Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ТУБЕРКУЛЁЗА У ДЕТЕЙ С БРОНХОЛЁГОЧНОЙ ДИСПЛАЗИЕЙ'

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ТУБЕРКУЛЁЗА У ДЕТЕЙ С БРОНХОЛЁГОЧНОЙ ДИСПЛАЗИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / туберкулёз / бронхолёгочная дисплазия
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глушаков И. А., Лозовская М. Э., Корф Г. В., Васильева Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ТУБЕРКУЛЁЗА У ДЕТЕЙ С БРОНХОЛЁГОЧНОЙ ДИСПЛАЗИЕЙ»

14

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

https://elibrary.ru/ixctdh

«ОСЕННИЕ ФИЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ТУБЕРКУЛЁЗА У ДЕТЕЙ С БРОНХОЛЁГОЧНОЙ ДИСПЛАЗИЕЙ

Глушаков И.А.12, Лозовская М.Э.1, Корф Г.В.2, Васильева Е.Б.1

1Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия; 2Межрайонный Петроградско-Приморский противотуберкулёзный диспансер № 3, Санкт-Петербург, Россия

Ключевые слова: дети; туберкулёз; бронхолёгочная дисплазия

Актуальность. Развитие туберкулёза у детей с патологией дыхательной системы зачастую имеет скрытое течение. Дети с бронхолёгочной дисплазией (БЛД) входят в группу риска развития туберкулёза. Цель: оценить факторы риска развития туберкулёза у детей с БЛД.

Материалы и методы. Изучены истории болезни и результаты обследования 10 детей в возрасте 0-3 лет с БЛД, проходивших обследование в противотуберкулёзном диспансере № 3 г Санкт-Петербурга.

Результаты. У 8 (80%) детей зафиксирован отягощённый акушерско-гинекологический анамнез: преждевременные роды на сроке 22-28 нед, угроза прерывания беременности. Осложнённый перинатальный период отмечен у 6 (60%) детей (масса тела детей при рождении менее 2000 г — у 30%, признаки дистресс-синдрома с проведением искусственной вентиляции лёгких — у 5 (50%), отставание в физическом развитии с рождения — у 7 (70%)). Все дети состоят на диспансерном учёте у пульмонолога, 2 (20%) — у невролога и ортопеда, 4 (40%) — у офтальмолога, 1 (10%) — у гастроэнтеролога; 2 (20%) ребёнка своевременно направлены для обследования в противотуберкулёзный диспансер. При оценке социально-демографических данных определено, что 5 (50%) детей были из многодетных семей, 5 (50%) — из семей мигрантов. Вакциной БЦЖ-М привиты 6 (60%) детей до возраста 2 мес. Рубчик 3-7 мм (как критерий эффективности вакцинации) зафиксирован у 3 (30%) детей, у остальных детей поствакцинальный знак не определялся. Семейный туберкулёзный контакт с больным туберкулёзом зарегистрирован у 2 (20%) детей, ежегодную иммунодиагностику (не имеющие медотвода) проходят 3 (30%) ребёнка. Двум (20%) детям в рамках обследования для исключения локальной формы туберкулёза своевременно выполняют обзорную рентгенограмму органов грудной клетки. При физикальном обследовании у 3 (30%) детей определялись жёсткое дыхание, сухие и влажные разнокалиберные хрипы (при выполнении рентгенограммы грудной клетки патологии не выявлено).

Заключение. Дети с БЛД являются группой риска по туберкулёзу и требуют регулярного проведения скрининга (2 раза в год), углублённого обследования и превентивной терапии (при наличии показаний). Пациенты с БЛД крайне редко направляются к врачу-фтизиатру, обследование проводится нерегулярно, что требует усиления взаимодействия педиатрической сети и детской фтизиатрической службы.

* * *

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОЧЕТАНИИ С ДИСЛЕКСИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Глущенко В.А., Шестакова В.Н., Аноприкова Д.Н., Удовенко А.А.

Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России, Смоленск, Россия

Ключевые слова: школьники; дефекты речи; состояние здоровья

Актуальность. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) детей — нарушения звукопроизношения из-за дефектов восприятия фонем. ФФНР в сочетании с дислекси-ческими расстройствами влияет на организм ребёнка на протяжении всего обучения в общеобразовательных организациях различного вида и профиля, из года в год число детей с данными речевыми нарушениями возрастает. Цель: определить состояние здоровья детей младшего школьного возраста с ФФНР в сочетании с дислексическими расстройствами из классов, реализующих адаптированные образовательные программы.

Материалы и методы. Обследованы 100 детей младшего школьного возраста: 50 детей с ФФНР в сочетании с дислексическими расстройствами из классов, реализующих адаптированные образовательные программы (основная группа), и 50 детей без дефектов речевого развития из общеобразовательных классов (группа сравнения). Сбор материала проводили путём выкопировки первичной информации из истории развития ребёнка, медицинской карты школьника, психологического паспорта школьника.

Результаты. Установлено, что при поступлении в общеобразовательное учреждение состояние здоровья детей в той или иной мере было нарушено. Ни один ребенок не наблюдался по I группе здоровья. Дети основной группы существенно чаще имели хронические заболевания и состояли на учете по Ш-ГУ группам здоровья, а дети из группы сравнения значительно чаще имели функциональные нарушения и состояли на учете по II группе здоровья. За период обучения в начальной школе число детей с III и IV группами здоровья из основной группы наблюдения увеличилось на 22%, преимущественно за счёт хронической патологии в стадии компенсации (10%) и в стадии субкомпенсации (12%). В группе сравнения за этот же период прирост хронической патологии в стадии компенсации не превышал 10%. Отмечено, что дети из основной группы наблюдения достоверно чаще болели острыми респираторно вирусными заболеваниями, чем дети из группы сравнения, составляя группу часто болеющих детей (р < 0,05). У детей основной группы наблюдения значительно чаще возникали сочетанные поражения 3 и более систем, чего не наблюдалось у детей группы сравнения (р < 0,05).

Заключение. Дети младшего школьного возраста с ФФНР в сочетании с дислексическими расстройствами чаще имеют хронические заболевания и состоят на учете по Ш-[У группам здоровья, а дети без дефектов речевого развития значимо чаще имеют функциональные нарушения и состоят на учёте по II группе здоровья. Эти нарушения здоровья необходимо учитывать при формировании своевременных коррекционных мероприятий не только дефектов речи, но и соматической патологии.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.