Научная статья на тему 'Анализ оценки деятельности клинических кафедр университета со стороны обучающихся'

Анализ оценки деятельности клинических кафедр университета со стороны обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / THE OPINION OF STUDENTS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ / ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабрина Юлия Олеговна, Колесников Олег Леонидович, Худякова Ольга Юрьевна, Колесникова Алла Алексеевна, Шумакова Ольга Алексеевна

Приведены данные, характеризующие мнение студентов 6 курса лечебного факультета о клинических кафедрах университета. Студенты высоко оценили организацию учебного процесса, квалификацию преподавателей, качество образовательного процесса, информационное обеспечение и организацию научно-исследовательской работы. Сделан вывод о целесообразности продолжения работы по усовершенствованию материально-технического обеспечения клинических кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарабрина Юлия Олеговна, Колесников Олег Леонидович, Худякова Ольга Юрьевна, Колесникова Алла Алексеевна, Шумакова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ оценки деятельности клинических кафедр университета со стороны обучающихся»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ оценки деятельности клинических кафедр университета со стороны обучающихся

1 2 3

Тарабрина Ю. О. , Колесников О. Л. , Худякова О. Ю. , Колесникова А. А.4, Шумакова О. А.5, Ванин Е. Ю.6

1Тарабрина Юлия Олеговна / Tarabrina Yulia Olegovna - ассистент, кафедра поликлинической терапии и клинической фармакологии;

2Колесников Олег Леонидович /Kolesnikov Oleg Leonidovich - доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела менеджмента качества; 3Худякова Ольга Юрьевна / Khudiakova Olga Yuryevna - специалист отдела менеджмента качества;

4Колесникова Алла Алексеевна / Kolesnikova Alla Alekseevna - кандидат медицинских наук, доцент, начальник отдела интернатуры и ординатуры;

5Шумакова Ольга Алексеевна /Shumakova Olga Alekseevna - доктор психологических наук, заведующая кафедрой, начальник учебно-методического управления, кафедра психологии;

6Ванин Евгений Юрьевич / Vanin Evgenii Yuryevich - кандидат медицинских наук, начальник управления по внеучебной, воспитательной и социальной работе, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

Аннотация: приведены данные, характеризующие мнение студентов 6 курса лечебного факультета о клинических кафедрах университета. Студенты высоко оценили организацию учебного процесса, квалификацию преподавателей, качество образовательного процесса, информационное обеспечение и организацию научно-исследовательской работы. Сделан вывод о целесообразности продолжения работы по усовершенствованию материально-технического обеспечения клинических кафедр. Abstract: given data describing the opinion of students 6 courses of medical faculty on the clinical departments of the University. Students rated as high organization of educational process, qualifications of teachers, the quality of the educational process, information support and organization of research work. The conclusion about whether to continue the work on improvement of material support of the clinical departments is done.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, мнение обучающихся, деятельность кафедры.

Keywords: higher education, quality of education, the opinion of students, the activities of the Department.

Актуальность проблемы

Каждое образовательное учреждение должно обеспечивать высокий уровень образования. Это необходимо и для общества в целом, и для образовательной организации. Одним из способов обеспечения эффективного функционирования любого предприятия является наличие системы менеджмента качества (СМК). СМК должна обеспечивать соответствие требованиям стандартов и повышать эффективность управления организацией. В ЮУГМУ также функционирует сертифицированная СМК. ГОСТ Р ИСО 9001 -2015, который регулирует деятельность СМК, содержит следующее требование: «Организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий» [1]. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», работодатели могут участвовать в разработке федеральных государственных образовательных

стандартов, а также в проведении процедуры итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений [4].

Для выполнения требований нормативных документов в ЮУГМУ проводится изучение мнения представителей медицинских учреждений, в которых проходят производственную практику студенты. При обработке отчетов о практике студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» было установлено, что работодатели полностью удовлетворены практическими навыками студентов 3 курса в 100 % случаев. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой студентов 4 курса была зафиксирована в 85,3 % случаев [2]. Относительно студентов 2 курса педиатрического факультета было показано, что полная удовлетворенность теоретической подготовкой зафиксирована в 90 % случаев, а средняя оценка за практику составила 4,99 [5].

