УДК 796.093-053.67
DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-2-167-174
Роль военно-спортивных многоборий в подготовке допризывной молодежи
к службе в армии С. И. Кошкин
Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя, Российская Федерация
Аннотация. Введение. В статье представлен опыт работы общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования по использованию военно-спортивных многоборий в системе подготовки молодежи к службе в вооруженных силах Российской Федерации. Акцентируется внимание на роли и месте военно-спортивных многоборий в формировании физической подготовки, развитии патриотических чувств и боевого духа будущих защитников Отечества. Цель данной статьи: обобщение опыта практической работы, определение роли, места и значимости использования военно-спортивных многоборий в физической подготовке юношей к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Материалы и методы. Ведущим методом исследования заявленной темы является анализ, способствующий изучению роли военно-спортивных многоборий в подготовке юношей допризывного возраста к службе в армии, а также моделирование программного материала по определению содержания и места использования элементов военно-спортивных многоборий на уроках физической культуры и во внеучебной деятельности. Результатом исследования стало определение роли, значимости и специфики использования военно-спортивных многоборий в подготовке обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования к службе в армии. Обсуждение подтвердило состоятельность: практико-ориентированного исследования по изучению роли и места использования военно-спортивных многоборий в практике физического воспитания в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования при подготовке молодежи к службе в армии. Заключение. Проведен анализ практического опыта, роли и значимости использования военно-спортивных многоборий в системе физической подготовки обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования к службе в армии. Данная статья полезна для педагогов по физической культуре, заместителей руководителей по воспитательной работе, сотрудников военных комиссариатов.
Ключевые слова: допризывная молодежь, служба в рядах вооруженных сил Российской Федерации, обучающиеся общеобразовательных и организаций среднего профессионального образования, военно-спортивные многоборья, физическая воспитание, военно-спортивная подготовка
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кошкин С. И. Роль военно-спортивных многоборий в подготовке допризывной молодежи к службе в армии // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 2. С. 167-174. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-2-167-174
The role of military sports all-around in the preparation
of pre-conscription youth for military service s. I. Koshkin
Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Russian Federation
Abstract. Introduction. The article presents the experience of general education organizations and organizations of secondary vocational education on the use of military sports all-around in the system of training young people for service in the armed forces of the Russian Federation. Attention is focused on the role and place of military sports all-around in the formation of physical fitness, the development of patriotic feelings and fighting spirit of future defenders of the Fatherland. The purpose of this article is to summarize the experience of practical work, to determine the role, place and significance of the use of military sports all-around in the physical training of young men for service in the armed forces of the Russian Federation. Materials and methods. The leading method of research of the stated topic is an analysis that contributes to the study of the role of military sports all-around in the preparation of pre-conscription young men for military service, as well as modeling of program material to determine the content and place of use of elements of military sports all-around in physical education
© Кошкин С. И., 2022
lessons and extracurricular activities. The result of the study was to determine the role, significance and specifics of the use of military sports all-around in the preparation of students of general education organizations and organizations of secondary vocational education for military service. The discussion confirmed the validity of a practice-oriented study on the role and place of the use of military sports all-around in the practice of physical education in general education organizations and organizations of secondary vocational education in preparing young people for military service. Conclusion. The analysis of practical experience, the role and significance of the use of military sports all-around in the system of physical training of students of general education organizations and organizations of secondary vocational education for military service is carried out. This article is useful for physical education teachers, deputy heads of educational work, employees of military commissariats.
Keywords: pre-conscription youth, service in the armed forces of the Russian Federation, students of general education and secondary vocational education organizations, military sports all-around, physical education, military sports training
The author declares no conflict of interests.
For citation: Koshkin S. I. The role of military sports all-around in the preparation of pre-conscription youth for military service. Vestnik of the Mari State University. 2022, vol. 16, no. 2, pp. 167-174. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-2-167-174
Введение
Современная политическая ситуация свидетельствует о том, что в России создана хорошо подготовленная боеспособная армия, которая представлена профессиональными военнослужащими и солдатами срочной службы. 31 марта 2022 г. издан Указ Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу1. 134 500 человек будут призваны в ряды вооруженных сил, часть из которых представляет молодежь Республики Марий Эл.
