Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЁЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ'

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЁЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательной работы / Министерство обороны / организации воспитания / Воспитательный процесс / педагогической деятельности / организации воспитательной работы / военном вузе. / educational work / Ministry of Defense / educational organization / educational process / pedagogical activity / organization of educational work / military university.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Тошпулатов А. М.

Состояние и перспективы обороноспособности государства во многом определяются качеством подготовки молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах. Ситуация, сложившаяся в связи с переходом в 2008 году на годичный срок военной службы по призыву характеризуется рядом негативных факторов. К содержательным факторамусловно можно отнести: снижение показателей состояния здоровьяи физического развития большей части молодёжи, подлежащихпризыву на военную службу; недостаточные объемы физическойнагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта, сложности адаптации новобранцев к военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FORMATION OF THE CONCEPT OF PREPARING YOUTH FOR MILITARY SERVICE

The state and prospects of the state's defense capability are largely determined by the quality of training of pre-conscription-age youth for service in the Armed Forces. The situation that arose in connection with the transition to a one-year conscription military service in 2008 is characterized by a number of negative factors. The substantive factors can certainly include: a decrease in indicators of the state of health and physical development of the majority of young people subject to conscription for military service; insufficient volumes of physical activity during physical education classes in educational institutions; insufficient development of military applied sports, difficulties in adapting recruits to military service.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЁЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

Тошпулатов А. М. преподаватель факультета военного образования Ферганский государственный университет

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЁЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация: Состояние и перспективы обороноспособности государства во многом определяются качеством подготовки молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах. Ситуация, сложившаяся в связи с переходом в 2008 году на годичный срок военной службы по призыву характеризуется рядом негативных факторов. К содержательным факторамусловно можно отнести: снижение показателей состояния здоровьяи физического развития большей части молодёжи, подлежащихпризыву на военную службу; недостаточные объемы физическойнагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; недостаточное развитие военно -прикладных видов спорта, сложности адаптации новобранцев к военной службе.

Ключевые слова: воспитательной работы, Министерство обороны, организации воспитания, Воспитательный процесс, педагогической деятельности, организации воспитательной работы, военном вузе.

Toshpulatov A. M.

Lecturer at the Faculty of Military Education

Fergana State University

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FORMATION OF THE CONCEPT OF PREPARING YOUTH FOR MILITARY SERVICE

Abstract: The state and prospects of the state's defense capability are largely determined by the quality of training of pre-conscription-age youth for service in the Armed Forces. The situation that arose in connection with the transition to a one-year conscription military service in 2008 is characterized by a number of negative factors. The substantive factors can certainly include: a decrease in indicators of the state of health and physical development of the majority of young people subject to conscription for military service; insufficient volumes of physical activity during physical education classes in educational institutions; insufficient development of military applied sports, difficulties in adapting recruits to military service.

Key words: educational work, Ministry of Defense, educational organization, educational process, pedagogical activity, organization of educational work, military university.

Эффективность воспитательной работы и учебного процесса в военном вузе на многие годы определяют не только возможности офицера в сфере профессионального становления, но и само состояние армии в целом, поэтому в улучшении организации воспитательной работы в военных ВУЗах заинтересованы государство, Министерство обороны, командиры, преподаватели, курсанты, общество в целом.

Воспитательный процесс - это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью субъектов, сотрудничеством, содержанием и методами освоения культуры.

Воспитательный процесс в военном вузе - это целенаправленная, специально организованная система воспитательной деятельности руководства вуза, общественных организаций, профессорско-преподавательского состава по подготовке квалифицированных военных специалистов с развитыми профессионально значимыми и личностными качествами.

Источником развития воспитательной системы военного вуза служат противоречия. Основное из них - между постоянно возрастающими требованиями к личности курсанта, воинского коллектива и уровнем их развития, воспитанности и сплоченности. Это основное противоречие отражается в фактах процесса воспитания - противоречиях более низкого уровня: между новыми требованиями к воспитанию и возможностями создания необходимых материальных, социальных и иных условий для реализации этих требований; между характером и содержанием общественного, гражданского и воинского воспитания; между требованиями воинского воспитания и личными интересами и стремлениями обучаемого; между возросшими требованиями и уровнем психолого-педагогической, методической подготовки должностных лиц.

