Научная статья на тему 'Анализ мнения обучающихся 6 курса о деятельности кафедр университета'

Анализ мнения обучающихся 6 курса о деятельности кафедр университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / THE OPINION OF STUDENTS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ / ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худякова Ольга Юрьевна, Колесников Олег Леонидович, Шумакова Ольга Алексеевна

Представлен перечень вопросов по изучению качества учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения образовательной программы. Средняя выраженность показателя оценки учебно-методического обеспечения по 10-балльной шкале составила 8, 17 баллов. Средняя величина оценки качества педагогического состава составила 8,33 балла. Определены задачи по совершенствованию деятельности кафедр университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худякова Ольга Юрьевна, Колесников Олег Леонидович, Шумакова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ мнения обучающихся 6 курса о деятельности кафедр университета»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The analysis of opinions of the students of 6th course about the activities of the departments of the University Hudjakova O.1, Kolesnikov O.2, Shumakova O.3 Анализ мнения обучающихся 6 курса о деятельности кафедр университета Худякова О. Ю.1, Колесников О. Л.2, Шумакова О. А.3

1 Худякова Ольга Юрьевна /Hudyakova Olga — специалист отдела менеджмента качества;

2Колесников Олег Леонидович /Kolesnikov Oleg - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, начальник отдела менеджмента качества, кафедра биологии;

3Шумакова Ольга Алексеевна / Shumakova Olga — доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, начальник учебно-методического управления, кафедра психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

Аннотация: представлен перечень вопросов по изучению качества учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения образовательной программы. Средняя выраженность показателя оценки учебно-методического обеспечения по 10-балльной шкале составила 8, 17 баллов. Средняя величина оценки качества педагогического состава составила 8,33 балла. Определены задачи по совершенствованию деятельности кафедр университета. Abstract: it submitted a list of questions for the Study of the quality of teaching and methodical, logistical and human resources of the educational program. The average severity index assessment training and methodological support for the 10-point scale was 8.17 points. The average value of assessing the quality of the teaching staff was 8.33 points. Defined objectives to improve the activities of the departments of the University.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, мнение обучающихся, деятельность кафедры.

Keywords: higher education, quality of education, the opinion of students, the activities of the Department.

Актуальность проблемы

Формирование и поддержание высокого качества образования является критически важным для образовательных учреждений. В настоящее время только высокий рейтинг образовательной организации способен обеспечить большой конкурс при поступлении и качественный отбор хорошо подготовленных абитуриентов. Формирование хорошего мнения потребителей необходимо для эффективной работы учреждений высшего образования, что согласуется и с федеральным законодательством. Так, действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает участие работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и в проведении процедуры итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений [6]. Ключевой для деятельности системы менеджмента качества стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 содержит следующее требование: «Организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий» [1].

Все это фиксирует как минимум два направления в решении проблемы получения объективной оценки качества предоставляемых образовательных услуг: первое включает в себя изучение удовлетворенности потенциальных работодателей качеством подготовленности обучающихся, а второе - непосредственно удовлетворенности самих обучающихся получаемыми образовательными услугами.

В ЮУГМУ разработана методика мониторинга удовлетворенности потребителей подготовленностью обучающихся [5]. Эта процедура проводится по завершению производственной практики, которая проходит на базе медицинских учреждений [4]. В отношении студентов 4 курса, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело», полная удовлетворенность потенциальных работодателей теоретическими знаниями отмечена в 85,3 % случаев, а практическими навыками - в 70,7 % случаев. Отношением к порученной работе полностью удовлетворены 100 % работодателей [3]. Важно отметить, что данные показатели весьма высокие и выражают мнение медицинских работников относительно предвыпускного курса, следовательно, возможность их стабилизации на высоких значениях является позитивным прогнозом и весьма вероятна.

В литературе указывается на целесообразность оценки удовлетворенности студентов процессом

обучения и качеством образования [2]. Целью настоящей работы явился анализ мнения обучающихся относительности деятельности кафедр ЮУГМУ.

Материалы и методы

Был проведен опрос студентов 6 (выпускного) курса лечебного факультета. Содержание опросного листа разработано отделом менеджмента качества совместно с учебно-методическим управлением университета и утверждено представителем руководства по качеству, и. о. проректора по учебной, внеучебной и воспитательной работе. В опросе участвовало 68 человек. Каждый студент получал список всех кафедр, на которых проходило обучение, и мог выразить своё мнение о деятельности 10 кафедр университета. Оценка каждого параметра производилась по 10-балльной шкале. При подготовке публикации обработано 678 анкет, результаты представлены в виде средней величины и стандартной ошибки средней. Обработка произведена с помощью пакета прикладных статистических программ SPSS.

Полученные результаты и их обсуждение

Все заданные обучающимся вопросы в той или иной мере отражают содержание требований к условиям реализации образовательных программ: материально-техническому, кадровому, учебно-методическому обеспечению. Поскольку реализацию образовательной программы осуществляют университетские кафедры, то и оценку каждый студент выставлял относительно каждой кафедры, а суммарная оценка отразила оценку деятельности кафедр университета в целом. Результаты опроса обучающихся представлены в таблице 1.

При анализе результатов опроса важным было получить качественную интерпретацию удовлетворенности обучающихся образовательным процессом в университете. Обобщая результаты проведенного исследования, обратим внимание на то, что среди всех оценок обучающихся не было ни одной, попавшей в область низких значений.

