Мельников О.Н.
канд. техн. наук, доцент кафедры "Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность" МГТУ им. Н. Э. Баумана
вектор интеллекта
анализ отличий материального и духовного
(интеллектуального) экономических продуктов
Любая производственно-предпринимательская деятельность, ставящая своей целью выпуск того или иного продукта или услуги, обязательно сопровождается созданием как материальных, так и духовных (интеллектуальных) экономических продуктов. Первые в конечном итоге полностью трансформируются в товар, а вторые, также переходя в товар, остаются в собственности предприятия в виде его интеллектуальных активов, воплощенных, например, в технологической, испытательной, производственной и т.п. документации. Однако, необходимо помнить и учитывать на практике тот факт, что интеллектуальный экономический продукт всегда находится в диалектическом единстве с материальным экономическим продуктом.
Известно, что традиционная экономика, опирающаяся, в основном, на «использование редких ограниченных природных ресурсов» [1, стр. 763] материально и финансово выраженных в активах предприятия, оперирует показателями, отражающими экономические (хозяйственные) операции, которые производятся с материальными экономическими продуктами. Как правило, все коммерческие расчеты сегодня осуществляются на базе тех данных, которые являются отображением конечных (или текущих) результатов практического решения задач при реализации того или иного вида деятельности. Одновременно широко признается тот факт, что не столько
материально-финансовые, сколько интеллектуальные ресурсы определяют рыночную устойчивость современных компаний. «Новая экономика основана на знаниях и передовых технологиях, которые стали основой основ современного общества. Сегодня даже традиционные товары насыщены и даже перенасыщены интеллектуальной составляющей [2, стр. 89]. Это реалии наших дней. Сегодня мы наблюдаем за очередным циклом экономического развития, который с огромной скоростью наращивает использование практически неограниченных интеллектуальных ресурсов человека. Но возникает вопрос: «А какова роль этих ресурсов была на предшествую-
Экономический продукт
Рис. 1. Эволюция перераспределения духовно-материальных затрат на удовлетворения потребностей человека при трансформации экономических отношений в обществе
щих этапах развития экономических систем?».
Известно, что для того, чтобы произвести экономический продукт, необходимы как материальные, так и нематериальные (духовные) затраты. В экономической же теории эти два вида затрат, как правило, не рассматриваются в абсолютном диалектическом единстве. Материальному производству (или общественному бытию по К. Марксу) отводится ведущая роль, а нематериальному - «ведомая». Однако развитие экономических систем всегда происходило и происходит только благодаря тому, что на каждом эволюционном витке экономических преобразований при производстве экономических продуктов интеллектуальная составляющая затрат становится больше, а материальная - меньше (рис. 1). Для экономики главным является реальное проявление интеллектуальных способностей каждым субъек-
том, выражающееся во внесении ими конкретных нравственно оправданных материальных и/или духовных изменений в предметный (материальный) или сугубо в духовный мир, что необходимо для реализации задач удовлетворения личных и общественных потребностей. При этом следует провести четкую границу между интеллектом и фактической реализацией его возможностей (способностей) на практике. Однако возникает вопрос: «Где тот параметр, который объективно описывает экономическую суть проявления человеком своих интеллектуальных способностей?». Таким параметром является его творческая (созидательная) энергия, природа которой рассмотрена в работе (3, стр. 10]. Причем чем выше уровень проявления этой энергии каждым субъектом, тем на более высокий корпоративный уровень развития переходят экономические отношения фирмы и общества в целом.
российское предпринимательство
Интеллект (ум) - это мыслительная (внутренняя) деятельность мозга, аккумулирующая и перерабатывающая внешнюю информацию, которая, являясь носителем творческой энергии, принимается от самых различных источников во время образовательных и других квалификационных процессов, а затем переносится в соответствующие отделы мозга. Все накопленные в результате этого знания, навыки, опыт являются лишь интеллектуальным капиталом человека, который по аналогии с понятиями традиционной экономики можно соотнести с основным капиталом. Созидательные действия (творческая энергия) - это внешнее проявление интеллектуальных способностей (интеллекта) во время практического использования интеллектуального капитала человека, направленного на целевое изменение (улучшение, преобразование и т.п.) объектов, на которые эта энергия воздействует. Рожденные и зафиксированные материальным объектом или носителем духовной информации (ОЭ, ноты, книги и т.п.) изменения б N являются целью всех последующих «оборотных» экономических операций. Творческая (созидательная) энергия как экономическая категория выражается через коэффициент, отражающий отношение максимально возможных изменений (б N1^^) к конкурентоспособному времени 1к/с. При этом степень проявления творческой энергии каждого человека зависит от огромного числа ежедневно меняющихся внешних и внутренних (здоровье, психологическое самочувствие) факторов, способных низвести ее до минимума или возвысить до максимума. В со-
временной экономике это обстоятельство является решающим, поскольку характеризует экономическую сущность использования интеллектуальных ресурсов организаций и общества в целом. Поскольку творческие (созидательные ресурсы бесконечны, а материальные конечны, это отражается и на природе материального и духовного (интеллектуального) экономических продуктов (табл 1), являющихся отражением использования рассмотренных видов ресурсов. Однако не следует забывать, что ни один материальный экономический продукт не может быть произведен без наличия интеллектуального экономического продукта (например, без разработки его конструкции и технологии производства). Понятно, что в современной экономике все более и более значимыми становятся активы, не имеющие материальной структуры. Тем не менее, для большинства подобных активов в настоящее время не существует официально признанных систем оценки. Причина этого, как было сказано выше, кроется, в том числе, в системе бухгалтерского учета, которая формировалась в эпоху индустриальной экономики, основными объектами которой являлись материальные объекты, обладающие вполне определенными свойствами. Объекты новой экономики имеют, в основном, совершенно иные свойства, что приводит к невозможности использовать для их учета традиционные методы оценки. Так, например, в противоположность материальным большинство нематериальных объектов в процессе потребления не уменьшаются, а увеличиваются. При этом
Анализ отличий материального и духовного (интеллектуального) экономических продуктов
Таблица 1
МАТЕРИАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
1. Имеет физическую природу
2. Результат затрат прямого физического труда
3. Результат использованш физической энергии
4. Результат физического преобразования окружающего (природного) мира в предметный, удовлетворяющий материальные потребности человека
5. Измеряется прямыми количественными параметрами, имеющими конечную величину (вес, размер, кВт/час и т.д.)