Важным условием повышения эффективности организации воспитательной работы с курсантами военных командных вузов явилось внедрение в учебный процесс следующих специально спроектированных воспитатель-ных технологий: технологии «информационного обеспечения» процесса организации воспитательной работы, направленной на оптимизацию работы преподавателей, командиров и курсантов с различными источниками информации; технологии «коллективно-творческого воспитания», основанной на организации малых групп курсантов, в задачи которых входит подготовка и проведение мероприятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию в курсантских подразделениях, а также в подшефных школах; технологии «мотивационно-личностного» обеспечения самостоятельной деятельности, направленной на самосовершенствование патриотических и духовно-нравственных качеств курсантов во вне учебное время, в часы самостоятельной работы; технологии «педагогического сотрудни-чества». Ее основными целевыми ориентирами является переход от педагогики требования к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к

курсанту, а также единство процессов обучения и воспитания; технологии «гуманноличностного» воспитания. Она предусматривает содействие станов -лению, развитию и воспитанию в курсанте благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, а также его познавательных способностей; технологии «гуманного коллективного воспитания». Она предусматривает, что в воспитании нет главного и второстепенного, воспитание рассматривается как своеобразное педагогическое ведение курсанта в течение всего периода обучения. Приоритетными воспитательными ценностями считаются совесть, добро и справедливость.

Заключение: Осуществлен анализ современного состояние деятельности образовательных учреждений по подготовке молодёжи к военной службе. Выявлены основные педагогические условии, на их основе разработана концепция подготовки молодёжи к военной службе. Отмечено, что воспитательный процесс организуется в рамках спроектированной воспитательной системы как компонента целостного педагогического процесса военного вуза, основанного на взаимосвязи методологических подходов и принципов гуманизации воспитательного процесса. Исследованы педагогические особенности подготовки молодёжи к военной службе. Уточнены сущность и содержание, сформулированы основные факторы и организационно-педагогические условия повышения эффективности педагогической системы подготовки молодёжи к военной службе. Сформи -рованы в педагогической деятельности у обучающейся молодежи позитив -ного отношения к военной службе. Обоснованы компоненты, этапы, уровни и показатели формирования позитивного отношения к военной службе, в разработке подхода, учитывающего возрастные особенности молодёжного возраста и образовательной среды образовательных организаций, учитывающих влияние переменных внутренних и внешних факторов.

Использованные источники: 1. Toshpo'latov Abrorjon Mirxakimovich Ta'lim muassasalarida yoshlarni harbiy xizmatga tayyorlashning pedagogik xususiyatlari" o'zbekiston milliy universiteti xabarlari, 2023, [1/7] материаллари -Toshkent 2023.-Б.182-185.

2. Mirkhokimovich T.A. (2022). Psychological preparation of military personnel for a combat situation.MiastoPrzyszlosci, 28 , 240-241.

3. Toshpo'latov Abrorjon Mirxakimovich Yoshlarni harbiy xizmatga jismonan chidamlilik ruhida tarbiyalash metodikasi Pedagog respublika ilmiy

jurnali 6 - Tom 4 - son / 2023 - yil / 15 - Aprel

4. Mirkhokimovich T.A. (2022). The physical generation is the backbone of a mature army. texas magazine interdisciplinary research , 7 , 356-357.

5. Ortikovich U.A., Mirkhokimovich T.A., Khoshimovich A.B. and Ibragimovich A.I. (2022).SERVICE TO THE COUNTRY - HOLY DUTY. CREATIVE TEACHER , 2 (19), 606-608.

6. Yakubov, M. S., Turakhanov A. A., Toshpulatov A. M. MAIN DIRECTIONS OF MILITARY AND PATRIOTIC EDUCATION OF PRE-LIFE PREPARATION OF YOUTH FOR MILITARY SERVICE. JOURNAL ,

7. Toshpo'latov Abrorjon Mirxakimovich Chaqiriluvchilarni jismonan chidamlilik ruhida tarbiyalash uslubiyoti O'zbekistonda fanlararo innovatsiyalar va 18-son ilmiy tadqiqotlar jurnali 20.04.2023

8. Toshpo'latov Abrorjon Mirxakimovich Формирование физической военно-прикладной подготовленности молодежи допризывного возраста

International Journal of Education, Social Science & Humanities. Finland Academic Research Science Publishers ISSN: 2945-4492 (online) | (SJIF= 7.502 Impact factor Volume-11| Issue-22.10| 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.