Большая часть вопросов касалась учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Охвачены такие его аспекты, как качество лекций, практических занятий, организация индивидуальных консультаций на кафедре. Эти организационные формы обучения являются основными, а оценка их качества является информативной для получения объективной оценки качества учебного процесса. Кроме этого, оценке подверглись показатели возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью на кафедре, информативность подготовленных кафедрой пособий для студентов, а также функционирование балльно-рейтинговой системы. Средняя выраженность показателя оценки учебно-методического обеспечения составила 8,17 баллов.

Таблица 1. Мнение студентов о деятельности кафедр университета (M ± m)

№ п/п Вопрос Суммарная оценка

1 Оцените качество лекций 8,59 ± 0,09

2 Оцените качество практических занятий 8,36 ± 0,1

3 Оцените организацию индивидуальных консультаций 7,81 ± 0,11

4 Оцените оснащенность учебных классов (лабораторий) 7,53 ± 0,11

5 Насколько соответствуют качество преподавания и уровень требований на экзаменах и/или зачетах 8,09 ± 0,11

6 Оцените наглядность и интерактивность преподавания по критериям наличия и качества деловых игр, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, просмотра и обсуждения видеофильмов, решения задач, наличия мультимедиапрезентаций и т. д. (10 - высший балл, 1 - низший балл) 7,84 ± 0,11

7 Оцените возможность для обучающихся (студенты, интерны, ординаторы) заниматься научно-исследовательской деятельностью на кафедре (кружок, конференции, публикации и др.) 7,93 ± 0,10

8 Оцените доступность учебников, учебных пособий и дополнительной литературы в библиотеке по дисциплинам кафедры 8,37 ± 0,1

9 Оцените качество (информативность) учебных и методических пособий, подготовленных преподавателями кафедры 8,32 ± 0,1

10 Оцените полезность для обучающихся информации, размещенной на странице кафедры официального сайта университета (контакты, проезд, дополнительные учебные материалы, наличие вопросов к экзаменам/зачетам и т. д.) 8,08 ± 0,1

11 Оцените организацию работы по балльно-рейтинговой системе на кафедре (доступность информации о требованиях балльно-рейтинговой системы, о текущих баллах и итоговых бонусах, наличие большого перечня работ для набора дополнительных баллов) 8,04 ± 0,1

12 Оцените качество педагогического состава кафедры 8,33 ± 0,09

13 Оцените взаимоотношения студент-преподаватель во время учебы (10 -благожелательные, 1 - негативные) 8,41 ± 0,1

Показатели оценки качества кадрового обеспечения образовательного процесса в нашем исследовании оказались идентичными показателям учебно-методического обеспечения. Средняя выраженность показателей составила 8,17 баллов. Оценке подвергались показатели соответствия качество преподавания и уровень требований на экзаменах и/или зачетах, наглядности и интерактивности преподавания, взаимоотношения преподавателей кафедры с обучающимися. Наиболее проблематичным оказался показатель наглядности и интерактивности преподавания по критериям наличия и качества деловых игр, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, просмотра и обсуждения видеофильмов, решения задач, наличия мультимедийных презентаций. Это означает, что методические и педагогические техники преподавания требуют дальнейшего совершенствования.

Несколько ниже предыдущих оказались результаты показателей материально-технического обеспечения, в частности, оценка оснащенности учебных классов и лабораторий (7,53), при этом качество лекций и практических занятий, проводимых в этих помещениях, оценены достаточно высоко. Выводы

Обучающиеся на достаточно высоком уровне оценили качество образовательного процесса по всем оцениваемым показателям. Также определились первоочередные задачи по совершенствованию деятельности кафедр: 1) продолжать укреплять материально-техническое оснащение; 2) совершенствовать методику индивидуальной работы со студентами; 3) активнее применять наглядные и интерактивные методы обучения; 4) увереннее привлекать большее количество обучающихся в проводимые кафедрой научные и научно-практические исследования.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. Москва: Стандартинформ, 2015. С. 32.

2. Елисеева Е. Н. Динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг: анализ и проблемы // Вестник Челябинского государственного университета, 2015. № 1 (356). С. 49-52.

3. Колесников О. Л., Шишкова Ю. С., Тарабрина Ю. О. Оценка качества подготовки студентов 3 и 4 курсов с помощью изучения мнения работодателей // Проблемы педагогики, 2016. № 4 (15). С. 50-53.

4. Колесников О. Л., Прачева А. А., Худякова О. Ю., Колесникова А. А. Оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов-медиков во время прохождения практики в медицинских учреждениях // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 10-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 21 февраля, 2016 г.), Махачкала: ООО «Апробация», 2016. С. 14-16.

5. Колесников О. Л., Худякова О. Ю., Колесникова А. А., Тарабрина Ю. О. Разработка и внедрение методики мониторинга удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности студентов [Электронный ресурс]: Экономика и социум, 2016. № 2 (21). Режим доступа: http://iupr.rU/domains_data/files/zurnal_21/Kolesnikov%20O.L. (Sovremennye%20nauki%20i%20obrazo уаше)^£ (дата обращения: 29.03.2016).

6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.

The importance and the role of independent work of the student in educational activities Konstantinov A.

Значение и роль самостоятельной работы студента в учебной деятельности

Константинов А. В.

Константинов Алексей Владимирович /Konstantinov Aleksey — кандидат юридических наук, преподаватель,

кафедра административного права, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Москва

Аннотация: автором в статье рассматривается значение самостоятельной работы студента в учебной деятельности и ее роль в формировании у будущего специалиста необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений и навыков.

Abstract: the author of the article discusses the importance of independent work of students in educational activity and its role in shaping the future of the specialist required for the professional activity of knowledge and skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.