Однако настораживает тот факт, что, по данным Минздрава, 30 % школьников имеют различные хронические заболевания (III группа здоровья), 50 % имеют отклонения (II группа здоровья) и только 20 % относятся к I группе -«практически здоровы». Особую озабоченность, на фоне отрицательных данных об уровне здоровья допризывной молодежи имеет факт недооценки призывниками важности систематических занятий физической культурой [10].
Готовность призывников имеет большое значение в распределении по родам войск и дальнейшем успешном несении службы. В настоящее время в различном сочетании используется весь потенциал подготовки юношей: уроки физической культуры в школе и организациях профессионального образования, военно-спортивные лагеря, целенаправленная подготовка на базе
1 Указ Президента Российской Федерации о призыве граждан на военную службу. URL: https:// kremlin.ru/acts/ news/68093 (дата обращения: 10.01.2022).
ДОСААФ, занятия в спортивных секциях и клубах. Все вышеперечисленные виды способствуют развитию физических качеств, здоровья, повышению работоспособности, выносливости, двигательных навыков. Помимо этого, повысить эффективность комплексной физической подготовки допризывной молодежи поможет использование военно-прикладных видов спорта, таких как военно-спортивные многоборья, которые входят в четвертый раздел Всероссийского реестра видов спорта (военно-прикладные и слу-жебно-прикладные виды)2 и представлены военным троеборьем, военно-морским пятиборьем, военным пятиборьем, зимним и летним офицерским троеборьем [7].
Полностью использовать тот или иной вид военно-спортивного многоборья при подготовке юношей к воинской службе в программе по физической культуре для обучающихся старших классов общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования несколько затруднительно, поскольку в своей образовательной деятельности организации придерживаются государственного стандарта. Однако 25 % объема программного материала отводится на реализацию компонента образовательной организации, что определяет возможности внедрения элементов военно-прикладных видов спорта в уроки
2 Четвертый раздел Всероссийского реестра видов спорта -военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта. URL: http://www. dvorsportinfo .ru/artides/voenno-prikladnye-i-sluzhebno-prikladnye-vidy-sporta (дата обращения: 10.01.2022).
физической культуры и факультативы. Разумное сочетание программного материала по физической культуре и элементов военно-прикладных видов спорта эффективно оптимизирует подготовку юношей к службе в армии.
Обзор литературы
Подготовка юношей к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации рассматривается в, работах В. И. Бачевского1, М. А. Буд-рейного [1], Е. В. Воробьева2, В. П. Гаврилова, В. В. Капского, Д. А. Шлянцева, где речь идет об организации педагогических подходов в подготовке к службе, порядку призыва, нормативных обоснованиях контрактной и альтернативной службы.
В работах В. К. Гаврилюка, Е. Н. Гогунова, Е. П. Ильина [2], Б. И. Марьянова, О. Г. Рындина, Ю. В. Сысоева, В. А. Тулупова3 поднимаются вопросы формирования психологической готовности к военной службе, физической и функциональной подготовки.
Использованию военно-спортивных многобо-рий в развитии физических качеств молодых людей посвящены труды А. И. Зенукова, А. В. Кур-шева, В. А. Лаврентьева, А. А. Минченко, Г. А. Павлова, В. Ф. Писаренко [4], Д. Н. Самуй-лова, Т. А. Темирханова [9] и других.
Проведенный нами анализ общей и специальной литературы свидетельствует о том, что научно-методические подходы к определению роли и значимости военно-спортивных многоборий в подготовке допризывной молодежи следует рассматривать с опорой на практику использования элементов военно-прикладных видов спорта в повседневной деятельности по физическому воспитанию в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования, которые непосредственно занимаются этим ежедневно на протяжение учебного года. Четкой систематизации методов и приемов включения элементов военно-спортивных много-
1 Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: учебное-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». М. : Военные знания. 2001. 184 с.
2 Воробьев Е. З. Избранные произведения: в 2-х томах. М. : Худ. лит. 1983. Т. 1 .283 с.
3 Сысоев Ю. В., Тулупов В. А. Психическая, физическая и функциональная подготовленность современной молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил России. М. : РАЕН, 2002. 38 с.
борий в учебный процесс не определено. Мы со своей стороны представляем апробированный опытный вариант определения роли, значимости и особенностей использования военно-спортивных многоборий общеобразовательными организациями и организациями среднего профессионального образования на занятиях физической культурой и во внеучебной деятельности при подготовке молодежи к службе в армии.