Оценка мнения только работодателей не позволяет составить полное впечатление о деятельности университета. Важным элементом является также опрос обучающихся. Мовчан Н. И. и соавторы указывают, что удовлетворенность обучающихся оказывает значительное воздействие на показатели результативности образовательного процесса [3]. Они считают, что показатель удовлетворенности потребителей позволяет регулировать характеристики образовательного процесса, негативно влияющие на его результативность [3].

В настоящей работе представлены данные, характеризующие мнение студентов о деятельности клинических кафедр ЮУГМУ.

Материалы и методы

Работа была проведена во время весеннего семестра 2015/2016 учебного года. При проведении исследования было опрошено 68 человек, которые обучаются на 6 курсе лечебного факультета. Анкета была разработана отделом менеджмента качества и учебно-методическим управлением. Каждый студент мог оценить деятельность нескольких кафедр университета по собственному выбору (максимальное количество кафедр - 10). Обучающиеся при ответах использовали 10-балльную шкалу. В настоящем сообщении использованы данные, касающиеся работы клинических кафедр университета. Отобрано 260 анкет, в которых дана оценка следующим кафедрам: 1) пропедевтики детских болезней и педиатрии, 2) психиатрии, 3) медицинской реабилитации и спортивной медицины, 4) факультетской хирургии, 5) общей хирургии, 6) факультетской терапии, 7) нервных болезней, 8) акушерства и гинекологии, 9) пропедевтики внутренних болезней. Полученные данные обработаны с помощью пакета прикладных статистических программ SPSS и представлены в виде средней величины и 95 % доверительного интервала средней.

С целью возможности более наглядного представления результатов была использована следующая шкала: 10, 9, 8 баллов - качество высокое, 7, 6, 5 баллов -качество среднее, 4, 3, 2, 1 балл - качество низкое.

Полученные результаты и их обсуждение

Материально-техническое обеспечение учебного процесса характеризовалось вопросом № 4. Как видно из таблицы 1, оснащенность учебных классов обучающиеся расценили как среднее, средняя величина составила 7, 54 балла.

Информационное обеспечение учебного процесса было отражено в вопросах 8, 9 и 10 (таблица 1). Оценка доступности учебников, учебных пособий и дополнительной литературы в библиотеке составила 8, 43 балла, еще более высоко студенты оценили качество (информативность) учебных и методических пособий - 8,53 балла. Сайт университета является носителем официальной информации об учебном заведении, его содержание сегодня анализируется при аккредитации. В ЮУГМУ принято положение, которое регламентирует характер информации, представляемой кафедрами университета на своих страницах сайта. Содержание кафедральных страниц является высоко полезным для студентов, что подтверждается оценкой в 8,32 балла. Важным элементом современного учебного процесса является научно-

44

исследовательская работа студентов. Возможность занятий научно-исследовательской работой на клинических кафедрах расценивается студентами как высокая (8,19 балла).

Таблица 1. Мнение студентов о деятельности клинических кафедр

Вопрос анкеты Средняя величина 95 доверит инте % ельный рвал

Нижняя граница Верхняя граница

1. Оцените качество лекций 8,87 8,62 9,13

2. Оцените качество практических занятий 8,78 8,51 9,05

3. Оцените организацию индивидуальных консультаций 8,21 7,89 8,53

4. Оцените оснащенность учебных классов (лабораторий) 7,54 7,20 7,88

5. Насколько соответствуют качество преподавания и уровень требований на экзаменах и/или зачетах 8,56 8,26 8,85

6. Оцените наглядность и интерактивность преподавания по критериям наличия и качества деловых игр, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, решения задач, и т. д. 8,24 7,93 8,54

7. Оцените возможность для обучающихся (студенты, интерны, ординаторы) заниматься научно-исследовательской деятельностью на кафедре 8,19 7,88 8,49

8. Оцените доступность учебников, учебных пособий и дополнительной литературы в библиотеке по дисциплинам кафедры 8,43 8,14 8,73

