупаемость и экономическую эффективность. Для достижения этой цели необходимо еще на этапе разработки более четко определить основной круг потребителей инновации, емкость рынка потребителей, их платежеспособность, возможности конкурентов (существующих и потенциальных), юридические проблемы защиты прав интеллектуальной собственности. Для решения этих задач в принципе подходят и пробный маркетинг [4], и экспертные методы, и инструментальные методы системного анализа (в частности, математическое или имитационное моделирование). Выбор маркетинговых средств и методов в каждом конкретном случае зависит от специфики исследований и оценки социальных последствий вывода на рынок будущей инновации [5].
Третья фаза - маркетинг рынка. Разработанный инновационный продукт нуждается в продвижении на рынок. На этом этапе жизненного цикла инновации маркетинг выполняет свои традиционные функции: поиск клиентов и (или) посредников,
анализ ценообразования и разработка оптимальной ценовой стратегии, реклама, включая имиджевые мероприятия и т.д. Результатом этого этапа в случае позитивной инновации должен стать полноценно налаженный сбыт инновационного продукта.
Четвертая фаза - поддержка уровня сбыта и мониторинг рынков. Ее задача - оставлять спрос «на высоком уровне».
Данной метод использует всю полученную информацию и аналитику с целью изучения конъюнктуры современного рынка и преодоления конкурентной среды рынка, а также способствует правильному и четкому маркетинговому управлению инновациями.
Таким образом, проведенный анализ показал, что инновационные процессы сложны, состоят из множества разнотипных подходов (подсистем и элементов), определенным образом устроены и организованны. Любой составляющий компонент инновации при ближайшем рассмотрении оказывается системой со своими собственными элементами и связями. Многие из них одновременно выступают элементами других инновационных систем. Поэтому при коммерциализации разработок решающее значение имеет ориентация на потребности и требования рынка, требования инвесторов, требования конкретных покупателей новых разработок, технологий, товаров и услуг.
Список литературы
1.Мешкова Т.Р. Афиногенова И.Н. Жизненный цикл инвестиционных технологий // Территория науки. 2013№4 С. 72-73.
2.Самолдин А.Н. Жизненный цикл инноваций // Вестник университета. 2015. С. 127-132.
3.Мальцева С.В. Инновационный менеджмент. М.: Гриф УМО, 2015. С124
4.Мироненков К.Н. Понятие инновационного цикла и его использование в управлении инновационной деятельностью организации // Корпоративный менеджмент, 2008. - № 6. - С. 94-96.
5.Самолдин А.Н. Проведение маркетинговых исследований в области инновационной деятельности с учетом социально-экономических аспектов // Труд и социальные отношения. - 2014. -№ 7. - С. 54-59