Обсуждение результатов
Основной подготовкой к службе в армии обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования в настоящее время являются уроки физической культуры. В спортивных секциях и клубах по данным опроса 350 респондентов занимаются порядка 20 % от общего количества юношей допризывного возраста. Следовательно, массово усилить работу по эффективной подготовке обучающихся старших классов и выпускников колледжей и техникумов к воинской службе можно посредством внедрения в уроки физической культуры элементов военно-спортивных многоборий, как фактора, влияющего на общее и специальное физическое развитие юношей.
Роль военно-спортивных многоборий в подготовке допризывников к службе в армии велика, поскольку их систематическое и планомерное использование на уроках физкультуры способствует овладению юношами военно-прикладными навыками. Современный солдат должен быть не только хорошо физически подготовлен, но и в совершенстве владеть прикладными двигательными навыками, необходимыми в условиях учений и боевых ситуаций. Помимо этого, военно-спортивные многоборья формируют духовно-нравственные основы личности будущего солдата, развивают физические и волевые усилия, моральную и психологическую устойчивость смелость, инициативу, выносливость, координацию, силу, решительность [3].
Рассмотрим роль военно-спортивных много-борий в подготовке юношей к службе в армии, формирование физических и морально-волевых качеств. Физическая подготовка к воинской службе - это сложная многоуровневая система. Она способствует развитию физических качеств и способности юношей, укрепляет и закаляет их организм, совершенствует физическое развитие [5].
Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Первый уровень - общая подготовка, которая включает в себя формирование необходимых знаний и навыков по развитию прикладных естественных видов движений и физических способностей. В задачи общей физической подготовки входит: укрепление здоровья и сохранение общего уровня функциональных возможностей организма; развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости); создание базовой основы для специальной подготовки [6]. Общая подготовка осуществляется на уроках физической культуры, однако она в полной мере не формирует готовности юношей к современной воинской службе, которая предъявляет повышенные требования к физической готовности бойцов во время учений. Так, например, артиллерист оружейного расчета должен пробежать 3000 метров за 12 минут и подтянуться не менее 12 раз. Следовательно, будущим солдатам срочной службы необходима специальная подготовка, на реализацию которой ориентированы военно-прикладные виды спорта, в частности военно-спортивные многоборья.
Современные обучающиеся школ и организаций среднего профессионального образования демонстрируют результаты не соответствующие требованию нормативов.
В ходе опроса было задействовано 350 респондентов 16-18 лет из образовательных организаций, отреагировавших на просьбу пройти социологический опрос (случайная выборка). Среди них: 136 обучающиеся 10-11-х классов трех общеобразовательных организаций Республики Марий Эл и 214 обучающихся трех организаций среднего профессионального образования Республики Марий Эл. У 36 % обучающихся имеются неудовлетворительные оценки по нормативам общефизической подготовки (бег 1000 м, подтягивание на перекладине, прыжки в длину с разбега, метание гранаты), что свидетельствует о недостаточном уровне скоростно-силовой подготовки, выносливости.
С данными образовательными организациями в 2019 г. было заключено соглашение об участие в экспериментальной работе по использованию военно-спортивных многоборий на уроках физической культуры в подготовке допризывной молодежи к службе в армии. Таким образом, базой исследования стали:
ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум», АНПОО «Колледж государственной и муниципальной службы. Филиал в г. Йошкар-Ола», ФГОУ СПО «Марийский аграрный колледж», МБОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы», МОУ «Коркатовский лицей».
На первом этапе исследования 20182019 уч. г. был проведен анализ педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, разрабатывался и формировался методологический аппарат, систематизировались базовые теоретические положения, формировались методы изучения, система диагностики. Второй этап исследования осуществлялся в период с 2019 по 2021 гг., в ходе которого проводился педагогический эксперимент по разработке методики подготовки допризывной молодежи к службе в армии посредством использования военно-спортивных многоборий. В процессе педагогического эксперимента корректировалось содержание, средства, методы и формы вариативной программы использованию военно-спортивных многоборий в подготовке допризывной молодежи к службе в армии. На третьем этапе исследования 2021-2022 гг. проводится системный анализ, обобщается фактологический материал, детализируются основные положения и выводы.
