/л ИЯНВАРЬ-а/ I ФЕВРАЛЬ ■ 2014
PtMtDUUM
Роман ШАБРОВ, управляющий партнер юридической фирмы «БРАС», эксперт Центра исследований нормативной среды фармацевтики и биомедицины, Марк ЦУЦИЕВ, редактор журнала «Бюджет», эксперт Центра исследований нормативной среды фармацевтики и биотехнологий
Госзакупки:
ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
С 1 января 2014 г. вступает в силу федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Во многих аспектах он схож с действующим федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее — 94-ФЗ, Закон о размещении заказов), однако содержит и изменения, важные для сферы закупок лекарственных средств.
Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, лекарственные средства, госзакупки, контрактная система
• СПОСОБЫ ЗАКУПОК
Доля бюджетных средств, по данным маркетинговых исследований DSM Group, за 2012 г. составила около четверти всего объема фармацевтического рынка России и продолжает непрерывно расти. В основном это средства, направляемые на закупки лекарств для лечебно-профилактических учреждений разных типов, а также на государственные закупки, осуществляемые в рамках различных целевых программ. Необходимо констатировать, что до сих пор не произведено всесторонней оценки того, какое влияние именно на эту важнейшую сферу оказывают существующие и предлагаемые механизмы регулирования закупок. В рамках настоящей статьи будет произведена попытка восполнить данный пробел. Как известно, Закон о контрактной системе вводит несколько новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Что касается ЛС, то основной формой их закупок - сомнений в этом практически нет - останутся электронные аукционы. Закон о контрактной системе содержит довольно жесткую императивную норму: заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. В соответствующем перечне, который был утвержден распоряжением правительства в октябре 2013 г., есть указание, в т. ч. на ЛС
(код 24 «Вещества химические, продукты химические и волокна химические» в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности/ОК 034-2007 (КПЕС 2002)/включает Лс)1, а также изделия медицинские с определенными исключениями.
Схожим образом вопрос закупки ЛС регулируется в рамках ныне действующего Закона о размещении заказов. В соответствии с ним также принят аналогичный перечень, и в нем также присутствует раздел, включающий лекарственные препараты. При этом как некоторые разъяснения ФАС, так и практика толковали норму ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов и присутствие товаров, в частности ЛС, в аукционном перечне как не позволяющие проводить именно конкурсы, а вот другие способы, прямо предусмотренные 94-ФЗ, в частности запрос котировок и «малые» закупки у единственного поставщика, считали допустимыми. Некоторая неопределенность по данному вопросу сохраняется. Тем не менее ряд экспертов выражают надежду, что тот же подход применим и к закупкам по 44-ФЗ. Поэтому коснемся такой формы закупки, как запрос котировок. Согласно ч. 2 ст. 42 94-ФЗ заказчик вправе разместить заказ путем запроса котировок, если цена контракта не превыша-
1 Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 №2019-р «О перечне товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме».
Keywords:pharmaceutical industry, drugs,procurement, contract system
Federal law of April 5, 2013 № 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs» (hereinafter 44-FZ Contract system law) will come into force on January 1, 2014. It is in many ways similar to federal law of July 21, 2005 № 94-FZ «On placement of orders for supply of goods, works and services for state and municipal needs» (hereinafter 94-FZ Placement of orders law), however, it contains new items relevant for the procurement of medicines. Roman SHABROV, managing partner of the law firm «BRAS» expert at the Center for Research of Regulatory Environment for Pharmaceuticals and Biotechnology, Mark TSUTSIEV, editor of the «Budget» journal, expert at the Center for Research of Regulatory Environment for Pharmaceuticals and Biotechnology. PUBLIC PROCUREMENT: GAME UNDER NEW RULES.
ет 500 тыс. руб. Однако предусматривается ограничение: нельзя осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 тыс. руб. в течение квартала. «Одноименность» товаров (работ, услуг) определяется согласно Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 №273, где выделено более 200 групп номенклатуры, в т. ч. порядка 50 групп лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций. Аналогичным образом регулируются «малые закупки» до 100 тыс. руб. у единственного поставщика. Этим способом допускается закупать одноименных товаров не более чем на 100 тыс. руб. в квартал.