9. Оцените качество (информативность) учебных и методических пособий, подготовленных преподавателями кафедры 8,53 8,23 8,83

10. Оцените полезность для обучающихся информации, размещенной на странице кафедры официального сайта университета 8,32 8,04 8,60

11. Оцените организацию работы по балльно-рейтинговой системе на кафедре (доступность информации о требованиях балльно-рейтинговой системы, о текущих баллах и т. д.) 8,17 7,85 8,48

12. Оцените качество педагогического состава кафедры 8,68 8,41 8,95

13. Оцените взаимоотношения студент-преподаватель во время учебы (10 -благожелательные, 1 - негативные) 8,75 8,48 9,03

Качество лекций и практических занятий, по мнению студентов, является весьма высоким (8,87 и 8,78 балла, соответственно). Даже нижняя граница доверительного интервала превышает 8,5 балла. Для более полной характеристики изучаемой выборки провели распределение мнений студентов по группам в соответствии с вышеописанной шкалой. Как видно из рисунка 1, более 80 % опрошенных студентов считают качество лекций и занятий высоким, что положительно характеризует образовательный процесс на клинических кафедрах.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Высокое Среднее Низкое

В Лекции и Практические занятия

Рис. 1. Оценка студентами качества лекций и занятий

Организацию учебного процесса затрагивали ответы на вопросы 3 и 11 (таблица 1). Данная обучающимися оценка (8,21 балла) свидетельствует, что индивидуальные консультации на кафедрах проводятся на высоком уровне. Используемая в ЮУГМУ балльно-рейтинговая система призвана обеспечить комплексную оценку различных видов деятельности студентов. Эффективность этой работы подтверждается мнением студентов, которые оценили данный показатель в 8,17 балла.

Проводимая университетом политика подготовки и отбора профессорско-преподавательского состава дала позитивный результат, что подтверждается очень высокой оценкой студентов - 8,68 балла (таблица 1).

Полученные нами данные указывают на позитивную оценку студентами различных показателей деятельности кафедр (организация учебного процесса, квалификация персонала, качество педагогического процесса, информационное обеспечение, организация научно-исследовательской работы). Университету следует продолжить работу по усовершенствованию материально-технического обеспечения клинических кафедр.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. Москва: Стандартинформ, 2015. С. 32.

2. Колесников О. Л., Шишкова Ю. С., Тарабрина Ю. О. Оценка качества подготовки студентов 3 и 4 курсов с помощью изучения мнения работодателей // Проблемы педагогики, 2016. № 4 (15). С. 50-53.

3. Мовчан Н. И., Мингазова Д. Н., Башкирцева Н. Ю., Сопин В. Ф. О некоторых экономических аспектах обеспечения качества в вузе // Вестник Казанского технологического университета, 2012. Том 15, № 1. С. 286-292.

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета, 2012. 31 декабря.

5. Худякова О. Ю., Колесников О. Л., Колесникова А. А. Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг // International scientific review, 2016. № 4 (14). С. 170-173.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении Фаргиева З. С.1, Цурова М. М.2, Мурзабекова М. И.3, Шаухалова Р. А.4

1 Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель, физико-математический факультет, кафедра математики и ивт;

2Цурова Мадина Магомедовна / Tchurova Madina Magomedovna - магистрант, технолого-педагогический факультет;

3Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem Ismailovna - преподаватель;

4Шаухалова Разия Алаудиновна / Shauhalova Raziya Alaudinovna - старший преподаватель, физико-математический факультет, кафедра математики и ивт, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе обусловлены требованиями нового государственного образовательного стандарта. Поэтому актуальным вопросом для каждого образовательного учреждения является формирование единого информационного пространства. Abstract: information and communication technologies in the educational process due to the requirements of the new state educational standard. Therefore, an important issue for every educational institution is the formation of a single information space.

Ключевые слова: компьютер, школа, ИКТ, Интернет. Keywords: computer, school, ICT, Internet.

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.

А использование компьютера в учебном процессе — (внедрение новых информационных технологий) — это попытка предложить один из путей, которые могут интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса.

Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения [3, c.6].

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.