В настоящее время мы можем констатировать, что специальная подготовка, направленная на освоение элементов военно-спортивных много-борий, способствует развитию физических качеств обучающихся и способна восполнить образовавшийся пробел общей физической подготовки. Специальная подготовка состоит из двух блоков: предварительной подготовки и основной. Предварительная подготовка направлена на развитие базовых движений военно-спортивных многоборий. Основная подготовка направлена на широкое развитие двигательных и силовых качеств, отвечающих особенностям и требованиям военно-спортивных многоборий.
В программу по физическому воспитанию мы включили элементы военно-спортивных многоборий, как наиболее значимый вид прикладного спорта по подготовке юношей к службе в армии. Базовая часть программы по физическому воспитанию для обучающихся общеобразовательных организаций составляет
90 часов, вариативная часть - 12, итого - 102 часа в год общей нагрузки. Базовая часть программы по физическому воспитанию для обучающихся организаций среднего профессиональных образовательных составляет 102 часа, вариативная часть - 24, итого - 126 часов в год общей нагрузки. Элементы военно-спортивных многоборий
присутствуют как в базовой, так и в вариативной части. По основным моментам содержания и объему учебной нагрузки программы общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования для возрастной категории 16-18 лет не имеют принципиальных различий.
Таблица / Table
Распределение тематики учебного материала по физическому воспитанию в течение учебного года в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования
для возрастной категории 16-18 лет / Distribution of the subjects of the educational material on physical education during the academic year in general education organizations and organizations of secondary vocational education for the age category of 16-18 years
№ п/п / no. p/n Тематика учебного материала / Subject of the educational material Распределение учебного времени на учебный год (3 урока в неделю) 10-11 классы / Distribution of study time for the academic year (3 lessons per week) grades 10-11 Распределение учебного времени на учебный год (3 занятия в неделю) 1-2 курс / Distribution of study time for the academic year (3 lessons per week) 1-2 course
1. Базовая часть/практические занятия 90 102
1.1 Основы знаний о физической культуре/ учебно-методические занятия 7 10
1.2 Основы знаний (теория) и практическая часть (тесты) ВФСК «ГТО» в ходе урока в ходе урока
1.3 Спортивные игры 20 20
Баскетбол 12 12
Волейбол 8 8
1.4 Гимнастика с элементами акробатики 14 10
1.5 Легкая атлетика 10 6
1.6 Лыжная подготовка 10 8
1.7 Кроссовая подготовка 14 14
1.8 Элементы единоборств 9 8
1.9 Плавание 6 6
2 Вариативная часть 12 24
2.1 Преодоление препятствий 2 4
2.2 Метание гранат 2 4
2.3 Стрельба 4 8
2.4 Кросс с ориентировкой на местности 4 8
Итого: 102 126
Исходя из планирования учебного материала уроки физической культуры с сентября по ноябрь были нацелены на развитие общих физи-
ческих качеств обучающихся экспериментальной группы (силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости) для этого использовались
PEDAGOGICS
S. I. Koshkin
гимнастика, стрельба из пневматических ружей, бег. С декабря по март осуществлялась предварительная подготовка по развитию базовых движений военно-спортивных многоборий: организация лыжных гонок, обучение технике барьерного бега, прыжков в длину и высоту, технике метания гранаты, строевым гимнастическим упражнениям, спортивным играм. С апреля по май включительно проводилась основная подготовка с элементами единоборств, плаванием, бегом с преодолением препятствий, метанием гранат, стрельбой, кроссом с ориентировкой на местности. На всех занятиях обязательными были упражнения по развитию силовых, скоростно-силовых качеств, реакции, выносливости, координации. В развитии силовых качеств использовались упражнения с внешним сопротивлением: с резиновыми амортизаторами; упражнения с гантелями; на силовых тренажерах, с использованием блочных устройств (как наиболее безопасные, удобные и надежные в использовании). Предельные нагрузки не использовались, поскольку они снижали самоконтроль при выполнении и увеличивали риск травматизма.
Основными принципами организации работы по использованию элементов военно-спортивных многоборий в подготовке юношей к службе в армии были: непрерывность физических занятий; постепенность в наращивании развивающе-тренирующих воздействий; цикличность; возрастная и физиологическая адекватность; опережающие воздействия в развитии физических способностей; волнообразность и вариативность нагрузок; цикличность процесса подготовки; единство и взаимосвязь структуры; направленность к высшим достижениям; взаимосвязь тренировки и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами; профилактика травматизма.
