Научная статья на тему 'Анализ особенностей межличностной коммуникации подростков - активных пользователей сети интернет'

Анализ особенностей межличностной коммуникации подростков - активных пользователей сети интернет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимченкова Снежана Петровна

В работе представлен анализ научной литературы по теме особенностей межличностных коммуникаций у подростков, активно использующих сеть интернет. Выявлены проблемы, связанные с длительным нахождением в интернете и влияющие на общение подростков в реальности. Проблематика заключается в том, что активное внедрение информационных технологий во все сферы нашей жизни, особенно сильно это отражается на подрастающем поколении. Новое поколение детей и молодежи, для которых интернет что-то обыденное и естественное, дающее множество преимуществ для жизни. Но, встречаются и отрицательные черты, так например интернет зависимость, сложности в общении в реальной жизни и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей межличностной коммуникации подростков - активных пользователей сети интернет»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ - АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Тимченкова С.П.

Тимченкова Снежана Петровна - студент, естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: в работе представлен анализ научной литературы по теме особенностей межличностных коммуникаций у подростков, активно использующих сеть интернет. Выявлены проблемы, связанные с длительным нахождением в интернете и влияющие на общение подростков в реальности. Проблематика заключается в том, что активное внедрение информационных технологий во все сферы нашей жизни, особенно сильно это отражается на подрастающем поколении. Новое поколение детей и молодежи, для которых интернет что-то обыденное и естественное, дающее множество преимуществ для жизни. Но, встречаются и отрицательные черты, так например интернет зависимость, сложности в общении в реальной жизни и др.

Ключевые слова: сеть интернет, межличностные коммуникации, подростковый возраст, коммуникативные компетенции.

В данной статье исследуются особенности межличностных коммуникаций подростков, которые активно используют сеть Интернет в своей жизни. Актуальность данной темы связана с тем, что последнее десятилетие мы наблюдаем активное внедрение информационных технологий во все сферы нашей жизни, особенно сильно это отражается на подрастающем поколении. Сейчас мы наблюдаем новое поколение детей и молодежи, для которых интернет что-то обыденное и естественное, дающее множество преимуществ для жизни. Но, к сожалению, мы можем наблюдать и отрицательные черты, так например интернет зависимость, сложности в общении в реальной жизни и др. Начиная с девяностых годов прошлого века, исследуется влияния киберпространства на особенности познавательных процессов и специфики общения людей, проводящих долгое время виртуальной среде и взаимодействию с виртуальным и реальным собеседником.

В связи с этим, мы решили проанализировать, каким образом на сегодняшний день у подростков активно использующих сеть интернет выстраиваются межличностные коммуникации. Цель данной работы обобщить данные имеющегося научно -эмпирического опыта по данной проблематике.

Психологические исследования в сфере общения при помощи интернета, в настоящее время ведутся в следующих направления [2]:

- изучение формирования социального сознания под влиянием новых возможностей идентификации и самопрезентации, а также специфики сетевого общения (Е.П. Белинская, В. А. Бурова, Е. Н. Блохина, Э. В. Губенко, В. Becker, Р. Kelly и др.);

- выявление социально-психологических особенностей общения посредством Интернета (Н. Деринг, В. Фриндте, Т. Келер и др.).

Подростки все чаще используют интерактивную коммуникацию, как правило, реализуемую посредством интернета. Данный факт может говорить о том, что подростки стремятся к общению и избирают наиболее удобные для себя способы это воплотить. Исследования в этой области ведутся уже более двадцати лет (А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, И.В. Шевченко, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмитриева, В.П. Долматов.)[2].

I 52 I

Как отмечается в работе Жуиной Д.В. , на сегодняшний день особое значение приобретает формирование у учащихся навыков эффективной межличностной коммуникации, как залога их благополучного развития[1].

В подростковый период человек обладает наибольшей чувствительностью к влиянию информационных и коммуникационных технологий. Под воздействием Интернета формируется новый по своему содержанию, качеству вид общения. Исследователи отмечают проблему влияния виртуального общения на способность молодежи полноценно общаться в реальной жизни и на развитие и формирование коммуникативной компетентности.[1]

Особо отмечаются негативные последствия активного использования интернета, в процессе реальной межличностной коммуникации. Это связано с тем, что межличностное общение требует особых умений, так например: необходимо уметь обратиться к незнакомому человеку с какой-либо просьбой, правильно отреагировать на заданный вопрос, уметь извиняться за необдуманные действия, своевременно отвечать другому человеку. Все это позволяет осуществить сформированность коммуникативных умений. [2]

Недостаточная сформированность коммуникативных умений может приводить к возникновению конфликтных ситуаций и проявлению агрессивного поведения.

Поскольку многие исследователи подчеркивают низкий уровень коммуникативной компетентности и коммуникативных умений подростков - активных пользователей сети Интернет, мы обратились к исследованию, в котором был проведен опрос школьников старших классов и оценен тип поведения в межличностной коммуникации. Мы выделили следующие данные [2]:

1. Больше половины подростков в ситуациях, требующих реакции на положительные высказывания партнера по общению демонстрируют зависимый тип поведения.

2. Когда от подростка требуется реакции на отрицательные высказывания, доминирующим типом поведения у подростков выступает агрессивный.

3. Обращение с просьбой и беседа у большинства вызывает зависимый тип поведения.

4. В ситуации, требующей проявления эмпатии, превалирует зависимый тип поведения.

На наш взгляд данные результаты исследования говорят о том, что подростки, активно использующие интернет, в реальной жизни вынуждены преодолевать определенные трудности в межличностной коммуникации. Это связано с тем, что дети привыкают общаться с помощью социальных сетей, в которых активно используются общие чаты, где не обязательно отвечать на сообщение. В личной переписке человек может ответить своему оппоненту тогда, когда ему будет удобно или когда он обдумает, что лучше всего сказать. В реальном общении все выстраивается намного сложней, ответы необходимо давать в режиме «онлайн», нельзя человека добавить в игнор, необходимо ориентироваться не только на слова, но также на мимику, жестикуляцию. Все это вызывает сложности для межличностной коммуникации в реальной жизни у подростков проводящих много времени в киберпространстве.

Список литературы

1. Жуина Д.В. Особенности виртуального общения подростков в соцсетях и его влияние на их общение в реальной жизни / Д.В. Жуина, А.И. Жуина // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8 (№ 6-2) -С.249-252.

2. Буянова В.В., Жуина Д.В., Жуина А.И. Характеристика межличностной коммуникации подростков - активных пользователей сети интернет / Пензенский психологический вестник. 2017 №2 (9) С. 1-10.

I 53 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.