В ст. 72 Закона о контрактной системе предложен иной подход к применению запроса котировок. Понятие «одноименного товара» более не используется, а предельные объемы закупок установлены иначе. Заказчик по-прежнему вправе осуществлять закупки путем
ГОСЗАКУПКИ: ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 10% средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более чем 100 млн руб. в год. Запрос котировок для товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (в частности, средств для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме), по-прежнему можно осуществлять независимо от цены контракта в следующих случаях:
1) судом удовлетворен иск заказчика о расторжении контракта на поставку соответствующих товаров в связи с его неисполнением;
2) контрольным органом выдано предписание об отмене результатов конкурса или электронного аукциона, и на основании заявления заказчика, поданного не позднее чем через 10 дней после отмены результатов, принято решение о возможности проведения запроса котировок;
3) ранее заключенный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения кон-тракта2.
При этом контракт, заключенный в результате проведения запроса котировок на поставку указанных товаров, не может заключаться на срок, превышающий необходимый для проведения нового конкурса или электронного аукциона. Количество товаров не может превышать количество, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение этого срока3. Одним из новых способов осуществления закупок, введенных Законом о контрактной системе, является запрос предложений. Запрос предложений будет осуществляться на основании решения врачебной комиссии, отраженного в медицинских документах, путем размещения извещения и документации о заказе в единой информационной системе для неограниченного круга лиц. Победителем при этом признается участник, приславший наиболее подходящее для заказчика предложение. Данный
способ закупки может применяться только по закрытому перечню оснований, установленному ст. 83 Закона о контрактной системе, в числе которых осуществление закупки ЛС, необходимых для назначения пациенту, учитывая его индивидуальную непереносимость и жизненные показания. Каждая отдельно взятая такая закупка может осуществляться не более чем для одного пациента в объеме, не превышающем количество ЛС, необходимых пациенту в течение срока лечения. Извещение о проведении закупки размещается в единой информационной системе не позднее одного дня после осуществления закупки у единственного поставщика одновременно с решением врачебной комиссии, обезличенного с учетом положений Закона о персональных данных4.
Что касается малых закупок у единственного поставщика (до 100 тыс. руб.), то их совокупный годовой объем должен быть не более 5% всех закупок заказчика и не более 50 млн руб. в год. На практике это приведет к тому, что ЛПУ достаточно быстро, возможно еще в первом квартале, исчерпают возможность закупить что-либо путем запроса котировок. Какие именно товары (работы, услуги) закупались, теперь никого не интересует. А значит, в оставшиеся месяцы учреждению придется организовывать торги для любых, даже небольших, закупок.
Законом о контрактной системе предусматривается и возможность закупки у единственного поставщика лекарственных препаратов, предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Цель такой закупки - обеспечение заказчика ЛС до того момента, когда будет заключен контракт по результатам проведения запроса предложений. Такой способ закупки проводится на тех же условиях, что и запрос предложений, с учетом ограничения суммы контракта планкой в 200 тыс. руб. Очевидно, что предельная сумма довольно не-
2 Возможные основания для такого отказа указаны в ч. 8-26 ст. 95 44-ФЗ.
3 Ст. 76 44-ФЗ.
4 Имеется в виду федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
РЕМШиимГ™ь1 43
большая: законодатель исходил из того, что ее должно хватить на закупку лекарств на некий промежуточный срок до заключения нового контракта. Однако у заказчиков могут возникнуть определенные проблемы с закупкой дорогостоящих лекарств.
• ЗАКУПКИ В РАМКАХ 223-Ф3
В общем случае действие Закона о контрактной системе распространяется на бюджетные учреждения (форма, в которой осуществляет свою деятельность большинство ЛПУ). Однако в соответствии с ч. 2 ст. 15 и ч. 25 ст. 112 данного закона бюджетное учреждение имеет право принять Положение о закупке и разместить его до начала года в единой информационной системе. Это позволит ему в соответствующем году вывести ряд закупок из сферы регулирования закона о контрактной системе и проводить их в соответствии с гораздо более мягкими требованиями федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В частности, речь идет о закупках за счет грантов, закупках, осуществляемых в качестве исполнителя по контракту и закупках за счет средств учреждения, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности. Проблема заключается в том, что воспользоваться указанным правом возможно только после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон №223-ФЗ. В частности, поправки должны уточнить, кто именно должен утверждать Положение о закупке бюджетного учреждения. Внесение этих поправок ожидается в ближайшее время, поэтому разработку Положения можно начинать уже сегодня.
• ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЗАКУПКИ
Как известно, действующий Закон о размещении заказов (ч. 2 ст. 4 94-ФЗ) устанавливает, что на федеральном, региональном и местном уровне может быть определен уполномоченный орган, осуществляющий функции по размещению заказов. Из этой же статьи следует, что порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчика должен ус-
МЕНЕДЖМЕНТ
44 |™ЬЬ|ршШииМ
танавливаться решением о создании такого уполномоченного органа. Поэтому в различных регионах использовались различные модели такого взаимодействия, в частности распределение конкретных функций между уполномоченными органами и лечебно-профилактическими учреждениями. В Законе о контрактной системе содержится несколько изменений. Во-первых, в отличие от 94-ФЗ, уполномоченным органом может быть не только государственный орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления, но и казенное учреждение. Во-вторых, новый закон предлагает несколько вариантов централизации закупочной деятельности. Так, если говорить о региональном уровне, то в субъекте РФ могут быть созданы (либо определены) один или несколько общих для региона уполномоченных органов (либо казенных учреждений). Кроме того, до 1 января 2016 г. органы исполнительной власти субъектов РФ, в частности региональные министерства (управления, департаменты) здравоохранения, обязаны принять одно из следующих решений: либо взять на себя полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для «подведомственных» бюджетных учреждений, либо наделить этими полномочиями «отраслевой» уполномоченный орган (или учреждение), либо дать бюджетным учреждениям право самостоятельно осуществлять все соответствующие полномочия.
• ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ
В рамках требований к описанию объектов закупки Закон о контрактной системе устанавливает, что, если предметом закупки является поставка ЛС, такая документация должна содержать указание на непатентованные международные наименования (МНН) или при отсутствии таких наименований на химические, группировочные наименования. Закон о контрактной системе позволяет заказчикам закупать ЛС по их торговым наименованиям только в том в случае, если они указаны в перечне, ежегодно утверждаемом Правительством РФ. Стоит отметить, что данная норма была введена еще в Закон о раз-
мещении заказов в июле 2012 г., однако как сам этот весьма ожидаемый перечень, так и порядок его формирования до сих пор не утверждены. Не вызывает сомнений, что указанная норма направлена на поощрение потребления воспроизведенных ЛС (дже-нериков). Помимо этого, она призвана предотвратить ситуации, когда недобросовестные заказчики включают в состав укрупненного лота ЛС различных групп, а также лекарственные препараты, поставляемые узким кругом компаний, чтобы обеспечить победу заранее определенного участника. Закон о контрактной системе запрещает объединять в один лот ЛС с МНН и ЛС с торговыми наименованиями. Также запрещено объединять в один лот различные ЛС с МНН (а при их отсутствии - химическими, группировоч-ными наименованиями), если их общая цена превышает предельное значение, установленное Правительством РФ. Это предельное значение составляет 1 млн руб. для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку ЛС в предшествующем году, составил менее 500 млн руб., 2,5 млн руб. — для закупивших на сумму до 5 млрд руб. и 5 млн руб. — для тех, кто превысил планку в 5 млрд руб.5 В п. 2 упомянутого постановления также указывается, что предельной ценой контракта (лота) является 1 тыс. руб., если в его рамках, помимо иных ЛС, закупаются:
♦ ЛС с международным непатентованным наименованием, не имеющие аналогов на рынке;
+ наркотические, психотропные или радиофармацевтические ЛС. Итак, объединение в один лот с другими препаратами указанных выше ЛС не запрещается, но на практике будет труднореализуемым. В практике применения Закона о размещении заказов часто встает вопрос о том, имеет ли право заказчик объеди-
нять услуги по закупке, поставке и хранению ЛС в рамках одного лота (т. н. аптечные лоты). Однозначный ответ на данный вопрос дать сложно, поскольку судебная практика и позиции надзорных органов по данной проблеме расходятся. В частности, ФАС России в разъяснении Закона 94-ФЗ6 указывает, что заказчик при проведении открытого аукциона на поставку для государственных (муниципальных) нужд ЛС, предназначенных для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не вправе объединить в одном лоте услуги по поставке, отпуску и хранению ЛС. В то же время некоторые федеральные арбитражные суды округов в своих постановлениях7 отмечают, что поставка и отпуск ЛС являются технологически и функционально взаимосвязанными (ч. 3 ст. 17 федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»), следовательно, объединение их в одном лоте правомерно. В Законе о контрактной системе данный вопрос также специально не урегулирован, что означает отсутствие правовой определенности в данном вопросе.
• АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ
Среди нововведений 44-ФЗ следует выделить ч. 9 ст. 37, регулирующую антидемпинговые меры при закупке товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (в число которых входят и ЛС). Такой мерой является предоставление обоснования предлагаемой цены контракта в случае, если участник закупки предлагает цену на 25% (или более) ниже начальной цены контракта. Данное обоснование может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, а также документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, или иные соответствующие документы и
5 Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 №929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями».