Во внеучебное время для обучающихся экспериментальной группы предоставлялась возможность заниматься военно-спортивным многоборьем и иными видами спорта. Это способствовало включению обучающихся в непрерывный тренировочный процесс.
Накануне празднования Дня победы организовывались показательные соревнования -спартакиада «Салют, Победа!» по основным
направлениям военно-спортивных многоборий: стрельбе, преодолению полосы препятствий, метанию гранаты, кроссу. Целью спартакиады являлась демонстрация результатов в военно-прикладных видах спорта, совершенствование военно-патриотического воспитания допризывной молодежи, повышение мотивации к срочной службе в рядах вооруженных сил. По окончании учебного года была проведена повторная оценка успеваемости 350 ранее заявленных респондентов, обучающихся в общеобразовательных и средних профессиональных образовательных организациях Республики Марий Эл, участвовавших в экспериментальной работе. По полученным данным, количество обучающихся, имеющих неудовлетворительные оценки по нормативам общефизической подготовки, сократилось до у 12 %, причем это были лица, имеющие хронические заболевания. Следовательно, использование военно-спортивных многоборий в практике физической подготовки в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования свидетельствует об эффективности данной работы.
Заключение
Использование военно-спортивных многобо-рий в подготовке допризывной молодежи к службе в армии - одно из значимых направлений работы общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, поскольку современным вооруженным силам Российской Федерации требуются мотивированные, социально зрелые и физически подготовленные солдаты срочной службы. Существующие системы подготовки допризывной молодежи к службе в армии разнообразны по структуре и содержанию. Роль военно-спортивных многоборий определяется успешностью целевой профильной практикоориенти-рованной подготовкой молодежи. Элементы военно-спортивных многоборий в сочетании с программами общефизической подготовки в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования стимулирует стабильно положительные результаты готовности к срочной воинской службе, развивает физические и моральные качества молодежи допризывного возраста.
1. Будрейный М.А. Все о призывниках и военной службе. М. : Вече, 2008. 208 с.
2. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. М. : ПИТЕР, 2005. 411 с.
3. Кошкин С. И. Педагогические аспекты использования военно-спортивных многоборий в подготовке современной молодежи к службе в армии // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 4. С. 405-410. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-405-410
4. Писаренко В. Ф., Самуйлов Д. Н., Минченко А. А. Тренировка спортсменов-многоборцев в условиях вуза. Могилев : Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет», 2017. 201 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30793812 (дата обращения: 20.01.2022).
5. Прилюдько И. А. Педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодежи с использованием средств физической культуры, спорта и туризма при подготовке к воинской службе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2007. №8 (30) С. 78-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-studencheskoy-molodyozhi-s-ispolzovaniem-sredstv-fizicheskoy (дата обращения: 15.01.2022).
6. Рындина О. Г. Условия формирования психологической готовности к воинской службе // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2007. № 3 С. 74-88. URL: https://cyberleninka.ru/artide/nusloviya-fornrirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-k-voinskoy-sluzhbe (дата обращения: 15.01.2022).
7. Седых А. М., Тихончук А. А., Матвеев Е. Г., Зайцев О. С. Военно-спортивные многоборья в вооруженных силах. Системно-исторический аспект // Перспективы науки. 2019. № 5 (116). С. 165-167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39186656 (дата обращения: 16.01.2022).
8. Сорокин В. П. Функционирование массового спорта в Вооруженных силах Российской Федерации // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 220-223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-massovogo-sporta-v-vooruzhennyh-silah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.01.2022).
9. Темирханов Т. А., Сибогатов М. А., Куштаев Е. В., Согришин Е. А. Военно-спортивные многоборья в системе подготовки военнослужащих горных и высокогорных подразделений // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 3. С. 58-62. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/voenno-sportivnye-mnogoborya-v-sisteme-podgotovki-voennosluzhaschih-gornyh-i-vysokogornyh-podrazdeleniy (дата обращения: 15.01.2022).
10. Шлычков А. Г., Состояние физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). С. 359-365. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2019.12.359-365
Статья поступила в редакцию 16.02.2022 г.; одобрена после рецензирования 11.03.2022 г.; принята к публикации 30.03.2022 г.