6. Является результатам производительного труда
7. В условиях индустриальной экономики производился с использованием большого количества физического и минимального интеллектуального тр)>да.
Этим было занято подавляющее число населения.
8. Для производства материального продукта необходим основной (здания, оборудование, инструмент) и оборотный капитал (прямые материалы и труд)
9. Для производства материального продукта необходимы материальные и трудовые затраты, воплощенные (по Марксу) в живом овеществленном труде
10. Покупая материальный продукт, люди оценивают его в стоимостном (затратном) количественном выражении
ДУХОВНЫЙ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
1. Имеет духовную (неодушевленную) природу
2. Результат затрат интеллектуального (духовного) труда
3. Результат использования созидательной (творческой) энергии
4. Результат виртуального «преобразования» окружающего мира
в информационный, удовлетворяющий духовные, или интеллектуальные потребности человека:
а) внутреннее (без передачи информации вешнему потребителю)
б) внешнее (с фиксированием и передачей информации на материальном носителе)
5. Измеряется качественными параметрами («больше-меньше», «лучше-хуже», «быстрее-медленнее» и т.п.)
6. Оказывает влияние на рост производительного труда
7. В постиндустриальной экономике решающий вектор развития меняет направление в сторону предоставления сервисных услуг. Все большая чисть населения вовлекается в производство духовного (интеллектуального) экономического продукта.
8. Для производства духовного (интеллектуального) продукта необходим основной (интеллект) и оборотный (созидательная, или творческая энергия)
капитал личности
9. Для производства духовного экономического продукта необходимы затраты созидательной (творческой) энергии, воплощенной в живом неовеществленном труде (программное обеспечение, ноу-хау, производственные секреты и т.п.)
10. Покупая интеллектуальный товар, люди оценивают его «чувствами» добавленной и потребительной стоимости
незначительные затраты на их воспроизводство делают бессмысленной их оценку по показателям понесенных («прошлых») издержек.
P.S.: 1) поскольку человек, хотя и являясь элементом бесконечности не способен мыслить категориями бесконечности, а только конечными элементами, он вынужден выставлять искусственные границы своего бытия (физические величины и «привязанные» к ним экономические показатели). 2) материальные и духовные продукты деятельности человека не могут быть отделены друг от друга, они всегда объективно существуют вместе, что подтверждается известным законом перехода количественных изменений в качественные и обратно
Необходимо переходить к оценке интеллектуального (духовного, «неосязаемого») труда, который на практике проявляется только через созидательные (креативные, или творческие) действия того или иного субъекта рынка. При этом такие действия должны оцениваться только через их потребительную (а не «потребленную») стоимость, т.е. полезность не только вещи, но и тех действий, которые совершают субъекты рынка для удовлетворения возникших потребностей, причем в строго рациональных, не приносящих разрушительного вреда объемах. Как справедливо указано в работе [4, стр. 200] «...бухгалтерская информация остается одним из важнейших источников информации, используемых при оценке бизнеса и принятия решений об инвестировании капитала в ту или иную фирму. Но она должна быть дополнена другими форма-
ми учета». Это подтверждает мысль о том, что с усилением влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятий нематериальных объектов возникла проблема законодательного регулирования связанных с ними отношений. Однако сегодня при разработке нормативных актов не учитываются в том числе и упомянутые выше свойства духовных (интеллектуальных) экономических продуктов. Так как их было необходимо «вписать» в существующую систему бухгалтерского учета, они всеми возможностями «привязывались» к традиционным методам учета материальных объектов, для которых учетные правила давно разработаны, а, следовательно, психологически привычны, то есть не требуют дополнительных затрат на перестройку организации ведения бухгалтерского учета. Однако при разработке новых современных форм учета материальных и духовных (интеллектуальных) ресурсов требуется исходить из указанного диалектического единства их использования.
Литература
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2002. 895 с.
2. Нордстрем К.А, Ридерстралле Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. / Пер. с англ. - С.Пб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
3. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. - М.: МЕЛАП, 2000.
4. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.