6 Письмо ФАС РФ от 14.02.2011 №АЦ/4619 «О разъяснении федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части соблюдения законодательства о размещении заказов Российской Федерации при проведении закупок на оказание услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения».
7 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2011 по делу №А45-18823/2010. Постановление ФАС Центрального округа от 14.12.2012 по делу №А62-2163/2012.
ГОСЗАКУПКИ: ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
расчеты. Невыполнение требования по обоснованию цены влечет за собой отклонение заявки на участие в конкурсе или признание участника уклонившимся от заключения контракта8. Эти меры призваны избавить заказчиков от недобросовестных поставщиков, необоснованно занижающих цену контракта, порой даже не имея возможности его исполнить.
• ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАВЩИКАМ
Закон о контрактной системе несколько меняет подход к установлению требований к участникам закупок. Так, если действующий 94-ФЗ перечисляет обязательные требования и те, которые могут устанавливаться уполномоченным органом или заказчиком в каждом конкретном случае, то ст. 31 Закона о контрактной системе предусматривает только перечень единых требований к поставщикам. По сравнению с 94-ФЗ он расширен, например, среди обязательных условий участия в закупке - отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования. Они могут касаться, в частности, наличия финансовых ресурсов, оборудования, опыта работы, деловой репутации, необходимого количества специалистов определенной квалификации. Правительство же устанавливает и перечень документов, подтверждающих соответствие заказчика данным требованиям. Пока соответствующие требования и перечни применительно к закупкам ЛС не утверждены, однако такой возможности исключать нельзя.
Дело в том, что существует проект постановления Правительства РФ9, которое предполагалось принять еще во исполнение Закона о размещении заказов (последний тоже предусматривает возможность установить единые дополнительные требования к поставщикам, однако лишь по закупкам для федеральных нужд и закупкам за счет федеральных средств). В проекте предложено считать дополнительным требованием к участникам размещения заказа нали-
чие в составе их заявки предложения о поставке ЛС российского или белорусского происхождения, за исключением случаев, когда в реестр ЛС внесено менее двух российских или белорусских производителей ЛС, в отношении которых размещается заказ. Минпромторг разработал критерии, в соответствии с которыми ЛС, произведенные на территории России с использованием компонентов иностранного происхождения, могут быть отнесены к ЛС российского происхождения. Чтобы считаться таковыми, ЛС должны соответствовать одному из трех критериев: производство на территории России самой субстанции, лекарственной формы или упаковка/маркировка ЛС10. Что самое важное, третий критерий применяется только до конца 2013 г., т. е. продукцию, которая была только расфасована, упакована и промаркирована в России, предполагается относить к отечественным препаратам до 1 января 2014 г. Оба проекта вызвали у представителей Фарминдустрии массу вопросов. В частности, было отмечено, что появление таких норм было бы невыгодно компаниям, локализовавшимся на отечественном рынке в последние годы: они не успеют «отбить» инвестиции. Кроме того, высказывались сомнения в способности российских производителей обеспечить поставки около 500 МНН, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Представители ФАС в свою очередь подчеркивали, что данные предложения обходят одну из ключевых проблем Закона об обращении лекарственных средств — неразрешенного вопроса о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, а потому не имеют смысла. Вероятнее всего, в рамках 94-ФЗ вопрос о дополнительных преференциях решен уже не будет, и всем заинтересованным сторонам следует вести речь о подзаконных актах, которые будут приняты во исполнение
8 Ч. 10 п. 37 Закона о контрактной системе.
9 Проект постановления Правительства РФ «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств».
10 Проект приказа Минпромторга России «О критериях, в соответствии с которыми лекарственные средства, произведенные на территории Российской Федерации с использованием компонентов иностранного происхождения, могут быть отнесены к лекарственным средствам российского происхождения».
Р£МШиим1™Ь-1 45
Закона о контрактной системе. Отметим, что хотя возможность ограничения допуска иностранных товаров к закупкам предусматривается и в действующем 94-ФЗ (ст. 13), однако в Законе о контрактной системе используется более жесткий подход. В частности, прямо указано, что Правительство РФ в целях защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей может устанавливать запрет или ограничение на допуск иностранных товаров.
Напомним также, что в настоящее время действует приказ Минэкономразвития России от 17 апреля 2013 г. №211, принятый во исполнение вышеупомянутой ст. 94-ФЗ. При размещении заказов на поставки некоторых групп товаров, включая фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты, путем проведения конкурса или аукциона поставщикам, предлагающим к поставке товары российского или белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%. Данный приказ утрачивает силу 31 декабря 2013 г.