Об авторе
Кошкин Станислав Иванович
аспирант, Шуйский филиал Ивановского государственного университета (155908, Российская Федерация, г. Шуя, Кооперативная ул., д. 24), [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Budreinyi M. A. Vse o prizyvnikakh I voennoi sluzhbe [All about conscripts and military service]. M., Veche Publ., 2008, 208 p. (In Russ.).
2. Ilyin E. P. Psikhofiziologiya sostoyanii cheloveka [Psychophysiology of human states]. M., PETER Publ., 2005, 411 p. (In Russ.).
3. Koshkin S. I. Pedagogicheskie aspekty ispol'zovaniya voenno-sportivnykh mnogoborii v podgotovke sovremennoi molodezhi k sluzhbe v armii [Pedagogical aspects of the use of military sports all-around in the preparation of modern youth for military service]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2021, vol. 15, no. 4, pp. 405-410. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-405-410
4. Pisarenko V. F., Samuilov D. N., Minchenko A. A. Trenirovka sportsmenov-mnogobortsev v usloviyakh vuza: mono-grafiya [Training of multi-sport athletes in conditions of high school: monograph]. Mogilev, Belarusian-Russian University Publ. house, 2017, 201 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30793812 (accessed 20.01.2022). (In Russ.).
5. Prilyudko I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya voenno-patrioticheskogo vospitaniya studencheskoi molodezhi s ispol'zovaniem sredstv fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma pri podgotovke k voinskoi sluzhbe [Educational technology in military-patriotic education of students with the use of physical culture, sports and tourism in preparation for military service]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta = Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, 2007, no. 8 (30), pp 78-83. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-studencheskoy-molodyozhi-s-ispolzovaniem-sredstv-fizicheskoy (accessed 15.01.2022). (In Russ.).
6. Ryndina O. G. Usloviya formirovaniya psikhologicheskoi gotovnosti k voinskoi sluzhbe [Formation conditions of psychological readiness to military service]. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii = The Bulletin of Chuvash Psychiatry and Psychology, 2007, no. 3, pp. 74-88. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-k-voinskoy-sluzhbe (accessed 15.01.2022). (In Russ.).
7. Sedykh A. M., Tikhonchuk A. A., Matveev E. G., Zaitsev O. S. Voenno-sportivnye mnogobor'ya v vooruzhennykh silakh. Sistemno-istoricheskii aspect [Military-and-sports competitions in the military forces in the systemic-historical aspect]. Perspek-tivy nauki = Science Prospects, 2019, no. 5 (116), pp. 165-168. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39186656 (accessed 16.01.2022). (In Russ.).
8. Sorokin V. P. Funktsionirovanie massovogo sporta v Vooruzhennykh silakh Rossiiskoi Federatsii [Functioning of mass sports in the Russian Federation armed forces]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta = Scientific notes of the Lesgaft University, 2016, no. 1 (131), pp. 220-223. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-massovogo-sporta-v-vooruzhennyh-silah-rossiyskoy-federatsii (accessed 20.01.2022). (In Russ.).
9. Temirkhanov T. A., Sibogatov M. A., Kushtaev E. V., Sogrishin E. A. Voenno-sportivnye mnogobor'ya v sisteme podgo-tovki voennosluzhashchikh gornykh i vysokogornykh podrazdelenii [Military-sports-around in the training of soldiers of mountain and alpine units]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya = Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 2019, vol. 4, no. 3, pp. 58-62. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nvoenno-sportivnye-mnogoborya-v-sisteme-podgotovki-voennosluzhaschih-gornyh-i-vysokogornyh-podrazdeleniy (accessed 15.01.2022). (In Russ.).
10. Shlychkov A. G. Sostoyanie fizicheskoi podgotovlennosti i fizicheskogo razvitiya doprizyvnoi molodezhi [Physical fitness and physical development state of the drafted youth]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta = Scientific notes of the Lesgaft University, 2019, no. 12 (178), pp. 359-365. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2019.12.359-365
The article was submitted 16.02.2022; approved after reviewing 11.03.2022; accepted for publication 30.03.2022.
About the author Stanislav I. Koshkin
Postgraduate student, Shuya Branch of Ivanovo State University (24 Cooperative St., Shuya 155908, Russian Federation), [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.