Отдельная норма Закона о контрактной системе посвящена закупкам лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Установлено, что отстранение участника закупки или отказ от заключения контракта с победителем происходит в случае, когда:
+ предельная отпускная цена таких лекарств не зарегистрирована; ф предлагаемая участником цена превышает предельную и от снижения этой цены при заключении контракта участник отказывается. Среди прочих изменений внимания заслуживают ст. 95 Закона о контрактной системе, регулирующая порядок изменения и расторжения контракта, и ст. 80, детально (в отличие от 94-ФЗ) регламентирующая порядок определения участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций. В ст. 95 указывается, что в случае уменьшения доведенных
МЕНЕДЖМЕНТ
46 |™|P£M£DIIUM
до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, когда это впоследствии влечет невозможность исполнения заказчиком обязательств по контракту, в первую очередь должны исполняться обязательства по поставке товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, по которым поставщиком обязательства уже исполнены.
• КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нельзя не сказать несколько слов о требованиях к кадровому обеспечению закупок, предъявляемых Законом о контрактной системе. Как следует из ст. 37, ЛПУ, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., должны создать контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если же совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., а контрактная служба в ЛПУ отсутствует, оно назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий).
Следует отметить, что контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента). Такое типовое положение должно быть утверждено Минэкономразвития России, чего до сих пор не произошло (хотя проект документа уже разработан).
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Добавим, что согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации
дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Подводя итоги, следует отметить, что многие нововведения Закона о контрактной системе в значительной степени затронули сферу закупок ЛС. Это касается как изменений в сумме осуществляемых закупок, применяемых конкретно к указанной сфере, так и общих организационных изменений, прогнозировать последствия которых на данном этапе представляется преждевременным. Впрочем, с большой долей вероятности можно полагать, что новые изменения еще нагрянут, что обусловлено как оставшимися открытыми вопросами, к примеру проблемой взаимозаменяемости ЛС, так и подзаконными актами, принятие которых предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. Так, например, некоторые разрабатываемые во исполнение 44-ФЗ подзаконные акты непосредственно направлены на регулирование закупок ЛС. В их число, среди прочих, входит и уже принятое и вступающее в силу с 1 января 2014 г. Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 №92911, так и еще не утвержденный проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименова-ниями»12.
ИСТОЧНИКИ
1. http://dsm.ru/content/file/godovoy_ othet_cd.pdf.
2. http://static.consultant.ru/obj/file/doc/ pr_180313.rtf.
3. http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/ projects/859.
4. http://regulation.gov.ru/project/ 6348.html.
11 Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 №929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями».
12 По состоянию на 15.10.2013.
кроме того...
Пересадка костного мозга оказалась неэффективной при ВИЧ-инфекции
Американские исследователи пришли к выводу, что пересадка костного мозга, вопреки ожиданиям, не помогает излечиться от ВИЧ-инфекции, пишет MedPage Today. Впервые идея о трансплантации стволовых клеток крови как методе лечения ВИЧ-инфекции возникла после случая т. н. «берлинского пациента» Тимоти Брауна (Timothy Brown). Этот человек, инфицированный ВИЧ, заболел острой мие-лоидной лейкемией, не связанной с вирусом, причем антиретровирус-ную терапию он не проходил. Учитывая сопутствующую инфекцию, ему после полной абляции собственной кроветворной системы пересадили костный мозг донора с врожденным дефектом рецептора CCR5, не позволяющим ВИЧ проникать в клетки-мишени. После химиотерапии и купированной реакции отторжения трансплантата Браун излечился от обоих заболеваний.
Сотрудники бостонской больницы Brigham and Women's провели наблюдение за двумя ВИЧ-инфицированными пациентами, прошедшими трансплантацию костного мозга по поводу онкогематологических заболеваний. Специального подбора доноров с дефектными рецепторами CCR5 не проводилось, химио-терапевтическая подготовка перед операцией была минимальной. После вмешательства антиретрови-русную терапию пациентам отменили, и некоторое время после этого самые чувствительные анализы не определяли репликацию вируса. Это дало надежду на то, что за излечение от ВИЧ отвечает в первую очередь не врожденная невосприимчивость донора, а реакция отторжения трансплантата. Однако через 12 и 32 нед. соответственно у пациентов появились признаки активности вируса, что вынудило немедленно возобновить антиретровирусную терапию. Так было установлено, что простая пересадка костного мозга неэффективна для лечения ВИЧ-инфекции. Исследователь Тим Энрик (Tim Henrich) назвал полученный результат «разочаровывающим, но научно значимым».